Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 959

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


а

Рис.

а


  1. Накрывание мяча при броске:
    — сзади; б — спереди; в — сбоку





Главное отличие в технике выполнения данного приема по сравнению с накрыванием состоит в том, что контакт кисти за­щитника с мячом осуществляется в момент, когда мяч уже ушел с кончиков пальцев нападающего, но не достиг еще высшей точки своей траектории. Таким образом защитник движением кисти изменяет направление полета мяча. Этот защитный прием выг­лядит особенно эффектно, но требует достаточной скоростно­силовой подготовленности, интуиции и хорошо развитого чув­ства мяча.

Приемы противодействия броскам изучаются после обучения занимающихся разновидностям бросков с места, в движении и в прыжке.

Обучение накрыванию и отбиванию мяча при броске.

  1. Объяснение и показ.

  2. Многократное отталкивание подвешенного, качающегося, как маятник, мяча в прыжке средней высоты.

  3. То же, но в прыжке с максимальным усилием.

  4. Накрывание и отбивание мяча из различных и. п. по отноше­нию к нападающему, совершающему дистанционные броски мяча с места в медленном темпе.

  5. То же, но против бросков мяча с естественной скоростью выполнения.

  6. То же, что в упр. 4 и 5, но противодействуя броскам мяча с предшествующими обманными движениями.

  7. Выполнение разновидностей изучаемого приема при проти­водействии способам броска мяча в прыжке с места.

  8. То же, но против способов броска мяча в прыжке с предше­ствующим обманным движением.

  9. То же, что в упр. 7 и 8, но после прохода нападающего с ведением мяча, остановкой и броском мяча в прыжке.

  10. Выполнение изучаемых защитных приемов при противодей­ствии броску мяча одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении:

  • при броске мяча в замедленном темпе после одного шага с места;

  • при броске мяча в замедленном темпе после встречной или поступательной передачи партнера нападающего и последующего двухшажного разбега;

  • при разновидностях броска мяча в движениях, совершаемых с естественной скоростью.

  1. Выполнение изучаемых разновидностей противодействия проходу-броску одной рукой сверху (от плеча, от головы):

  • при броске мяча после одно- и многоударного ведения на месте;

  • при броске мяча после прохода на различной скорости и в разных направлениях по отношению к щиту.




139





  1. Вариативное воспроизведение накрывания и отбивания мяча при выполнении разновидностей бросков мяча с последующим переходом к нападающим действиям в упражнениях комплексно­го характера.

  2. Выполнение разновидностей приемов противодействия брос­кам мяча в целом в условиях игрового противоборства: 1 х 1, 2 х 2, 3x3 и т.д.

  3. То же, но в подготовительных и учебных играх.

Организационно - методические указания.

  1. Высоту подвешивания мяча в подводящих упражнениях варь­ировать индивидуально в зависимости от прыгучести занимаю­щихся; начинать со средней высоты, постепенно поднимая мяч до высоты максимального прыжка.

  2. В подводящих и основных упражнениях пары занимающихся подбирать соответственно ростовым показателям и уровню разви­тия скоростно-силовых качеств.

  3. Варьировать расположение защитника по отношению к на­падающему: спереди, сзади, сбоку.

  4. При выполнении изучаемых приемов:

  • в и. п. находиться в стойке игрока с выставленной вперед ногой; ноги согнуты; одноименная рука поднята вверх; перифе­рическим зрением наблюдать за ногами нападающего;

  • отталкиваться двумя ногами со всей стопы с места или после быстрого приставления сзадистоящей ноги в момент резкого вы­прямления ног соперника в коленных суставах;

  • руку выносить кратчайшим путем без замаха; полностью вы­прямлять ее в локтевом и плечевом суставах вверх;

  • не давить на мяч и не опускать руку вперед;

  • преграждать путь мячу движением согнутой вперед кисти; изменять направление полета мяча при помощи движения кисти в сторону.

  1. После результативного выполнения защитного приема быст­ро переключаться к нападающим действиям.

Основные ошибки при выполнении накрывания и отбивания мяча при броске.

  1. Нерациональное и.п.: игрок находится в параллельной за­щитной стойке, на выпрямленных ногах или с опущенными ру­ками — затруднено своевременное начало выполнения приема.

  2. Защитник не удерживает в поле зрения ноги соперника: воз­никают сложности при определении момента начала броска.

  3. Медленное или слабое отталкивание с носков, а не со всей стопы: не хватает высоты прыжка для эффективного выполнения изучаемого приема.

  4. Неправильное движение рукой: вынос ее с замахом, непол­ное ее выпрямление вверх, опускание руки вперед с активным давлением кистью на мяч — фол при броске.



140





  1. Замедленный переход от защитных действий к нападающим
    после результативного накрывания или отбивания мяча при брос-
    ках.

  1. Взятие отскока
    Теоретические предпосылки.


Борьба за отскочивший мяч — неотъемлемый элемент игры в
баскетбол. По статистическим данным, в среднем за игру около
50 % всех бросков завершаются отскоком мяча от щита или от
корзины. Следовательно, успешное освоение техники взятия от-
скока — овладения мячом в борьбе за отскок на своем щите повы-
шает потенциальные шансы команды на благоприятный исход
игрового противоборства с соперниками. Справедливо утвержде-
ние: «Кто выигрывает щит, тот выигрывает игру».

Учитывая, что мяч отскакивает от корзины чаще всего не далее
3 м, защитник должен преградить путь своему подопечному как
можно дальше от щита. Для этого в момент броска он делает шаг
вперед, поворачивается на этой же ноге на 180° так, чтобы спина и
разведенные в стороны руки, согнутые в локтях, входили в кон-
такт с соперником и являлись преградой на пути его движения к
щиту. Удерживая нападающего в этом положении, защитник пере-
водит взгляд на мяч для определения траектории его отскока.

В случае попытки нападающего обойти защитника последний
старается оттеснить нападающего, перемещаясь в средней защит-
ной стойке, постоянно сохраняя контакт с туловищем соперника
спиной и разведенными в стороны согнутыми руками и преграж-
дая ему путь к мячу.

Заблокировав подходы к щиту и

определив направление отскока, за-
щитник устремляется к мячу и вы-
прыгивает максимально высоко толч-
ком одной или двух ног с места, с
одного или двух шагов. Руки и ноги
во время прыжка широко разведе-
ны в стороны, чтобы занять в воз-
духе как можно большую площадь.

Завладев мячом, игрок как бы по-
висает на нем, после чего резко сги-
бает руки и туловище вперед, укры-
вая мяч от соперника (рис. 35).

Далее следует приземление на
широко расставленные в стороны
ноги в готовности начать атаку пер-

вой передачей или ведением мяча. Рис. 35_ Взятие отскока мяча



141



При этом мяч следует удерживать
на уровне подбородка.

Если ловля двумя руками за-
труднена, защитник может обхва-
тить мяч одной рукой, сразу же
подхватывая другой, или отбить
его в сторону — свободному парт-
неру. Это ведет к выигрышу в вы-
соте прыжка до 10 см, но снижа-
ет надежность овладения мячом.

Кроме своевременности и точ-
ности воспроизведения перечис-
ленных действий защитника на
эффективность овладения мячом
после отскока на своем щите су-
щественное влияние оказывают

интуиция и предвидение направления ожидаемого отскока. Боль-
шую помощь в приобретении этих качеств игроками может ока-
зать знание статистической вероятности направления отскока мяча
в зависимости от карты бросков.

Если условно разделить площадку на пять зон, соответствую­щих возможным позициям для бросков (рис. 36), то наблюдается следующая закономерность:

  • при бросках из зоны 1 или 5 до 95 % всех мячей при отскоке возвращаются в эти же зоны, причем в более 50 % случаях мяч отскакивает на дальнюю сторону площадки (т. е. из зоны 1 в зону 5 и наоборот);

  • при бросках из зоны 2 или 4 выявлена та же тенденция: в 70 % случаев мяч отскакивает в эти же зоны, причем приблизительно с той же вероятностью попадания на дальнюю сторону площадки;

  • броски из зоны 3 дают около 50 % отскоков в эту же зону, а вероятность рассеивания мяча в зоны 3, 2 и 4 составляет более 90 %.

К обучению взятию отскока (овладению мячом в борьбе за от­скок) на своем щите следует приступать на этапе совершенствова­ния бросков, а для освоения эффективной техники данного при­ема защиты необходимо уделять ему достаточно много трениро­вочного времени.

Обучение взятию отскока на своем щите.

  1. Объяснение и показ.

  2. Имитация блокирования пассивного нападающего и овладе­ния мячом при отскоке по зрительному сигналу педагога: подня­тый или подброшенный вверх мяч и т. п.

  3. То же, но с «вырыванием» подвешенного на амортизаторе мяча.

  4. То же, но нападающий обозначает движение на щит в зара­нее заданном направлении справа или слева от защитника.

  5. Овладение отскоком после собственного набрасывания мяча: