Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 947
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
быстрое начало атаки вбрасыванием мяча или первой передачей затрудняет соперникам задачу своевременно «разобрать» нападающих и наладить агрессивные защитные действия; -
хороший дриблинг с неожиданным переводом мяча и рациональным изменением направления ведения мяча — ключ к преодоления активного давления защитников; -
постоянный зрительный контроль над игровой ситуацией позволит дриблеру избежать группового отбора мяча и упреждающей передачей вперед создать условия для результативного быстрого прорыва или атаки сходу; -
все нападающие обязаны видеть мяч и своим маневрированием облегчать процесс его перевода в передовую зону, а при необходимости — врываться в свободную зону с дальней от мяча стороны (идти навстречу мячу); -
недопустимы скученность атакующих на пути движения дриблера, перемещения нескольких игроков в одну позицию на площадке либо их статическая неподвижность; -
уверенные, продуманные и согласованные действия нападающих позволяют разбивать любой прессинг и ведут к получению игрового и психологического преимущества, завоеванию инициативы.
Нападение против зонного прессингатакже предполагает уверенные и хорошо спланированные взаимодействия всех атакующих игроков.
Несмотря на многообразие разновидностей зонного прессинга, все они строятся на единых закономерностях. Чаще всего прессинговать начинают после остановки в игре и вбрасывания мяча (заброшенный мяч, минутный перерыв, фол и т.п.), чтобы у защитников было время занять начальную расстановку. Благодаря зон
234
ному принципу распределения всей игровой площади (или ее частей) между игроками защищающейся команды и активному коллективному противодействию атакующим баскетболистом на каждом участке площадки прессингующие стремятся максимально затруднить начало и развитие атаки, разрушить привычную для нападающих комбинационную игру. Результативное достижение этой цели предусматривает решение ряда частных задач: добиться перехода соперников на разрозненные индивидуальные действия; нейтрализовать эффективность дриблинга и спровоцировать удобные для перехвата мяча передачи.
Организация успешной игры в нападении при столь жестком противостоянии обороняющихся возможна лишь при наличии в активе атакующей команды специально тренированных тактических действий. Нападение против зонного прессинга разрабатывается с учетом сильных и слабых сторон этой защиты и адаптируется к индивидуальному потенциалу каждой команды.
При изучении данного вида специального нападения руководствуются следующими основополагающими принципами:
-
постоянная готовность к агрессивности соперников и психологическая уверенность в преимуществе над прессингующими — базовое условие преодоления активных форм защиты; -
стремительный переход от защитных действий к атакующим значительно затрудняет соперникам организацию эффективного прессинга; -
хорошая выучка, слаженность всех действий нападающих во времени и пространстве превращают зонный прессинг в потенциально слабую защиту; -
растянутая, широкая расстановка нападающих с использованием «врывания в центр» наиболее техничного игрока, применение диагональных встречных передач сквозь первую линию защиты с последующим рывком вперед и получением обратной передачи — основное оружие для преодоления зонного прессинга; -
зрячее и оправданное использование дриблинга в сочетании со своевременной передачей открывшемуся партнеру в момент попытки группового отбора, сопровождающееся стремительным движением партнеров к корзине соперников по коридорам быстрого прорыва, разбивает прессинг и дезорганизует оборону; -
сопровождение дриблера вбрасывающим мяч игроком обеспечивает подстраховку тылов нападения и может эффективно использоваться как вариант преодоления прессинга с помощью обратной диагональной передачи назад и мгновенного последующего перевода мяча на противоположный фланг атаки или в центральную зону площадки открывшемуся партнеру; -
агрессивная атака нейтрализует активность защиты.
На рисунках 119 и 120 показаны варианты нападения против разновидностей зонного прессинга с использованием передачи
235
| а ^— |
х / \ у'-'ч / | |
Рис. 120. Специальное нападение против зонного прессинга с передачей мяча сопровождающему партнеру и обратной передачей в центр
площадки
236
при вбрасываниях мяча, при игре в концовках периодов. Имеются в виду ситуации, которые непосредственно влияют на развитие игрового противоборства и его конечный результат.
Розыгрышем спорного броска начинается и первая, и вторая половина игры, а также каждый дополнительный период. От того, кто завладеет мячом, зависит, на чьей стороне будет инициатива на начальном отрезке первого, третьего или дополнительного периода, а порой и на протяжении всего противоборства. Результат розыгрыша каждого спорного броска может оказаться в конечном итоге решающим. В современном баскетболе особенно значимым стало преимущество в очередности владения мячом в концовках половины игры или всего матча. Такое философское отношение к возможному владению мячом требует целенаправленного совершенствования командной тактики при игре в стандартных ситуациях.
Успешность розыгрыша спорного броска преимущественно определяется ростом, быстротой реакции и прыгучестью игрока, участвующего в нем, активностью его партнеров в борьбе за овладение мячом. Теоретически возможны три варианта ситуации: 1) преимущество в росте имеет партнер по команде; 2) оба спорящих приблизительно одинакового роста; 3) соперник превосходит в росте партнера.
В любом случае все игроки должны быть нацелены на овладение мячом, стремиться изначально занять выгодную для перехвата позицию с широко расставленными ногами и поднятыми руками, умело использовать зашагивание перед соперником и «выдавливание» его с целью оказаться ближе к мячу. Большое значение имеет умение интуитивно предугадать возможное направление «откидки» мяча соперником.
Даже в случае превосходства спорящего соперника над партнером можно выиграть мяч за счет напора, интуиции и хитрости. Например, перекрывая всех игроков, кроме одного, находящегося впереди или сбоку от спорящего соперника, провоцируют «от- кидку» в его направлении. А благодаря опережающему рывку из-за спины спорящего соперника стремятся перехватить мяч.
Еще более значимыми являются наигранные взаимодействия игроков в ситуации планируемого выигрыша спорного броска. Непосредственно выигрышем спорного мяча можно начать атаку быстрым прорывом (рис. 121). Такие взаимодействия должны отрабатываться на тренировках.
Другой важнейшей разновидностью нападения в особых ситуациях (в силу большей вероятности их возникновения) являются тактические действия при вбрасываниях мяча из-за пределов площадки. В игре такие стандартные ситуации случаются многократно и гораздо чаще, чем розыгрыш спорного броска. Соответственно и роль их использования в современном баскетболе заметно возросла. Особенно значимы они при
237
Рис. 121. Специальное нападение при розыгрыше спорного броска с переходом в нападение быстрым прорывом
вбрасывании мяча из-за лицевой линии соперников в непосредственной близости от их корзины. Результативным может быть и вбрасывание мяча из-за боковой линии в передовой зоне. В активе каждой команды должно быть минимум несколько комбинаций в стандартных ситуациях, которые применяются в зависимости от места введения мяча в игру, состава исполнителей, находящихся в данный момент на площадке, и складывающейся ситуации игрового противоборства.
На рисунке 122 показана одна из комбинаций при вбрасывании мяча из-за лицевой линии в зоне соперников, с возможными вариантами выхода на позиции для броска мяча с ближней, дальней или средней дистанции после освобождения от опеки защитников с по-
Рис. 122. Специальное нападение Рис. 123. Специальное нападение при вбрасывании мяча из-за при вбрасывании мяча из-за
лицевой линии боковой линии
238
мощью заслонов. А рисунок 123 отражает схему аналогичного командного взаимодействия при вбрасывании мяча из-за боковой линии.
Введению мяча в игру и его розыгрышу всегда предшествует остановка игры. Особенностью является и то, что взаимодействия осуществляются в условиях дефицита отведенного на вбрасывание времени, оставшегося от командного контроля над мячом или игрового. Поэтому, как правило, взаимодействия скоротечны. Следовательно, игрокам необходимо быстро занимать соответствующую расстановку и за счет наигранных коротких тактических ходов выводить на завершающий бросок из выгодной позиции партнера, которому доверено это право. Для успеха атакующей комбинации большая роль отводится игроку, выбранному для вбрасывания. Он должен хорошо видеть площадку, уметь мгновенно дать нацеленную голевую передачу и быть достаточно уравновешенным. Именно он чаще всего командует, какое взаимодействие необходимо сыграть. Для этого либо громко называется соответствующий ему номер или условное его название, либо подается сигнал соответствующим жестом.
Удачно проведенная атака при вбрасывании мяча из-за пределов площадки в ходе игры не только добавляет набранные очки в командную копилку, но и придает игрокам дополнительный психологический импульс уверенности в своих силах, поднимает командный дух, а в концовках периодов или матчей может решить судьбу игрового противоборства.
Особое место в командной тактике нападения отводится действиям в концовках периодов и игры. В ситуации, когда матч состоит из четырех четвертей, рациональное использование заключительных временных отрезков в каждой из них может принести команде от 8 до 12 очков преимущества над соперниками при равной игре на протяжении остального игрового времени. Завершить период, половину игры, матч своей атакой — основная стратегическая задача на игру. Ее решение позволяет сохранять игровую инициативу и контроль над ходом соперничества до финального свистка арбитра.
Команда, умеющая тактически грамотно играть в концовках, может всегда рассчитывать на благоприятный исход баскетбольного поединка. Но создать ситуацию, когда итоговый результат зависит от успеха собственной завершающей атаки, только часть решения тактической задачи. Важно суметь организовать такую результативную атаку. Для этого команда должна иметь ряд специфических комбинаций, которые можно было бы использовать в особых случаях. Их особенность в том, что они не применяются на протяжении всего матча, а предназначены для критических ситуаций. Такие командные взаимодействия должны быть неожиданными для соперника. Ценность этих тайных для него «заготовок» может сказаться на последних минутах или секундах пе
239
риодов либо игры при незначительной разнице в счете в ту или иную сторону.
При разработке и изучении комбинаций специального нападения для игры в концовках обязательно рассчитывается продолжительность взаимодействий и планируется «стоимость» завершающего броска (2 или 3 очка). Их длительность может варьироваться от 1 до 24 с и зависит от конкретной игровой ситуации: выигрывает или проигрывает команда, владеющая мячом; сколько времени остается до конца периода или командного владения мячом; какую систему защиты используют соперники; каким составом исполнителей располагает атакующая команда и т.д.
Как правило, специальные комбинации разыгрываются для выведения на завершающий бросок определенных игроков — лучших снайперов, лидеров команды или наиболее уравновешенных нападающих. В качестве специальных могут применяться любые командные взаимодействия против конкретной системы защиты с завершением атаки центровым, форвардом или игроком задней линии нападения.
Руководит подготовкой заключительной комбинации основной разыгрывающий (плеймейкер) команды. Он громко сообщает партнерам название или кодовый номер взаимодействия, подкрепляя его соответствующим жестом. Сигналом начала маневрирования партнеров может служить передача мяча, изменение направления дриблинга или ключевое слово. В идеале перемещения и взаимодействия нападающих должны быть рассчитаны так, чтобы завершающее бросковое движение выполнялось одновременно или на мгновение раньше окончания времени контроля над мячом или игрового времени. Тогда у соперников не останется шансов на изменение окончательного результата. В качестве примеров на рисунках 124, 125 приведены схемы двух комбинаций с использо-
Рис. 124. Специальное нападение в концовках периодов с использованием сдвоенного заслона
Рис. 125. Специальное нападение в концовках периодов с использованием строенного заслона
240
ванием сдвоенного и строенного заслонов для подготовки трехочкового броска с вариантами продолжения атаки двухочковыми бросками.
Разучивание разновидностей нападения в особых ситуациях требует дополнительной тренировочной работы и производится на этапе совершенствования спортивного мастерства баскетболистов.
1 ... 36 37 38 39 40 41 42 43 ... 54