Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 953

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


124




Обучение передвижениям приставными шагами.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение приема в соответствующих стойках защитника: вперед, назад, в сторону по разделениям (с подсчетом педагога).

  3. Выполнение разновидностей приема в целом при прямоли­нейном движении.

  4. То же, но в сочетании со скрестным шагом-скачком по ходу передвижений или в их завершение.

  5. То же, что в упр. 3 — 4, но с изменением направления движе­ния по ориентирам (разметка площадки и т.п.).

  6. То же, но чередуя направление и способы передвижений на отдельных участках площадки.

  7. То же, но по звуковым и зрительным сигналам.

  8. То же, но с изменением скорости перемещений.

  9. Челночные перемещения в стойках защитника по ориенти­рам с изменением направления и скорости движения.

  10. Зигзагообразные перемещения вдоль площадки в коридоре шириной 2,5 — 3 м с касанием ограничительных линий ближней по отношению к ним рукой.

  11. Выполнение разновидностей приема в целом в ситуации противодействия пассивным перемещениям нападающего без мяча и с мячом.

  12. То же, но в ситуациях активного противоборства с напада­ющим, владеющим мячом, в игровых заданиях: «1x1 в коридо­ре», «2 х 1 по всей площадке» и т.п.

  13. Выполнение разновидностей приема в различных сочетани­ях с другими способами передвижений в эстафетах и подвижных играх: «Не пропусти дриблера», «Вратарь» и т. п.

  14. То же, но в условиях игрового противоборства на одну или две корзины: 1x1, 2x2, 3x3 и т.д.

  15. Воспроизведение вариантов передвижений в сочетании с другими защитными приемами (по мере освоения техники защи­ты) в подготовительных и учебных играх.


Организационно-методические указания.

  1. Выполнение приема по разделениям осуществлять с исполь­зованием фронтального или проходного метода по команде педа­гога: «И — раз, и — два» (на «и» — переступанием отставить одну ногу, на «раз» — прийти в и.п., приставляя другую, и т.д.).

  2. В качестве ориентиров для смены направления и скорости передвижений использовать разметку площадки: трехочковую дугу и т.п.; в качестве звуковых сигналов — свисток, хлопок в ладони, голос педагога или партнера; а в качестве зрительных — различ­ное положение рук педагога или мяча, начало движения партне­ра, соперника или мяча.

  3. При выполнении разновидностей передвижений приставными шагами в целом:





  • начинать движение из соответствующей стойки защитника: вправо или влево — из параллельной стойки; вперед или назад — из стойки с выставленной вперед ногой;

  • первый шаг осуществлять впередистоящей по направлению движения ногой;

  • после выполнения приставного шага приходить в устойчивое двухопорное положение, соответствующее исходной стойке за­щитника;

  • передвигаться на согнутых ногах без чрезмерного закрепоще­ния, массу тела располагать на передней части стоп;

  • «скользить» по площадке без подпрыгиваний и вертикально­го колебания общего центра тяжести;

  • смотреть перед собой; сохранять положение головы, тулови­ща, рук, характерное для данной стойки защитника.

  1. При выполнении скрестного шага- скачка:

  • в и. п. находиться на согнутых и «заряженных» ногах, обеспе­чивающих последующий взрывной характер отталкивания;

  • своевременно и быстро начинать отталкивание, упреждая действия соперников;

  • совершать «стелющийся» скачок на согнутых ногах, без зна­чительных колебаний над площадкой общего центра тяжести;

  • максимально быстро приходить в устойчивое двухопорное положение в готовности к дальнейшим защитным действиям; со­хранять оптимальную дистанцию с опекаемым нападающим пос­ле приземления (не нарушать правила блокировки).

  1. При противодействии нападающим ориентировать занимаю­щихся на своевременное начало движения и сохранение необхо­димой дистанции: игрока без мяча на стороне мяча опекать плот­но; игрока с мячом, не использовавшего ведение, держать на ди­станции вытянутой вперед руки, как и дриблера.

  2. Для закрепления техники передвижений включать сочетания их разновидностей в эстафеты и подвижные игры: «Салки», «Пят­нашки с мячом» и т.п., регламентировать и постепенно увеличи­вать активность противодействия в парах.

  3. В подготовительных и учебных играх требовать от занимаю­щихся воспроизведения сочетаний передвижений, адекватных занимаемой защитной позиции и конкретным игровым ситуа­циям.

Основные ошибки при выполнении передвижений приставными шагами.

  1. Нерациональное положение звеньев тела в и. п. или после приставного шага: опущена голова или руки, туловище сильно наклонено вперед или назад; полностью выпрямлены ноги.

  2. Передвижения осуществляются на всей стопе, а не на перед­ней ее части: игроку приходится тратить дополнительное время для начала или возобновления перемещений.



126





  1. Большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: игрок подпрыгивает, а не «скользит» по площадке.

  2. Скрещивание ног: игрок начинает приставной шаг дальней по направлению движения ногой, что ведет к приходу в неустой­чивое положение и последующему позиционному проигрышу на­падающему.

  3. Потеря равновесия: стопы после выполнения приставного шага располагаются слишком близко друг к другу или приставля­ющаяся нога переставляется за вышагивающую.


  1. Приемы противодействия и овладения мячом

К технике противодействия и овладения мячом относятся: вы­рывание, выбивание и перехват мяча, накрывание и отбивание мяча при бросках, взятие отскока на своем щите.

Эти приемы изучаются после овладения занимающимися тех­никой соответствующих приемов нападения.

  1. Вырывание мяча

Теоретические предпосылки.

Вырывание мяча осуществляется в ситуации, когда нападаю­щий несколько ослабил контроль над мячом. Наиболее подходя­щим для этого считается момент опускания мяча вниз после ов­ладения им (при ловле, передаче или взятии отскока), а также момент поворота спиной к атакуемой корзине после прерванного ведения. Сблизившись с соперником, защитник должен обхватить мяч руками как можно глубже (одной сверху, другой снизу) и сделать резкое движение на себя с одновременным поворотом туловища в сторону опорной ноги. Поворот мяча вокруг горизон­тальной оси облегчает преодоление сопротивления противника.

Прием изучается после обучения занимающихся технике держа­ния и ловли мяча в нападении.

Обучение вырыванию мяча.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение приема при пассивном сопротивлении сопер­ника: в и. п. оба игрока удерживают мяч, стоя на месте.

  3. То же, но после совершения нападающим поворота или по­воротов на месте.

  4. То же, что в упр. 2, но в момент овладения мячом нападающим:

  • после обхвата лежащего или катящегося от партнера мяча;

  • после собственного подбрасывания мяча нападающим вверх над собой, ловли его в прыжке и опускания до уровня груди или пояса;



127





  • после отскока мяча, предварительно направленного игроком в щит;

  • после прекращения игроком ведения мяча;

  • после передачи мяча партнером по заданной траектории на­падающему, стоящему на месте или совершающему остановку.

  1. Вырывание мяча из рук соперника при его активном проти­водействии: в и. п. оба игрока обхватили мяч в положении стоя, стоя на коленях или сидя на полу и т. п.

  2. То же, но в и. п. мяч лежит на площадке между двумя игрока­ми: по сигналу педагога они стремятся обхватить и вырвать его друг у друга.

  3. То же, но после рывка на 3 — 5 м из различных и. п. (стоя, сидя, лежа на полу и т.п.) для овладения летящим или катящим­ся мячом.

  4. Борьба за мяч без ограничений активности после ловли его нападающим (мяч передается партнером) и обхвата защитником, выскочившим из-за спины соперника.

  5. То же, но после последовательного или одновременного об­хвата мяча двумя игроками при отскоке от щита (мяч в щит посы­лает третий игрок или педагог).

  6. Выполнение приема в целом с последующим после овладе­ния мячом переходом к заданным нападающим действиям: пере­даче партнеру в отрыв, дистанционному броску по корзине, про­ходу-броску и т.д. (по мере освоения техники игры).

  7. То же, но в подвижных играх: «Борьба за мяч без правил», «Регби по упрощенным правилам» и т. п.

  8. Воспроизведение вырывания мяча в условиях игрового про­тивоборства.

Организационно-методические указания.

  1. Предварительно обучить держанию и глубокому обхвату мяча.

  2. Во всех упражнениях стимулировать развитие быстроты реак­ции при овладении мячом, используя различные и. п. и неожи­данные стартовые сигналы (голос, хлопок, появление из-за спи­ны мяча и т.п.) для начала активных действий.

  3. Задавать домашние задания на развитие силы кистей: упраж­нения с теннисным мячом, кистевым эспандером и т. п.

  4. Обучение приему начинать в ситуации пассивного противо­действия нападающего, владеющего мячом на месте; по мере ос­воения техники вырывания изменять и.п., варьировать игровые ситуации и степень противодействия соперника.

  5. При выполнении приема'.

  • быстро реагировать на положение мяча;

  • обхватывать мяч глубоко, накладывая одну руку сверху, а другую снизу;

  • одновременно с рывком мяча на себя поворачивать его во­круг горизонтальной оси;