Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1119

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подводя итоги главы, отметим следующие ключевые моменты:

  • консультируя младших подростков и их родителей, специалист имеет дело с личностью, находящейся на этапе активных изменений, что предъявляет серьезные требования к гибкости и широте профессионального взгляда, необходимости воздерживаться от категоричности и однозначности в оценках и суждениях;

  • ответственность за развитие ребенка несет родитель, и консультанту следует ориентироваться прежде всего на его запрос;

  • одним из самых сложных моментов в процессе консультирования подростков является создание и поддержание его мотивации к работе над собой, но при установленном контакте можно добиться значительных результатов. А профессионально и качественно реализованная психологическая поддержка подростка становится основой его дальнейшей успешности и личностного благополучия.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные противоречия младшего подросткового возраста.

  2. Что является основными новообразованиями младшего подросткового возраста?

  3. Что такое досрочная идентичность?

  4. Кто является клиентом в ситуации консультирования младшего подростка и его родителя? На чей запрос стоит ориентироваться специалисту в первую очередь?

  5. Перечислите основные блоки информации о развитии ребенка, которые необходимо затронуть в ходе первой встречи с родителем.

  6. Часто встречающийся запрос родителей при обращении к специалисту звучит так: «Ничего не хочет, забросил все кружки, учебу забросил или учится из-под палки...» Чем обусловлено такое поведение?

  7. Чем вызвано ухудшение успеваемости младшего подростка? (Перечислите несколько вероятных причин.)

  8. Если подросток в ходе беседы с психологом жалуется на непонимание со стороны родителя, какой первый шаг должен предпринять специалист?

  9. Какие причины могут вести к повышению агрессивности и обидчивости младшего подростка?

  10. Каковы особенности конфиденциальности при консультировании подростков?

Глава седьмая
Психологическое консультирование подростков
старшего возраста



  1. Цели и задачи консультирования старших подростков

Основные причины обращений подростков к психологу сопряжены с глобальными жизненными задачами, которые он решает, и с особенностями возраста. Внимание стоит обратить на высокую чувствительность подростка к получаемому опыту, что предъявляет особые требования к профессионализму психолога- консультанта.

Л. С. Выготский [Выготский, 2005] считал самосознание последней и самой верхней перестройкой психологии подростка. Мы уже не раз отмечали, что ключевым фактором подросткового кризиса является становление самосознания.

Психолог-консультант, работающий с клиентом-подростком, должен учитывать:

  • реальный и психологический возраст подростка;

  • психологические особенности подростков;

  • психологические задачи, которые должен решить подросток на этом жизненном этапе;

  • индивидуальные особенности подростка;

  • семейный контекст, в котором развивается индивидуальная история клиента.

Перед психологом-консультантом встают следующие профессиональные задачи.

1. Эмоциональная поддержка.

Поскольку сложные ситуации воспринимаются как непереносимо острые и уникальные, то в ситуации консультирования, каким бы преувеличением нам ни казалось то, что говорит подросток, консультанту следует быть, как говорила Ф.Дольто, эмпатичным, открытым, честным.

  1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   30

Побуждение и поддержка попыток к углублению самосознания.

  1. Способствовать осознанию моментов выбора и принятия решений.

В ходе консультации психолог должен сконцентрироваться на обсуждении с подростком следующих вопросов.

  • Каким образом принимается то или иное решение?

  • На какие критерии или модели оно опирается?

Важно побуждать подростка к осмыслению своих желаний и ценностей, способствовать тому, чтобы молодой человек учился понимать истоки собственных побуждений. Нет и не может быть категорического требования делать в этом возрасте только абсолютно независимые выборы. Большим шагом вперед, к взрослению, будет то, что подросток сможет понять, почему он выбирает определенный способ поведения, поступает ли он определенным образом в рамках семейных традиций или в соответствии с образцами поведения, принятым в его группе; из самоутверждения или стремления к самореализации. Дифференцирование своих побуждений и возможный отход от поляризации выбора способствует формированию гибкости поведения и мышления.

  1. Содействовать адекватной оценке своих качеств, возможностей и способностей, своих поступков.

  1. Развитие у подростка дифференцированного восприятия ситуаций и других людей.

В процессе консультирования психолог должен способствовать избавлению от черно-белого видения другого человека. Умение встать на позицию другого, посмотреть на ситуацию его глазами помогает понять мотивы партнеров по общению, их переживания.

Развитие умения отстаивать свои желания, понимая и учитывая позиции и чувства других, приведет к формированию психологической независимости подростка.

  1. В первую очередь это, конечно, касается отношений с родителями. Психолог в консультационной работе с подростком помогает адекватно видеть источник требований (ожиданий) родителей. Умение увидеть в их требованиях не только ограничение индивидуальной свободы, но и проявление заботы и любви позволяет избежать многих конфликтов в семье, найти в дальнейшем точки взаимопонимания и может лечь в основу договоренностей.

  2. Не менее важно формирование адекватного видения друзей и одноклассников, умения видеть не только достоинства либо недостатки других людей. Приобретение способности терпимо относиться к недостаткам или неприятным особенностям людей помогает избегать жесткости оценок, формировать устойчивые дружеские отношения. Не секрет, что зачастую дружба, сложившаяся в подростковый период, остается в течение всей жизни человека.


4. Профилактика возникновения негативных последствий непроработанных травм и нерешенных жизненных ситуаций.

В подростковом возрасте личность молодого человека открыта внешним воздействиям. Негативное событие, неразрешенная трудность могут не только оставить тяжелый след в памяти, но и повлиять на формирующуюся личность [Змановская, Рыбников, 2010]. Восприятие масштаба происходящего субъективно в любом возрасте и зависит от особенностей личности, прошлого опыта, социального окружения. Однако сверчувствительность к переживаемому опыту, характерная для подростков, делает их особенно уязвимыми для воздействия трудностей и тем более травмирующих событий.

Вот два примера из рассказов подростков, участников «Программы поддержки развития интеллектуально одаренной молодежи», записанные на «Тренинге уверенного поведения»[]. Первый случай связан с переживанием травматичного опыта. Н. А., 16 лет:

Когда мне было десять лет, у меня совершенно изменилось представление о мире. Это было связано с дракой. Мы с моими друзьями возвращались из школы. Ко мне стали приставать незнакомые подростки. Они требовали деньги и телефон. Когда я отказался, меня сильно избили. Мои товарищи не попытались заступиться за меня. Я понял, что я одинок и беззащитен. Лучше держаться от других подальше.

Второй случай можно оценить как столкновение пусть и с неприятным, но вполне рядовым событием. В ответ на предложение участвовать в задании, связанном с рисованием, О. И. ответила:

Я ничего не могу сделать руками - ни рисовать, ни шить. Я очень неловкая и совершенно бездарная. Об этом говорили уже самые первые мои учителя. Например, учительница труда, когда мы в пятом классе шили фартук, сказала: «Ну, тебе-то только вперед иголочкой шить...»

Взрослые, находящиеся рядом с подростком в такие моменты его жизни, должны быть очень внимательными, даже чуткими. Их задача не просто заметить и посочувствовать, но максимально способствовать приобретению опыта преодоления жизненных трудностей. Именно преодоление трудных жизненных периодов способствует решению одной из важнейших психологических задач возраста - становлению самосознания [Дольто, 1997; Лебедева, Бабурин, 2016]. Так как подростковый возраст - это еще и возраст психологического отделения от родителей, подросток не всегда готов рассказать им о подобных событиях. Роль психолога- консультанта в жизни подростка может оказаться очень важной для сохранения позитивного образа себя.


  1. Помощь подростку в овладении механизмами управления своим поведением, регуляции эмоционального состояния и избегания принятия решений в состоянии высокого аффективного возбуждения.

Очень многие родители и педагоги жалуются на изменение поведения подростка. По их словам, подростки становятся нетерпеливыми, чрезмерно эмоциональными, неуправляемыми. Психолог-консультант может не только вместе с подростком исследовать причины потери самоконтроля, но научить его некоторым приемам, помогающим саморегуляции. Для решения этой задачи хороши групповые формы работы, в частности тренинги; например, «Тренинг уверенного поведения», варианты коммуникативных программ и т. п.

  1. Информирование: предоставление информации об общих закономерностях взросления и построения отношений между людьми.

Часто встречаются ситуации, когда проблемы у подростка возникают из-за ограниченности опыта. Выше уже было сказано, что подростку кажется уникальным все происходящее с ним. От этого острота переживания только нарастает, а вместе с ней и чувство беспомощности, безысходности. Зачастую предоставление информации помогает подростку найти адекватный выход из сложной ситуации или по крайней мере снизить остроту проблемы. Это происходит благодаря расширению видения контекста случившегося. Ощущение непреодолимости случившегося отступает. Например, часто подростки очень переживают из-за изменений отношений с прежними друзьями, которые им стали неинтересны. Если они узнают, что в их возрасте меняются представления о дружбе и ее психологическое содержание, то ощущение, что они предают старых друзей, смягчается.

Также многие подростки (вслед за родителями) винят себя за лень и отсутствие мотивации к учебе. И точно так же, как родители, когда подростки понимают, что проблема может заключаться в типичной для них астенизации, перестают приписывать себе негативные качества («я ленив, из меня ничего путного не получится»). Переживаемое состояние становится задачей, с которой предстоит справиться, а не личностным диагнозом.