Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 970
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
169
контроль над мячом руки и выставлением освободившейся от ведения руки достигается надежное укрывание мяча от защитника.
Другой, более сложный вариант данного игрового приема — перевод мяча между ногами. Он предполагает изменение движения ног на обратное в момент одиночного диагонального удара мячом в пол между ногами. Перевод осуществляется, когда одноименная с ведущей рукой нога плотно ставится на пол, а другая выносится вперед. Одновременно с переводом мяча с руки на руку ноги совершают смену положения «ножницами», а быстрый последующий поворот на обеих ногах позволяет обыграть защитника и продолжить движение в новом направлении.
Для обыгрыша защитника применяют также ведение мяча с поворотом в движении. Его выполнение включает скрестный шаг разноименной с ведущей рукой ногой, поворот на ней в сочетании с взрывным обратным шагом одноименной ноги и одномоментным переводом мяча с руки на руку. Поворот заканчивается непрерывным движением в сторону от защитника. В начале поворота мяч обхватывается спереди кистью ведущей руки, а после его завершения подхватывается другой рукой для продолжения ведения.
Продолжительная задержка мяча может привести к нарушению правил игры, а положение спиной к защитнику ограничивает дриблеру контроль над игровой ситуацией. Поэтому воспроизведение этого приема должно производиться максимально быстро и неожиданно для соперника.
Большинство описанных приемов обыгрывания защитника при ведении в движении достаточно сложны по координации движений и технике исполнения, требуют длительной специальной тренировки и изучаются в процессе спортивного совершенствования баскетболистов.
В процессе обучения дриблингу как индивидуальному техникотактическому действию необходимо приучить занимающихся к осмысленному использованию этого игрового приема. Сначала посмотри, а потом действуй — основной принцип для игрока, овладевшего мячом.
Изначально он должен представлять тройную угрозу для соперников: быть готовым выполнить бросок (если позволяет дистанция), острую передачу или скоростной проход с ведением мяча. Нападающий не имеет права бездумно ударять мячом в пол с последующей его ловлей, лишая себя возможности дальнейшего маневрирования с мячом. Недопустимо также приобретение отрицательного навыка, заключающегося в обязательном использовании ведения мяча, как правило одноударного, перед выполнением любого последующего игрового действия.
Любое ведение мяча должно иметь цель, а завершению дриблинга должно предшествовать принятие решения о дальнейших действиях. Обрывать дриблинг можно только в сочетании с последующим игровым действием. Продолжением ведения мяча может быть либо
170
точная и быстрая передача, либо бросок, либо остановка в сочетании с поворотом и передачей. Задержка мяча после окончания его ведения и нерешительность приводят к торможению развития атаки, позволяют защитникам организовать активное противодействие и, как правило, заканчиваются потерей мяча. Особенно опасны с этих позиций остановки после ведения мяча у центральной и боковых линий, в углах площадки. Еще более усугубляет ситуацию для нападающего, завершившего дриблинг, поворот спиной к щиту соперника. Такой маневр и «застывшая» позиция лишают его возможности эффективно продолжить атаку команды и предельно облегчают задачу защитника в отборе мяча.
Баскетболист обязан научиться одинаково уверенно управлять мячом обеими руками и делать это без зрительного контроля.
1 ... 26 27 28 29 30 31 32 33 ... 54
Обучение индивидуальным тактическим действиям с использованием ведения мяча.
-
Объяснение и показ разновидностей ведения мяча в конкретной игровой ситуации. -
Ведение одного или двух мячей на месте с поочередным изменением положения кисти на мяче: с обхватом мяча спереди, сзади, направляя его (их) последовательно вперед и назад. -
То же, но с обхватом мяча сбоку, спереди или сзади и с переводом его (их) с руки на руку перед собой, за спиной, под ногой или с поворотом на месте. -
Ведение-жонглирование мячом на месте с переводом его с руки на руку по кругу либо по восьмерке вокруг одной или двух ног в различных и. п.: стоя в широкой стойке, в выпаде, на одном колене и т. п. -
То же, но направление движения мяча задается зрительным сигналом педагога или партнера (например, учитель поднял вверх руку — мяч переводить по часовой стрелке; если он держит руку на поясе — мяч переводить против часовой стрелки и т.п.). -
Ведение без зрительного контроля над мячом на заданных отрезках дистанции. -
То же, но с дополнительным заданием по ходу дриблинга: подсчитать количество геометрических фигур разной формы или цвета, разложенных на пути движения игрока (например, в центральном круге), или выполнить свободной рукой какие-либо действия, не прекращая ведения мяча (переставить кегли и т.п.). -
Обыгрывание пассивного защитника финтом в начале ведения из заданной игровой позиции в сочетании с последующим скоростным проходом:
-
вышагивание —проход; -
скрестный шаг—проход; -
поворот—проход; -
финт на передачу—проход; -
финт на бросок—проход.
171
-
То же, но в ситуации выбора: условный соперник произвольно чередует разновидности стоек защитника в каждом повторении задания.
То же, что в упр. 8, 9, но из различных исходных позиций по отношению к корзине соперников.
Обыгрывание активного защитника в начале ведения в сочетании с последующим скоростным проходом: нападающий использует весь арсенал обманных движений, защитник активно противодействует только началу прохода.
Ведение мяча с изменением высоты отскока, направления и скорости передвижения с переводом мяча с руки на руку перед собой на указанных участках площадки.
То же, но по зрительным сигналам педагога или партнера.
Обыгрывание пассивного защитника в движении (защитник отступает приставными шагами в стойке с выставленной вперед ногой или бегом спиной вперед):
-
перевод мяча с руки на руку перед собой (за спиной, под ногой, с поворотом); -
изменение направления движения; -
смена высоты отскока и ритма ведения.
-
То же, но в условиях вариативной активности защитника: первую половину дистанции защитник передвигается пассивно, вторую активно противодействует, стремясь не пропустить дриб- лера, или чередует пассивные и активные действия на указанных участках площадки. -
Активное единоборство «дриблер — защитник» на ограниченных участках площадки: в заданном коридоре, в трехсекундной трапеции, в центральном круге и т.п. -
То же, но по всей площадке без каких-либо ограничений в действиях и пространстве. -
Активное соперничество нескольких дриблеров на ограниченном участке площадки (в центральном круге, в трехсекундной зоне и т. п.) с заданием выбить мяч у соперника и сохранить свой. -
Ведение мяча в сочетании с другими индивидуальными технико-тактическими действиями: выходом, ловлей и передачами, бросками (по мере их освоения) в конкретной игровой позиции. -
То же, но меняя и. п., расстояние до щита соперника, расположение партнеров по нападению и защитников. -
Вариативное использование разновидностей ведения в зависимости от складывающейся ситуации в условиях игрового противоборства: в игровых заданиях, в подготовительных и учебных играх.
Организационно-методические указания.
1. К обучению дриблингу без зрительного контроля приступать по мере освоения занимающимися основ техники ведения; постепенно усложнять задания, вводя в упражнения разнообразные зрительные сигналы, требующие от дриблера быстрых ответных
172
действий, а также используя задания для свободной от ведения руки.
-
Все задания чередовать для правой и левой руки. -
Обыгрывание защитника производить в сторону его выставленной вперед ноги с ведением дальней от соперника рукой; не допускать отрыва опорной ноги до выпуска мяча: не совершать пробежек. -
Для обыгрывания в начале ведения мяча и в движении рационально использовать смену ритма: обманный шаг или ложное движение — медленно, начало или изменение направления прохода —■ быстро. -
Уходить от соперника быстро и решительно, укрывая мяч туловищем и свободной рукой. -
Дриблеру постоянно контролировать ситуацию на площадке с помощью периферического зрения; снижать высоту отскока мяча в случае активного противодействия. -
Воспитывать у занимающихся бережное отношение к возможности использования ведения мяча, не допускать нерациональной утраты способности маневрирования с мячом: запрещать бездумный удар в пол на месте после овладения мячом или многоударное ведение на месте перед выполнением других игровых приемов. -
Избегать по ходу ведения мяча продолжительного поворота спиной к сопернику, а также прекращения дриблинга без непосредственного перехода к последующим игровым действиям либо остановок у ограничительных линий, в углах площадки или у центральной линии: не создавать защитникам выгодных условий для отбора мяча. -
При обыгрывании защитника в движении быстрый и неожиданный перевод мяча с руки на руку сопровождать надежным укрыванием мяча туловищем и свободной рукой; непродолжительно обхватывать мяч кистью, избегая нарушений правил ведения мяча (задержки мяча); стремительно изменять направление движения. -
После завершения ведения мяча мгновенно переходить к последующим действиям, требуемым сложившейся ситуацией; не передерживать мяч; приучать игроков к принятию решения о дальнейших действиях до завершения дриблинга. -
На этапе совершенствования варьировать сочетания разновидностей индивидуальных технико-тактических действий с использованием ведения мяча, ловли, передач и бросков: выполнять их на различных позициях; изменять расстояние до корзины в и. п., степень противодействия, расположение партнеров и соперников на площадке.
Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактических действий с использованием ведения мяча.
-
Неоправданное использование ведения мяча: одноударное ведение мяча на месте после овладения им — игрок лишает себя
173
возможности маневрирования и создает предпосылки для группового отбора мяча со стороны противника.
-
Технические ошибки в начале или по ходу ведения мяча: отрыв опорной ноги до выпуска мяча — пробежка; чрезмерно продолжительный обхват мяча при выполнении перевода с руки на руку — задержка мяча. -
Плохой контроль над складывающейся игровой ситуацией: игрок смотрит на мяч, а не на площадку или поворачивается к сопернику спиной и долго остается в этом положении — запаздывает с принятием решения и выполнением последующих тактических действий. -
Неэффективное использование приемов обыгрывания соперника в начале ведения мяча или в движении: обыгрывание в сторону сзадистоящей ноги защитника, уход в боковую линию, медленный переход от обманного движения к проходу, нерешительный (ленивый) проход — защитник получает возможность нейтрализовать дриблера при активном давлении на мяч. -
Отсутствие укрывания мяча туловищем и свободной рукой при его переводе с руки на руку или ведение мяча ближней от соперника рукой — вероятная угроза потери мяча. -
Несогласованная работа рук и ног при обыгрывании защитника: перевод мяча с руки на руку опережает соответствующие движения ног или отстает от них — потеря равновесия или контроля над мячом, ведущая к потере мяча. -
Злоупотребление ведением мяча: «ведение мяча ради ведения» — задержка развития командных действий. -
Бесцельное применение ведения мяча в направлении большого скопления игроков: нападающий медленно начинает дриблинг в сторону возможного группового отбора со стороны соперников — провоцирует потерю мяча. -
Нерациональное завершение ведения мяча без мгновенного перехода к другим игровым действиям в позициях, удобных для организации защитниками группового отбора мяча: в углах площадки, у центральной, лицевых или боковых линий. -
Медленный переход от ведения мяча к последующим действиям: игрок сначала заканчивает ведение мяча, а затем начинает оценивать ситуацию, — защитники успевают восстановить позиции и предпринять эффективные контрдействия.
Индивидуальные тактические действия с использованием бросков мяча в корзину
Теоретические предпосылки.
Броски мячаявляются конечной целью атакующих действий команды. Тактически оправданными считаются только те из них, которые подготовлены всеми предшествующими действиями иг