Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1111

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, решая профессиональные задачи, психолог, консультирующий подростка, должен видеть и понимать процесс изменения его представлений о себе, своих возможностях и потребностях. В этом случае оказание поддержки становится необходимой составляющей профессионального контакта.

Успешность профессионального контакта с клиентом-подростком зависит и от способности психолога сохранять эмоциональный баланс. Поведение подростка может быть вызывающим. Было бы неправильным принимать его слова и действия только на свой счет и эмоционально на них реагировать. Взрослеющий человек, отстаивающий свою независимость, пробует свои силы в конфронтации, таким образом он стремится доказать себе и другим взрослость и независимость. Однако эта «брошенная миру перчатка» зачастую достается родителям и другим взрослым (психологам, например). Ситуацию конфронтации усиливает феномен «апломба будущего»: подросток как бы говорит: «Я еще могу стать кем угодно, а вы уже сделали свои выборы».

Что касается личных качеств, необходимых профессиональному психологу-консультанту, можно опираться на список, предложенный Комитетом по надзору и подготовки консультантов (США) [George, Cristiani, 1990]:

  • доверие к людям;

  • уважение ценностей другой личности;

  • проницательность;

  • отсутствие предубеждений;

  • самопонимание;

  • сознание профессионального долга.

Интересный опыт отмечен А. А. Бадхен[]. Он предлагал участникам обучения (будущим консультантам и психотерапевтам) представить человека, с которым они могли бы поговорить о своих переживаниях в ситуации, когда они чувствуют, «что с ними что-то не так». Затем задавал вопрос: «Какими качествами должен обладать человек, чтобы Ваше состояние после диалога с ним улучшилось?» Опыт повторялся автором неоднократно, но результат оказывался схожим. Участники обучения отмечали, что этот человек должен быть «открытым, спокойным, умеющим слушать, добрым, терпеливым, живым, заинтересованным, понимающим, любящим, искренним, вызывающим доверие», «сопереживающим, не дающим советов», «умеющим хранить тайну». Обращает на себя внимание тот факт, что в данном списке перечислены исключительно личные качества человека, которому можно доверить рассказ о своих переживаниях. Даже те, кто в будущем готовится стать профессиональным психологом-практиком, не упоминают о владении технологиями и приемами, знаниями упражнений. Использование психологом арсенала технических приемов в консультировании вне сформированной профессиональной позиции не будет эффективным.


  1. Структура процесса консультирования

Этапы процесса консультирования подростка, его структура сходна с аналогичным процессом консультирования взрослого клиента.

Р. Кочюнас отмечает: «Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента» [Кочюнас, 2010, 19]. Модель структуры консультативного процесса, которую можно считать самой общей, автор называет эклектической. Она выглядит следующим образом (рис. 7.1). В случае клиента- подростка каждый из этапов имеет некоторые особенности.







1- ^следование проблемы

Оценка и обратная связь

* Двумерное определение

Идентификация альтернатив

Рис. 7.1. Модель этапов консультирования






1. Исследование проблемы. Основной задачей этого этапа является установление контакта с подростком. Важно установить отношения обоюдного доверия. Препятствия этому возникают как со стороны подростка, так и со стороны консультанта.

Несмотря на то что подросток может самостоятельно обратиться к психологу, осознав свои трудности, консультанту еще предстоит завоевать его доверие, особенно если у подростка есть повод негативно относиться к миру взрослых. Преодолению данного препятствия способствует открытость позиции консультанта и готовность к установлению сотрудничества.

Если же подросток приходит на индивидуальную или групповую консультацию, направляемый родителями, времени на установление контакта требуется больше. В таких случаях обычно значительно сильнее сопротивление как контакту, так и психологической работе в целом. Вызвать подростка на рассказ о себе, о своих трудностях, тем более побудить его к углубленному исследованию ситуации, еще труднее. Это требует от психолога прежде всего уважительного отношения к проблемам, терпения и осторожности.



Недоверие консультанта к юному клиенту иногда может также усиливаться из-за предубеждений или ложных установок, созданных, например, словами родителей («он у нас очень замкнутый/ агрессивный/медлительный...»), или недооценки глубины переживания («обычная подростковая история»). Иногда может влиять опыт встречи с обманом подростка или его фантазиями.

Например, подростки придумывают особенные события, якобы произошедшие в их жизни. Нередко это связано со стремлением произвести впечатление на психолога; другая мотивация подобного поведения - проба себя в разных ролях, примерка различных масок. Это естественное поведение, связанное со стремлением найти ответ на вопрос «Кто я?», поэтому ловить подростка на сказанном, особенно в начале отношений, не стоит.

В любом случае искренний интерес, внимательное выслушивание, отказ от оценки и манипулятивных шагов способствуют преодолению психологических барьеров, а также внимание к невербальным проявлениям, предоставление пространства для высказывания подростка.

2. Двумерное определение проблем. Целью этого этапа является точная формулировка проблемы. Тут важны и эмоциональная, и когнитивная стороны происходящего с подростком. Выработка языка взаимопонимания всегда сложна для профессионального консультанта.

Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания проблемы, определяемой конкретными понятиями. Точное называние проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если на этом этапе возникают трудности, неясности, надо вернуться к стадии исследования.

Девушка четырнадцати лет. Проблема, заявленная на первых встречах, была сформулирована, казалось бы, точно. Девушка говорила, что не справляется с отношениями с лидером класса, активной и резкой одноклассницей. У них конфликт, который мешает ее отношениям с одноклассниками. Однако поэтапное исследование и уточнение проблемы дало иную картину. Постепенно выявилась тема одиночества, которое стало ощущаться год назад. Эта ситуация возникла в связи с серьезным погружением девушки в занятия робототехникой, для которых ей приходилось ездить через весь город. Одноклассники стали сторониться ее, называя за глаза «ботаном». Самым болезненным было расставание на этом фоне с молодым человеком.


Таким образом, определение проблемы шло постепенно, и можно было делать выбор задач для дальнейшего исследования в зависимости от глубины понимания происходящего обеими сторонами (клиентом-подростком и психологом), уровня доверия.

В качестве возможных задач обозначим следующие.

  • изменение социального статуса и позиции в классе;

  • переживание одиночества из-за отсутствия единомышленников по увлечению в ближайшем окружении;

  • переживание расставания с молодым человеком;

  • внутренний конфликт между серьезным увлечением и потерей психологической безопасности в среде одноклассников.

Все приведенные выше определения проблемы взаимосвязаны и могут быть рассмотрены на разных этапах консультирования, но для продолжения работы стоит выбрать то, что будет принято клиентом как самое важное. В нашем примере им оказалось отстаивание личного права заниматься своим увлечением.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии консультант и клиент-подросток подходят к решению проблемы. Главным инструментом становятся вопросы, которые психолог задает подростку. Именно открытые вопросы способны подтолкнуть клиента к поиску формулировки альтернатив изменения ситуации. Несмотря на разницу в опыте, принцип «не давать однозначные советы» сохраняет свою актуальность. Однако психолог может подчеркивать варианты из предложенных самим подростком, которые считает наиболее адекватными и реалистичными. Иногда уместно рассказать притчи, которые помогли бы подростку открыть сторону вопроса, которую он не замечал ранее. В некоторых случаях уместно обсуждение примеров из литературы или кино (это актуально для современного подростка).

На данном этапе стоит записать рассматриваемые варианты решения проблемы или вероятные выходы из ситуации и использовать психологический прием «внутреннего взвешивания», чтобы подросток мог оценить их приемлемость для себя самого. Роль консультанта тогда заключается в том, чтобы помочь оценить реалистичность воплощения выбранного решения в жизнь и обсудить последствия намеченных альтернатив. В случае консультирования подростков часто встречаются ситуации, когда, придя к психологу, клиент ожидает волшебного совета, позволившего бы ему избавиться от сложностей. Корректирование такой установки начинается еще на первых стадиях консультирования и продолжается на этом этапе.


Если видение альтернатив подростком затруднено, это может означать, что не в полной мере пройден предыдущий этап и стоит к нему вернуться. Варианты работы с альтернативами, которые можно использовать на данном этапе, - «Взвешивание альтернатив», «Ранжирование ценностей». Приведем примеры.

Взвешивание альтернатив

Метод разработан для тренинга «Принимать решения: я могу!»[]и реализуется за пять шагов:

  1. Обозначение альтернатив, из которых надо сделать выбор.

  2. Определение критериев, на основе которых будет делаться выбор (это ключевой момент процедуры, так как он помогает понять, что важно для самого подростка, а что затрудняет выбор). Создается список критериев выбора (слишком много критериев быть не должно).

  3. Составление таблицы оценки альтернатив.

  4. Оценка вероятности реализации критерия в баллах (насколько высока вероятность того, что этот критерий будет реализован при выборе той или иной альтернативы). Используется пятибалльная система: максимальная оценка - 5, минимальная -1.

  5. Анализ таблицы. Выбор.

Метод используется, когда подростки затрудняются сделать выбор из нескольких альтернатив, и позволяет им понять, на основе чего они его совершают.

Так, подросток выбирал из нескольких альтернатив проведения школьных каникул. Ему были предложены три варианта, связанные с поездкой в лагерь: спортивный (альтернатива 1), куда он ездит постоянно; языковой - у него трудности с английским (альтернатива 2); вместе с одноклассниками (альтернатива 3).

Оценка альтернатив

Ранг критерия

Критерий

Альтернатива 1

Альтернатива 2

Альтернатива 3

1

Новые впечатления

1

2

3

2

Способствует школьной успешности

1

5

3

3

Приятная компания

4

2

5

4

Набраться здоровья и силы

5

1

2

5

Побыть без знакомых взрослых

2

4

3

Итог




13

14

16