Файл: Правилам безопасного поведения во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При реализации программы предусмотрены различные виды деятельности детей: беседа, упражнения, игровые ситуации, чтение художественных произведений, рисуночные тесты, анкетирование и др. Также использованы интерактивные приемы подачи материала, иллюстрации.

Особенностью программы является то, что она предназначена для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей.
В программе «Я и другие люди» особенность процесса формирования безопасности жизнедеятельности состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации. Достигается это путем сочетания досуга и познания во время занятий в форме образовательных ситуаций. Наряду с этим значимым в программе «Я и другие люди» является проектная деятельность и праздники.

Программа «Я и другие люди»в форме проектной деятельности позволяет более продуктивно реализовать разделы образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», формируя у детей элементарную, но целостную картину безопасного поведения в окружающем мире. Использование полифункционального игрового оборудования, объединенного под названием «Азбуки безопасности» (см. сайт ПКФ «АЛЬМА», Санкт-Петербург), проектная деятельность взрослых с детьми дают большие возможности для коррекционной работы и закрепления полученных знаний в практической деятельности.

Программа «Я и другие люди»содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей, воспитывающихся в Центре.

«Программа» предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательного процесса, но и в режимные моменты в соответствии со спецификой Центра. Поэтому содержание «Программы» предполагает организацию в учреждении с учетом специфики развития детей с интеллектуальной недостаточностью:

  • образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;

  • образовательной деятельности по социокультурному развитию в направление «Игра», «Представления о мире людей и рукотворных материалах», «Безопасное поведение в быту, социуме, природе» в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения детской художественной литературы) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

  • самостоятельной деятельности воспитанников, исходя из особенностей развития).


Программа «Я и другие люди» учитывает специфические особенности моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития детей с ОВЗ, ведущие мотивы и потребности воспитанников, характер ведущей деятельности, тип общения и его мотивы, а также социальные ситуации развития детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Цель и задачи Программы «Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ»
Целью программы «Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ»является построение системы коррекционно-развивающей работы, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов учреждения. Комплексное психолого-педагогическое воздействие направлено на воспитание ценностного отношения к миру природы, окружающей среде (экологическое воспитание), к миру людей в процессе формирования у воспитанников навыков безопасной жизнедеятельности, ответственного отношения к себе и людям, осторожности, к действиям в опасных ситуацияхвключающей наблюдения, экскурсии, беседы, игры, развлечения др.
Актуальность определяется тем, чтодетей необходимо учить бесконфликтному общению и умению контролировать свое поведением.
Цель программы:формировать коммуникативные навыки и навыки культурного и безопасного поведения у детей с ОВЗ.
Задачи:

  1. Формировать интерес к общению со взрослыми и сверстниками.

  2. Формировать навыки различных видов общения.

  3. Развивать у детей способность к сочувствию и сопереживанию.

  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.

  5. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать окружающих хорошими поступками.

  6. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Учить внимательно слушать собеседника и не перебивать его, не вмешиваться в чужой разговор.

  7. Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

  8. Формировать оценку своих поступков и учить оценивать поступки других.

  9. Развивать самосознание детей.

  10. Моделирование проблемных ситуаций и их решение.


Ожидаемые результаты

После проведения занятий по программе «Я и другие люди» ожидается что, дети научатся договариваться со сверстниками, выстраивать межличностные отношения, ценить дружбу, станут добрее, отзывчивее. Научатся анализировать свои поступки и деятельность, действовать в соответствии с общепринятыми нормами поведения, правилами хорошего тона. Ожидается, что у воспитанников реализуется способность к самоорганизации в коллективе (в игровой деятельности, при взаимопомощи в выполнении учебных заданий, в обслуживающем труде).



Условия реализации

Программа рассчитана на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Основой концепции программы, является то, что особенности развития и негативный жизненный опыт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, требуют коррекции навыков взаимодействия в системе «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».

При рассмотрении основных концептуальных основ программы используется следующий понятийный ряд: депривация, общение, социализации, эмпатия, лидерство, коллективизм, девиантное поведение, делинквентное поведение.

Девиантноеповедение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Делинквентное поведение - (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.

Лидерство – есть руководство, искусство мотивации группы людей на действия в направлении общей цели.

Коллективи́зм (фр. collectivisme) — собирательный психолого-социальный термин, характеризующий любую доктрину, которая делает упор на важности и ценности коллектива. С философской точки зрения — главенство некоего коллектива или группы (общества, государства, нации или класса) над человеческой личностью

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Эмпатия - (греч.ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Оборудование и материалы:
ноутбук, проектор, экран, бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрации, презентации, художественная литература, реквизит для игровых ситуаций.
Тематический план программы «Я и другие люди»




п.п.

Наименование разделов и дисциплин

Кол-во часов

Формы контроля

1.

«Ознакомление с программой».

1

Анкетирование

2.

«Обсуждение с детьми результатов анкетирования. Рисуночные тесты».

1

Рисуночные тесты

3.

«Я в детском доме».

1

Беседа

4.

«Я в школе».

1

Беседа

5.

«Я и окружающие люди».

1

Беседа

6.

«Общепринятые нормы общения по телефону, в письмах, в интернете».

1

Ролевые игры

7.

«Как быть в необычных ситуациях» (общение с незнакомыми людьми).

1

Обсуждение примеров из литературы и кинофильмов

8.

«Ролевые игры – импровизации».

1

Ролевые игры

9.

«Подведение итогов цикла занятий».

1

Рисунки




Итого:

9






Занятие 1«Я и другие люди»
Цель: сформировать у воспитанников положительное отношение к программе занятий, выяснить интересы и познавательные запросы детей по этой теме.

Задачи:

  1. Знакомить детей с содержанием, целями, задачами настоящей программы. Объяснение детям значимости занятий.

  2. Сообщить детям периодичности занятий, времени, когда они будут проводиться.

  3. Выяснить пожелания детей к содержанию настоящей программы.


Содержание образовательной ситуации

Организационный момент.

Вступительная беседа. Все мы каждый день общаемся с самыми разными людьми: с ребятами, с воспитателями, с учителями в школе, с людьми приятными нам и не очень приятными. Наше настроение, наши успехи во многом зависят от того, как складываются наши отношения с другими людьми: если утром нам улыбнулся хороший человек, можно считать, что день удастся, а какая-то ссора может испортить настроение на весь день. То, как складываются наши отношения с другими людьми, зависит в первую очередь от нас самих. Как мы относимся к окружающим нас людям, так и они относятся к нам. И если человек относится к нам не так, как нам хотелось бы, надо задать себе вопрос: «Как изменить его отношение ко мне?».

Во время наших занятий мы постараемся научиться тому, чтобы люди нас понимали и постараемся сами понимать других людей.

Ребята, расскажите, пожалуйста, о том, какие особенности в отношениях с другими людьми вас больше всего интересуют.

Организационные вопросы (тематика и частота дальнейших встреч, участники встреч, ведущие занятий).

Анкетирование:

Цель: выяснение отношения детей к жизни в Центре, их конструктивных предложений по совершенствованию взаимоотношений в системах взаимоотношений «взрослый-ребёнок» и «ребёнок-ребёнок».

Для этого провести анкетирование детей по следующим вопросам:

а) Нравится ли тебе жить в Центре. Оцени по 5-балльной шкале, где 5- очень нравится, 1- совсем не нравится. Объясни, почему ты выбрал тот или иной балл.

б) Нравится ли тебе учиться в школе. Оцени по 5-балльной шкале, где 5- очень нравится, 1- совсем не нравится. Объясни, почему ты выбрал тот или иной балл.

в) Что бы ты хотел изменить в Центре?

г) На какой вопрос о взаимоотношениях с другими людьми ты бы хотел получить ответ?

Итог занятия.


Занятие 2 «Обсуждение с детьми результатов анкетирования. Рисуночные тесты»
Цель: определение индивидуальных особенностей личности детей и способствование осознанию воспитанников своего места в системе взаимоотношений с другими людьми.

Задачи:

  1. Сообщить детям результаты анкетирования, анонимно обсудить эти результаты.

  2. Провести с детьми рисуночные тесты.

Содержание

  1. Рассмотреть совместно с воспитанниками вопросы, которые встречаются чаще всего, и наметить пути обсуждения этих тем. Рассказ о наиболее интересных (анонимно) ответах на вопросы анкеты.

  2. Проведение рисуночных тестов.