Файл: Луганской народной республики государственное образовательное учреждение высшего образования луганской народной республики.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Е.В. Бондаревская считает возможным в качестве глобальной цели современного воспитания рассматривать «человека культуры». Под этим термином она подразумевает такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру её свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.
С педагогической точки зрения, это подразумевает воспитание у обучающихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, за содержание своей жизнедеятельности и др.
Цель воспитания человека культуры, по мнению этого учёного, включает в себя и его практическую подготовку к жизни в определённом культурном пространстве.
Школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека культуры безопасности. В этом возрасте легче сформировать мотивы, побуждающие обучающихся к соблюдению норм и правил безопасного поведения, что будет основой для привития самостоятельного безопасного стиля жизни.
И.С. Кон считает, что одной из основных особенностей обучающихся общеобразовательных учреждений является социальное и личностное самоопределение, развитие самосознания, выработка мировоззрения, жизненной позиции, профессиональная ориентация и определение своего социального положения в дальнейшей взрослой жизни.
В современной научной литературе выделяют компоненты культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся: мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционно-деятельностный, которые представлены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Компоненты структуры культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся
Мотивационно-потребностный компонент включает в себя: воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни; развитие потребности в безопасной жизнедеятельности; формирование у обучающихся положительной мотивации безопасной жизнедеятельности.
Когнитивный компонент предполагает: усвоение учащимися знаний основных понятий, определений и терминов по курсу ОБЖ; нахождение оптимальных вариантов выхода из возможных чрезвычайных ситуаций; освоение методов научного исследования по основам безопасности жизнедеятельности.
Эмоционально-волевой компонент предусматривает: воспитание эмоционально окрашенного отношения к вопросам безопасной жизнедеятельности; развитие волевой устойчивости и нравственной саморегуляции к преодолению трудностей и сложных жизненных ситуаций.
Содержание операционно-деятельностного компонента включает: формирование осознанного соблюдения здорового образа жизни, практических умений выхода из сложных жизненных ситуаций; умения безопасной жизнедеятельности; владение здоровьесберегающими технологиями; контроль и самоконтроль процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Цели и задачи формирования культуры безопасности в общеобразовательном учреждении:
снижение количества происшествий в образовательном учреждении;
постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;
убеждение работников, обучающихся и воспитанников в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;
воспитание сознательного отношения к безопасности;
популяризация новых средств обеспечения безопасности;
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;
создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.
Для осуществления формирования безопасности обучающихся и охраны труда используются разнообразные формы, методы и средства, в первую очередь, личный пример персонала образовательного учреждения.
Формами формирования культуры безопасности являются конференции, совещания, семинары, радио- и телепередачи, фестивали, соревнования, игры КВН, экскурсии, выставки, кинодни и т.п.
Методы формирования культуры безопасности (способы передачи информации) включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов, лекции, беседы, консультации, личный пример старших (учителей, родителей, старшеклассников).
Средствами формирования культуры безопасности служат кино, радио, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты книги, нормы и правила (СНиП), ГОСТ, кабинеты и уголки безопасности.
Правильно организованная пропаганда безопасности и охраны труда призвана постоянно в различных местах и формах напоминать работникам, обучающимся и воспитанникам о потенциально опасных и вредных факторах на рабочих и других местах, о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай или ЧС. При этом пропаганда не должна быть навязчивой, излишне агрессивной, не должна мешать решению главных задач образовательного учреждения.
Наглядная агитация используется как дополнительное средство внушения, убеждения, воспитания, обучения. Вырезка из газеты, фотография с места происшествия, с места захоронения, стенгазеты, плакаты - все это относится к средствам наглядной агитации.
По содержанию они должны быть актуальными, информация - новой, художественное решение - эмоциональным. Изображенная ситуация должна быть типичной, выглядеть привлекательно. Всегда должна быть четко определена агитационная идея. Например, указать на явления, вызывающие положительное отношение. Или показать негативные факты и их последствия, побудить отрицательное отношение к изображенному. Можно построить стенд на противопоставлении отрицательного и положительного действий показом преимуществ правильного, безопасного поведения.
Главное требование, предъявляемое к средствам наглядной агитации - это понятная, образная трактовка темы. Предпочтительнее использовать симметричные, законченные формы - круг, квадрат, прямоугольник. Хуже воспринимаются абстрактные формы. Изображения людей и животных, автомашин, оружия привлекают больше внимания, чем вид бытовых предметов. Средства наглядной агитации эффективнее, если в изображении отдельных объектов или ситуаций присутствует сатира, юмор.
Текст должен быть кратким, энергичным, доходчивым. Хорошо воспринимаются и запоминаются призывы, состоящие из коротких фраз, особенно рифмованных.
Различают следующие виды плакатов, макетов, фотографий, моделей по безопасности и охране труда:
учебные - содержат сведения по программе обучения, представляют учебный материал в наглядном виде для облегчения его усвоения;
инструктивные - раскрывают отдельные нормы и правила безопасности работы;
агитационно-пропагандистские - призывают к безопасному поведению.
Очевидно, что правильнее всего разумное сочетание всех перечисленных приемов и подходов к созданию средств наглядной агитации в зависимости от темы и возраста обучаемых.
Следует отметить важность привлечения к подготовке средства наглядной агитации самих обучаемых и их близких. Особенно это полезно при работе с отстающими, малоинициативными, недоброжелательными учениками. Совместная работа и хорошие оценки позволяют улучшить контакты с ними.
На основании вышеизложенного, можно сделать заключение о том, что культура безопасности жизнедеятельности обучающихся общеобразовательных учреждений - это часть базовой культуры, интегральное качество личности, включающее в себя мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-волевой и операционно-деятельностный компоненты. Эти компоненты отражают готовность к безопасному типу поведения, здоровому образу жизни в самостоятельной взрослой жизни и профессиональной деятельности, составляют основу культурологического и практического аспектов этой деятельности и концентрируют в себе главные элементы понятийной составляющей культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся. Все компоненты структуры культуры безопасности жизнедеятельности взаимосвязаны.
Выводы по первой главе:
под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень (состояние) развития человека и общества, характеризуемый значимостью обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью практической защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности;
формирование культуры безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении наиболее эффективно будет осуществляться в процессе личностно ориентированного обучения по курсу ОБЖ, включающего в себя проектирование личностно ориентированного содержания, применение личностно ориентированных технологий и личностно ориентированное педагогическое взаимодействие;
выделяют следующие компоненты культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся: мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционно-деятельностный;
для осуществления формирования безопасности обучающихся используются разнообразные формы, методы и средства (семинары, радио- и телепередачи, фестивали, соревнования, игры КВН, экскурсии, выставки; телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты книги, нормы и правила (СНиП), ГОСТ; рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов, лекции, беседы, консультации);
определим следующие основные цели и задачи формирования культуры безопасности в общеобразовательном учреждении: снижение количества происшествий в образовательном учреждении; поддержание интереса к безопасности и охране труда; воспитание сознательного отношения к безопасности и другие.
РАЗДЕЛ 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ЕГО ДИАГНОСТИКА
2.1. Условия обеспечения формирования культуры безопасности обучающихся в образовательной среде
Достижение безопасности образовательного процесса обеспечивается формированием культуры безопасности обучающихся за счет выполнения определенных условий образовательными учреждениями. Однако следует отметить, что отдельные стихийные меры не способны снизить опасность в окружной образовательной среде. Обеспечение безопасности образовательного процесса требует комплексности, системности, четкости и регулярности вышеперечисленных мероприятий, - от этого зависит их эффективность. Поэтому условия обеспечения безопасности должны быть реализованы не только на уровне учебного заведения, но и на внешнем (мир, государство) и внутреннем (регион, муниципалитет) уровнях.
На внешнем (мировом и государственном) уровне:
1) в нормативно-правовой сфере необходимо провести мониторинг Федерального законодательства по безопасности и создать единый комплексный нормативный документ Федерального уровня о безопасности в образовательной среде, в который войдут основные идеи ранее принятых законов, целевых программ. Это может быть межведомственная целевая программа «О безопасности в образовательной среде» с обязательным принятием соответствующих целевых программ на уровне субъектов ЛНР и муниципальных образований;
2) обеспечить согласованность решений в сфере обеспечения безопасности образовательной среды, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов ЛНР и органами местного самоуправления;
3) координировать исследования, научные и методические разработки, мониторинги безопасности образовательной среды, обобщать и учитывать полученную информацию при формировании государственных докладов Луганской Народной Республики;
4) включить направление безопасности окружной образовательной среды в ежегодный реестр государственной статистической отчетности;
5) в военно-политической сфере обеспечить защиту территориальных интересов от внешних и внутренних угроз с целью обеспечения охраны региональной образовательной среды (укреплять правопорядок и политическую стабильность, не