Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 945

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


105





  1. Совершенствовать разновидности броска в движении в соче­тании с финтами, предшествующими овладению мячом или брос- ковому движению.

  2. При выполнении бросков снизу одной и двумя руками:

  • отталкиваться вперед-вверх;

  • голову в прыжке не опускать, прямое туловище наклонять слегка вперед;

  • мяч выносить от пояса, выпрямляя руку (руки) снизу впе­ред-вверх; вынос начинать в момент отталкивания; тянуться к корзине прямой рукой (руками); кисть (кисти) в безопорном по­ложении разгибать максимально вниз;

  • заканчивать бросковое движение в верхней точке прыжка активным быстрым сгибанием кисти (кистей) вверх; скатывать мяч с кончиков среднего, безымянного пальцев и мизинца.

  1. Обучение броску «крюком» начинать с варианта этого броска после одного шага с места (ситуация: игрок получает мяч на месте).

  2. При выполнении броска «крюком»:

  • последний шаг разбега выполнять перекатом с пятки на но­сок на внешней стороне стопы, поворачиваясь боком к корзине; мяч поднимать на уровень плеча в дальнюю сторону от защитни­ка, располагая его на кисти бросающей руки и придерживая сверху другой;

  • одновременно с отталкиванием выполнять активный мах дру­гой ногой с одновременным поворотом туловища вперед и выно­сом мяча на полусогнутой руке вверх в сторону до Полного ее выпрямления;

  • кисть при замахе максимально разгибать в сторону от щита до положения — мяч лежит на горизонтально расположенной ки­сти; одновременно укрывать мяч свободной рукой, отводя ее лок­тем в сторону защитника;

  • выпуск мяча осуществлять дугообразным движением рабочей руки над головой в высшей точке прыжка, придавая ему обратное вращение хлестом кисти; поддерживающую руку своевременно отводить в сторону; толчковую ногу в безопорном положении не сгибать;

  • сопровождать полет мяча сгибанием бросающей руки в лок­тевом и лучезапястном суставах; контролировать полет мяча взгля­дом, поворачивая голову в сторону корзины; в безопорном поло­жении голову держать прямо;

  • угол выпуска мяча и высоту траектории его полета для бро­сающего задавать уровнем поднимания рук условного защитника;

  • приземляться на толчковую или на обе ноги, располагаясь лицом к корзине.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   54


Основные ошибки при выполнении разновидностей броска в дви­жении.

  1. При выполнении бросков снизу:





  • движения мячом из стороны в сторону в процессе двухшаж- ного разбега; высокое расположение мяча (у груди, а не у пояса);

  • отсутствие наклона туловища вперед в момент отталкивания вверх без продвижения в прыжке к корзине; опускание головы в безопорном положении;

  • вынос и выпуск мяча согнутой в локтевом суставе рукой (ру­ками);

  • неправильное расположение кистей на мяче: мяч удержива­ется не снизу, а сбоку; поворот мяча в переднезадней плоскости при его выносе;

  • отсутствие замаха (нет отведения кистей вниз) в безопорном положении;

  • несвоевременный (поспешный или запоздалый) выпуск мяча;

  • мячу не придается переднее вращение.

  1. При выполнении броска одной рукой над головой («крю­ком»):

  • толчковая нога ставится на всю стопу: затруднен поворот иг­рока в положение боком к корзине до его отталкивания;

  • нет укрывания мяча в дальнюю сторону от защитника в мо­мент постановки толчковой;

  • нерациональный замах: опускание мяча вперед или в сторону;

  • неправильное держание мяча перед отталкиванием: мяч не перекладывается на кисть бросающей руки или не удерживается на уровне плеча;

  • отсутствие поворота головы в сторону корзины перед толчком;

  • слабый мах одноименной с бросающей рукой ноги в момент отталкивания;

  • неэффективный вынос мяча для броска: перед собой или прямой рукой через сторону — большая амплитуда движения, со­здающая предпосылки накрывания или выбивания мяча сопер­ником;

  • преждевременный выпуск мяча: согнутой, а не прямой ру­кой — до достижения игроком высшей точки прыжка; выпуск мяча перед головой, а не над ней;

  • нет поворота туловища к корзине в безопорном положении;

  • отсутствие завершающего движения кистью; мяч не скатыва­ется с конечных фаланг пальцев (летит без вращения) или не сопровождается расслабленной кистью до опускания пальцев вниз;

  • приземление на прямые ноги или в положение боком к кор­зине — игрок не готов к борьбе за взятие отскока.

Бросок в прыжке и его разновидности

Теоретические предпосылки.

Бросок в прыжке — основное средство завершающих действий в нападении в современном баскетболе. Существуют три в а-




рианта выполнения этого приема в зависимости от момента выпуска мяча по отношению к прыжку. Если игрок выпускает мяч прежде, чем достигнет высшей точки прыжка, бросокназы­вается с прыжком (в прыжке «на один счет»).Такой вариант при­меняют, как правило, при попытке поразить корзину с дальних позиций без активного противодействия защитника или при не­достаточном уровне развития скоростно-силовых качеств ног на­падающего.

В случае выпуска мяча в высшей («мертвой») точке прыжка имеет место непосредственно бросок в прыжке(в прыжке «на два счета»).Это классический вариант данного технического приема, наиболее часто применяемый в игре, и с его помощью можно результативно атаковать с любых позиций, преодолевая сопро­тивление соперников разной степени (рис. 27).

И наконец, при выпуске мяча на нисходящей части траекто­рии прыжка осуществляется бросок в прыжке с зависанием(в прыж­ке «на три счета»).Он особо эффективен при завершении атаки с близких и средних к корзине дистанций в условиях преодоления жесткого сопротивления соперника, превосходящего нападающего в росте. Решающее значение при исполнении этого варианта броска имеет высота выпрыгивания. Задача нападающего — «перевисеть» защитника и выпустить мяч так, чтобы избежать «блок-шота» (на- крывания или отбивания броска противником).

Все перечисленные разновидности броска в прыжке преимуществен­но выполняются сильнейшей рукой, в редких случаях — двумя.

Уровень исходного положения мяча непосредственно перед бросковым движением может быть разным. Соответственно выде­ляют броски в прыжке одной рукой от плеча, одной рукой от головы и одной рукой над головой (т.е. почти с выпрямленных рук); двумя руками от головы и над головой.



Рис. 27. Бросок одной рукой сверху в прыжке



В подготовительной фазе игрок получает мяч от партнера стоя на месте, в движении или совершает остановку после ведения. Прекратив движение, он приходит в стойку с тройной угрозой. Принимает устойчивое двухопорное положение с незначительно выставленной вперед ногой, одноименной с бросающей рукой. Ноги согнуты и находятся на ширине плеч, впередистоящая сто­па направлена носком на корзину, сзадистоящая развернута нос­ком наружу. Масса тела равномерно распределена на обе ноги. Плечо бросающей руки незначительно выведено вперед. Мяч удержива­ется в двух руках на уровне плеча, немного впереди туловища. Рабочая кисть образует основание для мяча: максимально согнута назад до горизонтального положения, пальцы широко расставле­ны, указательный или средний палец расположен в центре мяча. Поддерживающая рука обхватывает мяч сбоку. Мяч, бросающая рука и одноименная нога располагаются в одной вертикальной плоскости. Взгляд нацелен на корзину.

Основная фаза начинается толчком двумя ногами вертикально вверх и одновременной корректировкой положения мяча для со­ответствующего броска: фиксацией его на необходимой высоте у плеча, выносом к голове или над головой. Мяч продолжает конт­ролироваться кистью бросающей (сильнейшей) руки или обхва­тывается обеими кистями, максимально отведенными («взведен­ными») назад — до положения параллельно полу.

При бросках одной рукой локоть бросающей руки рас­полагают под мячом и направляют на корзину, а локоть другой руки чуть отводят в сторону, поддерживая мяч кистью сбоку или снизу.

При бросках двумя руками локти оптимально разво­дят в сторону, симметрично направляя их на корзину.

Высота подъема локтя или локтей (на четверть, на половину или на три четверти) диктуется физическими кондициями игро­ка или способом исполняемого броска. Эта особенность техники броска в прыжке относится к индивидуальному стилю и не влия­ет принципиально на его точность.

В прыжке все звенья тела находятся на линии вертикали. Ноги полностью выпрямлены, ступни опущены вниз.

Непосредственно бросковое движение игрок совершает при достижении заданного уровня прыжка (в зависимости от разно­видности броска) выпрямлением бросающей руки (рук) и энер­гичным, но плавным движением кисти (кистей) с одновремен­ным отведением чуть в сторону кисти поддерживающей руки при бросках одной рукой. Мяч направляется в точку прицеливания через указательный палец (пальцы) или указательный и средний паль­цы. После выпуска рабочая кисть или обе кисти расслабленно опус­каются вниз, сопровождая полет мяча.

В завершающей фазе игрок мягко приземляется на две согнутые ноги в точку отталкивания, чуть впереди или позади ее в зависи­



те)





мости от условий выполнения броска: дистанции до корзины, направления по отношению к щиту, степени противодействия соперников. Далее он быстро принимает стойку готовности для дальнейших действий.

При обучении разновидностям броска в прыжке следует учи­тывать физический потенциал занимающихся и уровень их техни­ческой подготовленности. В юном возрасте, в средних классах, обучение целесообразно начинать с вариантов броска двумя рука­ми от головы и одной рукой от плеча с поднятым на одну чет­верть локтем «на один счет» (с прыжком). Позже, в старших клас­сах, можно переходить к освоению броска одной рукой сверху (от головы или над головой) «на два счета» (в прыжке). А бросок «на три счета» (с зависанием) следует изучать лишь после овладения занимающимися в достаточной мере школой техники основных игровых приемов и в случае углубленных занятий баскетболом.

Обучение броску с прыжком (в прыжке «на один счет»).

  1. Объяснение и показ.

  2. Имитация выполнения приема с места с выпуском мяча над собой.

  3. Бросок-передача с прыжком на ориентир: поднятую руку парт­нера или в цель на стене.

  4. Выполнение приема в целом с места со средней дистанции под углом 30—45° к щиту.

  5. То же, но варьируя дистанцию и направление бросков по отношению к корзине.

  6. То же, но после остановки с получением мяча от партнера или после ведения.

  7. Выполнение бросков с дальней дистанции, отталкиваясь от гимнастического мостика.

  8. Чередование бросков с различных позиций в соревновании на результативность.

  9. То же, что в упр. 4 — 7, но с преодолением пассивного проти­водействия условного защитника.

  10. Выполнение приема в сочетании с другими игровыми дей­ствиями (по мере освоения техники игры).

Обучение броскам в прыжке (в прыжке «на два счета») и с зави­санием (в прыжке «на три счета»).

  1. Объяснение и показ.

  2. Из стойки нападающего с тройной угрозой: запрыгивание на гимнастическую скамейку с выносом мяча в и. п. для броска — имитация замаха.

  3. Из стойки нападающего с вынесенным в положение для брос­ка мячом, стоя на гимнастической скамейке: спрыгивание со ска­мейки с выпуском мяча над собой в заданный момент прыжка — имитация броскового движения.

  4. То же, что в упр. 2 и 3, но в сочетании.