Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 944
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
110
-
Имитация броска изучаемым способом на месте после отталкивания от гимнастического мостика с выпуском мяча вверх над собой. -
Бросок-передача в прыжке с места с близкой дистанции партнеру на ориентир (поднятую вверх руку). -
То же, но после собственного набрасывания мяча перед собой и остановки двумя шагами или прыжком с ловлей мяча, отскочившего от пола. -
То же, что в упр. 6, но после получения мяча от партнера в движении и остановки двумя шагами или прыжком. -
Выполнение разновидности изучаемого приема в целом с места под углом 30 — 45° к щиту с близкой дистанции, отталкиваясь от гимнастического мостика или другой пружинящей поверхности. -
То же, но отталкиваясь от площадки. -
То же, но после остановки двумя шагами или прыжком с места с ловлей мяча, предварительно выпущенного перед собой и отскочившего от площадки. -
То же, но после получения мяча от партнера в движении или после ведения и остановки избранным способом. -
То же, но варьируя дистанцию и направление бросков по отношению к корзине. -
Броски в прыжке с места с указанных точек, разноудаленных и разнонаправленных по отношению к корзине. -
То же, но с преодолением пассивного противодействия условного защитника. -
То же, что в упр. 13 и 14, но в личном или командном соревновании на результат. -
Ловля-передача мяча в одном прыжке партнеру на ориентир. -
То же, но с выполнением задания поочередно двумя партнерами, расположенными на близком расстоянии. -
Повторное выполнение ловли-добивания мяча в щит в одном прыжке, завершая серию добиванием в корзину. -
Выполнение разновидностей броска в прыжке в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания.
-
На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера или до щита при обучении броскам в прыжке («на два счета») и с зависанием («на три счета») и 3 —4 м при обучении броску с прыжком («на один счет»). -
Броски в корзину начинать под углом 30 — 45° к щиту, бросать с отскоком от щита; по мере овладения техникой приема варьировать направление и дистанцию до корзины. -
Контролировать рациональность исходного положения: максимально быстро принимать стойку нападающего с тройной уг
111
розой; при бросках одной рукой одноименные с бросающей рукой ногу и плечо незначительно выводить вперед; мяч удерживать двумя руками близко к туловищу; голеностопный, коленный, тазобедренный, плечевой, локтевой, лучезапястный суставы и мяч располагать в одной вертикальной плоскости; голову держать прямо, взгляд концентрировать в точке прицеливания.
-
При выполнении броска с прыжком («на один счет»):
-
перед началом отталкивания выносить мяч в и. п. для выполнения броскового движения; -
разгибание бросающей руки или рук начинать одновременно с отталкиванием; -
следить за сохранением оптимального расположения всех звеньев тела в прыжке в соответствии со структурой броска одной или двумя руками; -
мяч выпускать на восходящей траектории прыжка.
-
При обучении броску в прыжке («на два счета»):
-
при запрыгивании на скамейку фиксировать положение всех звеньев тела, исправляя в случае необходимости ошибки; -
вынос мяча начинать одновременно с отталкиванием и осуществлять его близко к туловищу, а для броска двумя руками — перед лицом; -
спрыгивая со скамейки, выпускать мяч в «мертвой» точке безопорного положения; -
выполнение броска в целом начинать с использованием гимнастического мостика или других приспособлений, позволяющих увеличить высоту прыжка; -
разновидности остановок с ловлей мяча после собственного набрасывания перед собой или передачи партнера использовать для преобразования инерции горизонтального движения тела игрока в вертикальное выпрыгивание: переходить к отталкиванию максимально быстро — по завершении остановки; -
высоту подъема локтя (локтей) бросающей руки (рук) при замахе подбирать индивидуально каждым занимающимся; -
упражнения, связанные с выполнением ловли-передачи мяча в одном прыжке партнеру или ловли-добивания мяча в щит, предлагать занимающимся после усвоения ими основной структуры движения броска в прыжке с места; количество повторений в сериях варьировать от 5 — 6 до потери мяча; использовать дистанцию до 2 м; основное внимание уделять сохранению координации движений, своевременному отталкиванию для соединения с мячом в высшей точке прыжка, мгновенному переходу от ловли мяча к брос- ковому движению в «мертвой точке» безопорного положения; -
в технике выполнения педагогу визуально оценивать расположение звеньев тела игрока в безопорной фазе броска с различных позиций: спереди, сзади и сбоку, а при бросках одной рукой — дополнительно со стороны бросающей и поддерживающей рук.
112
-
При выполнении броска в прыжке («на два счета»):
-
части тела не отклонять от вертикали, видеть корзину двумя глазами: не закрывать себе обзор мячом; -
мяч за голову при замахе не заводить, кисть бросающей руки или обе кисти при бросках двумя руками располагать под мячом параллельно полу (максимально «брать» на себя); -
указательный и большой пальцы бросающей руки (рук) разводить оптимально; основание указательного и среднего пальцев располагать под мячом на одной вертикали с ухом; -
все звенья бросающей руки удерживать на одной линии с одноименной ногой, сохранять их расположение в одной вертикальной плоскости на протяжении всех фаз броска; локоть располагать под мячом или выносить незначительно к корзине, плечо бросающей руки выдвигать слегка вперед; -
локоть поддерживающей руки оптимально отводить в сторону, а ее кисть накладывать на мяч сбоку или снизу; -
ноги после отталкивания полностью выпрямлять; -
бросающую руку (руки) плавно выпрямлять вперед-вверх; выпускать мяч в высшей точке прыжка, придавать ему обратное вращение, сопровождать его полет расслабленной кистью (кистями); -
поддерживающую руку при броске одной рукой далеко в сторону не отводить и ее кисть в выпуске мяча не задействовать; -
приземляться на согнутые ноги в устойчивое двухопорное положение, руки вниз не опускать и быть готовым к борьбе за отскочивший мяч.
-
При обучении броску с зависанием («на три счета»):
-
предварительно достичь высокого уровня прыгучести: на ранней стадии обучения целенаправленно использовать подкидной гимнастический мостик; -
добиваться уверенного и свободного выполнения ловли-передачи и ловли-добивания мяча в одном прыжке двумя, а затем одной рукой; -
контролировать узловые элементы техники движений по фазам; -
ориентировать занимающихся на выпуск мяча после прохождения высшей точки прыжка (на его нисходящей траектории), но не затягивать начало броскового движения; -
допускать сгибание ног после прохождения «мертвой» точки прыжка.
Основные ошибки при выполнении броска в прыжке и его разновидностей.
-
Нерациональное и.п.:
-
при бросках одной рукой одноименная с бросающей рукой нога сзади; -
мяч удерживается далеко от туловища или низко, не определена рабочая кисть при броске одной рукой;
-
туловище сильно наклонено вперед;
голова или глаза опущены вниз;
полностью выпрямлены ноги;
стопы широко расставлены или приближены друг к другу;
масса тела распределена на носки или пятки.
Несвоевременный или неэффективный вынос мяча:
при броске с прыжком — запаздывание замаха (его выполнение после отталкивания), при бросках в прыжке или с зависанием — преждевременный замах (до толчка ногами);
мяч выносится далеко от туловища или не перед лицом при броске двумя руками.
Неправильное расположение звеньев тела в момент достижения игроком оптимальной точки прыжка для выпуска мяча:
голова, туловище или ноги отклонены от вертикали;
мяч заведен за голову, расположен перед лицом, сильно отведен в сторону или вынесен вперед;
кисть бросающей руки или обе кисти (при броске двумя руками) недостаточно согнуты назад;
кисть поддерживающей руки (при броске одной рукой) находится на мяче сверху или спереди;
звенья бросающей руки (рук) или локоть поддерживающей сильно отклонены в сторону (стороны);
указательный и большой пальцы кисти (кистей) широко или узко располагаются на мяче; рабочая кисть смещена в сторону от середины мяча (большой палец направлен в лицо игроку);
согнуты ноги при бросках с прыжком или в прыжке.
Ошибки при выпуске мяча:
нарушение ритмовой структуры броскового движения: преждевременный или запоздалый выпуск мяча;
чрезмерно резкое выпрямление бросающей руки (рук) без участия кисти (кистей): мяч летит очень быстро и по случайной траектории;
отсутствие скатывающего мяч движения бросающей кистью (кистями): мяч летит без вращения или вращается в направлении от игрока;
отклонение бросающей руки или указательного пальца этой руки в сторону от корзины (при броске одной рукой), несинхронная работа рук (при броске двумя руками): мяч «сваливается» в сторону от корзины, летит вправо или влево от цели;
неполное выпрямление бросающей руки (рук): незавершенность броскового движения;
отсутствие сопровождения мяча кистью бросающей руки или обеими кистями (закрепощенные кисти): мяч летит «жестко»;
участие в выпуске мяча кисти поддерживающей руки или сильное отклонение ее в сторону после выпуска мяча (при броске одной рукой): мяч летит в сторону от цели;