Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 947

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • быстрое начало атаки вбрасыванием мяча или первой пере­дачей затрудняет соперникам задачу своевременно «разобрать» на­падающих и наладить агрессивные защитные действия;

  • хороший дриблинг с неожиданным переводом мяча и рацио­нальным изменением направления ведения мяча — ключ к пре­одоления активного давления защитников;

  • постоянный зрительный контроль над игровой ситуацией позволит дриблеру избежать группового отбора мяча и упреждаю­щей передачей вперед создать условия для результативного быст­рого прорыва или атаки сходу;

  • все нападающие обязаны видеть мяч и своим маневрирова­нием облегчать процесс его перевода в передовую зону, а при необходимости — врываться в свободную зону с дальней от мяча стороны (идти навстречу мячу);

  • недопустимы скученность атакующих на пути движения дриб­лера, перемещения нескольких игроков в одну позицию на пло­щадке либо их статическая неподвижность;

  • уверенные, продуманные и согласованные действия напада­ющих позволяют разбивать любой прессинг и ведут к получению игрового и психологического преимущества, завоеванию иници­ативы.

Нападение против зонного прессингатакже предполагает уве­ренные и хорошо спланированные взаимодействия всех атакую­щих игроков.

Несмотря на многообразие разновидностей зонного прессин­га, все они строятся на единых закономерностях. Чаще всего прес­синговать начинают после остановки в игре и вбрасывания мяча (за­брошенный мяч, минутный перерыв, фол и т.п.), чтобы у защит­ников было время занять начальную расстановку. Благодаря зон­


234





ному принципу распределения всей игровой площади (или ее частей) между игроками защищающейся команды и активному коллективному противодействию атакующим баскетболистом на каждом участке площадки прессингующие стремятся максималь­но затруднить начало и развитие атаки, разрушить привычную для нападающих комбинационную игру. Результативное достиже­ние этой цели предусматривает решение ряда частных задач: до­биться перехода соперников на разрозненные индивидуальные дей­ствия; нейтрализовать эффективность дриблинга и спровоциро­вать удобные для перехвата мяча передачи.

Организация успешной игры в нападении при столь жестком противостоянии обороняющихся возможна лишь при наличии в активе атакующей команды специально тренированных тактиче­ских действий. Нападение против зонного прессинга разрабатыва­ется с учетом сильных и слабых сторон этой защиты и адаптиру­ется к индивидуальному потенциалу каждой команды.

При изучении данного вида специального нападения руковод­ствуются следующими основополагающими принципами:

  • постоянная готовность к агрессивности соперников и психо­логическая уверенность в преимуществе над прессингующими — базовое условие преодоления активных форм защиты;

  • стремительный переход от защитных действий к атакующим значительно затрудняет соперникам организацию эффективного прессинга;

  • хорошая выучка, слаженность всех действий нападающих во времени и пространстве превращают зонный прессинг в потен­циально слабую защиту;

  • растянутая, широкая расстановка нападающих с использова­нием «врывания в центр» наиболее техничного игрока, примене­ние диагональных встречных передач сквозь первую линию защи­ты с последующим рывком вперед и получением обратной пере­дачи — основное оружие для преодоления зонного прессинга;

  • зрячее и оправданное использование дриблинга в сочетании со своевременной передачей открывшемуся партнеру в момент попытки группового отбора, сопровождающееся стремительным движением партнеров к корзине соперников по коридорам быст­рого прорыва, разбивает прессинг и дезорганизует оборону;

  • сопровождение дриблера вбрасывающим мяч игроком обес­печивает подстраховку тылов нападения и может эффективно ис­пользоваться как вариант преодоления прессинга с помощью об­ратной диагональной передачи назад и мгновенного последующе­го перевода мяча на противоположный фланг атаки или в цент­ральную зону площадки открывшемуся партнеру;

  • агрессивная атака нейтрализует активность защиты.

На рисунках 119 и 120 показаны варианты нападения против разновидностей зонного прессинга с использованием передачи



235







а ^—

х /

\ у'-'ч /





Рис. 120. Специальное нападение против зонного прессинга с переда­чей мяча сопровождающему партнеру и обратной передачей в центр

площадки


236


при вбрасываниях мяча, при игре в концовках периодов. Имеются в виду ситуации, которые непосредственно влияют на развитие игрового противоборства и его конечный результат.

Розыгрышем спорного броска начинается и первая, и вторая половина игры, а также каждый дополнительный период. От того, кто завладеет мячом, зависит, на чьей стороне будет иници­атива на начальном отрезке первого, третьего или дополнительно­го периода, а порой и на протяжении всего противоборства. Резуль­тат розыгрыша каждого спорного броска может оказаться в конеч­ном итоге решающим. В современном баскетболе особенно значимым стало преимущество в очередности владения мячом в концовках по­ловины игры или всего матча. Такое философское отношение к возможному владению мячом требует целенаправленного совершен­ствования командной тактики при игре в стандартных ситуациях.

Успешность розыгрыша спорного броска преимущественно оп­ределяется ростом, быстротой реакции и прыгучестью игрока, участвующего в нем, активностью его партнеров в борьбе за ов­ладение мячом. Теоретически возможны три варианта ситуации: 1) преимущество в росте имеет партнер по команде; 2) оба спо­рящих приблизительно одинакового роста; 3) соперник превос­ходит в росте партнера.

В любом случае все игроки должны быть нацелены на овладе­ние мячом, стремиться изначально занять выгодную для перехва­та позицию с широко расставленными ногами и поднятыми ру­ками, умело использовать зашагивание перед соперником и «вы­давливание» его с целью оказаться ближе к мячу. Большое значе­ние имеет умение интуитивно предугадать возможное направле­ние «откидки» мяча соперником.

Даже в случае превосходства спорящего соперника над партне­ром можно выиграть мяч за счет напора, интуиции и хитрости. Например, перекрывая всех игроков, кроме одного, находящего­ся впереди или сбоку от спорящего соперника, провоцируют «от- кидку» в его направлении. А благодаря опережающему рывку из-за спины спорящего соперника стремятся перехватить мяч.

Еще более значимыми являются наигранные взаимодействия игроков в ситуации планируемого выигрыша спорного броска. Непосредственно выигрышем спорного мяча можно начать атаку быстрым прорывом (рис. 121). Такие взаимодействия должны от­рабатываться на тренировках.

Другой важнейшей разновидностью нападения в особых ситу­ациях (в силу большей вероятности их возникновения) являются тактические действия при вбрасываниях мяча из-за пределов площадки. В игре такие стандартные си­туации случаются многократно и гораздо чаще, чем розыгрыш спорного броска. Соответственно и роль их использования в со­временном баскетболе заметно возросла. Особенно значимы они при



237





Рис. 121. Специальное нападение при розыгрыше спорного броска с переходом в нападение быстрым прорывом


вбрасывании мяча из-за лицевой линии соперников в непосредствен­ной близости от их корзины. Результативным может быть и вбра­сывание мяча из-за боковой линии в передовой зоне. В активе каждой команды должно быть минимум несколько комбинаций в стан­дартных ситуациях, которые применяются в зависимости от мес­та введения мяча в игру, состава исполнителей, находящихся в данный момент на площадке, и складывающейся ситуации игро­вого противоборства.

На рисунке 122 показана одна из комбинаций при вбрасывании мяча из-за лицевой линии в зоне соперников, с возможными вари­антами выхода на позиции для броска мяча с ближней, дальней или средней дистанции после освобождения от опеки защитников с по-


Рис. 122. Специальное нападение Рис. 123. Специальное нападение при вбрасывании мяча из-за при вбрасывании мяча из-за

лицевой линии боковой линии


238





мощью заслонов. А рисунок 123 отражает схему аналогичного коман­дного взаимодействия при вбрасывании мяча из-за боковой линии.

Введению мяча в игру и его розыгрышу всегда предшествует остановка игры. Особенностью является и то, что взаимодействия осуществляются в условиях дефицита отведенного на вбрасыва­ние времени, оставшегося от командного контроля над мячом или игрового. Поэтому, как правило, взаимодействия скоротечны. Следовательно, игрокам необходимо быстро занимать соответству­ющую расстановку и за счет наигранных коротких тактических ходов выводить на завершающий бросок из выгодной позиции партнера, которому доверено это право. Для успеха атакующей ком­бинации большая роль отводится игроку, выбранному для вбрасыва­ния. Он должен хорошо видеть площадку, уметь мгновенно дать нацеленную голевую передачу и быть достаточно уравновешен­ным. Именно он чаще всего командует, какое взаимодействие необходимо сыграть. Для этого либо громко называется соответ­ствующий ему номер или условное его название, либо подается сигнал соответствующим жестом.

Удачно проведенная атака при вбрасывании мяча из-за преде­лов площадки в ходе игры не только добавляет набранные очки в командную копилку, но и придает игрокам дополнительный пси­хологический импульс уверенности в своих силах, поднимает ко­мандный дух, а в концовках периодов или матчей может решить судьбу игрового противоборства.

Особое место в командной тактике нападения отводится дей­ствиям в концовках периодов и игры. В ситуации, когда матч состоит из четырех четвертей, рациональное исполь­зование заключительных временных отрезков в каждой из них может принести команде от 8 до 12 очков преимущества над со­перниками при равной игре на протяжении остального игрового времени. Завершить период, половину игры, матч своей атакой — основная стратегическая задача на игру. Ее решение позволяет сохранять игровую инициативу и контроль над ходом соперниче­ства до финального свистка арбитра.

Команда, умеющая тактически грамотно играть в концовках, может всегда рассчитывать на благоприятный исход баскетболь­ного поединка. Но создать ситуацию, когда итоговый результат зависит от успеха собственной завершающей атаки, только часть решения тактической задачи. Важно суметь организовать такую результативную атаку. Для этого команда должна иметь ряд спе­цифических комбинаций, которые можно было бы использовать в особых случаях. Их особенность в том, что они не применяются на протяжении всего матча, а предназначены для критических ситуаций. Такие командные взаимодействия должны быть не­ожиданными для соперника. Ценность этих тайных для него «за­готовок» может сказаться на последних минутах или секундах пе­



239





риодов либо игры при незначительной разнице в счете в ту или иную сторону.

При разработке и изучении комбинаций специального нападе­ния для игры в концовках обязательно рассчитывается продолжи­тельность взаимодействий и планируется «стоимость» завершаю­щего броска (2 или 3 очка). Их длительность может варьироваться от 1 до 24 с и зависит от конкретной игровой ситуации: выигры­вает или проигрывает команда, владеющая мячом; сколько вре­мени остается до конца периода или командного владения мя­чом; какую систему защиты используют соперники; каким соста­вом исполнителей располагает атакующая команда и т.д.

Как правило, специальные комбинации разыгрываются для выведения на завершающий бросок определенных игроков — лучших снайперов, лидеров команды или наиболее уравновешен­ных нападающих. В качестве специальных могут применяться любые командные взаимодействия против конкретной системы защиты с завершением атаки центровым, форвардом или игро­ком задней линии нападения.

Руководит подготовкой заключительной комбинации основной разыгрывающий (плеймейкер) команды. Он громко сообщает парт­нерам название или кодовый номер взаимодействия, подкрепляя его соответствующим жестом. Сигналом начала маневрирования партнеров может служить передача мяча, изменение направления дриблинга или ключевое слово. В идеале перемещения и взаимо­действия нападающих должны быть рассчитаны так, чтобы завер­шающее бросковое движение выполнялось одновременно или на мгновение раньше окончания времени контроля над мячом или игрового времени. Тогда у соперников не останется шансов на изменение окончательного результата. В качестве примеров на рисунках 124, 125 приведены схемы двух комбинаций с использо-


Рис. 124. Специальное нападение в концовках периодов с исполь­зованием сдвоенного заслона


Рис. 125. Специальное нападение в концовках периодов с исполь­зованием строенного заслона


240






ванием сдвоенного и строенного заслонов для подготовки трехоч­кового броска с вариантами продолжения атаки двухочковыми бросками.

Разучивание разновидностей нападения в особых ситуациях тре­бует дополнительной тренировочной работы и производится на этапе совершенствования спортивного мастерства баскетболистов.
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   54