Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 811

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


174





роков, выполняются из выгодных позиций в ситуации, когда парт­неры готовы участвовать в борьбе за отскочивший мяч, или брос- ковое движение провоцирует соперников на ошибку.

Нападающий, завершающий атаку, выбирает способ броска мяча в зависимости от сложившейся на площадке ситуации: соб­ственной удаленности от корзины, расположения соперников, а также от индивидуального объема и уровня владения техникой бросковых движений. Успешность бросков требует надежного вос­произведения рациональной и стабильной техники избранного ва­рианта броска мяча.

На современном этапе развития игры господствует бросок мяча одной рукой, выполняемый в безопорном положении. Однако, чем шире диапазон освоенных бросковых движений, тем больше возможно­стей у нападающего переиграть защитника.

Оптимальной для совершения результативного броска мяча счи­тается ситуация, когда благодаря действиям партнеров либо за счет индивидуальных усилий при обыгрывании защитника бросок вы­полняется без каких-либо помех со стороны противника и с до­ступной дистанции. Однако создать такие условия в игре удается весьма редко. Большинство атак завершается с преодолением опреде­ленной активности соперников. Особенно характерным это стано­вится по мере приближения к щиту. При завершении атаки в непо­средственной близости от корзины используют дальнюю от соперни­ка руку, а дистанционные броски мяча принято выполнять сильней­шей рукой.

Чтобы избежать накрывания бросков высокорослым защитни­ком, предварительно выполняют финт на бросок или зашагива- ние, посылают мяч по искусственно измененной траектории или укорачивают время его выпуска. При броске мяча в движении для обыгрыша опекуна перекладывают мяч с руки на руку по ходу двух- шажного разбега или выпускают мяч на первом шаге разбега.

Для получения преимущества в единоборстве используют броски мяча с поворотом или с отклонением туловища назад. Эффектив­ными также являются предшествующий дистанционным броскам мяча в прыжке финт на проход вышагиванием с быстрым возвра­щением в и. п., уход от защитника с использованием скрестного шага или поворота в сочетании с одноударным ведением или рез­кая, неожиданная остановка после скоростного прохода.

В случае отскока мяча от щита или кольца при неудачном брос­ке очень эффективно добивание мяча в корзину одной или двумя руками в прыжке. Преимущество отдается добиванию одной ру­кой, которое позволяет достать мяч в более высокой точке.

Чтобы позиционно обыграть защитника и первым установить контроль над мячом в воздухе, нападающему необходимы: хоро­шо развитое интуитивное чувство, быстрота действий и достаточ­ный уровень развития скоростно-силовых качеств, умелое исполь­



175





зование финтов. Решающее значение имеет умение определить вероятное направление отскока на основе знания существующих закономерностей и собственного игрового опыта, а также расчет момента выпрыгивания: мяч следует добивать в верхней точке прыжка. Для этого, «отвоевав» у защитника выгодную позицию в зоне возможных отскоков, игрок должен находиться на оптимально согнутых («заряженных» на прыжок) ногах и обязан удерживать руки на уровне плеч с пальцами, направленными вверх. В корзину мяч направляется резким толчком кисти и пальцев.

И наконец, одним из самых важных слагаемых результативных действий при добивании мяча считается постоянный настрой игрока на борьбу под щитом соперника. Действовать надо так, будто неточ­ным ожидается каждый потенциальный бросок.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   54


Обучение индивидуальным тактическим действиям с использо­ванием бросков мяча в корзину.

  1. Объяснение и показ разновидностей бросков мяча в корзину в конкретной игровой ситуации.

  2. Чередование разновидностей позиционных бросков мяча с места и в прыжке с разных точек по отношению к щиту.

  3. То же, но в сочетании с остановкой (на шагах, в прыжке или комбинированным способом) после получения мяча от партнера в движении.

  4. То же, что в упр. 2, но в сочетании с остановкой после веде­ния мяча.

  5. То же, что в упр. 3, 4, но с изменением способа броска мяча, дистанции и расположения по отношению к щиту после каждого броскового движения.

  6. Выполнение разновидностей бросков мяча с близкой дис­танции (в пределах трехсекундной зоны) после вышагивания с места.

  7. То же, но после предшествующего вышагиванию овладения мячом в движении и остановки: после собственного набрасыва­ния, после передачи партнера, после ведения мяча.

  8. То же, что в упр. 6, 7, но чередуя и. п. относительно корзины перед началом вышагивания: стоя лицом, боком, спиной к щиту.

  9. То же, но в сочетании с поворотами на месте после оста­новки.

  10. Непрерывное выполнение бросков мяча поочередно правой и левой рукой из-под щита с двухшажным ритмом работы ног: овладевая мячом после его подбора, игрок без пауз совершает бросок мяча в движении с отскоком от щита то справа, то слева от корзины.

  11. Выполнение разновидностей бросков мяча в движении (сверху, над головой, снизу) с получением его от партнера, варь­ируя собственное и. п., направление выхода и свое расположение относительно щита в момент выпуска мяча, а также и. п. передаю-


176





шего партнера: броски после встречных, диагональных, боковых и поступательных передач под различным углом к щиту.

  1. Выполнение разновидностей бросков мяча после его веде­ния, чередуя и.п. и направление прохода-броска.

  2. Выполнение разновидностей бросков мяча с места, в прыж­ке, в движении и после ведения мяча в сочетании с предшеству­ющим финтом: на проход; на передачу; на бросок.

  3. Серийное добивание мяча в щит одной и двумя руками, направляя его в корзину завершающим касанием.

  4. Добивание мяча в корзину после его отскока при бросках, совершаемых партнером с различных позиций по отношению к щиту.

  5. Непрерывное выполнение подбора-добивания мяча в кор­зину из-под щита в условиях пассивного противодействия защит­ника: в течение ограниченного отрезка времени или до заданного количества забитых мячей.

  6. То же, но в условиях жесткого противоборства между двумя баскетболистами: добивание совершает любой игрок, овладевший мячом, а соперник активно противодействует ему и т.д.

  7. Многократное воспроизведение разновидностей бросков мяча с места, в прыжке, в движении и после ведения, добивания мяча в корзину в единоборстве с пассивным, а затем активным защит­ником в заданной игровой ситуации.

  8. То же, но в сочетании с другими индивидуальными техни­ко-тактическими действиями, предшествующими бросковым дви­жениям: выходом, ловлей, поворотами, передачей, ведением мяча (по мере их освоения).

  9. То же, что в упр. 18, 19, но в условиях разнообразных сбива­ющих факторов: утомления, разнообразных шумовых эффектов, чрезмерно жесткого противодействия.

  10. Вариативное выполнение разновидностей бросков мяча в изменяющихся ситуациях игрового противоборства: в игровых за­даниях, в подготовительных и учебных играх.

Организационно-методические указания.

  1. Броски мяча выполнять сериями (по 5—10 раз), варьировать

и. п. игрока и расстояние до щита.

  1. Броски мяча из-под щита совершать дальней от корзины ру­кой; позиционные броски мяча с ближней, средней и дальней дистанций — сильнейшей рукой.

  2. Использовать отскок мяча от щита при позиционных бросках под углом 15 — 45°; «находить» щит и варьировать направление придаваемого мячу вращения в соответствии с занимаемой пози­цией нападающего при бросках мяча непосредственно из-под кор­зины.

  3. Добивание мяча осуществлять в высшей точке прыжка рез­ким толчком кисти.



177





  1. Стремиться к сокращению подготовительной фазы бросков мяча, быстрому переходу от предыдущего действия к бросковому движе­нию, но не допускать при его совершении спешки и резкости.

  2. По мере овладения техникой изучаемого броска мяча вводить в упражнения защитника, постепенно увеличивая активность его противодействия до полного снятия ограничений на его действия.

  3. Ориентировать занимающихся на выбор оптимального спо­соба броска мяча и его траектории полета в зависимости от дис­танции, позиции по отношению к корзине, положения защитни­ка и степени его противодействия.

  4. Добиваться надежности и точности воспроизведения рацио­нальной техники бросковых движений, высокой помехоустойчи­вости к внешним сбивающим факторам (агрессивности защитни­ка, шуму или недоброжелательности зрителей, напряженности спортивной борьбы, равенству в счете, некомфортным темпера­турным условиям и т. п.), а также к внутреннему неблагоприятно­му состоянию (чрезмерному волнению, функциональной, физи­ческой или психологической усталости): учиться управлять свои­ми чувствами и движениями, всегда начинать бросок мяча уверен­ным в его результативности.

Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактичес­ких действий с использованием бросков мяча в корзину.

  1. Нарушение рациональной техники выполнения бросков мяча при увеличении активности сопротивления защитника или в ус­ловиях других сбивающих факторов: поспешность, скованность или незавершенность броскового движения — неточный бросок или отсутствие стабильной результативности.

  2. Нерациональный выбор способа броска мяча либо его траек­тории полета: выполнение броска мяча из-под щита ближней к защитнику рукой; использование отскока мяча от щита под углом менее 15° или более 45° по отношению к нему; слишком высокая или низкая траектория полета мяча, спровоцированная действия­ми защитника, и т. п. — малая вероятность результативности брос­ка мяча или создание предпосылок для накрывания броска мяча соперником.

  3. Несвоевременный (поспешный или запоздалый) выход на добивание мяча при его отскоке — невозможность направить мяч в корзину в прыжке одним касанием.

  4. Искажение ритмо-временнбй структуры выполнения броска мяча: чрезмерно медленная подготовительная фаза; необоснован­но высокое или низкое положение мяча в момент его выпуска; неоправданная задержка выпуска мяча — защитник успевает эф­фективно противодействовать броску мяча.

  5. Неуверенное, нерешительное выполнение броскового дви­жения, например дрогнула рука, — мяч не доходит или перелета­ет область кольца.



178





  1. Неэффективное выполнение сочетания технико-тактических действий, завершающееся броском мяча: недостаточно быстрое выполнение предшествующих броску мяча приемов; нарушение согласованности движений верхних и нижних конечностей; не­обоснованная пауза при переходе от других игровых действий к бросковым — облегчаются условия противодействия.

5.1.3. Сочетания индивидуальных тактических действий

Теоретические предпосылки.

Как уже отмечалось, баскетбол — игра с комплексным прояв­лением подготовленности ее участников. Высокий уровень техни­ческой подготовленности спортсменов должен быть подкреплен их хорошими физическими кондициями, тактической выучкой и психологической устойчивостью к сбивающим факторам. В свою очередь, отдельные компоненты конкретного вида подготовлен­ности также тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, эф­фективность одиночного технико-тактического действия игрока является только предпосылкой результативности всего игрового эпизода с его участием и подразумевает рациональность предше­ствующих и последующих действий. Например, овладение мячом в выгодной для развития атаки позиции предполагает освобожде­ние от защитника; в свою очередь, выход и получение результа­тивной передачи партнера являются основой успешного заверша­ющего броска. Игровые приемы нападающего без мяча и с мячом в конкретной ситуации неразрывно связаны во времени и про­странстве. Они рассматриваются как сочетания индивидуальных тактических действий и требуют специального изучения и трени­ровки.

Разнообразие одиночных действий баскетболиста в нападении ведет к многообразию их сочетаний. К обучению сочетаниям ин­дивидуальных тактических действий приступают по мере освое­ния занимающимися закономерностей адекватного использова­ния каждого технического приема в изменяющихся условиях иг­рового противоборства.

Обучение сочетаниям индивидуальных тактических действий иг­рока без мяча и с мячом.

  1. Объяснение и показ изучаемого сочетания действий в конк­ретной игровой ситуации.

  2. Выполнение разновидностей сочетаний действий на позици­ях нападающих разного игрового амплуа при пассивном противо­действии защитника:

  • выход с получением мяча —передача на бросок мяча;

  • выход с получением мяча—бросок мяча;

  • проход с ведением мяча—передача на бросок мяча;