Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 969
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
174
роков, выполняются из выгодных позиций в ситуации, когда партнеры готовы участвовать в борьбе за отскочивший мяч, или брос- ковое движение провоцирует соперников на ошибку.
Нападающий, завершающий атаку, выбирает способ броска мяча в зависимости от сложившейся на площадке ситуации: собственной удаленности от корзины, расположения соперников, а также от индивидуального объема и уровня владения техникой бросковых движений. Успешность бросков требует надежного воспроизведения рациональной и стабильной техники избранного варианта броска мяча.
На современном этапе развития игры господствует бросок мяча одной рукой, выполняемый в безопорном положении. Однако, чем шире диапазон освоенных бросковых движений, тем больше возможностей у нападающего переиграть защитника.
Оптимальной для совершения результативного броска мяча считается ситуация, когда благодаря действиям партнеров либо за счет индивидуальных усилий при обыгрывании защитника бросок выполняется без каких-либо помех со стороны противника и с доступной дистанции. Однако создать такие условия в игре удается весьма редко. Большинство атак завершается с преодолением определенной активности соперников. Особенно характерным это становится по мере приближения к щиту. При завершении атаки в непосредственной близости от корзины используют дальнюю от соперника руку, а дистанционные броски мяча принято выполнять сильнейшей рукой.
Чтобы избежать накрывания бросков высокорослым защитником, предварительно выполняют финт на бросок или зашагива- ние, посылают мяч по искусственно измененной траектории или укорачивают время его выпуска. При броске мяча в движении для обыгрыша опекуна перекладывают мяч с руки на руку по ходу двух- шажного разбега или выпускают мяч на первом шаге разбега.
Для получения преимущества в единоборстве используют броски мяча с поворотом или с отклонением туловища назад. Эффективными также являются предшествующий дистанционным броскам мяча в прыжке финт на проход вышагиванием с быстрым возвращением в и. п., уход от защитника с использованием скрестного шага или поворота в сочетании с одноударным ведением или резкая, неожиданная остановка после скоростного прохода.
В случае отскока мяча от щита или кольца при неудачном броске очень эффективно добивание мяча в корзину одной или двумя руками в прыжке. Преимущество отдается добиванию одной рукой, которое позволяет достать мяч в более высокой точке.
Чтобы позиционно обыграть защитника и первым установить контроль над мячом в воздухе, нападающему необходимы: хорошо развитое интуитивное чувство, быстрота действий и достаточный уровень развития скоростно-силовых качеств, умелое исполь
175
зование финтов. Решающее значение имеет умение определить вероятное направление отскока на основе знания существующих закономерностей и собственного игрового опыта, а также расчет момента выпрыгивания: мяч следует добивать в верхней точке прыжка. Для этого, «отвоевав» у защитника выгодную позицию в зоне возможных отскоков, игрок должен находиться на оптимально согнутых («заряженных» на прыжок) ногах и обязан удерживать руки на уровне плеч с пальцами, направленными вверх. В корзину мяч направляется резким толчком кисти и пальцев.
И наконец, одним из самых важных слагаемых результативных действий при добивании мяча считается постоянный настрой игрока на борьбу под щитом соперника. Действовать надо так, будто неточным ожидается каждый потенциальный бросок.
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 ... 54
Обучение индивидуальным тактическим действиям с использованием бросков мяча в корзину.
-
Объяснение и показ разновидностей бросков мяча в корзину в конкретной игровой ситуации. -
Чередование разновидностей позиционных бросков мяча с места и в прыжке с разных точек по отношению к щиту. -
То же, но в сочетании с остановкой (на шагах, в прыжке или комбинированным способом) после получения мяча от партнера в движении. -
То же, что в упр. 2, но в сочетании с остановкой после ведения мяча. -
То же, что в упр. 3, 4, но с изменением способа броска мяча, дистанции и расположения по отношению к щиту после каждого броскового движения. -
Выполнение разновидностей бросков мяча с близкой дистанции (в пределах трехсекундной зоны) после вышагивания с места. -
То же, но после предшествующего вышагиванию овладения мячом в движении и остановки: после собственного набрасывания, после передачи партнера, после ведения мяча. -
То же, что в упр. 6, 7, но чередуя и. п. относительно корзины перед началом вышагивания: стоя лицом, боком, спиной к щиту. -
То же, но в сочетании с поворотами на месте после остановки. -
Непрерывное выполнение бросков мяча поочередно правой и левой рукой из-под щита с двухшажным ритмом работы ног: овладевая мячом после его подбора, игрок без пауз совершает бросок мяча в движении с отскоком от щита то справа, то слева от корзины. -
Выполнение разновидностей бросков мяча в движении (сверху, над головой, снизу) с получением его от партнера, варьируя собственное и. п., направление выхода и свое расположение относительно щита в момент выпуска мяча, а также и. п. передаю-
176
шего партнера: броски после встречных, диагональных, боковых и поступательных передач под различным углом к щиту.
-
Выполнение разновидностей бросков мяча после его ведения, чередуя и.п. и направление прохода-броска. -
Выполнение разновидностей бросков мяча с места, в прыжке, в движении и после ведения мяча в сочетании с предшествующим финтом: на проход; на передачу; на бросок. -
Серийное добивание мяча в щит одной и двумя руками, направляя его в корзину завершающим касанием. -
Добивание мяча в корзину после его отскока при бросках, совершаемых партнером с различных позиций по отношению к щиту. -
Непрерывное выполнение подбора-добивания мяча в корзину из-под щита в условиях пассивного противодействия защитника: в течение ограниченного отрезка времени или до заданного количества забитых мячей. -
То же, но в условиях жесткого противоборства между двумя баскетболистами: добивание совершает любой игрок, овладевший мячом, а соперник активно противодействует ему и т.д. -
Многократное воспроизведение разновидностей бросков мяча с места, в прыжке, в движении и после ведения, добивания мяча в корзину в единоборстве с пассивным, а затем активным защитником в заданной игровой ситуации. -
То же, но в сочетании с другими индивидуальными технико-тактическими действиями, предшествующими бросковым движениям: выходом, ловлей, поворотами, передачей, ведением мяча (по мере их освоения). -
То же, что в упр. 18, 19, но в условиях разнообразных сбивающих факторов: утомления, разнообразных шумовых эффектов, чрезмерно жесткого противодействия. -
Вариативное выполнение разновидностей бросков мяча в изменяющихся ситуациях игрового противоборства: в игровых заданиях, в подготовительных и учебных играх.
Организационно-методические указания.
-
Броски мяча выполнять сериями (по 5—10 раз), варьировать
и. п. игрока и расстояние до щита.
-
Броски мяча из-под щита совершать дальней от корзины рукой; позиционные броски мяча с ближней, средней и дальней дистанций — сильнейшей рукой. -
Использовать отскок мяча от щита при позиционных бросках под углом 15 — 45°; «находить» щит и варьировать направление придаваемого мячу вращения в соответствии с занимаемой позицией нападающего при бросках мяча непосредственно из-под корзины. -
Добивание мяча осуществлять в высшей точке прыжка резким толчком кисти.
177
-
Стремиться к сокращению подготовительной фазы бросков мяча, быстрому переходу от предыдущего действия к бросковому движению, но не допускать при его совершении спешки и резкости. -
По мере овладения техникой изучаемого броска мяча вводить в упражнения защитника, постепенно увеличивая активность его противодействия до полного снятия ограничений на его действия. -
Ориентировать занимающихся на выбор оптимального способа броска мяча и его траектории полета в зависимости от дистанции, позиции по отношению к корзине, положения защитника и степени его противодействия. -
Добиваться надежности и точности воспроизведения рациональной техники бросковых движений, высокой помехоустойчивости к внешним сбивающим факторам (агрессивности защитника, шуму или недоброжелательности зрителей, напряженности спортивной борьбы, равенству в счете, некомфортным температурным условиям и т. п.), а также к внутреннему неблагоприятному состоянию (чрезмерному волнению, функциональной, физической или психологической усталости): учиться управлять своими чувствами и движениями, всегда начинать бросок мяча уверенным в его результативности.
Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактических действий с использованием бросков мяча в корзину.
-
Нарушение рациональной техники выполнения бросков мяча при увеличении активности сопротивления защитника или в условиях других сбивающих факторов: поспешность, скованность или незавершенность броскового движения — неточный бросок или отсутствие стабильной результативности. -
Нерациональный выбор способа броска мяча либо его траектории полета: выполнение броска мяча из-под щита ближней к защитнику рукой; использование отскока мяча от щита под углом менее 15° или более 45° по отношению к нему; слишком высокая или низкая траектория полета мяча, спровоцированная действиями защитника, и т. п. — малая вероятность результативности броска мяча или создание предпосылок для накрывания броска мяча соперником. -
Несвоевременный (поспешный или запоздалый) выход на добивание мяча при его отскоке — невозможность направить мяч в корзину в прыжке одним касанием. -
Искажение ритмо-временнбй структуры выполнения броска мяча: чрезмерно медленная подготовительная фаза; необоснованно высокое или низкое положение мяча в момент его выпуска; неоправданная задержка выпуска мяча — защитник успевает эффективно противодействовать броску мяча. -
Неуверенное, нерешительное выполнение броскового движения, например дрогнула рука, — мяч не доходит или перелетает область кольца.
178
-
Неэффективное выполнение сочетания технико-тактических действий, завершающееся броском мяча: недостаточно быстрое выполнение предшествующих броску мяча приемов; нарушение согласованности движений верхних и нижних конечностей; необоснованная пауза при переходе от других игровых действий к бросковым — облегчаются условия противодействия.
5.1.3. Сочетания индивидуальных тактических действий
Теоретические предпосылки.
Как уже отмечалось, баскетбол — игра с комплексным проявлением подготовленности ее участников. Высокий уровень технической подготовленности спортсменов должен быть подкреплен их хорошими физическими кондициями, тактической выучкой и психологической устойчивостью к сбивающим факторам. В свою очередь, отдельные компоненты конкретного вида подготовленности также тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, эффективность одиночного технико-тактического действия игрока является только предпосылкой результативности всего игрового эпизода с его участием и подразумевает рациональность предшествующих и последующих действий. Например, овладение мячом в выгодной для развития атаки позиции предполагает освобождение от защитника; в свою очередь, выход и получение результативной передачи партнера являются основой успешного завершающего броска. Игровые приемы нападающего без мяча и с мячом в конкретной ситуации неразрывно связаны во времени и пространстве. Они рассматриваются как сочетания индивидуальных тактических действий и требуют специального изучения и тренировки.
Разнообразие одиночных действий баскетболиста в нападении ведет к многообразию их сочетаний. К обучению сочетаниям индивидуальных тактических действий приступают по мере освоения занимающимися закономерностей адекватного использования каждого технического приема в изменяющихся условиях игрового противоборства.
Обучение сочетаниям индивидуальных тактических действий игрока без мяча и с мячом.
-
Объяснение и показ изучаемого сочетания действий в конкретной игровой ситуации. -
Выполнение разновидностей сочетаний действий на позициях нападающих разного игрового амплуа при пассивном противодействии защитника:
-
выход с получением мяча —передача на бросок мяча; -
выход с получением мяча—бросок мяча; -
проход с ведением мяча—передача на бросок мяча;