Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 810

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


169





контроль над мячом руки и выставлением освободившейся от ве­дения руки достигается надежное укрывание мяча от защитника.

Другой, более сложный вариант данного игрового приема — перевод мяча между ногами. Он предполагает изменение движения ног на обратное в момент одиночного диагонального удара мячом в пол между ногами. Перевод осуществляется, когда одноименная с ведущей рукой нога плотно ставится на пол, а другая выносится вперед. Одновременно с переводом мяча с руки на руку ноги со­вершают смену положения «ножницами», а быстрый последую­щий поворот на обеих ногах позволяет обыграть защитника и про­должить движение в новом направлении.

Для обыгрыша защитника применяют также ведение мяча с по­воротом в движении. Его выполнение включает скрестный шаг раз­ноименной с ведущей рукой ногой, поворот на ней в сочетании с взрывным обратным шагом одноименной ноги и одномоментным переводом мяча с руки на руку. Поворот заканчивается непрерыв­ным движением в сторону от защитника. В начале поворота мяч обхватывается спереди кистью
ведущей руки, а после его завер­шения подхватывается другой рукой для продолжения ведения.

Продолжительная задержка мяча может привести к наруше­нию правил игры, а положение спиной к защитнику ограничива­ет дриблеру контроль над игровой ситуацией. Поэтому воспроиз­ведение этого приема должно производиться максимально быст­ро и неожиданно для соперника.

Большинство описанных приемов обыгрывания защитника при ведении в движении достаточно сложны по координации движе­ний и технике исполнения, требуют длительной специальной тре­нировки и изучаются в процессе спортивного совершенствования баскетболистов.

В процессе обучения дриблингу как индивидуальному технико­тактическому действию необходимо приучить занимающихся к осмысленному использованию этого игрового приема. Сначала посмотри, а потом действуй — основной принцип для игрока, овла­девшего мячом.
Изначально он должен представлять тройную угро­зу для соперников: быть готовым выполнить бросок (если позво­ляет дистанция), острую передачу или скоростной проход с веде­нием мяча. Нападающий не имеет права бездумно ударять мячом в пол с последующей его ловлей, лишая себя возможности даль­нейшего маневрирования с мячом. Недопустимо также приобре­тение отрицательного навыка, заключающегося в обязательном использовании ведения мяча, как правило одноударного, перед выполнением любого последующего игрового действия.

Любое ведение мяча должно иметь цель, а завершению дриблинга должно предшествовать принятие решения о дальнейших действиях. Обрывать дриблинг можно только в сочетании с последующим игровым действием. Продолжением ведения мяча может быть либо


170





точная и быстрая передача, либо бросок, либо остановка в соче­тании с поворотом и передачей. Задержка мяча после окончания его ведения и нерешительность приводят к торможению развития атаки, позволяют защитникам организовать активное противодей­ствие и, как правило, заканчиваются потерей мяча. Особенно опас­ны с этих позиций остановки после ведения мяча у центральной и боковых линий, в углах площадки. Еще более усугубляет ситуа­цию для нападающего, завершившего дриблинг, поворот спиной к щиту соперника. Такой маневр и «застывшая» позиция лишают его возможности эффективно продолжить атаку команды и пре­дельно облегчают задачу защитника в отборе мяча.

Баскетболист обязан научиться одинаково уверенно управлять мячом обеими руками и делать это без зрительного контроля.
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   54


Обучение индивидуальным тактическим действиям с использо­ванием ведения мяча.

  1. Объяснение и показ разновидностей ведения мяча в кон­кретной игровой ситуации.

  2. Ведение одного или двух мячей на месте с поочередным из­менением положения кисти на мяче: с обхватом мяча спереди, сзади, направляя его (их) последовательно вперед и назад.

  3. То же, но с обхватом мяча сбоку, спереди или сзади и с переводом его (их) с руки на руку перед собой, за спиной, под ногой или с поворотом на месте.

  4. Ведение-жонглирование мячом на месте с переводом его с руки на руку по кругу либо по восьмерке вокруг одной или двух ног в различных и. п.: стоя в широкой стойке, в выпаде, на одном колене и т. п.

  5. То же, но направление движения мяча задается зрительным сигналом педагога или партнера (например, учитель поднял вверх руку — мяч переводить по часовой стрелке; если он держит руку на поясе — мяч переводить против часовой стрелки и т.п.).

  6. Ведение без зрительного контроля над мячом на заданных отрезках дистанции.

  7. То же, но с дополнительным заданием по ходу дриблинга: подсчитать количество геометрических фигур разной формы или цвета, разложенных на пути движения игрока (например, в цен­тральном круге), или выполнить свободной рукой какие-либо дей­ствия, не прекращая ведения мяча (переставить кегли и т.п.).

  8. Обыгрывание пассивного защитника финтом в начале веде­ния из заданной игровой позиции в сочетании с последующим скоростным проходом:

  • вышагивание —проход;

  • скрестный шаг—проход;

  • поворот—проход;

  • финт на передачу—проход;

  • финт на бросок—проход.


171





  1. То же, но в ситуации выбора: условный соперник произ­вольно чередует разновидности стоек защитника в каждом повто­рении задания.

  2. То же, что в упр. 8, 9, но из различных исходных позиций по отношению к корзине соперников.

  3. Обыгрывание активного защитника в начале ведения в со­четании с последующим скоростным проходом: нападающий ис­пользует весь арсенал обманных движений, защитник активно противодействует только началу прохода.

  4. Ведение мяча с изменением высоты отскока, направления и скорости передвижения с переводом мяча с руки на руку перед собой на указанных участках площадки.

  5. То же, но по зрительным сигналам педагога или партнера.

  6. Обыгрывание пассивного защитника в движении (защит­ник отступает приставными шагами в стойке с выставленной впе­ред ногой или бегом спиной вперед):


  • перевод мяча с руки на руку перед собой (за спиной, под ногой, с поворотом);

  • изменение направления движения;

  • смена высоты отскока и ритма ведения.

  1. То же, но в условиях вариативной активности защитника: первую половину дистанции защитник передвигается пассивно, вторую активно противодействует, стремясь не пропустить дриб- лера, или чередует пассивные и активные действия на указанных участках площадки.

  2. Активное единоборство «дриблер — защитник» на ограни­ченных участках площадки: в заданном коридоре, в трехсекунд­ной трапеции, в центральном круге и т.п.

  3. То же, но по всей площадке без каких-либо ограничений в действиях и пространстве.

  4. Активное соперничество нескольких дриблеров на ограни­ченном участке площадки (в центральном круге, в трехсекундной зоне и т. п.) с заданием выбить мяч у соперника и сохранить свой.

  5. Ведение мяча в сочетании с другими индивидуальными тех­нико-тактическими действиями: выходом, ловлей и передачами, бросками (по мере их освоения) в конкретной игровой позиции.

  6. То же, но меняя и. п., расстояние до щита соперника, рас­положение партнеров по нападению и защитников.

  7. Вариативное использование разновидностей ведения в зави­симости от складывающейся ситуации в условиях игрового противо­борства: в игровых заданиях, в подготовительных и учебных играх.

Организационно-методические указания.

1. К обучению дриблингу без зрительного контроля приступать по мере освоения занимающимися основ техники ведения; посте­пенно усложнять задания, вводя в упражнения разнообразные зрительные сигналы, требующие от дриблера быстрых ответных


172





действий, а также используя задания для свободной от ведения руки.

  1. Все задания чередовать для правой и левой руки.

  2. Обыгрывание защитника производить в сторону его выстав­ленной вперед ноги с ведением дальней от соперника рукой; не допускать отрыва опорной ноги до выпуска мяча: не совершать пробежек.

  3. Для обыгрывания в начале ведения мяча и в движении рацио­нально использовать смену ритма: обманный шаг или ложное дви­жение — медленно, начало или изменение направления прохода —■ быстро.

  4. Уходить от соперника быстро и решительно, укрывая мяч туловищем и свободной рукой.

  5. Дриблеру постоянно контролировать ситуацию на площадке с помощью периферического зрения; снижать высоту отскока мяча в случае активного противодействия.

  6. Воспитывать у занимающихся бережное отношение к возмож­ности использования ведения мяча, не допускать нерациональной утраты способности маневрирования с мячом: запрещать бездум­ный удар в пол на месте после овладения мячом или многоударное ведение на месте перед выполнением других игровых приемов.

  7. Избегать по ходу ведения мяча продолжительного поворота спиной к сопернику, а также прекращения дриблинга без непо­средственного перехода к последующим игровым действиям либо остановок у ограничительных линий, в углах площадки или у цен­тральной линии: не создавать защитникам выгодных условий для отбора мяча.

  8. При обыгрывании защитника в движении быстрый и неожи­данный перевод мяча с руки на руку сопровождать надежным ук­рыванием мяча туловищем и свободной рукой; непродолжительно обхватывать мяч кистью, избегая нарушений правил ведения мяча (задержки мяча); стремительно изменять направление движения.

  9. После завершения ведения мяча мгновенно переходить к последующим действиям, требуемым сложившейся ситуацией; не передерживать мяч; приучать игроков к принятию решения о даль­нейших действиях до завершения дриблинга.

  10. На этапе совершенствования варьировать сочетания разно­видностей индивидуальных технико-тактических действий с ис­пользованием ведения мяча, ловли, передач и бросков: выпол­нять их на различных позициях; изменять расстояние до корзины в и. п., степень противодействия, расположение партнеров и со­перников на площадке.

Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактичес­ких действий с использованием ведения мяча.

  1. Неоправданное использование ведения мяча: одноударное ведение мяча на месте после овладения им — игрок лишает себя



173





возможности маневрирования и создает предпосылки для груп­пового отбора мяча со стороны противника.

  1. Технические ошибки в начале или по ходу ведения мяча: отрыв опорной ноги до выпуска мяча — пробежка; чрезмерно про­должительный обхват мяча при выполнении перевода с руки на руку — задержка мяча.

  2. Плохой контроль над складывающейся игровой ситуацией: игрок смотрит на мяч, а не на площадку или поворачивается к сопернику спиной и долго остается в этом положении — запазды­вает с принятием решения и выполнением последующих такти­ческих действий.

  3. Неэффективное использование приемов обыгрывания сопер­ника в начале ведения мяча или в движении: обыгрывание в сто­рону сзадистоящей ноги защитника, уход в боковую линию, мед­ленный переход от обманного движения к проходу, нерешитель­ный (ленивый) проход — защитник получает возможность нейт­рализовать дриблера при активном давлении на мяч.

  4. Отсутствие укрывания мяча туловищем и свободной рукой при его переводе с руки на руку или ведение мяча ближней от соперника рукой — вероятная угроза потери мяча.

  5. Несогласованная работа рук и ног при обыгрывании защит­ника: перевод мяча с руки на руку опережает соответствующие движения ног или отстает от них — потеря равновесия или конт­роля над мячом, ведущая к потере мяча.

  6. Злоупотребление ведением мяча: «ведение мяча ради веде­ния» — задержка развития командных действий.

  7. Бесцельное применение ведения мяча в направлении боль­шого скопления игроков: нападающий медленно начинает дриб­линг в сторону возможного группового отбора со стороны сопер­ников — провоцирует потерю мяча.

  8. Нерациональное завершение ведения мяча без мгновенного перехода к другим игровым действиям в позициях, удобных для организации защитниками группового отбора мяча: в углах пло­щадки, у центральной, лицевых или боковых линий.

  9. Медленный переход от ведения мяча к последующим дей­ствиям: игрок сначала заканчивает ведение мяча, а затем начина­ет оценивать ситуацию, — защитники успевают восстановить по­зиции и предпринять эффективные контрдействия.

Индивидуальные тактические действия с использованием бросков мяча в корзину

Теоретические предпосылки.

Броски мячаявляются конечной целью атакующих действий команды. Тактически оправданными считаются только те из них, которые подготовлены всеми предшествующими действиями иг­