Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 953
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
124
Обучение передвижениям приставными шагами.
-
Объяснение и показ. -
Выполнение приема в соответствующих стойках защитника: вперед, назад, в сторону по разделениям (с подсчетом педагога). -
Выполнение разновидностей приема в целом при прямолинейном движении. -
То же, но в сочетании со скрестным шагом-скачком по ходу передвижений или в их завершение. -
То же, что в упр. 3 — 4, но с изменением направления движения по ориентирам (разметка площадки и т.п.). -
То же, но чередуя направление и способы передвижений на отдельных участках площадки. -
То же, но по звуковым и зрительным сигналам. -
То же, но с изменением скорости перемещений. -
Челночные перемещения в стойках защитника по ориентирам с изменением направления и скорости движения. -
Зигзагообразные перемещения вдоль площадки в коридоре шириной 2,5 — 3 м с касанием ограничительных линий ближней по отношению к ним рукой. -
Выполнение разновидностей приема в целом в ситуации противодействия пассивным перемещениям нападающего без мяча и с мячом. -
То же, но в ситуациях активного противоборства с нападающим, владеющим мячом, в игровых заданиях: «1x1 в коридоре», «2 х 1 по всей площадке» и т.п. -
Выполнение разновидностей приема в различных сочетаниях с другими способами передвижений в эстафетах и подвижных играх: «Не пропусти дриблера», «Вратарь» и т. п. -
То же, но в условиях игрового противоборства на одну или две корзины: 1x1, 2x2, 3x3 и т.д. -
Воспроизведение вариантов передвижений в сочетании с другими защитными приемами (по мере освоения техники защиты) в подготовительных и учебных играх.
Организационно-методические указания.
-
Выполнение приема по разделениям осуществлять с использованием фронтального или проходного метода по команде педагога: «И — раз, и — два» (на «и» — переступанием отставить одну ногу, на «раз» — прийти в и.п., приставляя другую, и т.д.). -
В качестве ориентиров для смены направления и скорости передвижений использовать разметку площадки: трехочковую дугу и т.п.; в качестве звуковых сигналов — свисток, хлопок в ладони, голос педагога или партнера; а в качестве зрительных — различное положение рук педагога или мяча, начало движения партнера, соперника или мяча. -
При выполнении разновидностей передвижений приставными шагами в целом:
-
начинать движение из соответствующей стойки защитника: вправо или влево — из параллельной стойки; вперед или назад — из стойки с выставленной вперед ногой; -
первый шаг осуществлять впередистоящей по направлению движения ногой; -
после выполнения приставного шага приходить в устойчивое двухопорное положение, соответствующее исходной стойке защитника; -
передвигаться на согнутых ногах без чрезмерного закрепощения, массу тела располагать на передней части стоп; -
«скользить» по площадке без подпрыгиваний и вертикального колебания общего центра тяжести; -
смотреть перед собой; сохранять положение головы, туловища, рук, характерное для данной стойки защитника.
-
При выполнении скрестного шага- скачка:
-
в и. п. находиться на согнутых и «заряженных» ногах, обеспечивающих последующий взрывной характер отталкивания; -
своевременно и быстро начинать отталкивание, упреждая действия соперников; -
совершать «стелющийся» скачок на согнутых ногах, без значительных колебаний над площадкой общего центра тяжести; -
максимально быстро приходить в устойчивое двухопорное положение в готовности к дальнейшим защитным действиям; сохранять оптимальную дистанцию с опекаемым нападающим после приземления (не нарушать правила блокировки).
-
При противодействии нападающим ориентировать занимающихся на своевременное начало движения и сохранение необходимой дистанции: игрока без мяча на стороне мяча опекать плотно; игрока с мячом, не использовавшего ведение, держать на дистанции вытянутой вперед руки, как и дриблера. -
Для закрепления техники передвижений включать сочетания их разновидностей в эстафеты и подвижные игры: «Салки», «Пятнашки с мячом» и т.п., регламентировать и постепенно увеличивать активность противодействия в парах. -
В подготовительных и учебных играх требовать от занимающихся воспроизведения сочетаний передвижений, адекватных занимаемой защитной позиции и конкретным игровым ситуациям.
Основные ошибки при выполнении передвижений приставными шагами.
-
Нерациональное положение звеньев тела в и. п. или после приставного шага: опущена голова или руки, туловище сильно наклонено вперед или назад; полностью выпрямлены ноги. -
Передвижения осуществляются на всей стопе, а не на передней ее части: игроку приходится тратить дополнительное время для начала или возобновления перемещений.
126
-
Большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: игрок подпрыгивает, а не «скользит» по площадке. -
Скрещивание ног: игрок начинает приставной шаг дальней по направлению движения ногой, что ведет к приходу в неустойчивое положение и последующему позиционному проигрышу нападающему. -
Потеря равновесия: стопы после выполнения приставного шага располагаются слишком близко друг к другу или приставляющаяся нога переставляется за вышагивающую.
-
Приемы противодействия и овладения мячом
К технике противодействия и овладения мячом относятся: вырывание, выбивание и перехват мяча, накрывание и отбивание мяча при бросках, взятие отскока на своем щите.
Эти приемы изучаются после овладения занимающимися техникой соответствующих приемов нападения.
-
Вырывание мяча
Теоретические предпосылки.
Вырывание мяча осуществляется в ситуации, когда нападающий несколько ослабил контроль над мячом. Наиболее подходящим для этого считается момент опускания мяча вниз после овладения им (при ловле, передаче или взятии отскока), а также момент поворота спиной к атакуемой корзине после прерванного ведения. Сблизившись с соперником, защитник должен обхватить мяч руками как можно глубже (одной сверху, другой снизу) и сделать резкое движение на себя с одновременным поворотом туловища в сторону опорной ноги. Поворот мяча вокруг горизонтальной оси облегчает преодоление сопротивления противника.
Прием изучается после обучения занимающихся технике держания и ловли мяча в нападении.
Обучение вырыванию мяча.
-
Объяснение и показ. -
Выполнение приема при пассивном сопротивлении соперника: в и. п. оба игрока удерживают мяч, стоя на месте. -
То же, но после совершения нападающим поворота или поворотов на месте. -
То же, что в упр. 2, но в момент овладения мячом нападающим:
-
после обхвата лежащего или катящегося от партнера мяча; -
после собственного подбрасывания мяча нападающим вверх над собой, ловли его в прыжке и опускания до уровня груди или пояса;
127
-
после отскока мяча, предварительно направленного игроком в щит; -
после прекращения игроком ведения мяча; -
после передачи мяча партнером по заданной траектории нападающему, стоящему на месте или совершающему остановку.
-
Вырывание мяча из рук соперника при его активном противодействии: в и. п. оба игрока обхватили мяч в положении стоя, стоя на коленях или сидя на полу и т. п. -
То же, но в и. п. мяч лежит на площадке между двумя игроками: по сигналу педагога они стремятся обхватить и вырвать его друг у друга. -
То же, но после рывка на 3 — 5 м из различных и. п. (стоя, сидя, лежа на полу и т.п.) для овладения летящим или катящимся мячом. -
Борьба за мяч без ограничений активности после ловли его нападающим (мяч передается партнером) и обхвата защитником, выскочившим из-за спины соперника. -
То же, но после последовательного или одновременного обхвата мяча двумя игроками при отскоке от щита (мяч в щит посылает третий игрок или педагог). -
Выполнение приема в целом с последующим после овладения мячом переходом к заданным нападающим действиям: передаче партнеру в отрыв, дистанционному броску по корзине, проходу-броску и т.д. (по мере освоения техники игры). -
То же, но в подвижных играх: «Борьба за мяч без правил», «Регби по упрощенным правилам» и т. п. -
Воспроизведение вырывания мяча в условиях игрового противоборства.
Организационно-методические указания.
-
Предварительно обучить держанию и глубокому обхвату мяча. -
Во всех упражнениях стимулировать развитие быстроты реакции при овладении мячом, используя различные и. п. и неожиданные стартовые сигналы (голос, хлопок, появление из-за спины мяча и т.п.) для начала активных действий. -
Задавать домашние задания на развитие силы кистей: упражнения с теннисным мячом, кистевым эспандером и т. п. -
Обучение приему начинать в ситуации пассивного противодействия нападающего, владеющего мячом на месте; по мере освоения техники вырывания изменять и.п., варьировать игровые ситуации и степень противодействия соперника. -
При выполнении приема'.
-
быстро реагировать на положение мяча; -
обхватывать мяч глубоко, накладывая одну руку сверху, а другую снизу; -
одновременно с рывком мяча на себя поворачивать его вокруг горизонтальной оси;