Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 782

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


245





  1. Несвоевременность взаимодействий дриблера с партнерами: запаздывание с передачей мяча освобождающемуся партнеру в ситуации начала движения для группового отбора вторым защит­ником — соперники успевают «захлопнуть ловушку» (остановить дриблера и перекрыть возможность нацеленной передачи).

  2. Неграмотная расстановка нападающих на площадке: атакую­щие игроки располагаются близко друг к другу или концентриру­ются на пути движения дриблера (приводят «своих» защитников к мячу) — возникают дополнительные трудности для дриблера, и облегчается задача для прессингующих.

  3. Отсутствие командных взаимодействий: партнеры дриблера визуально не контролируют ситуацию на площадке и не открыва­ются для получения мяча в момент организации защитниками «ловушки» — возможна потеря мяча.

  4. Чрезмерно академичные (медленные) взаимодействия ата­кующих без попыток преодолеть прессинг организацией резуль­тативной стремительной атаки: нет командной скорости и агрес­сивности в действиях — инициатива принадлежит защищающей­ся команде.

Основные ошибки при воспроизведении разновидностей нападения против зонного прессинга.

  1. Медленное начало нападения: задержка мяча при выполне­нии вбрасывания или первой передачи — защитники успевают занять начальную расстановку применяемого варианта зонного прессинга.

  2. Нерациональное расположение на площадке нападающих: слишком узкая расстановка, скученность игроков или чрезмерное удаление от мяча наиболее техничных высокорослых нападающих — защитники получают позиционное преимущество.

  3. Неправильный выбор направления вывода мяча в передовую зону: попытка разбить прессинг передачами через боковую линию или в угол площадки — создаются условия для использования защитниками сильных сторон зонного прессинга.

  4. Неэффективное использование ведения мяча: дриблер ведет мяч в боковую линию или в угол площадки, бездумно прекраща­ет (обрывает) ведение мяча без конкретного решения о дальней­ших действиях — защитникам предоставляется отличная возмож­ность для группового отбора мяча.

  5. Отсутствие командных взаимодействий: нет своевременного выхода наиболее техничного и высокорослого партнера для полу­чения мяча в центр за спину первой линии защиты, нападающие полагаются на индивидуальные действия дриблера или пытаются получить мяч стоя — возникают хорошие возможности для ре­зультативных защитных действий.

  6. Незавершенность выхода для получения мяча: нет встречного движения к мячу, или нападающий останавливается в момент лов­



246





ли — защитники получают возможность для опережения атакую­щего и перехвата мяча.

  1. Нет подстраховки дриблера: игрока с мячом не сопровожда­ет партнер — в случае потери мяча соперники беспрепятственно завершат контратаку.

  2. Нападающие плохо контролируют развитие игровой ситуа­ции: дриблер ведет мяч с опущенной головой, партнеры теряют из виду мяч или располагаются в позициях с плохими возможно­стями для визуального обзора — согласованные командные дей­ствия не возможны.

  3. Использование поперечных или навесных передач — явные предпосылки для перехвата мяча соперниками.

  4. Отсутствие агрессивности в действиях нападающих может быть выражено в следующих ситуациях: нет нацеленности на длин­ную диагональную передачу в отрыв убегающему или на органи­зацию стремительной контратаки после преодоления первой ли­нии зонного прессинга — прессингующие рывком успевают вос­становить защитную расстановку.
1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   54


Основные ошибки при воспроизведении разновидностей нападе­ния в особых ситуациях.

  1. Медлительность нападающих в начальной фазе взаимодей­ствий: нападающие не успевают занять выгодные позиции для ро­зыгрыша комбинации — соперники изначально владеют инициа­тивой.

  2. Пассивность нападающих при розыгрыше комбинации: на­падающие не оказывают давления на соперников и не готовы к жесткому противодействию — защитники превосходят атакующих в активности.

  3. Низкая эффективность групповых взаимодействий нападаю­щих, составляющих основу комбинации: не удается освободить для получения мяча лидера нападения или вывести на бросок иг­рока, для которого разыгрывалось взаимодействие, — обороняю­щиеся упреждают острые ходы атакующих.

  4. Плохое взаимопонимание атакующих игроков: нет согласо­ванности индивидуальных технико-тактических действий во вре­мени и пространстве — защитники легко справляются с нейтра­лизацией командных действий соперников.

  5. Медленное развитие командных действий: нападающие не успевают подготовить бросок мяча из выгодной позиции до за­вершения командного времени контроля над мячом или до исте­чения игрового времени — поспешная атака с низкой вероятно­стью результативности.

  6. Незавершенность разыгрываемой комбинации: один из на­падающих преждевременно атакует корзину, не дожидаясь окон­чания командных действий, — соперник получает возможность на результативные ответные действия в нападении.


247



Контрольные вопросы и задания


  1. Какие существуют индивидуальные действия игрока без мяча в так­тике нападения? Дайте их характеристику.

  2. Какими организационно-методическими указаниями может вос­пользоваться педагог в процессе обучения нападающего индивидуаль­ным тактическим действиям без мяча?

  3. Назовите основные ошибки нападающего при выполнении инди­видуальных тактических действий без мяча.

  4. Дайте характеристику разновидностям индивидуальных тактических действий нападающего с использованием ловли и передач мяча.

  5. Каковы основные ошибки индивидуальных тактических действий с использованием ловли и передач мяча?

  6. Расскажите о процессе обучения индивидуальным тактическим дей­ствиям в нападении с использованием ведения мяча.

  7. Какие организационно-методические указания целесообразно при­менять педагогу при обучении индивидуальным тактическим действиям в нападении с использованием ведения мяча?

  8. Назовите наиболее характерные ошибки при реализации нападаю­щим индивидуальных тактических действий с использованием ведения мяча.

  9. Охарактеризуйте разновидности индивидуальных тактических дей­ствий в нападении с использованием бросков мяча в корзину.

  10. Перечислите комплекс упражнений для обучения индивидуаль­ным тактическим действиям нападающего с использованием бросков мяча в корзину.

  11. Какие организационно-методические указания могут повысить качество обучения индивидуальным тактическим действиям в нападе­нии с использованием бросков мяча в корзину?

  12. Какие ошибки могут снизить результативность индивидуальных тактических действий нападающего с использованием бросков мяча?

  13. Назовите основные сочетания индивидуальных тактических дей­ствий в нападении. От чего зависит их эффективность?

  14. Как научить простейшим сочетаниям индивидуальных тактических действий в нападении (организационно-методические указания)?

  15. Опишите основные ошибки при выполнении сочетаний индиви­дуальных тактических действий нападающего без мяча и с мячом.

  16. Какие организационно-методические указания призваны повы­сить результативность обучения групповым тактическим действия в на­падении?

  17. Дайте характеристику существующим системам тактики игры в нападении.

  18. Как научить разновидностям командных действий стремительного нападения (приемы, упражнения, организационно-методические ука­зания)?

  19. Какие ошибки характерны при осуществлении разновидностей стремительного нападения: быстрого прорыва, раннего нападения?

  20. Как построить процесс обучения командным тактическим дей­ствиям позиционного нападения?




Глава 6

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ ЗАЩИТЫ В БАСКЕТБОЛЕ


6.1. Обучение индивидуальным тактическим действиям

Успешная игра в защите во многом определяет итог спортив­ного соперничества баскетболистов. В современном баскетболе для достижения победы недостаточно только результативно атаковать. Важно также надежно обезопасить свою корзину, своевременно подавлять атакующую инициативу противников, разрушать их привычные взаимосвязи и тем самым диктовать свои условия ве­дения борьбы.

Хорошую защиту отличает не пассивное реагирование на дей­ствия атакующих, а активное упреждающее применение контрдей­ствий с постоянным «давлением» на мяч и готовностью к стреми­тельному переходу в контратаку.

Как и тактика нападения, тактика защиты строится на ин­дивидуальных, групповых и командных действиях,которые в свою очередь представлены несколькими разновидностями (см. рис. 38, с. 149).

Начинают обучение тактике защиты с освоения индивидуаль­ных тактических действий.

Индивидуальные действияэто базовые компоненты тактики игры в защите. Эффективная оборона корзины не может быть орга­низована без рациональных действий каждого игрока на своей позиции.

Для результативной, тактически грамотной игры в защите не­обходимы, прежде всего, хорошее владение техникой защитных приемов и определенный уровень развития специфических физи­ческих и личностных качеств.

Защитник должен быть быстр и ловок, умен и агрессивен, иметь реактивные ноги и руки, обладать высокой степенью интуиции. В то же время все свои действия необходимо уметь соизмерять с конкретной игровой ситуацией. И наконец, главное — это жела­ние работать в защите. В связи с этим трудно переоценить значи­мость обучения основам тактики индивидуальных защитных дей­ствий.


Индивидуальные действия в защите бывают двух видов: против нападающего без мяча и против нападающего, владеюще­го мячом.

Различия обусловлены степенью потенциальной опасности каж­дого из них для корзины защищающейся команды.


249



6.1.1. Действия против нападающего без мяча


Теоретические предпосылки.

Действия защитника против нападающего без мяча предопре­деляются решением двух основных задач: 1) не позволить сопернику выгодно открыться для получения мяча или для взятия отскока; 2) быть готовым оказать помощь партнеру на опасном участке обороны.

Опекая игрока без мяча, защитник должен руководствоваться собственной позицией, местоположением мяча, расстоянием до корзины и уровнем технико-тактического мастерства опекаемо­го. Обороняющийся игрок обязан постоянно держать в поле зре­ния мяч и своего подопечного. Классическим для защитника в данной ситуации является расположение внутри так называемо­го «игрового защитного треугольника», условными вершинами которого являются мяч, корзина и опекаемый нападающий (рис. 126).

Избранная защитником стойка и характер его действий могут претерпевать существенные изменения в зависимости от занима­емой на площадке позиции, а также места нахождения мяча и соперников. Так, например, опекая нападающего в позиции игрока задней линии атаки на стороне мяча,защитник смещается в сто­рону игрока с мячом настолько, чтобы сковать его действия и в то же время успеть мгновенно возвратиться к своему подопечно­му, если тому последует передача (рис. 127). При этом он находит­ся в открытой стойке: одна рука указывает на мяч, а другая — на подопечного.

При держании игрока в позиции форварда или центрового на стороне мяча