ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1077
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольные вопросы
-
Назовите социальные сигналы младенцев. -
Охарактеризуйте понятие «чувствительность взрослого к сигналам ребенка». -
Опишите методы оценки взаимодействия в паре младенец - родитель. -
Какие признаки нарушений во взаимодействии между младенцем и родителем существуют? -
Назовите причины нечувствительного поведения родителей по отношению к младенцам. -
Опишите особенности моделей психотерапевтической помощи детям младенческого возраста и их родителям. -
Назовите принципы игры с ребенком младенческого возраста. -
Приведите пример использования принципа «моделирование» при работе с матерью и младенцем. -
Опишите особенности предложения интерпретации при работе с парой мать - младенец.
Глава вторая
Психологические особенности периода раннего
детства. Тоддлеровская группа как метод
психологического сопровождения семей с
детьми раннего возраста
-
Психологическое содержание периода раннего детства.
Теоретические подходы, используемые для
концептуализации психологического содержания периода
раннего детства
Переход от младенчества к детству происходит через период раннего возраста, в течение которого внутренний мир ребенка усложняется, а во внешней реальности он постепенно обретает возможность более автономного функционирования (ребенок начинает самостоятельно ходить, развиваются навыки самообслуживания, речь и др.).
Период раннего детства определяется возрастом от года до трех лет. В англоязычной литературе [Крайг, Бокум, 2016; Parents and Toddlers in Groups, 2010] он называется тоддлеровский[—].
Согласно теории привязанности, к концу первого года жизни ребенок обобщает опыт отношений с матерью и формирует внутреннюю «рабочую модель», которая включает представления о себе, о матери и о других людях [Боулби, 2003]. Теория привязанности дает нам возможность на основании наблюдаемого поведения ребенка в стрессовой ситуации описать самозащитные стратегии, используемые им для достижения безопасности, потребность в которой является одной из базовых для человека [Плешкова, 2008]. Клиническая ценность теории привязанности состоит в том, что на ее основании мы можем составить представление не только о том, какими стратегиями эмоциональной регуляции овладел ребенок, но и насколько чувствительной, постоянной и предсказуемой оказывается для ребенка его мать. Другими словами, насколько ей удается помочь ребенку перерабатывать психический опыт, развивать мышление. Этот важный аспект материнской заботы в психоаналитической традиции принято называть контейнированием [Хиншелвуд, 2007].
Психоаналитические концепции предлагают различные модели психического [Тайсон, Тайсон, 2013], включающие как феноменологические описания психических явлений, так и механизмы их формирования, открывающие возможность размышлять о внутрипсихической жизни ребенка, не данной нам в непосредственном наблюдении. Психоаналитическая парадигма позволяет лучше понимать определенные мотивы и фантазии, проявляющиеся в тех или иных реакциях ребенка, которые могут казаться бессмысленными, а родителями или не учитываться, или восприниматься как просто плохое поведение.
Овладение прямохождением (как правило, случается к концу первого - началу второго года жизни) является одновременно реальностью физического функционирования и грандиозным событием психической жизни ребенка, позволяющим более активно познавать внешний мир, экспериментировать с физической и психологической дистанцией в отношениях с матерью, обретать новый опыт субъективного восприятия себя и своих возможностей.
Разнообразные клинические наблюдения [Малер и др., 2011; Райд, 1996; Стайнер, 1995] и экспериментальные исследования [Крайг, Бокум, 2016; Лафренье, 2004] свидетельствуют об усложнении эмоционального мира и психического функционирования детей раннего возраста. Вдохновляющий ребенка новый телесный опыт, связанный как с практикой хождения и другими двигательными возможностями, так и с развитием большего контроля в управлении сфинктерами прямой кишки и мочеиспускательного канала, интеллектуальные открытия и экспериментирование с речью, отношения в кругу семьи и за ее пределами, укрепляющийся интерес к сверстникам; познание различий между полами, развитие символической игры, освоение ритуалов обмена - все это и многое другое порождает в тоддлере яркие, зачастую противоречивые переживания.
Ребенок раннего возраста тренируется и наслаждается, играет и познает, радуется и фантазирует, протестует и возмущается, мечтает и смущается, ревнует и завидует, желает и боится. Постепенно он все больше сталкивается с амбивалентными переживаниями по отношению к близким людям. Противоречивые чувства со временем начинают одолевать не только тоддлера, но и его родителей. Радость, умиление и гордость, вызванные достижениями своего малыша, могут сменяться недоумением, разочарованием, возмущением и даже гневом, а рутина повседневности, тревоги и заботы родительства - привести к выраженной эмоциональной усталости взрослых.
Таким образом, речь идет о специфической ситуации в отношениях прежде всего матери и ребенка в связи с прохождением им определенного этапа развития, на котором ему необходимо решить ряд психологических задач. Психоаналитическая концепция сепарации-индивидуации, предложенная М. Малер [Малер и др., 2011], поможет нам лучше понять специфику этих задач.
Согласно этой концепции, у ребенка в течение первых трех лет жизни в контексте отношений с матерью формируются внутри- психические структуры, позволяющие ему функционировать достаточно независимо. Они включают целостную психическую репрезентацию матери и уникальную, стабильную психическую репрезентацию себя, отличную от материнского образа. Эти психические репрезентации формируются по мере развития отношений. Тоддлер постепенно обнаруживает пределы своих возможностей, сталкивается с тем, что он не может контролировать поведение матери и других людей. Последовательное и терпеливое посредничество близких взрослых помогает ему переработать интенсивные переживания и перейти от протеста и «борьбы» к примирению и сотрудничеству. В течение тоддлеровского возраста ребенку предстоит интегрировать в целостные репрезентации себя и матери «плохие» и «хорошие» аспекты и развить способность выдерживать противоречивые чувства, находя утешение и поддержку не только у своей реальной матери, но и в своем внутреннем мире, обращаясь к репрезентации утешающей, поддерживающей внутренней фигуры.
Хочется особенно подчеркнуть масштабность и экзистенциальный характер этих задач, с которыми ребенок впервые сталкивается в столь юном возрасте и которые не могут быть решены окончательно. Они становятся неотъемлемой составляющей внутреннего мира и отношений человека в течение всей последующей жизни, когда повседневные неурядицы, закономерные кризисы на время приводят к потере внутренней стабильности и возрождению ранних тревог относительно надежности отношений. Именно поэтому ранний возраст является таким важным для психологического становления и таким непростым эмоционально.
Достижение ребенком тоддлеровского возраста знаменует и развитие определенной внутрисемейной динамики. Рассмотрение отношений в рамках семейной системы - это еще один важный теоретический подход, который необходимо использовать в консультировании ребенка и его семьи. Супружеская пара, реализовав свою любовь и креативность в зачатии и рождении первенца, став семьей и обретя статус родителей, продолжает быть сосредоточенной на заботе о подрастающем ребенке. При этом начинает интенсифицироваться динамика отношений в треугольнике мать - ребенок - отец (в более сложной конфигурации, если в семье есть еще дети или совместно проживают три, четыре поколения). Супругам необходимо позаботиться о своих отношениях, претерпевающих трансформацию на новом этапе супружества, а в качестве родителей им предстоит помочь ребенку выйти из позиции психологического центра семьи и принять свое детское положение в семейной иерархии, развивать отношения с каждым из родителей и другими людьми (в кругу семьи и за ее пределами).
Кроме того, в контексте истории семьи определенная симптоматика ребенка может символизировать ту или иную дисфункцию семейной системы. Проиллюстрировать это мы можем следующим примером (из опыта работы В. Ю. Ивановой).
Одни молодые родители (здесь мы будем называть их Петр и Катя) попытались начать водить своего сына двух с половиной лет (назовем его Ваней) в детский сад. Ваня не смог остаться без мамы, очень сильно плакал и требовал, чтобы она не уходила. Различные попытки дать ему время привыкнуть к детскому саду, в присутствии мамы постепенно завязать отношения с воспитателями и детьми не увенчались успехом. Мальчик категорически отказывался с кем-либо общаться и не отходил от матери. Родители решили повременить с этой затеей, но и через год, и через два повторилось то же самое. Проявившись в тоддлеровском периоде, симптом сохранялся и в более старшем возрасте, претерпев лишь несущественные изменения. В шесть лет Ваня все же ходил в детский сад. Но каждое утро родители буквально на руках вносили его туда. Он очень сильно плакал и протестовал, а то непродолжительное время, на которое оставался в саду, проводил в ожидании мамы. Важно также, что ни в тоддлеровском возрасте, ни старшим дошкольником Ваня не мог ничего рассказать, что же с ним происходит. Похоже, его охватывала сильнейшая тревога, вынуждавшая во что бы то ни стало удержать мать.
На психологической консультации Катя оказалась только тогда, когда Ване исполнилось шесть лет. И стало известно, что первый ребенок пары родился с тяжелой физической патологией и умер почти сразу после рождения. Родственники и знакомые молодых родителей настоятельно рекомендовали
«забыть», и они предприняли все, чтобы это сделать. Супруги последовательно избегали разговоров о случившейся трагедии и если замечали переживания друг друга, то быстро пытались отвлечь друг друга и развеселить. Петр и Катя переехали в другой город, в котором у них не было ни родственников, ни знакомых. Востребованная специальность Петра позволила ему быстро найти работу, а семье обосноваться в новой, незнакомой среде. Спустя несколько лет на свет появился Ваня. На этой консультации Катя впервые стала рассказывать и плакать о потере первенца. После этой встречи она обратила внимание на то, что Ваня стал намного более спокойно отпускать ее в детском саду. Как же понять такое ослабление симптома?