Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 966

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


179





  • проход с ведением мяча —бросок мяча;

  • выход с получением мяча—проход с ведением мяча—пере­дача на бросок мяча;

  • выход с получением мяча—проход с ведением мяча—бросок мяча;

  • передача мяча —выход с получением мяча—бросок мяча;

  • передача мяча —выход с получением мяча—проход с веде­нием мяча—передача на бросок мяча;

  • передача мяча —выход с получением мяча—проход с веде­нием мяча —бросок мяча;

  • проход с ведением мяча —передача мяча—выход с получе­нием мяча—бросок мяча.

Перечисленные сочетания индивидуальных тактических дей­ствий без мяча и с мячом предполагают использование всего ар­сенала технической подготовленности, которым владеют занима­ющиеся на данном этапе обучения, включая остановки, поворо­ты, финты.

  1. То же, но варьируя и.п. нападающих относительно корзины и начальное положение мяча.

  2. То же, но при активном противодействии защитника.

  3. Выполнение разновидностей сочетаний индивидуальных тех­нико-тактических действий в условиях игрового единоборства: «1x1 с промежуточным», 2 х 1; «2x2 с промежуточным», 3x2; и т.п.

  4. То же, но в двусторонних учебных играх с установками педа­гога.

Организационно-методические указания.

  1. Ориентировать занимающихся на качественное и рациональ­ное выполнение отдельных технико-тактических действий, вклю­ченных в изучаемое сочетание.

  2. При выполнении сочетаний индивидуальных технико-такти­ческих действий игрока без мяча и с мячом использовать разно­видности финтов.

  3. Обыгрывание защитника производить с учетом «слабых зон» или «слабых сторон» в его стойке.

  4. Варьировать и. п. нападающего и защитника по отношению к корзине и мячу.

  5. Переключение от одних действий к другим осуществлять бы­стро, решительно и уверенно.

  6. Постепенно увеличивать активность противодействия защит­ника: а) вначале защитник пассивно обозначает заданную стой­ку; б) затем его активность ограничивается в рамках указанных контрдействий или заданного направления (например, разреша­ется препятствовать только атакующим передачам или закрывать проход только вправо и т.п.); в) далее активное сопротивление оказывается только на определенных участках площадки (напри­мер, разрешается препятствовать выходу только в районе области



180





штрафного броска и т.п.); г) единоборство осуществляется без всяких ограничений в условиях, приближенных к игровым.

  1. При выполнении изученных сочетаний действий в условиях игрового единоборства использовать промежуточного игрока, выполняющего вспомогательную функцию: при запрете передви­гаться по площадке он может только получать мяч от партнера, стоя на месте, и передавать его обратно.

  2. Всячески поощрять точное выполнение установок педагога на игру.
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   54


Основные ошибки при выполнении сочетаний индивидуальных тактических действий игрока без мяча и с мячом.

  1. Типичные ошибки, характерные для выполнения входящих в изучаемое сочетание индивидуальных технико-тактических дей­ствий игрока без мяча и с мячом.

  2. Медленный переход от одних действий к другим — защитник успевает восстановить выгодную для противодействия позицию.

  3. Нерациональное или несвоевременное использование фин­тов, чрезмерное увлечение обманными движениями: нападающий «заигрывается» — задержка в развитии атаки.

  4. Неэффективное использование сочетаний действий: невер­ная оценка игровой ситуации, неадекватный выбор требуемых действий или их направления — защитник переигрывает напада­ющего.


  1. Групповые тактические действия

Структурными элементами групповых тактических действий являются индивидуальные действия игроков, определенным об­разом организованные во времени и пространстве. Групповые дей­ствия в нападении базируются на согласованных взаимодействиях двух или трех игроков и составляют основу командной игры в атаке. Их успешность требует соответствующего начального взаиморас­положения нападающих, взаимосвязанного маневрирования на определенном участке площадки, своевременности и согласован­ности действий игроков, их полного взаимопонимания.

  1. Взаимодействия двух игроков

Теоретические предпосылки.

Согласно классификации (см. рис. 37, с. 148) выделяют несколько разновидностей взаимодействий двух игроков: «передай мяч и вы­ходи», заслоны, «двойка», наведение и пересечение.

«Передай мяч и выходи» — простое и эффективное взаимодей­ствие игроков по типу «стенки» в футболе. Это взаимодействие



181





Рис. 46. Групповое взаимодействие «передай мяч и выходи»: а — с выходом перед защитником; б — с выходом за спиной защитника

может осуществляться разными по амплуа атакующими игрока­ми: защитником и форвардом, защитником и центровым, фор­вардом и центровым, разыгрывающим и атакующим защитником и т.д. Могут меняться и занимаемые и. п. этих игроков. Неизмен­ным остается основной принцип взаимодействия: передал мяч — ос­вободись от опеки защитника для получения обратной передачи с дальнейшей угрозой завершения атаки результативным броском.

На рисунке 46 показаны схемы рассматриваемого взаимодей­ствия, в котором участвуют игроки задней линии нападения. В и. п. они располагаются на периметре трехочковой линии прямо пе­ред корзиной. После выполнения передачи нападающий, исполь­зуя обманное движение, осуществляет выход перед защитником (рис. 46, а) или за спиной у него (рис. 46, б). Получив атакующую передачу от партнера, он завершает проход броском в движении из-под щита.

Следует подчеркнуть необходимость своевременного использо­вания финтов для успешной реализации данного взаимодействия. Игрок с мячом перед передачей может выполнить финт на бросок, проход или передачу мяча в противоположную от планируемого направления сторону, а освобождающийся от плотной опеки на­падающий обязан умело пользоваться обманными движениями вышагиванием, скрестным шагом или поворотом. Соответственно избранному финту и направлению маневрирования может приме­няться один из разновидностей выхода: V-образный, S-образный, петлеобразный или круговой. Выход должен быть быстрым и реши­тельным, а обратная передача — нацеленной и скоростной.

Заслоны — неотъемлемая составляющая современной игры в баскетбол в нападении. Без их использования не обходится прак­



182





тически ни одна атака против организованной обороны. Цель это-
го взаимодействияосвободить партнера, преградив путь опекаю-
щему его защитнику. Выделяют несколько разновидностей засло-
нов. При постановке заслона игроку, стоящему на месте, приме-
няют передний, задний или боковой заслон. Их различают в зави-
симости от того, где по отношению к сопернику располагается
ставящий заслон нападающий. Если заслон ставится перед защит-
ником, то это передний заслон (рис. 47, б). Он используется чаще
всего для выполнения позиционного броска. При постановке за-
слона сбоку или сзади от защитника это соответственно боковой
(рис. 47, а) или задний заслон. Они эффективны преимуществен-
но для выхода или прохода-броска.

Для «отсечения» соперника нападающий, ставящий заслон,
чаще всего занимает позицию лицом к защитнику, но не менее
эффективно расположение спиной к нему.

Существует ряд общих правил постановки неподвижных засло-
нов, которые обеспечивают их результативность:

  • действия нападающих должны быть согласованными и не-
    ожиданными для защитников;

  • игрок, которого освобождают заслоном, обязан отвлечь вни-
    мание своего опекуна обманными действиями на передвижение в
    противоположную планируемому проходу сторону, а в случае
    получения мяча — финтами на бросок, передачу или проход с
    ведением мяча;

  • забегать для постановки заслона необходимо быстро и скрыт-
    но от опекуна партнера; при постановке заслона нужно встать близко
    к защитнику, занять устойчивое положение на пути его ожидаемо-
    го перемещения и быть готовым к столкновению, располагаясь
    лицом к сопернику, выставить перед грудью, как щит, согнутые в

локтях руки;

  • уход под заслон должен быть
    своевременным — не начинать
    движение, пока не поставлен за-
    слон, но и не опаздывать с его
    использованием; проходить нуж-
    но стремительно и вплотную с
    поставленной «преградой»;

  • игрок, поставивший заслон,
    сразу после прохода партнера и
    «отсечения» его опекуна обязан
    повернуться в сторону атакуемой
    корзины в готовности к получе-
    нию мяча и дальнейшим напада-
    ющим действиям.

Типичным взаимодействием Рис. 47. Разновидности заслона:

двух игроков с использованием 0 боковой; б — передний