Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 946
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
245
-
Несвоевременность взаимодействий дриблера с партнерами: запаздывание с передачей мяча освобождающемуся партнеру в ситуации начала движения для группового отбора вторым защитником — соперники успевают «захлопнуть ловушку» (остановить дриблера и перекрыть возможность нацеленной передачи). -
Неграмотная расстановка нападающих на площадке: атакующие игроки располагаются близко друг к другу или концентрируются на пути движения дриблера (приводят «своих» защитников к мячу) — возникают дополнительные трудности для дриблера, и облегчается задача для прессингующих. -
Отсутствие командных взаимодействий: партнеры дриблера визуально не контролируют ситуацию на площадке и не открываются для получения мяча в момент организации защитниками «ловушки» — возможна потеря мяча. -
Чрезмерно академичные (медленные) взаимодействия атакующих без попыток преодолеть прессинг организацией результативной стремительной атаки: нет командной скорости и агрессивности в действиях — инициатива принадлежит защищающейся команде.
Основные ошибки при воспроизведении разновидностей нападения против зонного прессинга.
-
Медленное начало нападения: задержка мяча при выполнении вбрасывания или первой передачи — защитники успевают занять начальную расстановку применяемого варианта зонного прессинга. -
Нерациональное расположение на площадке нападающих: слишком узкая расстановка, скученность игроков или чрезмерное удаление от мяча наиболее техничных высокорослых нападающих — защитники получают позиционное преимущество. -
Неправильный выбор направления вывода мяча в передовую зону: попытка разбить прессинг передачами через боковую линию или в угол площадки — создаются условия для использования защитниками сильных сторон зонного прессинга. -
Неэффективное использование ведения мяча: дриблер ведет мяч в боковую линию или в угол площадки, бездумно прекращает (обрывает) ведение мяча без конкретного решения о дальнейших действиях — защитникам предоставляется отличная возможность для группового отбора мяча. -
Отсутствие командных взаимодействий: нет своевременного выхода наиболее техничного и высокорослого партнера для получения мяча в центр за спину первой линии защиты, нападающие полагаются на индивидуальные действия дриблера или пытаются получить мяч стоя — возникают хорошие возможности для результативных защитных действий. -
Незавершенность выхода для получения мяча: нет встречного движения к мячу, или нападающий останавливается в момент лов
246
ли — защитники получают возможность для опережения атакующего и перехвата мяча.
-
Нет подстраховки дриблера: игрока с мячом не сопровождает партнер — в случае потери мяча соперники беспрепятственно завершат контратаку. -
Нападающие плохо контролируют развитие игровой ситуации: дриблер ведет мяч с опущенной головой, партнеры теряют из виду мяч или располагаются в позициях с плохими возможностями для визуального обзора — согласованные командные действия не возможны. -
Использование поперечных или навесных передач — явные предпосылки для перехвата мяча соперниками. -
Отсутствие агрессивности в действиях нападающих может быть выражено в следующих ситуациях: нет нацеленности на длинную диагональную передачу в отрыв убегающему или на организацию стремительной контратаки после преодоления первой линии зонного прессинга — прессингующие рывком успевают восстановить защитную расстановку.
1 ... 37 38 39 40 41 42 43 44 ... 54
Основные ошибки при воспроизведении разновидностей нападения в особых ситуациях.
-
Медлительность нападающих в начальной фазе взаимодействий: нападающие не успевают занять выгодные позиции для розыгрыша комбинации — соперники изначально владеют инициативой. -
Пассивность нападающих при розыгрыше комбинации: нападающие не оказывают давления на соперников и не готовы к жесткому противодействию — защитники превосходят атакующих в активности. -
Низкая эффективность групповых взаимодействий нападающих, составляющих основу комбинации: не удается освободить для получения мяча лидера нападения или вывести на бросок игрока, для которого разыгрывалось взаимодействие, — обороняющиеся упреждают острые ходы атакующих. -
Плохое взаимопонимание атакующих игроков: нет согласованности индивидуальных технико-тактических действий во времени и пространстве — защитники легко справляются с нейтрализацией командных действий соперников. -
Медленное развитие командных действий: нападающие не успевают подготовить бросок мяча из выгодной позиции до завершения командного времени контроля над мячом или до истечения игрового времени — поспешная атака с низкой вероятностью результативности. -
Незавершенность разыгрываемой комбинации: один из нападающих преждевременно атакует корзину, не дожидаясь окончания командных действий, — соперник получает возможность на результативные ответные действия в нападении.
247
Контрольные вопросы и задания
-
Какие существуют индивидуальные действия игрока без мяча в тактике нападения? Дайте их характеристику. -
Какими организационно-методическими указаниями может воспользоваться педагог в процессе обучения нападающего индивидуальным тактическим действиям без мяча? -
Назовите основные ошибки нападающего при выполнении индивидуальных тактических действий без мяча. -
Дайте характеристику разновидностям индивидуальных тактических действий нападающего с использованием ловли и передач мяча. -
Каковы основные ошибки индивидуальных тактических действий с использованием ловли и передач мяча? -
Расскажите о процессе обучения индивидуальным тактическим действиям в нападении с использованием ведения мяча. -
Какие организационно-методические указания целесообразно применять педагогу при обучении индивидуальным тактическим действиям в нападении с использованием ведения мяча? -
Назовите наиболее характерные ошибки при реализации нападающим индивидуальных тактических действий с использованием ведения мяча. -
Охарактеризуйте разновидности индивидуальных тактических действий в нападении с использованием бросков мяча в корзину. -
Перечислите комплекс упражнений для обучения индивидуальным тактическим действиям нападающего с использованием бросков мяча в корзину. -
Какие организационно-методические указания могут повысить качество обучения индивидуальным тактическим действиям в нападении с использованием бросков мяча в корзину? -
Какие ошибки могут снизить результативность индивидуальных тактических действий нападающего с использованием бросков мяча? -
Назовите основные сочетания индивидуальных тактических действий в нападении. От чего зависит их эффективность? -
Как научить простейшим сочетаниям индивидуальных тактических действий в нападении (организационно-методические указания)? -
Опишите основные ошибки при выполнении сочетаний индивидуальных тактических действий нападающего без мяча и с мячом. -
Какие организационно-методические указания призваны повысить результативность обучения групповым тактическим действия в нападении? -
Дайте характеристику существующим системам тактики игры в нападении. -
Как научить разновидностям командных действий стремительного нападения (приемы, упражнения, организационно-методические указания)? -
Какие ошибки характерны при осуществлении разновидностей стремительного нападения: быстрого прорыва, раннего нападения? -
Как построить процесс обучения командным тактическим действиям позиционного нападения?
Глава 6
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ ЗАЩИТЫ В БАСКЕТБОЛЕ
6.1. Обучение индивидуальным тактическим действиям
Успешная игра в защите во многом определяет итог спортивного соперничества баскетболистов. В современном баскетболе для достижения победы недостаточно только результативно атаковать. Важно также надежно обезопасить свою корзину, своевременно подавлять атакующую инициативу противников, разрушать их привычные взаимосвязи и тем самым диктовать свои условия ведения борьбы.
Хорошую защиту отличает не пассивное реагирование на действия атакующих, а активное упреждающее применение контрдействий с постоянным «давлением» на мяч и готовностью к стремительному переходу в контратаку.
Как и тактика нападения, тактика защиты строится на индивидуальных, групповых и командных действиях,которые в свою очередь представлены несколькими разновидностями (см. рис. 38, с. 149).
Начинают обучение тактике защиты с освоения индивидуальных тактических действий.
Индивидуальные действия— это базовые компоненты тактики игры в защите. Эффективная оборона корзины не может быть организована без рациональных действий каждого игрока на своей позиции.
Для результативной, тактически грамотной игры в защите необходимы, прежде всего, хорошее владение техникой защитных приемов и определенный уровень развития специфических физических и личностных качеств.
Защитник должен быть быстр и ловок, умен и агрессивен, иметь реактивные ноги и руки, обладать высокой степенью интуиции. В то же время все свои действия необходимо уметь соизмерять с конкретной игровой ситуацией. И наконец, главное — это желание работать в защите. В связи с этим трудно переоценить значимость обучения основам тактики индивидуальных защитных действий.
Индивидуальные действия в защите бывают двух видов: против нападающего без мяча и против нападающего, владеющего мячом.
Различия обусловлены степенью потенциальной опасности каждого из них для корзины защищающейся команды.
249
6.1.1. Действия против нападающего без мяча
Теоретические предпосылки.
Действия защитника против нападающего без мяча предопределяются решением двух основных задач: 1) не позволить сопернику выгодно открыться для получения мяча или для взятия отскока; 2) быть готовым оказать помощь партнеру на опасном участке обороны.
Опекая игрока без мяча, защитник должен руководствоваться собственной позицией, местоположением мяча, расстоянием до корзины и уровнем технико-тактического мастерства опекаемого. Обороняющийся игрок обязан постоянно держать в поле зрения мяч и своего подопечного. Классическим для защитника в данной ситуации является расположение внутри так называемого «игрового защитного треугольника», условными вершинами которого являются мяч, корзина и опекаемый нападающий (рис. 126).
Избранная защитником стойка и характер его действий могут претерпевать существенные изменения в зависимости от занимаемой на площадке позиции, а также места нахождения мяча и соперников. Так, например, опекая нападающего в позиции игрока задней линии атаки на стороне мяча,защитник смещается в сторону игрока с мячом настолько, чтобы сковать его действия и в то же время успеть мгновенно возвратиться к своему подопечному, если тому последует передача (рис. 127). При этом он находится в открытой стойке: одна рука указывает на мяч, а другая — на подопечного.
При держании игрока в позиции форварда или центрового на стороне мяча