Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 959
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а
Рис.
а
-
Накрывание мяча при броске:
— сзади; б — спереди; в — сбоку
Главное отличие в технике выполнения данного приема по сравнению с накрыванием состоит в том, что контакт кисти защитника с мячом осуществляется в момент, когда мяч уже ушел с кончиков пальцев нападающего, но не достиг еще высшей точки своей траектории. Таким образом защитник движением кисти изменяет направление полета мяча. Этот защитный прием выглядит особенно эффектно, но требует достаточной скоростносиловой подготовленности, интуиции и хорошо развитого чувства мяча.
Приемы противодействия броскам изучаются после обучения занимающихся разновидностям бросков с места, в движении и в прыжке.
Обучение накрыванию и отбиванию мяча при броске.
-
Объяснение и показ. -
Многократное отталкивание подвешенного, качающегося, как маятник, мяча в прыжке средней высоты. -
То же, но в прыжке с максимальным усилием. -
Накрывание и отбивание мяча из различных и. п. по отношению к нападающему, совершающему дистанционные броски мяча с места в медленном темпе. -
То же, но против бросков мяча с естественной скоростью выполнения. -
То же, что в упр. 4 и 5, но противодействуя броскам мяча с предшествующими обманными движениями. -
Выполнение разновидностей изучаемого приема при противодействии способам броска мяча в прыжке с места. -
То же, но против способов броска мяча в прыжке с предшествующим обманным движением. -
То же, что в упр. 7 и 8, но после прохода нападающего с ведением мяча, остановкой и броском мяча в прыжке. -
Выполнение изучаемых защитных приемов при противодействии броску мяча одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении:
-
при броске мяча в замедленном темпе после одного шага с места; -
при броске мяча в замедленном темпе после встречной или поступательной передачи партнера нападающего и последующего двухшажного разбега; -
при разновидностях броска мяча в движениях, совершаемых с естественной скоростью.
-
Выполнение изучаемых разновидностей противодействия проходу-броску одной рукой сверху (от плеча, от головы):
-
при броске мяча после одно- и многоударного ведения на месте; -
при броске мяча после прохода на различной скорости и в разных направлениях по отношению к щиту.
139
-
Вариативное воспроизведение накрывания и отбивания мяча при выполнении разновидностей бросков мяча с последующим переходом к нападающим действиям в упражнениях комплексного характера. -
Выполнение разновидностей приемов противодействия броскам мяча в целом в условиях игрового противоборства: 1 х 1, 2 х 2, 3x3 и т.д. -
То же, но в подготовительных и учебных играх.
Организационно - методические указания.
-
Высоту подвешивания мяча в подводящих упражнениях варьировать индивидуально в зависимости от прыгучести занимающихся; начинать со средней высоты, постепенно поднимая мяч до высоты максимального прыжка. -
В подводящих и основных упражнениях пары занимающихся подбирать соответственно ростовым показателям и уровню развития скоростно-силовых качеств. -
Варьировать расположение защитника по отношению к нападающему: спереди, сзади, сбоку. -
При выполнении изучаемых приемов:
-
в и. п. находиться в стойке игрока с выставленной вперед ногой; ноги согнуты; одноименная рука поднята вверх; периферическим зрением наблюдать за ногами нападающего; -
отталкиваться двумя ногами со всей стопы с места или после быстрого приставления сзадистоящей ноги в момент резкого выпрямления ног соперника в коленных суставах; -
руку выносить кратчайшим путем без замаха; полностью выпрямлять ее в локтевом и плечевом суставах вверх; -
не давить на мяч и не опускать руку вперед; -
преграждать путь мячу движением согнутой вперед кисти; изменять направление полета мяча при помощи движения кисти в сторону.
-
После результативного выполнения защитного приема быстро переключаться к нападающим действиям.
Основные ошибки при выполнении накрывания и отбивания мяча при броске.
-
Нерациональное и.п.: игрок находится в параллельной защитной стойке, на выпрямленных ногах или с опущенными руками — затруднено своевременное начало выполнения приема. -
Защитник не удерживает в поле зрения ноги соперника: возникают сложности при определении момента начала броска. -
Медленное или слабое отталкивание с носков, а не со всей стопы: не хватает высоты прыжка для эффективного выполнения изучаемого приема. -
Неправильное движение рукой: вынос ее с замахом, неполное ее выпрямление вверх, опускание руки вперед с активным давлением кистью на мяч — фол при броске.
140
-
Замедленный переход от защитных действий к нападающим
после результативного накрывания или отбивания мяча при брос-
ках.
-
Взятие отскока
Теоретические предпосылки.
Борьба за отскочивший мяч — неотъемлемый элемент игры в
баскетбол. По статистическим данным, в среднем за игру около
50 % всех бросков завершаются отскоком мяча от щита или от
корзины. Следовательно, успешное освоение техники взятия от-
скока — овладения мячом в борьбе за отскок на своем щите повы-
шает потенциальные шансы команды на благоприятный исход
игрового противоборства с соперниками. Справедливо утвержде-
ние: «Кто выигрывает щит, тот выигрывает игру».
Учитывая, что мяч отскакивает от корзины чаще всего не далее
3 м, защитник должен преградить путь своему подопечному как
можно дальше от щита. Для этого в момент броска он делает шаг
вперед, поворачивается на этой же ноге на 180° так, чтобы спина и
разведенные в стороны руки, согнутые в локтях, входили в кон-
такт с соперником и являлись преградой на пути его движения к
щиту. Удерживая нападающего в этом положении, защитник пере-
водит взгляд на мяч для определения траектории его отскока.
В случае попытки нападающего обойти защитника последний
старается оттеснить нападающего, перемещаясь в средней защит-
ной стойке, постоянно сохраняя контакт с туловищем соперника
спиной и разведенными в стороны согнутыми руками и преграж-
дая ему путь к мячу.
Заблокировав подходы к щиту и
определив направление отскока, за-
щитник устремляется к мячу и вы-
прыгивает максимально высоко толч-
ком одной или двух ног с места, с
одного или двух шагов. Руки и ноги
во время прыжка широко разведе-
ны в стороны, чтобы занять в воз-
духе как можно большую площадь.
Завладев мячом, игрок как бы по-
висает на нем, после чего резко сги-
бает руки и туловище вперед, укры-
вая мяч от соперника (рис. 35).
Далее следует приземление на
широко расставленные в стороны
ноги в готовности начать атаку пер-
вой передачей или ведением мяча. Рис. 35_ Взятие отскока мяча
141
При этом мяч следует удерживать
на уровне подбородка.
Если ловля двумя руками за-
труднена, защитник может обхва-
тить мяч одной рукой, сразу же
подхватывая другой, или отбить
его в сторону — свободному парт-
неру. Это ведет к выигрышу в вы-
соте прыжка до 10 см, но снижа-
ет надежность овладения мячом.
Кроме своевременности и точ-
ности воспроизведения перечис-
ленных действий защитника на
эффективность овладения мячом
после отскока на своем щите су-
щественное влияние оказывают
интуиция и предвидение направления ожидаемого отскока. Боль-
шую помощь в приобретении этих качеств игроками может ока-
зать знание статистической вероятности направления отскока мяча
в зависимости от карты бросков.
Если условно разделить площадку на пять зон, соответствующих возможным позициям для бросков (рис. 36), то наблюдается следующая закономерность:
-
при бросках из зоны 1 или 5 до 95 % всех мячей при отскоке возвращаются в эти же зоны, причем в более 50 % случаях мяч отскакивает на дальнюю сторону площадки (т. е. из зоны 1 в зону 5 и наоборот); -
при бросках из зоны 2 или 4 выявлена та же тенденция: в 70 % случаев мяч отскакивает в эти же зоны, причем приблизительно с той же вероятностью попадания на дальнюю сторону площадки; -
броски из зоны 3 дают около 50 % отскоков в эту же зону, а вероятность рассеивания мяча в зоны 3, 2 и 4 составляет более 90 %.
К обучению взятию отскока (овладению мячом в борьбе за отскок) на своем щите следует приступать на этапе совершенствования бросков, а для освоения эффективной техники данного приема защиты необходимо уделять ему достаточно много тренировочного времени.
Обучение взятию отскока на своем щите.
-
Объяснение и показ. -
Имитация блокирования пассивного нападающего и овладения мячом при отскоке по зрительному сигналу педагога: поднятый или подброшенный вверх мяч и т. п. -
То же, но с «вырыванием» подвешенного на амортизаторе мяча. -
То же, но нападающий обозначает движение на щит в заранее заданном направлении справа или слева от защитника. -
Овладение отскоком после собственного набрасывания мяча: