ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1118
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сбор информации о ребенке, семье, школьной ситуации
Во время первой встречи с родителем психологу необходимо собрать как можно больше информации о ребенке. Поскольку мы имеем дело с развивающейся личностью, довольно трудно сразу выделить существенное и значимое в рассказе родителя, причины обращения к психологу могут быть связаны с различными обстоятельствами - от особенностей здоровья ребенка до стиля поведения педагогов в школе.
Опорными точками сбора психологического анамнеза служат следующие пункты.
Например, «всегда был общительным, но с поступлением в школу изменился»; «всегда был упрямым и обязательно хотел настоять на своем»; «изменения стали заметны с переходом в среднюю школу из начальной»; «с появлением в семье второго ребенка»; «после развода родителей».
Важна любая информация о том, что интересно ребенку, как он проводит свое время, как организован его досуг.
Перечисленные пункты полезны для структурирования беседы с родителем, представленный список не является исчерпывающим; возможно, в ходе разговора родитель расскажет о каких-либо уникальных моментах, связанных с жизнью ребенка, эта информация обязательно должна быть учтена в анализе ситуации.
Использование диагностики
В консультировании подростков чаще, чем в работе с взрослыми, целесообразно использование диагностики. Применение психодиагностических методик имеет в консультировании свои особые функции, отличные от диагностики в исследовательских целях.
В консультировании подростков не всегда удается опираться только на вербальную информацию, полученную в ходе беседы. Ребенок подчас не может достаточно четко и ясно изложить ситуацию в силу ограничений интеллектуального или мотивационного ресурса, недостаточно развитой рефлексии. Он просто может не считать ситуацию, тревожащую родителей, ненормативной и требующей перемен. Получить достаточную для анализа и обсуждения с родителем информацию, просто поговорив с младшим подростком, удается далеко не всегда. Вместе с тем использовать диагностические, коррекционные и психотерапевтические возможности игры, как в ситуации с дошкольниками и даже младшими школьниками, уже поздно, а вот использование психодиагностических методов окажется вполне продуктивным.
Использование психодиагностики в ходе консультирования младших подростков способствует решению следующих задач, стоящих перед психологом.
Необходимым условием применения психодиагностических методов является сочетание их с наблюдением за поведением подростка: легко или с затруднениями выполняются задания, часто ли (и в какие моменты) ребенок отвлекается, задает уточняющие (или, наоборот, уводящие в сторону) вопросы, комментирует ли ответы на задания или рисунки? Внимание и чувствительность к любым проявлениям подростка в ходе диагностики может дать существенную информацию, позволяющую психологу как можно более полно и достоверно оценить ситуацию.
В использовании психодиагностических методов важно соблюдать гибкость и корректность в толковании и интерпретации данных, не стоит выносить однозначный диагноз на основе проведения теста. Консультант должен ориентироваться на всю информацию, собранную в ходе общения с ребенком: рассказ родителя, беседа с подростком, наблюдаемые вербальные и невербальные сигналы в ходе взаимодействия с родителем, запрос, который формулируется, результаты психодиагностики. И только в совокупности следует толковать и интерпретировать всю полученную информацию.
Выбор психодиагностических методик определяется задачами конкретной консультации (запросом), а также размышлениями специалиста, которые возникают в ходе взаимодействия с ребенком и родителем. Иногда этот выбор очевиден. Например, запрос родителя связан со сложностями в учебе; следовательно, необходимо начать с оценки уровня интеллекта. И если интеллектуальные показатели соответствуют возрастной норме, а иногда даже ее превышают, закономерным будет предположение, что сложности в учебе связаны с напряжением в других областях - с повышенной тревожностью, сниженной самооценкой, проблемами в общении. Если родитель (или даже сам ребенок) говорит о том, что причиной обращения стала застенчивость, стеснительность, страх выступать публично, логично использовать диагностический инструментарий, направленный на исследование самооценки или/и тревожности ребенка.
В случаях, когда запрос связан с травматичными для ребенка событиями - развод, стрессовая ситуация, смерть родственника, конфликт с одноклассниками или педагогами в школе, полезным оказывается использование проективных и рисуночных методик. Эти методы позволяют получить ту информацию, которую подросток не всегда может сообщить прямо - иногда в силу неосознанности, иногда опасаясь излишней откровенности. Проективные и рисуночные методы также могут дать информацию о восприятии подростком семейной ситуации, темы, о которой далеко не каждый ребенок готов говорить с посторонним человеком.
Отдельно стоит выделить рисуночные методы, предоставляющие максимальное количество информации, которую не получишь в ходе самого откровенного разговора. В подростковом возрасте ребенок порой еще готов охотно рисовать по заданию специалиста, но часто интерес к рисованию уже пропал. Не нужно заставлять рисовать, если нет желания; можно обратиться к другим способам получения необходимой информации - проективным и полупроективным методикам.
Наиболее распространенными и часто используемыми диагностическими методиками являются «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Рисунок своего и противоположного пола». Среди проективных и полупроективных полезными признаны методика «Незаконченные предложения», тест Люшера, или Цветовой тест отношений, методики оценки тревожности, агрессивности.
Если запрос родителя связан со сложностями взаимодействия с подростком в семье - потеря доверия, агрессивность, замкнутость, вранье, полезно предложить родителю заполнить тест оценки стиля родительского отношения и воспитания. Материал, полученный в ходе такой диагностики, дает дополнительную информацию для анализа и понимания ситуации и предоставляет конкретный материал (результат теста) для разговора с родителем / другими членами семьи.
Таким образом, источниками информации для анализа и обсуждения в ходе консультирования родителя и подростка служат:
• разговор с родителем, в ходе которого проясняется запрос и также собирается психологический анамнез - максимум информации об особенностях развития и актуальной ситуации жизни ребенка;
И только на основе всей информации специалист обсуждает совместно с родителем ситуацию, осуществляет поиск путей ее разрешения и коррекции.
Таким образом, младший подростковый возраст - это первый шаг на пути к ключевым изменениям личности. Ребенку в этом периоде еще свойственны незрелые черты младшего школьника; одновременно появляются идеи самостоятельности, независимости, понимание своего значения в мире сверстников; начинается пересмотр важных составляющих своей жизни.
Во время первой встречи с родителем психологу необходимо собрать как можно больше информации о ребенке. Поскольку мы имеем дело с развивающейся личностью, довольно трудно сразу выделить существенное и значимое в рассказе родителя, причины обращения к психологу могут быть связаны с различными обстоятельствами - от особенностей здоровья ребенка до стиля поведения педагогов в школе.
Опорными точками сбора психологического анамнеза служат следующие пункты.
-
Индивидуальное развитие ребенка.
-
Как проходили роды, развитие в раннем детстве? Были ли сложности соматического характера, часто ли болел? -
Посещал ли детский сад, как складывались отношения там? -
Замечает ли родитель принципиальные изменения в характере и поведении ребенка в последнее время (даже если это не повод обращения)? Когда они начались? Не связано ли это хронологически с какими-то событиями?
Например, «всегда был общительным, но с поступлением в школу изменился»; «всегда был упрямым и обязательно хотел настоять на своем»; «изменения стали заметны с переходом в среднюю школу из начальной»; «с появлением в семье второго ребенка»; «после развода родителей».
-
Семейная ситуация.
-
Состав семьи - полная/неполная? Если родители в разводе, общается ли ребенок с отцом/матерью, которые живут отдельно? -
Есть ли братья/сестры, старшие/младшие? Как складываются отношения с ними? -
С кем проживает ребенок - только с родителями; в семье живут еще бабушки/дедушки, другие родственники? -
Особенности отношений в семье? Как складываются отношения ребенка с членами семьи, кто является для него авторитетом, кому он больше доверяет?
-
Школьная ситуация.
-
В какой школе учится ребенок (обычная/специализированная, государстве нная/частная)? -
Каков уровень учебной нагрузки, справляется ли с ней подросток (независимо от того, связано ли обращение с успешностью обучения или, например, коммуникативными проблемами)? -
Как складываются отношения с учителями, довольны ли родители уровнем и качеством образования, школьной атмосферой? -
Учится ли ребенок в одной школе с первого класса или сменил школу (школы), с чем был связан переход из одной школы в другую? -
Есть ли у ребенка дополнительная нагрузка, посещает ли подросток кружки, секции, занимается с репетиторами? -
Каковы отношения между учениками в классе, есть ли у подростка друзья в школе?
-
Увлечения, интересы, привычки.
-
Посещает ли кружки, секции? Если да, как осуществлялся выбор - ребенок захотел сам, выбор сделали родители, пошел за компанию с друзьями? -
Как проводит свободное время? -
Чем увлекается (что читает, какие передачи смотрит по телевидению)? -
«Отношения с компьютером» - сколько времени проводит за компьютером, чем занимается - «бродит» по Интернету, общается в социальных сетях, играет в компьютерные игры? Какие игры выбирает? -
Принимает ли участие в домашних делах?
Важна любая информация о том, что интересно ребенку, как он проводит свое время, как организован его досуг.
-
Особенности коммуникации со сверстниками.
-
Есть ли друзья? Как к ним относятся родители, какое, по мнению родителя, они оказывают влияние на ребенка?
Перечисленные пункты полезны для структурирования беседы с родителем, представленный список не является исчерпывающим; возможно, в ходе разговора родитель расскажет о каких-либо уникальных моментах, связанных с жизнью ребенка, эта информация обязательно должна быть учтена в анализе ситуации.
Использование диагностики
В консультировании подростков чаще, чем в работе с взрослыми, целесообразно использование диагностики. Применение психодиагностических методик имеет в консультировании свои особые функции, отличные от диагностики в исследовательских целях.
В консультировании подростков не всегда удается опираться только на вербальную информацию, полученную в ходе беседы. Ребенок подчас не может достаточно четко и ясно изложить ситуацию в силу ограничений интеллектуального или мотивационного ресурса, недостаточно развитой рефлексии. Он просто может не считать ситуацию, тревожащую родителей, ненормативной и требующей перемен. Получить достаточную для анализа и обсуждения с родителем информацию, просто поговорив с младшим подростком, удается далеко не всегда. Вместе с тем использовать диагностические, коррекционные и психотерапевтические возможности игры, как в ситуации с дошкольниками и даже младшими школьниками, уже поздно, а вот использование психодиагностических методов окажется вполне продуктивным.
Использование психодиагностики в ходе консультирования младших подростков способствует решению следующих задач, стоящих перед психологом.
-
Получение «непрямой», не всегда осознаваемой самим подростком, информации. Формулировка «не всегда осознаваемой» в нашем контексте иногда имеет иное, отличное от психоаналитического толкование. Речь идет скорее о том, что младший подросток может просто не замечать (не отражать) собственную неуспешность в коммуникативной сфере, в области регуляции эмоций или дефицит самостоятельности в силу объективного (соответствующего возрасту) уровня развития мышления, непреодоленного эгоцентризма, недостаточно развитой способности рефлексировать. Психодиагностические методы могут дать психологу информацию о точках напряжения, особенностях личности, установках и эмоциональном состоянии ребенка, которые он еще не полностью способен вербализовать и анализировать. Также вероятной является ситуация, когда психодиагностические методы (особенно проективные, рисуночные) позволяют получить информацию о том, что ребенок боится, не решается говорить прямо. -
Использование результатов психодиагностики может сыграть важную вспомогательную роль во взаимодействии с родителем. «Авторитет» психологического теста для недоверчивого, критичного родителя, не ориентированного на собственную активную работу, может стать более значимым, чем просто мнение, высказанное психологом. -
Соотнесение информации от родителя с данными диагностики. Например, родитель жалуется на агрессивность ребенка; тест оценки уровня агрессивности или ее типов подтверждает это мнение или подвергает сомнению. -
Получение информации о личностных особенностях подростка, уровне его интеллектуального развития. Эта информация важна для анализа ситуации. Например, неудачи в учебе могут быть связаны с уровнем развития интеллекта, низкой мотивацией или служить индикатором эмоционального напряжения ребенка, вызванного конфликтами в семье. Интегрированная диагностика всех этих параметров в совокупности с информацией, полученной в ходе бесед с ребенком и родителем, является материалом для анализа. -
В случае когда у подростка отсутствует или снижена мотивация к общению со специалистом, использование психодиагностики может помочь в установлении контакта и повышении заинтересованности ребенка. Интерес к себе, своему внутреннему миру, состоянию, знание своих особенностей - это отличительная черта подростка. Обсуждение результатов теста вместе с подростком может стать поводом для диалога.
Необходимым условием применения психодиагностических методов является сочетание их с наблюдением за поведением подростка: легко или с затруднениями выполняются задания, часто ли (и в какие моменты) ребенок отвлекается, задает уточняющие (или, наоборот, уводящие в сторону) вопросы, комментирует ли ответы на задания или рисунки? Внимание и чувствительность к любым проявлениям подростка в ходе диагностики может дать существенную информацию, позволяющую психологу как можно более полно и достоверно оценить ситуацию.
В использовании психодиагностических методов важно соблюдать гибкость и корректность в толковании и интерпретации данных, не стоит выносить однозначный диагноз на основе проведения теста. Консультант должен ориентироваться на всю информацию, собранную в ходе общения с ребенком: рассказ родителя, беседа с подростком, наблюдаемые вербальные и невербальные сигналы в ходе взаимодействия с родителем, запрос, который формулируется, результаты психодиагностики. И только в совокупности следует толковать и интерпретировать всю полученную информацию.
Выбор психодиагностических методик определяется задачами конкретной консультации (запросом), а также размышлениями специалиста, которые возникают в ходе взаимодействия с ребенком и родителем. Иногда этот выбор очевиден. Например, запрос родителя связан со сложностями в учебе; следовательно, необходимо начать с оценки уровня интеллекта. И если интеллектуальные показатели соответствуют возрастной норме, а иногда даже ее превышают, закономерным будет предположение, что сложности в учебе связаны с напряжением в других областях - с повышенной тревожностью, сниженной самооценкой, проблемами в общении. Если родитель (или даже сам ребенок) говорит о том, что причиной обращения стала застенчивость, стеснительность, страх выступать публично, логично использовать диагностический инструментарий, направленный на исследование самооценки или/и тревожности ребенка.
В случаях, когда запрос связан с травматичными для ребенка событиями - развод, стрессовая ситуация, смерть родственника, конфликт с одноклассниками или педагогами в школе, полезным оказывается использование проективных и рисуночных методик. Эти методы позволяют получить ту информацию, которую подросток не всегда может сообщить прямо - иногда в силу неосознанности, иногда опасаясь излишней откровенности. Проективные и рисуночные методы также могут дать информацию о восприятии подростком семейной ситуации, темы, о которой далеко не каждый ребенок готов говорить с посторонним человеком.
Отдельно стоит выделить рисуночные методы, предоставляющие максимальное количество информации, которую не получишь в ходе самого откровенного разговора. В подростковом возрасте ребенок порой еще готов охотно рисовать по заданию специалиста, но часто интерес к рисованию уже пропал. Не нужно заставлять рисовать, если нет желания; можно обратиться к другим способам получения необходимой информации - проективным и полупроективным методикам.
Наиболее распространенными и часто используемыми диагностическими методиками являются «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Рисунок своего и противоположного пола». Среди проективных и полупроективных полезными признаны методика «Незаконченные предложения», тест Люшера, или Цветовой тест отношений, методики оценки тревожности, агрессивности.
Если запрос родителя связан со сложностями взаимодействия с подростком в семье - потеря доверия, агрессивность, замкнутость, вранье, полезно предложить родителю заполнить тест оценки стиля родительского отношения и воспитания. Материал, полученный в ходе такой диагностики, дает дополнительную информацию для анализа и понимания ситуации и предоставляет конкретный материал (результат теста) для разговора с родителем / другими членами семьи.
Таким образом, источниками информации для анализа и обсуждения в ходе консультирования родителя и подростка служат:
• разговор с родителем, в ходе которого проясняется запрос и также собирается психологический анамнез - максимум информации об особенностях развития и актуальной ситуации жизни ребенка;
-
общение с подростком, наблюдение за его поведением в ходе беседы; -
результаты психодиагностики, если это представляется необходимым.
И только на основе всей информации специалист обсуждает совместно с родителем ситуацию, осуществляет поиск путей ее разрешения и коррекции.
Таким образом, младший подростковый возраст - это первый шаг на пути к ключевым изменениям личности. Ребенку в этом периоде еще свойственны незрелые черты младшего школьника; одновременно появляются идеи самостоятельности, независимости, понимание своего значения в мире сверстников; начинается пересмотр важных составляющих своей жизни.