Файл: Луганской народной республики государственное образовательное учреждение высшего образования луганской народной республики.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
3.1. Перспективы использования имитационных технологий как средство формирования культуры безопасности и знаний о ней у обучающихся в общеобразовательном учреждении
Основной задачей общеобразовательного учреждения является улучшение условий организации и проведения учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества теоретической и практической подготовки обучающихся. Учителя находятся в постоянном поиске новых технологий обучения, направленных на гуманизацию образовательных и воспитательных систем, ориентированных на качественное изменение современного педагогического процесса.
Учёные, занимающиеся проблемой качества образования, отмечают три основные тенденции преобразований в образовательной сфере.
Во-первых, - это мировая тенденция смены образования, ведущая к смене классической модели системы образования, разработке новых фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарных науках, в том числе и в педагогике.
Во-вторых, - движение школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру, что приводит к гуманитаризации и компьютеризации образования, к возникновению на основе самостоятельности школ, сообществ, преподавателей и обучающихся.
В-третьих, восстановление традиций русской школы и образования.
Повышение качества образования является необходимым условием формирования единого мирового образовательного пространства, превращения его в созидательный процесс (повышение научного уровня образования, более оперативное введение в него научных достижений; создание принципиально новых, эффективных педагогических технологий и методик; компьютеризация и телекоммуникационные системы; диверсификация, вариативность образования; индивидуализация; гуманизация и гуманитаризация образования.
Школьное образование в области безопасности жизнедеятельности реализуется специальным учебным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), обобщающим подготовку и формирующим компетентность в области безопасности, и фрагментами безопасности в других школьных предметах.
Внедрение новых образовательных технологий существенно меняет структуру школьного урока. Использование активных методов обучения диктуют новые способы структурирования и подачи материала, формы проведения занятий, опроса. Одним из таких методов являются имитационные технологии.
Имитационные технологии включает понятие имитация (от лат. imitatio) подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение.
Имитационную технологию обучения чаще всего называют технологией «активного обучения». Ее специфика состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни.
Организация в процессе обучения безопасности жизнедеятельности обучающихся, адекватной реальной жизни, превращает общеобразовательное учреждение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам возможность стать субъектами своей деятельности и всей своей жизни.
Педагогические задачи имитационных технологий:
формирование у обучающихся целостного представления по изучаемой проблеме;
приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений;
развитие теоретического и практического мышления в проблемах безопасности жизнедеятельности;
формирование положительной мотивации и интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей школьников;
создание оптимальных условий осуществления образовательного процесса.
Обозначим номенклатуру методов имитационной технологии: неигровые имитационные методы и игровые имитационные методы.
К неигровым имитационным методам относятся:
ситуационные задачи и упражнения;
анализ конкретных и случайных технологий;
игровое проектирование;
информационный лабиринт;
групповые дискуссии;
психодиагностика;
моделирование конкретных проблем;
просмотр видеозаписей игр, ситуаций, с обсуждением поведения участников и др.
К игровым имитационным методам относятся:
«инсценировка», «разыгрывание» ситуации в ролях;
ролевые игры;
тренинг;
деловые игры (дидактические);
креативные интерактивные технологии;
компьютерные игровые имитационные технологии и др.
Примеры некоторых имитационных неигровых методов.
При проведении учебного занятия в виде игрового ситуационного упражнения или дискуссии, обучаемые имеют свободу при выборе стратегии своих действий. При изучении вопросов личной безопасности необходимо не только информировать обучающихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и учить анализировать причины происшествий и несчастий. Для этих целей эффективен метод анализа и решения конкретных ситуаций (АКС).
При организации ситуативного обучения предполагается, что учащиеся
приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различные рода экстремальные ситуации. Конечная цель ситуативного обучения - приучить обучающихся к системе аналитического поведения: предвидеть опасности, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальных ситуаций.
Основными этапами применения метода АКС является:
ознакомление обучающихся с ситуацией;
определение того, что надо выяснить, решить;
дискуссия о возможных способах решения ситуации и выбор оптимального варианта ответа;
анализ и обобщение результатов.
Техника проведения АКС: дается полное описание ситуации, все варианты и решения, включая и оптимальный, а затем организуется обсуждение ситуации по вопросам-заданиям.
Метод АКС позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, на опыте других учиться избегать ошибок и неверных решений в различных опасных ситуациях.
Для проведения уроков, где учащиеся должны уметь сравнивать, анализировать, обобщать и приводить в систему изученное целесообразно применять метод заданий с моделированием. Учащиеся самостоятельно составляют задания с моделированием опорных таблиц, схем. Это мобилизует учебно-познавательную деятельность школьников, систематизирует знания, способствует формированию ассоциативной и долговременной памяти. Табличные формы могут применятся на всех этапах урока. В схемах и таблицах материал представлен конкретно, лаконично, вместе с тем обобщено. Работа над заданиями с моделированием развивает самостоятельность и активность обучающихся, а в целом оптимизирует учебный процесс.
Метод решения ситуаций. Методика организации метода заключается в моделировании нерешенной ситуации. Учащиеся должны не только сформулировать проблему, но и разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется коллективное обсуждение.
Примеры некоторых имитационных игровых методов.
Имитационные игры - это особый класс учебных, производственных,
управленческих и развивающих интерактивных игр, моделирующих лишь модель среды и интеллектуальную деятельность участников, создающих многоаспектные условия для взаимодействия и коллективного принятия решения на основе индивидуальных подходов.
Широкое применение имитационных игр в учебном процессе потребовало разработки методики их организации и проведения.
Принципы построения имитационной игры:
Принцип наглядности - структура игры и информационная база варианта системы должны быть визуализированы (таблицы, схемы, графики и т.д.).
Принцип автономности - отдельные сюжеты и эпизоды имитационной модели позволяют игру направить для конкретного состава участников, дают возможность
построить учебный курс таким образом, чтобы имитационная игра становилась стержнем изучаемой дисциплины. Реализация этого принципа означает, что отдельные блоки игры могут проводиться самостоятельно, что достигается разработкой нескольких вариантов информационного обеспечения игры.
Принцип «открытости» - отдельные элементы имитационной игры могут входить готовыми блоками в последующие разработки.
Принцип сбалансированности игровой деятельности - от этого принципа зависит эффективность проведения имитационных игр, так как именно в процессе этой деятельности обеспечивается реализация целей образования. Интенсификация игровой деятельности, ее объем и содержание в каждом отдельном учебном фрагменте зависят от всей совокупности конкретных условий: сложности решаемой проблемы, состава игроков,
наличия времени и т.п.
Принцип насыщения - наличие технических средств для передачи и обработки информации.
Принцип сбора, систематизации и обобщения экспертной информации - цель проведения имитационной игры в полной мере достигается тогда, когда в составе материала содержится тщательно продуманная и обработанная методика экспертного оценивания.
Принципы организации и проведения имитационных игр.
полное погружение участников игры в игровую ситуацию (необходимо, что бы проведения имитационной игры сопровождалось набором заданий);
постепенность вхождения участников в игровую ситуацию (первые этапы игры должны быть максимально упрощены, с тем чтобы ее участники могли легко освоить предлагаемую игровую деятельность и адаптироваться к новым условиям);
равномерная игровая нагрузка на участников игры (на каждом занятии учащиеся должны получать равные порции новых знаний);
соревновательность игровых групп (соревнования между игровыми группами повышает ответственность участников при необходимости публичной защиты вырабатываемого в группе решения, повышает мотивацию);
правдоподобие моделируемой ситуации (игровая деятельность должна быть в значительной мере похожа на реальную).
Чтобы учащиеся могли легко вникнуть в проблемную ситуацию, «прожить» ее и найти выход, существует метод ролевой игры. Ролевая игра всегда носит в образовании обучающий характер, она имеет определенную дидактическую цель, предполагает определенный сценарий развития. Ролевые игры могут строиться на выдуманных ситуациях или вполне реальных, отражающих реальные события.
Классификация игр:
по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические),
по характеру педагогического процесса (обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, диагностические, профориентационные),
по игровой методике (предметнее, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации),
по игровой среде (без предметов, с предметами, настольные, комнатные, на местности, компьютерные, технические).
Целевые ориентации:
дидактические - расширение кругозора, познавательная деятельность, применение в практической деятельности знаний, умений и навыков.
впитывающие - воспитание самостоятельности, формирование нравственных установок, сотрудничество, коммуникативность.
развивающие - развитие психических процессов, творческих способностей, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль.
Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача учителя ОБЖ «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого.
Для успеха имитационной технологии важное значение имеют психологические особенности взаимодействия субъектов обучения. Только при организации определенных условия общения имитационные методы обучения ведут к личностному развитию обучающихся.
Затруднения, связанные с полной реализацией целей урока и игры заключаются в том, как правило, могут быть вызваны низкими коммуникативными способностями школьников.
Коммуникативные способности - это организация общения между индивидуумами, основанного на получении сказанного, умении говорить, осуществлять вербализацию и слушать.
3.1. Перспективы использования имитационных технологий как средство формирования культуры безопасности и знаний о ней у обучающихся в общеобразовательном учреждении
Основной задачей общеобразовательного учреждения является улучшение условий организации и проведения учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества теоретической и практической подготовки обучающихся. Учителя находятся в постоянном поиске новых технологий обучения, направленных на гуманизацию образовательных и воспитательных систем, ориентированных на качественное изменение современного педагогического процесса.
Учёные, занимающиеся проблемой качества образования, отмечают три основные тенденции преобразований в образовательной сфере.
Во-первых, - это мировая тенденция смены образования, ведущая к смене классической модели системы образования, разработке новых фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарных науках, в том числе и в педагогике.
Во-вторых, - движение школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру, что приводит к гуманитаризации и компьютеризации образования, к возникновению на основе самостоятельности школ, сообществ, преподавателей и обучающихся.
В-третьих, восстановление традиций русской школы и образования.
Повышение качества образования является необходимым условием формирования единого мирового образовательного пространства, превращения его в созидательный процесс (повышение научного уровня образования, более оперативное введение в него научных достижений; создание принципиально новых, эффективных педагогических технологий и методик; компьютеризация и телекоммуникационные системы; диверсификация, вариативность образования; индивидуализация; гуманизация и гуманитаризация образования.
Школьное образование в области безопасности жизнедеятельности реализуется специальным учебным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), обобщающим подготовку и формирующим компетентность в области безопасности, и фрагментами безопасности в других школьных предметах.
Внедрение новых образовательных технологий существенно меняет структуру школьного урока. Использование активных методов обучения диктуют новые способы структурирования и подачи материала, формы проведения занятий, опроса. Одним из таких методов являются имитационные технологии.
Имитационные технологии включает понятие имитация (от лат. imitatio) подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение.
Имитационную технологию обучения чаще всего называют технологией «активного обучения». Ее специфика состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни.
Организация в процессе обучения безопасности жизнедеятельности обучающихся, адекватной реальной жизни, превращает общеобразовательное учреждение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам возможность стать субъектами своей деятельности и всей своей жизни.
Педагогические задачи имитационных технологий:
формирование у обучающихся целостного представления по изучаемой проблеме;
приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений;
развитие теоретического и практического мышления в проблемах безопасности жизнедеятельности;
формирование положительной мотивации и интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей школьников;
создание оптимальных условий осуществления образовательного процесса.
Обозначим номенклатуру методов имитационной технологии: неигровые имитационные методы и игровые имитационные методы.
К неигровым имитационным методам относятся:
ситуационные задачи и упражнения;
анализ конкретных и случайных технологий;
игровое проектирование;
информационный лабиринт;
групповые дискуссии;
психодиагностика;
моделирование конкретных проблем;
просмотр видеозаписей игр, ситуаций, с обсуждением поведения участников и др.
К игровым имитационным методам относятся:
«инсценировка», «разыгрывание» ситуации в ролях;
ролевые игры;
тренинг;
деловые игры (дидактические);
креативные интерактивные технологии;
компьютерные игровые имитационные технологии и др.
Примеры некоторых имитационных неигровых методов.
При проведении учебного занятия в виде игрового ситуационного упражнения или дискуссии, обучаемые имеют свободу при выборе стратегии своих действий. При изучении вопросов личной безопасности необходимо не только информировать обучающихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, но и учить анализировать причины происшествий и несчастий. Для этих целей эффективен метод анализа и решения конкретных ситуаций (АКС).
При организации ситуативного обучения предполагается, что учащиеся
приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различные рода экстремальные ситуации. Конечная цель ситуативного обучения - приучить обучающихся к системе аналитического поведения: предвидеть опасности, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальных ситуаций.
Основными этапами применения метода АКС является:
ознакомление обучающихся с ситуацией;
определение того, что надо выяснить, решить;
дискуссия о возможных способах решения ситуации и выбор оптимального варианта ответа;
анализ и обобщение результатов.
Техника проведения АКС: дается полное описание ситуации, все варианты и решения, включая и оптимальный, а затем организуется обсуждение ситуации по вопросам-заданиям.
Метод АКС позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, на опыте других учиться избегать ошибок и неверных решений в различных опасных ситуациях.
Для проведения уроков, где учащиеся должны уметь сравнивать, анализировать, обобщать и приводить в систему изученное целесообразно применять метод заданий с моделированием. Учащиеся самостоятельно составляют задания с моделированием опорных таблиц, схем. Это мобилизует учебно-познавательную деятельность школьников, систематизирует знания, способствует формированию ассоциативной и долговременной памяти. Табличные формы могут применятся на всех этапах урока. В схемах и таблицах материал представлен конкретно, лаконично, вместе с тем обобщено. Работа над заданиями с моделированием развивает самостоятельность и активность обучающихся, а в целом оптимизирует учебный процесс.
Метод решения ситуаций. Методика организации метода заключается в моделировании нерешенной ситуации. Учащиеся должны не только сформулировать проблему, но и разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется коллективное обсуждение.
Примеры некоторых имитационных игровых методов.
Имитационные игры - это особый класс учебных, производственных,
управленческих и развивающих интерактивных игр, моделирующих лишь модель среды и интеллектуальную деятельность участников, создающих многоаспектные условия для взаимодействия и коллективного принятия решения на основе индивидуальных подходов.
Широкое применение имитационных игр в учебном процессе потребовало разработки методики их организации и проведения.
Принципы построения имитационной игры:
Принцип наглядности - структура игры и информационная база варианта системы должны быть визуализированы (таблицы, схемы, графики и т.д.).
Принцип автономности - отдельные сюжеты и эпизоды имитационной модели позволяют игру направить для конкретного состава участников, дают возможность
построить учебный курс таким образом, чтобы имитационная игра становилась стержнем изучаемой дисциплины. Реализация этого принципа означает, что отдельные блоки игры могут проводиться самостоятельно, что достигается разработкой нескольких вариантов информационного обеспечения игры.
Принцип «открытости» - отдельные элементы имитационной игры могут входить готовыми блоками в последующие разработки.
Принцип сбалансированности игровой деятельности - от этого принципа зависит эффективность проведения имитационных игр, так как именно в процессе этой деятельности обеспечивается реализация целей образования. Интенсификация игровой деятельности, ее объем и содержание в каждом отдельном учебном фрагменте зависят от всей совокупности конкретных условий: сложности решаемой проблемы, состава игроков,
наличия времени и т.п.
Принцип насыщения - наличие технических средств для передачи и обработки информации.
Принцип сбора, систематизации и обобщения экспертной информации - цель проведения имитационной игры в полной мере достигается тогда, когда в составе материала содержится тщательно продуманная и обработанная методика экспертного оценивания.
Принципы организации и проведения имитационных игр.
полное погружение участников игры в игровую ситуацию (необходимо, что бы проведения имитационной игры сопровождалось набором заданий);
постепенность вхождения участников в игровую ситуацию (первые этапы игры должны быть максимально упрощены, с тем чтобы ее участники могли легко освоить предлагаемую игровую деятельность и адаптироваться к новым условиям);
равномерная игровая нагрузка на участников игры (на каждом занятии учащиеся должны получать равные порции новых знаний);
соревновательность игровых групп (соревнования между игровыми группами повышает ответственность участников при необходимости публичной защиты вырабатываемого в группе решения, повышает мотивацию);
правдоподобие моделируемой ситуации (игровая деятельность должна быть в значительной мере похожа на реальную).
Чтобы учащиеся могли легко вникнуть в проблемную ситуацию, «прожить» ее и найти выход, существует метод ролевой игры. Ролевая игра всегда носит в образовании обучающий характер, она имеет определенную дидактическую цель, предполагает определенный сценарий развития. Ролевые игры могут строиться на выдуманных ситуациях или вполне реальных, отражающих реальные события.
Классификация игр:
по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические),
по характеру педагогического процесса (обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, диагностические, профориентационные),
по игровой методике (предметнее, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации),
по игровой среде (без предметов, с предметами, настольные, комнатные, на местности, компьютерные, технические).
Целевые ориентации:
дидактические - расширение кругозора, познавательная деятельность, применение в практической деятельности знаний, умений и навыков.
впитывающие - воспитание самостоятельности, формирование нравственных установок, сотрудничество, коммуникативность.
развивающие - развитие психических процессов, творческих способностей, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль.
Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача учителя ОБЖ «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого.
Для успеха имитационной технологии важное значение имеют психологические особенности взаимодействия субъектов обучения. Только при организации определенных условия общения имитационные методы обучения ведут к личностному развитию обучающихся.
Затруднения, связанные с полной реализацией целей урока и игры заключаются в том, как правило, могут быть вызваны низкими коммуникативными способностями школьников.
Коммуникативные способности - это организация общения между индивидуумами, основанного на получении сказанного, умении говорить, осуществлять вербализацию и слушать.