Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 943
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучение разновидностям специального нападения.
-
Объяснение и показ изучаемого варианта специального нападения на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке. -
Выполнение групповых взаимодействий, составляющих основу разучиваемого вида командного нападения или отдельной комбинации, в условиях активного противодействия («передай мяч и выходи», заслоны, наведение, пересечение и т.п.) на отдельных участках или по всей площадке. -
Игровые упражнения или подвижные игры с ограничением или запрещением выполнения отдельных атакующих техникотактических действий и с преодолением заданной активности защиты, моделирующие специальные ситуации разучиваемого нападения: «треугольник» со сменой мест (при изучении нападения против зонной защиты); «направь дриблера» в ситуации 1 х 2, 2 х 2, 2x3 и т.д. (при изучении нападения против личного прессинга); «баскетбол без ведения» 3x3, 3x4, 4x4 и т.д. (при изучении нападения против зонного прессинга); «10 передач» или «борьба за мяч» (при изучении вариантов нападения против разновидностей прессинга) и т. п. -
Медленное маневрирование нападающих в сочетании с перемещением мяча, соответствующее разыгрываемой комбинации или части взаимодействия специального нападения. -
То же, но на средней скорости. -
Повторное выполнение разучиваемого варианта специального нападения на средней скорости в условиях преодоления разной степени сопротивления защитников (неподвижно занимающих позиции, оказывающих пассивное или ограниченно активное противодействие) с остановками и анализом возможных вариантов развития игровой ситуации. -
То же, но на уровне игровых скоростей. -
То же, но преодолевая активное противодействие защитников. -
Вариативное воспроизведение разновидностей специального нападения в условиях двусторонних учебных игр с установкой педагога.
Организационно-методические указания.
-
К изучению разновидностей специального нападения приступать по мере усвоения занимающимися тактики основных командных действий.
241
-
Скорость выполнения разучиваемых взаимодействий и степень противодействия защитников постепенно увеличивать, приближая их к игровым. -
Использовать методический прием «стоп-кадр» для остановки развития атаки с последующим медленным ее поэтапным воспроизведением с целью оперативного внесения необходимых коррективов в действия нападающих. -
Изучать возможные варианты исполнения разновидностей специального нападения, адекватные контрдействиям обороны. -
При выполнении разновидностей нападения против зонной системы защиты.
-
действовать коллективно, избегать перехода на разрозненные индивидуальные действия; -
стремительно начинать каждую атаку для организации быстрого прорыва или раннего нападения; -
терпеливо «раскачивать зону» быстрыми согласованными перемещениями игроков и мяча; -
не задерживать мяч: избегать статического использования дриблинга и медленных передач; -
«прорезать зону» скоростными выходами навстречу мячу в сочетании с атакующими проникающими передачами, а также использовать «кинжальные» проходы в глубь защитных построений; -
рационально использовать «откидки» мяча на бросок из зон скученности защитников; -
уверенно и результативно бросать мяч с открытых позиций, не сбиваться на авантюрные, неподготовленные броски; -
атаковать агрессивно и с уверенностью в своем превосходстве.
-
При выполнении разновидностей нападения против личного прессингаV.
-
каждому игроку постоянно находиться в психологической готовности к преодолению активных форм защиты соперника под девизом: «Не бояться “прихватов”!»; -
максимально быстро вводить в игру мяч и стремительно начинать атаку: не давать защитникам времени на «разбор» игроков; -
применять растянутую расстановку нападающих; -
разбивать прессинг с помощью скоростного дриблинга через центр (один в один или с использованием заслона в движении высокорослого партнера) в сочетании со своевременными передачами против группового отбора; -
дриблеру визуально контролировать складывающуюся на площадке ситуацию, избегать движения с мячом в боковую линию, поворота спиной к защитнику, прекращения ведения мяча без мгновенного перехода к последующим скоростным технико-тактическим действиям;
242
-
упреждать готовящиеся «ловушки» нацеленными передачами выходящим на свободную позицию игрокам; следовать девизу: «Не допускать поперечных передач мяча!»; -
партнерам находиться в движении, удерживая в поле зрения дриблера; своевременно открываться навстречу мячу в центре площадки; не создавать скученности игроков на пути движения дриблера.
-
При выполнении разновидностей нападения против зонного прессинга:
-
применять широкую расстановку нападающих; -
моментально переходить от защитных действий к атакующим при овладении мячом, затрудняя прессингующим соперникам начальную расстановку; -
игроку, владеющему мячом, постоянно контролировать ситуацию, видеть всех партнеров, своевременно реагировать на действия прессингующих упреждающими контрдействиями; -
разбивать прессинг скоростной передачей в центр площадки сквозь первую линию обороны либо передачей назад сопровождающему партнеру, с последующим рывком за спину защитников и получением обратной передачи; -
для «врывания в центр» использовать самого техничного нападающего; решительно идти навстречу мячу с дальней от него стороны, быстро совершать поворот в сторону передовой зоны после овладения мячом и готовить ответную передачу партнеру; -
рационально использовать длинные диагональные передачи убегающему в отрыв партнеру; исключить поперечные и медленные навесные передачи; -
осмысленно применять дриблинг, стараться постоянно иметь оперативный простор для маневрирования, не заводить мяч в углы площадки или в боковую линию, не прекращать ведения мяча без решения о дальнейших действиях, своевременно совершать передачу мяча освобождающемуся партнеру, избегая «ловушек» прессингующих; -
сопровождать дриблера для получения передачи мяча или подстраховки; сопровождающему игроку находиться сзади-сбоку от ведущего мяч партнера, но не на одной поперечной или продольной линии с ним; -
активность прессингующих подавлять агрессивностью и согласованностью атакующих действий, после преодоления первой линии защиты быть нацеленным на организацию быстрого прорыва или стремительного завершения атаки.
-
При выполнении разновидностей нападения в особых ситуациях.
-
максимально быстро занимать выгодные исходные позиции; -
использовать элемент неожиданности для соперников; -
на роль вбрасывающего мяч назначать уравновешенного игрока, владеющего скоростной надежной передачей;
243
-
качественно выполнять индивидуальные технико-тактические действия и групповые взаимодействия, составляющие основу воспроизводимой комбинации; -
стремиться к согласованности действий партнеров во времени и пространстве: своевременно начинать маневрирование, точно и рационально перемещаться в заданные позиции, синхронизировать движения мяча и игроков; -
оказывать давление на соперников, быть уверенным в успешности планируемого командного взаимодействия.
-
В двусторонних учебных играх педагогу моделировать активные формы защиты и особые ситуации, требующие вариативного применения специального нападения; постоянно увеличивать агрессивность защищающихся.
Основные ошибки при выполнении разновидностей специального нападения.
-
Неадекватная защитным действиям или сложившейся игровой ситуации начальная расстановка нападающих: большая скученность игроков на отдельном участке площадки, нерациональное их расположение относительно друг друга или относительно соперников — возникают трудности для выполнения избранного варианта командных действий. -
Неуверенные действия вбрасывающего из-за пределов площадки или откидывающего со спорного броска мяч игрока: слабая, неточная либо запоздалая первая передача — вероятен перехват мяча соперниками. -
Отсутствие взаимопонимания или согласованности в действиях атакующих игроков: несогласованные в пространстве и времени взаимодействия нападающих — комбинация не будет доведена до логического завершения. -
Бесхитростные (откровенные) действия атакующих: защитники легко «читают» направление и содержание комбинации — нейтрализация атаки не составит труда для обороняющихся. -
Недостаточная агрессивность атакующих действий: робкие, неуверенные действия нападающих без постоянного давления на защиту — защитники, владея инициативой, подавляют своей активностью соперников.
Основные ошибки при воспроизведении нападения против зонной системы защиты.
-
Медленное начало атакующих действий после овладения командой мячом — защитники успевают построить «зону». -
Использование традиционных командных действий без учета особенностей зонной защиты: нападающие не распознают «зону» и применяют комбинации для преодоления личной системы защиты — возникают трудности с организацией и завершением атаки. -
Преобладание индивидуальных технико-тактических действий над коллективными: игроки «сбиваются» на игру один в один без
244
поддержки партнеров или начинают проверку своих снайперских способностей — защитники с помощью командных усилий без труда справляются с одиночными выпадами нападающих.
-
Медленный розыгрыш мяча без острых атакующих передач: мяч перемещается только по периметру атаки — защитники успевают перестроить свои ряды и перекрыть наиболее опасные направления развития нападения. -
Нерациональное использование дриблинга: нападающие увлекаются ведением мяча на месте или используют передвижения с мячом поперек площадки либо в боковую линию: нет неожиданных проникающих проходов — «зона» успевает «сжиматься» к мячу. -
Неэффективное маневрирование нападающих или его отсутствие: нет попыток «перегрузки» либо «прорезания» защитных порядков, атакующие бездействуют, «стоят» — задача нейтрализации атаки максимально облегчается. -
Плохое использование «слабых мест» в применяемом соперниками варианте зонной системы защиты: нападающие не используют разреженные пространства в защитных построениях соперника — атака развивается в тех направлениях, где ее ожидает наибольшее противодействие. -
Отсутствие действий по стягиванию защитников на отдельном участке площадки с последующим неожиданным переводом мяча партнеру, выходящему на свободную позицию: нападающие совершают разрозненные перемещения или действия с медленным переводом мяча — защита контролирует развитие атаки. -
Выполнение бросков мяча из неудобных или закрытых позиций: авантюрное, неподготовленное завершение атаки — малая вероятность результативности бросковых действий, защитники имеют преимущество при подборе отскока.
Основные ошибки при воспроизведении разновидностей нападения против личного прессинга.
-
Медленное начало атаки: задержка первой передачи или вбрасывания мяча — защитники успевают «разобрать» всех нападающих и организовать давление на мяч. -
Использование для вывода мяча в передовую зону не самого техничного дриблера: пассивное или медленное ведение мяча, дриблер растерян и неуверен в своем преимуществе, совершает движение в заданном защитником направлении — большая вероятность потери мяча. -
Нерациональное использование дриблинга: нападающий ведет мяч без зрительного контроля над игровой ситуацией, прекращает ведение мяча у средней или боковой линии, останавливается и поворачивается спиной к сопернику или выводит мяч в боковую линию, а не через центр — создаются хорошие условия для группового отбора мяча защитниками.