Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 944

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


110





  1. Имитация броска изучаемым способом на месте после отталки­вания от гимнастического мостика с выпуском мяча вверх над собой.

  2. Бросок-передача в прыжке с места с близкой дистанции парт­неру на ориентир (поднятую вверх руку).

  3. То же, но после собственного набрасывания мяча перед со­бой и остановки двумя шагами или прыжком с ловлей мяча, от­скочившего от пола.

  4. То же, что в упр. 6, но после получения мяча от партнера в движении и остановки двумя шагами или прыжком.

  5. Выполнение разновидности изучаемого приема в целом с места под углом 30 — 45° к щиту с близкой дистанции, отталкива­ясь от гимнастического мостика или другой пружинящей поверх­ности.

  6. То же, но отталкиваясь от площадки.

  7. То же, но после остановки двумя шагами или прыжком с места с ловлей мяча, предварительно выпущенного перед собой и отскочившего от площадки.

  8. То же, но после получения мяча от партнера в движении или после ведения и остановки избранным способом.

  9. То же, но варьируя дистанцию и направление бросков по отношению к корзине.

  10. Броски в прыжке с места с указанных точек, разноудален­ных и разнонаправленных по отношению к корзине.

  11. То же, но с преодолением пассивного противодействия ус­ловного защитника.

  12. То же, что в упр. 13 и 14, но в личном или командном соревновании на результат.

  13. Ловля-передача мяча в одном прыжке партнеру на ориен­тир.

  14. То же, но с выполнением задания поочередно двумя парт­нерами, расположенными на близком расстоянии.

  15. Повторное выполнение ловли-добивания мяча в щит в од­ном прыжке, завершая серию добиванием в корзину.

  16. Выполнение разновидностей броска в прыжке в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники игры).

Организационно-методические указания.

  1. На начальной стадии обучения упражнения выполнять на дистанции 2 — 3 м до партнера или до щита при обучении брос­кам в прыжке («на два счета») и с зависанием («на три счета») и 3 —4 м при обучении броску с прыжком («на один счет»).

  2. Броски в корзину начинать под углом 30 — 45° к щиту, бро­сать с отскоком от щита; по мере овладения техникой приема варьировать направление и дистанцию до корзины.

  3. Контролировать рациональность исходного положения: мак­симально быстро принимать стойку нападающего с тройной уг­



111





розой; при бросках одной рукой одноименные с бросающей ру­кой ногу и плечо незначительно выводить вперед; мяч удерживать двумя руками близко к туловищу; голеностопный, коленный, та­зобедренный, плечевой, локтевой, лучезапястный суставы и мяч располагать в одной вертикальной плоскости; голову держать пря­мо, взгляд концентрировать в точке прицеливания.

  1. При выполнении броска с прыжком («на один счет»):

  • перед началом отталкивания выносить мяч в и. п. для выпол­нения броскового движения;

  • разгибание бросающей руки или рук начинать одновременно с отталкиванием;

  • следить за сохранением оптимального расположения всех звеньев тела в прыжке в соответствии со структурой броска одной или двумя руками;

  • мяч выпускать на восходящей траектории прыжка.

  1. При обучении броску в прыжке («на два счета»):

  • при запрыгивании на скамейку фиксировать положение всех звеньев тела, исправляя в случае необходимости ошибки;

  • вынос мяча начинать одновременно с отталкиванием и осу­ществлять его близко к туловищу, а для броска двумя руками — перед лицом;

  • спрыгивая со скамейки, выпускать мяч в «мертвой» точке безопорного положения;

  • выполнение броска в целом начинать с использованием гим­настического мостика или других приспособлений, позволяющих увеличить высоту прыжка;

  • разновидности остановок с ловлей мяча после собственного набрасывания перед собой или передачи партнера использовать для преобразования инерции горизонтального движения тела иг­рока в вертикальное выпрыгивание: переходить к отталкиванию максимально быстро — по завершении остановки;

  • высоту подъема локтя (локтей) бросающей руки (рук) при замахе подбирать индивидуально каждым занимающимся;

  • упражнения, связанные с выполнением ловли-передачи мяча в одном прыжке партнеру или ловли-добивания мяча в щит, пред­лагать занимающимся после усвоения ими основной структуры движения броска в прыжке с места; количество повторений в се­риях варьировать от 5 — 6 до потери мяча; использовать дистанцию до 2 м; основное внимание уделять сохранению координации дви­жений, своевременному отталкиванию для соединения с мячом в высшей точке прыжка, мгновенному переходу от ловли мяча к брос- ковому движению в «мертвой точке» безопорного положения;

  • в технике выполнения педагогу визуально оценивать располо­жение звеньев тела игрока в безопорной фазе броска с различных позиций: спереди, сзади и сбоку, а при бросках одной рукой — дополнительно со стороны бросающей и поддерживающей рук.



112





  1. При выполнении броска в прыжке («на два счета»):

  • части тела не отклонять от вертикали, видеть корзину двумя глазами: не закрывать себе обзор мячом;

  • мяч за голову при замахе не заводить, кисть бросающей руки или обе кисти при бросках двумя руками располагать под мячом параллельно полу (максимально «брать» на себя);

  • указательный и большой пальцы бросающей руки (рук) раз­водить оптимально; основание указательного и среднего пальцев располагать под мячом на одной вертикали с ухом;

  • все звенья бросающей руки удерживать на одной линии с одноименной ногой, сохранять их расположение в одной верти­кальной плоскости на протяжении всех фаз броска; локоть распо­лагать под мячом или выносить незначительно к корзине, плечо бросающей руки выдвигать слегка вперед;

  • локоть поддерживающей руки оптимально отводить в сторо­ну, а ее кисть накладывать на мяч сбоку или снизу;

  • ноги после отталкивания полностью выпрямлять;

  • бросающую руку (руки) плавно выпрямлять вперед-вверх; выпускать мяч в высшей точке прыжка, придавать ему обратное вра­щение, сопровождать его полет расслабленной кистью (кистями);

  • поддерживающую руку при броске одной рукой далеко в сто­рону не отводить и ее кисть в выпуске мяча не задействовать;

  • приземляться на согнутые ноги в устойчивое двухопорное положение, руки вниз не опускать и быть готовым к борьбе за отскочивший мяч.

  1. При обучении броску с зависанием («на три счета»):

  • предварительно достичь высокого уровня прыгучести: на ран­ней стадии обучения целенаправленно использовать подкидной гимнастический мостик;

  • добиваться уверенного и свободного выполнения ловли-пе­редачи и ловли-добивания мяча в одном прыжке двумя, а затем одной рукой;

  • контролировать узловые элементы техники движений по фа­зам;

  • ориентировать занимающихся на выпуск мяча после прохож­дения высшей точки прыжка (на его нисходящей траектории), но не затягивать начало броскового движения;

  • допускать сгибание ног после прохождения «мертвой» точки прыжка.



Основные ошибки при выполнении броска в прыжке и его разно­видностей.

  1. Нерациональное и.п.:

  • при бросках одной рукой одноименная с бросающей рукой нога сзади;

  • мяч удерживается далеко от туловища или низко, не опреде­лена рабочая кисть при броске одной рукой;





  • туловище сильно наклонено вперед;

  • голова или глаза опущены вниз;

  • полностью выпрямлены ноги;

  • стопы широко расставлены или приближены друг к другу;

  • масса тела распределена на носки или пятки.

  • Несвоевременный или неэффективный вынос мяча:

  • при броске с прыжком — запаздывание замаха (его выполне­ние после отталкивания), при бросках в прыжке или с зависани­ем — преждевременный замах (до толчка ногами);

  • мяч выносится далеко от туловища или не перед лицом при броске двумя руками.

  • Неправильное расположение звеньев тела в момент достиже­ния игроком оптимальной точки прыжка для выпуска мяча:

  • голова, туловище или ноги отклонены от вертикали;

  • мяч заведен за голову, расположен перед лицом, сильно от­веден в сторону или вынесен вперед;

  • кисть бросающей руки или обе кисти (при броске двумя ру­ками) недостаточно согнуты назад;

  • кисть поддерживающей руки (при броске одной рукой) на­ходится на мяче сверху или спереди;

  • звенья бросающей руки (рук) или локоть поддерживающей сильно отклонены в сторону (стороны);

  • указательный и большой пальцы кисти (кистей) широко или узко располагаются на мяче; рабочая кисть смещена в сторону от середины мяча (большой палец направлен в лицо игроку);

  • согнуты ноги при бросках с прыжком или в прыжке.

  • Ошибки при выпуске мяча:

  • нарушение ритмовой структуры броскового движения: преж­девременный или запоздалый выпуск мяча;

  • чрезмерно резкое выпрямление бросающей руки (рук) без участия кисти (кистей): мяч летит очень быстро и по случайной траектории;

  • отсутствие скатывающего мяч движения бросающей кистью (кистями): мяч летит без вращения или вращается в направлении от игрока;

  • отклонение бросающей руки или указательного пальца этой руки в сторону от корзины (при броске одной рукой), несин­хронная работа рук (при броске двумя руками): мяч «сваливается» в сторону от корзины, летит вправо или влево от цели;

  • неполное выпрямление бросающей руки (рук): незавершен­ность броскового движения;

  • отсутствие сопровождения мяча кистью бросающей руки или обеими кистями (закрепощенные кисти): мяч летит «жестко»;

  • участие в выпуске мяча кисти поддерживающей руки или сильное отклонение ее в сторону после выпуска мяча (при броске одной рукой): мяч летит в сторону от цели;