Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 966
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
179
-
проход с ведением мяча —бросок мяча;
выход с получением мяча—проход с ведением мяча—передача на бросок мяча;
выход с получением мяча—проход с ведением мяча—бросок мяча;
передача мяча —выход с получением мяча—бросок мяча;
передача мяча —выход с получением мяча—проход с ведением мяча—передача на бросок мяча;
передача мяча —выход с получением мяча—проход с ведением мяча —бросок мяча;
проход с ведением мяча —передача мяча—выход с получением мяча—бросок мяча.
Перечисленные сочетания индивидуальных тактических действий без мяча и с мячом предполагают использование всего арсенала технической подготовленности, которым владеют занимающиеся на данном этапе обучения, включая остановки, повороты, финты.
-
То же, но варьируя и.п. нападающих относительно корзины и начальное положение мяча. -
То же, но при активном противодействии защитника. -
Выполнение разновидностей сочетаний индивидуальных технико-тактических действий в условиях игрового единоборства: «1x1 с промежуточным», 2 х 1; «2x2 с промежуточным», 3x2; и т.п. -
То же, но в двусторонних учебных играх с установками педагога.
Организационно-методические указания.
-
Ориентировать занимающихся на качественное и рациональное выполнение отдельных технико-тактических действий, включенных в изучаемое сочетание. -
При выполнении сочетаний индивидуальных технико-тактических действий игрока без мяча и с мячом использовать разновидности финтов. -
Обыгрывание защитника производить с учетом «слабых зон» или «слабых сторон» в его стойке. -
Варьировать и. п. нападающего и защитника по отношению к корзине и мячу. -
Переключение от одних действий к другим осуществлять быстро, решительно и уверенно. -
Постепенно увеличивать активность противодействия защитника: а) вначале защитник пассивно обозначает заданную стойку; б) затем его активность ограничивается в рамках указанных контрдействий или заданного направления (например, разрешается препятствовать только атакующим передачам или закрывать проход только вправо и т.п.); в) далее активное сопротивление оказывается только на определенных участках площадки (например, разрешается препятствовать выходу только в районе области
180
штрафного броска и т.п.); г) единоборство осуществляется без всяких ограничений в условиях, приближенных к игровым.
-
При выполнении изученных сочетаний действий в условиях игрового единоборства использовать промежуточного игрока, выполняющего вспомогательную функцию: при запрете передвигаться по площадке он может только получать мяч от партнера, стоя на месте, и передавать его обратно. -
Всячески поощрять точное выполнение установок педагога на игру.
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 54
Основные ошибки при выполнении сочетаний индивидуальных тактических действий игрока без мяча и с мячом.
-
Типичные ошибки, характерные для выполнения входящих в изучаемое сочетание индивидуальных технико-тактических действий игрока без мяча и с мячом. -
Медленный переход от одних действий к другим — защитник успевает восстановить выгодную для противодействия позицию. -
Нерациональное или несвоевременное использование финтов, чрезмерное увлечение обманными движениями: нападающий «заигрывается» — задержка в развитии атаки. -
Неэффективное использование сочетаний действий: неверная оценка игровой ситуации, неадекватный выбор требуемых действий или их направления — защитник переигрывает нападающего.
-
Групповые тактические действия
Структурными элементами групповых тактических действий являются индивидуальные действия игроков, определенным образом организованные во времени и пространстве. Групповые действия в нападении базируются на согласованных взаимодействиях двух или трех игроков и составляют основу командной игры в атаке. Их успешность требует соответствующего начального взаиморасположения нападающих, взаимосвязанного маневрирования на определенном участке площадки, своевременности и согласованности действий игроков, их полного взаимопонимания.
-
Взаимодействия двух игроков
Теоретические предпосылки.
Согласно классификации (см. рис. 37, с. 148) выделяют несколько разновидностей взаимодействий двух игроков: «передай мяч и выходи», заслоны, «двойка», наведение и пересечение.
«Передай мяч и выходи» — простое и эффективное взаимодействие игроков по типу «стенки» в футболе. Это взаимодействие
181
Рис. 46. Групповое взаимодействие «передай мяч и выходи»: а — с выходом перед защитником; б — с выходом за спиной защитника
может осуществляться разными по амплуа атакующими игроками: защитником и форвардом, защитником и центровым, форвардом и центровым, разыгрывающим и атакующим защитником и т.д. Могут меняться и занимаемые и. п. этих игроков. Неизменным остается основной принцип взаимодействия: передал мяч — освободись от опеки защитника для получения обратной передачи с дальнейшей угрозой завершения атаки результативным броском.
На рисунке 46 показаны схемы рассматриваемого взаимодействия, в котором участвуют игроки задней линии нападения. В и. п. они располагаются на периметре трехочковой линии прямо перед корзиной. После выполнения передачи нападающий, используя обманное движение, осуществляет выход перед защитником (рис. 46, а) или за спиной у него (рис. 46, б). Получив атакующую передачу от партнера, он завершает проход броском в движении из-под щита.
Следует подчеркнуть необходимость своевременного использования финтов для успешной реализации данного взаимодействия. Игрок с мячом перед передачей может выполнить финт на бросок, проход или передачу мяча в противоположную от планируемого направления сторону, а освобождающийся от плотной опеки нападающий обязан умело пользоваться обманными движениями вышагиванием, скрестным шагом или поворотом. Соответственно избранному финту и направлению маневрирования может применяться один из разновидностей выхода: V-образный, S-образный, петлеобразный или круговой. Выход должен быть быстрым и решительным, а обратная передача — нацеленной и скоростной.
Заслоны — неотъемлемая составляющая современной игры в баскетбол в нападении. Без их использования не обходится прак
182
тически ни одна атака против организованной обороны. Цель это-
го взаимодействия — освободить партнера, преградив путь опекаю-
щему его защитнику. Выделяют несколько разновидностей засло-
нов. При постановке заслона игроку, стоящему на месте, приме-
няют передний, задний или боковой заслон. Их различают в зави-
симости от того, где по отношению к сопернику располагается
ставящий заслон нападающий. Если заслон ставится перед защит-
ником, то это передний заслон (рис. 47, б). Он используется чаще
всего для выполнения позиционного броска. При постановке за-
слона сбоку или сзади от защитника это соответственно боковой
(рис. 47, а) или задний заслон. Они эффективны преимуществен-
но для выхода или прохода-броска.
Для «отсечения» соперника нападающий, ставящий заслон,
чаще всего занимает позицию лицом к защитнику, но не менее
эффективно расположение спиной к нему.
Существует ряд общих правил постановки неподвижных засло-
нов, которые обеспечивают их результативность:
-
действия нападающих должны быть согласованными и не-
ожиданными для защитников; -
игрок, которого освобождают заслоном, обязан отвлечь вни-
мание своего опекуна обманными действиями на передвижение в
противоположную планируемому проходу сторону, а в случае
получения мяча — финтами на бросок, передачу или проход с
ведением мяча; -
забегать для постановки заслона необходимо быстро и скрыт-
но от опекуна партнера; при постановке заслона нужно встать близко
к защитнику, занять устойчивое положение на пути его ожидаемо-
го перемещения и быть готовым к столкновению, располагаясь
лицом к сопернику, выставить перед грудью, как щит, согнутые в
локтях руки;
-
уход под заслон должен быть
своевременным — не начинать
движение, пока не поставлен за-
слон, но и не опаздывать с его
использованием; проходить нуж-
но стремительно и вплотную с
поставленной «преградой»; -
игрок, поставивший заслон,
сразу после прохода партнера и
«отсечения» его опекуна обязан
повернуться в сторону атакуемой
корзины в готовности к получе-
нию мяча и дальнейшим напада-
ющим действиям.
Типичным взаимодействием Рис. 47. Разновидности заслона:
двух игроков с использованием 0 — боковой; б — передний