Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1159

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Продолжительный период семья находилась в дисфункциональном состоянии непережитой скорби. Нормальный процесс психологического отделения ребенка тоддлеровского возраста от матери оказался для этих родителей символом потери. Невозможность психологически расстаться с первенцем проявлялась в фактической неспособности практиковать временные расставания со вторым ребенком. Начавшийся процесс оплакивания матерью потери позволил ослабить эту отчаянную бессознательную попытку Вани оставаться вместе с матерью, «не теряя» ее. Было положено начало процессу освобождения ребенка от семейного симптома, носителем которого он стал. Подобное явление в системной семейной психологии получило название идентифицированного пациента [Минухин, Фишман, 2006].

Таким образом, ключевыми теоретическими подходами, позволяющими концептуализировать психологическое содержание периода раннего детства, являются психоаналитическая парадигма, теория привязанности и системный семейный подход. Принимая во внимание внутренний мир ребенка, динамику его познавательного развития и психофизического созревания, особенности его отношений с матерью, другими близкими и семейный контекст, мы можем организовать психологическое сопровождение, содействующее психическому здоровью, социальной адаптации и развитию ребенка.

  1. Методы диагностики психического развития детей
    раннего возраста и их отношений с родителями


Множество вопросов, связанных не только с интересом и желанием лучше понимать своего ребенка, но и с озабоченностью относительно того, насколько нормальным является его уровень развития, поведение и эмоциональное реагирование, приводят родителей к необходимости обратиться за помощью к специалистам. Однако далеко не сразу появляется понимание, что истоки трудностей, с которыми они имеют дело, могут находиться именно в психологической сфере.

Родители по-прежнему обращаются скорее к врачам, прежде всего невропатологам и педиатрам, и используют медикаментозное лечение многих трудностей, связанных с эмоциональной регуляцией детей раннего возраста. Также наблюдается усиливающаяся тенденция к форсированию раннего интеллектуального развития, что в ряде случаев превращается в перестимуляцию, приводящую либо к сопротивлению и потере интереса ребенка к обучению, либо к его специфической пассивности и подчинению.

Не умаляя важности физического здоровья и своевременной диагностики проблем, требующих медицинского сопровождения, необходимо принимать во внимание, что вышеперечисленные трудности формируются в контексте отношений ребенка с матерью и поэтому всегда имеют и психологическую составляющую.


В природе развития заложено постепенное созревание и обретение ребенком большей автономии и независимости. Многие проблемы детей раннего возраста имеет смысл рассматривать именно в этом ракурсе. Перечислим наиболее распространенные из них:

  • трудности с отлучением ребенка от грудного вскармливания:

  • сложности приучения к горшку;

  • особенности эмоциональной регуляции и поведения детей (нарушение сна, тревожность, страхи, вспышки раздражительности, невозможность успокоиться и др.);

  • отношение к еде;

  • особенности взаимодействия со сверстниками и взрослыми (застенчивость, агрессивность, страх общения и др.).

Такого рода проблематика, с одной стороны, отражает специфику социально-эмоционального развития, и в этом смысле наличие трудностей служит свидетельством нормального прохождения тоддлеровского возраста, в котором стремительное обретение новых навыков сменяется периодами отдыха и «отката» назад, к младенческим привычкам. С другой стороны, возрастная специфика сочетается с индивидуальными особенностями как ребенка, так и матери, характером их отношений и взаимодействий, семейным контекстом, обретая свое уникальное воплощение в каждом конкретном случае. Когда же развитие ребенка осложнено наличием какого-либо рода медицинского диагноза, то появляется риск игнорирования ребенка как равноправного партнера, имеющего свои потребности и намерения, риск рассмотрения его поведенческой и эмоциональной проблематики как обусловленной исключительно биологическими факторами. Так, например, исследования показывают, что дети с синдромом Дауна способны формировать различные паттерны привязанности, в том числе и относительно безопасные [Плешкова, 2008]. Это означает, что в одних случаях специфика когнитивного и коммуникативного развития детей с синдромом Дауна [Пальмов, 2006] и сам факт наличия диагноза у ребенка не оказывают существенного влияния на качество материнской заботы, и дети формируют относительно безопасные паттерны привязанности. В других же случаях матери детей с синдромом Дауна испытывают существенные сложности в обеспечении ребенка чувствительной и предсказуемой заботой, что приводит к формированию сложноорганизованных паттернов привязанности.



Итак, дифференциальная диагностика природы трудностей, определение независимого и совместного влияния различных факторов становятся основными задачами первых этапов психологического консультирования. Для их реализации необходима высокая квалификация, обеспечиваемая специальными программами постдипломной подготовки, включающими:

  • углубленное знакомство с теоретической и методологической базой раннего сопровождения;

  • формирование навыков наблюдения за взаимодействием детей и взрослых;

  • овладение базовыми и специальными навыками психологического консультирования взрослых и детей, в частности детей раннего возраста и их родителей;

  • обязательную систему супервизионной и психотерапевтической поддержки.

Поскольку формирование и развитие ребенка происходит в контексте отношений с близкими взрослыми, основными диагностическими методами, как и в работе с детьми младенческого возраста, остаются методы оценки взаимодействия и привязанности, описанные в первой главе данного пособия.

С целью детальной диагностики уровня развития ребенка раннего возраста используются родительские опросники (Шкала KID, Шкала RCDI), а также диагностические инструменты, проводимые специалистом и сочетающие в себе интервьюирование родителей и тестирование ребенка (Шкала Баттелла). Последние обладают большей диагностической ценностью, поскольку позволяют сопоставить родительские оценки с экспертными, но являются более трудоемкими и требуют больше времени для их проведения, в отличие от родительских опросников, которые могут быть заполнены родителями в удобное для них время и онлайн и являются хорошими скрининговыми методами.

Ниже перечислим наиболее распространенные шкалы, применяемые в психологической диагностике детей младенческого и раннего возраста.

  1. Шкала KID (R) - русифицированный вариант Кентской шкалы оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale, разработана под руководством профессора Ж. Рейтер).

Шкала предназначена для оценки уровня развития детей от двух до шестнадцати месяцев, а также детей, чей биологический возраст больше указанного, но возраст развития не превышает шестнадцати месяцев. Шкала представляет собой опросник для родителей, состоящий из 252 пунктов. Каждый пункт шкалы отнесен к одной из пяти областей: когнитивной, двигательной, языковой, самообслуживания, социальной [Чистович и др., 2000].


  1. Шкала RCDI - русифицированный вариант Шкалы оценки развития ребенка (Child Developmen Inventory, разработана доктором Г Айртоном).

Шкала предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от года и двух месяцев до трех с половиной лет. Шкала представляет собой опросник для родителей, состоящий из 216 пунктов. Каждый пункт шкалы отнесен к одной из шести областей (пять пунктов отнесены одновременно к двум областям): социальной, самообслуживанию, крупной моторике, мелкой моторике, развитию речи, пониманию речи [Шапиро, Чистович, 2000].

  1. Шкала Баттелла - шкала оценки развития ребенка от рождения до восьми лет.

Представляет собой диагностический инструмент, сочетающий опрос родителей и тестирование ребенка. Оценка проводится по пяти областям: адаптация, личностно-социальное, моторное, коммуникативное и познавательное развитие [LINC Associates, 1988].

  1. Макартуровский тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста (MacArthur CDI).

Представляет собой два опросника, заполняемых родителями: «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты» и «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения». Русифицированную версию опросников разработала группа авторов - М. Б. Елисеева, Е. А. Вершинина, В. Л. Рыскина, С. Н. Цейтлин [Елисеева и др., 2016]. Этот инструмент предназначен для углубленного изучения речевого и коммуникативного развития ребенка раннего возраста.

В сложных случаях для углубленной диагностики, осмысления результатов, формулирования диагноза и разработки тактик и стратегий помощи полезна Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития в младенческом и раннем детстве (DC: 0-5)[12].

Вышеперечисленный методический инструментарий может быть использован как во время первичной диагностики, так и с целью отслеживания динамики развития и оценки эффективности предоставляемой помощи. Выбор инструментов диагностики в каждом конкретном случае определяется характером запроса родителей, обратившихся за помощью, и результатами первичной консультации, в процессе которой формулируется психологическая проблема, лежащая в основе описываемой родителями ситуации и предъявляемых жалоб.

  1. Тоддлеровская группа как метод психологического
    сопровождения семей с детьми раннего возраста



Трудности родителей могут требовать не просто информирования о специфике тоддлеровского возраста, обсуждения результатов диагностики различных аспектов развития ребенка и взаимодействия с ним в рамках единичных или периодических консультаций, а достаточно продолжительного, регулярного психологического сопровождения, в рамках которого удастся оказать помощь семье, чаще - матери, в прохождении непростого, переходного периода в отношениях с ребенком.

Для реализации такого рода сопровождения существует зарекомендовавшая себя форма психоаналитически ориентированной групповой работы - тоддлеровская группа, представляющая собой психологическую группу встреч для мам и детей раннего возраста, которая проводится в помещении, специально оборудованном для игры детей. Немногочисленный состав участников (4-8 пар мать - ребенок), регулярное еженедельное посещение, постоянное место и время встреч, два психолога, которые являются ведущими, - все это неотъемлемые характеристики психотерапевтического пространства такого рода группы. Более подробно об истории возникновения тоддлеровских групп и об их разнообразных современных модификациях можно прочесть в сборнике «Родители и тоддлеры в группах: психоаналитический подход к развитию» [Parents and Toddlers in Groups, 2010].

С точки зрения групповой работы тоддлеровская группа не является психодинамической в традиционном понимании, то есть такой, в которой создаются и поддерживаются условия для проработки внутриличностных конфликтов ее участников. Основной целью группы является разнообразная поддержка мам и детей в процессе прохождения трудностей в отношениях, связанных с тоддлеровской проблематикой. И создание и поддержание «контейнирующего» пространства, атмосферы принятия - одна из центральных задач, поскольку именно это пространство, эта атмосфера оказывается тем целительным инструментом, которым могут воспользоваться дети, родители, группа в целом и в котором ведущие, с одной стороны, - создатели этого пространства, с другой же стороны - неотъемлемая его часть.

Безоценочность, принятие, эмпатия, открытость к диалогу и стремление к равномерному распределению внимания ведущих по отношению ко всем участникам - традиционные принципы групповой психотерапевтической работы [Рудестам, 2006]. Наряду с этим, ведущие тоддлеровской группы активно используют в своей работе и предоставление разнообразной информации, касающейся прежде всего социально-эмоционального развития детей, а также организуют групповые дискуссии, посвященные темам, вызывающим наибольший интерес и беспокойство. Например: