Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 922
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
баскетболиста требует проявления на должном уровне скоростно-силовых качеств и координационных способностей в сочетании с быстротой движений и мышления. Важны также специальные виды
301
выносливости. Все перечисленные физические качества находят свое взаимосвязанное воплощение при осуществлении игроком того или иного приема техники игры. Причем каждому элементу техники или группе приемов присуще комплексное проявление базовых качеств при господствующей роли одного или нескольких из них. С одной стороны, чем выше уровень развития значимых для баскетбола физических способностей у занимающихся, тем больше возможностей для расширения и совершенствования их технического арсенала. С другой стороны, чем выше и качественнее техническая оснащенность баскетболиста, тем больше возможностей у него максимально проявить свой физический потенциал.
В свою очередь, эта двухкомпонентная связка (технико-физическая подготовленность), составляющая сердцевину игровой деятельности баскетболиста, ведет к успеху в условиях соревновательного противоборства только через тактическую оснащенность игроков. Спортивная деятельность в баскетболе характеризуется практически постоянным пребыванием игрока в условиях крайне жесткого ограничения времени, когда требуется не только одновременное проявление нескольких сторон быстроты, но и самое разнообразное и внезапное их чередование. Анализ текущего состояния (ситуации) и выбор исполнительного акта следуют непосредственно один за другим или даже совмещены во времени. Реализация же адекватного двигательного действия (игрового приема) ведет не к окончательному разрежению конфликтной ситуации, а только к ее изменению или возникновению новой. К тому же проблемные ситуации отличаются альтернативностью выбора решений. Разнообразная и совершенная тактика в баскетболе — непременное условие для реализации технико-физического потенциала отдельных игроков и команды в целом.
Баскетбол относится к коллективным видам игровой деятельности, следовательно, требует тесного сотрудничества партнеров по команде.
Победный результат возможен только благодаря рационально выстроенному в пространстве и времени взаимодействию игроков. Верный выбор совокупности технико-тактических действий в конкретных ситуациях противоборства, четкая их организация и правильное распределение коллективных усилий в ходе игрового поединка — верный путь к успеху.
Характерная черта игровой деятельности баскетболистов — напряженность ее протекания. Реализация технико-тактического мастерства — это искусство движений в условиях спортивного противоборства с целью достижения запланированного результата. Фактор противоборства придает соперничеству яркую эмоциональную окраску. Качество игровых действий каждого игрока и команды в целом определяется не только уровнем их мастерства, но и характером и степенью агрессивности противодействия со
302
перников. Большинство игровых микропоединков в ходе баскетбольных матчей происходит в условиях активного противостояния.
Кроме этого, подавляющее количество всех технических приемов баскетболисты выполняют на максимальной скорости, в без- опорном положении или в трудных для координации движений условиях, т. е. в экстремальных ситуациях.
Учитывая специфику игровой деятельности в баскетболе, автономное развитие базовых физических качеств, изучение техники и тактики игры должны быть изначально ориентированы на эффективную комплексную и наиболее полную реализацию различных сторон подготовленности обучающихся в условиях игрового противоборства.
Ни высокий уровень владения техникой отдельных игровых приемов, ни богатый арсенал тактических знаний и умений, ни достаточно развитый физический потенциал занимающихся сами по себе не гарантируют эффективность игровой деятельности. Успехи, достигнутые в освоении структурных компонентов игры в баскетбол, еще не обеспечивают их взаимосвязанного воспроизведения непосредственно в игровом противоборстве. Необходимо специально учить этому. Причем обучение игровой деятельности не должно ограничиваться произвольным использованием двусторонних учебных игр. Взаимосвязь различных аспектов обучения требует направленной координации педагогических воздействий. Это возможно только благодаря специально организованному процессу интеграции результатов обучения технике, тактике игры и развития специальных физических качеств.
Решение этой проблемы осуществляется в процессе интегральной подготовки занимающихся, представляющей собой систему взаимосвязанных, возрастающих по степени сложности и направленности педагогических воздействий, объединенных целевой установкой на синтез всех компонентов подготовленности в целостную игровую деятельность. Основные направления интегральной подготовки:
303
Обозначенные направления интегральной подготовки тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время каждое из них представляет собой определенную ступень (уровень) в структуре педагогических воздействий в процессе обучения игровой деятельности. На первичном, базовом, уровне интегральной подготовки решается задача формирования двухкомпонентных связей между результатами развития физических качеств и обучения технике и тактике игры. Ее достижения осуществляются посредством упражнений, включающих:
На втором уровне формируются взаимосвязи более высокого порядка. При помощи специально созданных комплексных заданий игрового и соревновательного характера, подвижных и подготовительных игр занимающиеся ставятся в условия, требующие выполнения конкретных технико-физических или технико-такти- ческих компонентов подготовленности в изменяющихся ситуациях. Закрепление ранее образованных взаимосвязей и их дальнейшее совершенствование здесь достигаются с помощью:
Характер тренировочных воздействий на занимающихся варьируют изменением правил и продолжительностью игровых и соревновательных заданий, содержательным наполнением подвижных и подготовительных игр. При чередовании направленности
304
заданий процесс усвоения формирующихся взаимосвязей происходит под знаком преимущественного развития одного из компонентов подготовленности с одновременным совершенствованием других компонентов.
Наконец, на высшем уровне интегральной подготовки применяют двусторонние учебные и контрольные игры с дальнейшим участием в соревнованиях. Само содержание игры в баскетбол оказывает на организм занимающихся комплексное всестороннее воздействие. Однако приобретение умения интегрировать результаты предшествующих этапов обучения в целостной игровой деятельности с высокой степенью эффективности возможно только при условии направленных педагогических воздействий. Оно достигается гибким применением методических приемов усложнения или упрощения правил игрового противоборства, а также использованием в полной мере возможностей, предоставляемых спецификой самой игры.
Совершенствования навыков игровой деятельности добиваются также благодаря четким установкам педагога. Постановка систем заданий (установок) на конкретный игровой отрезок или в целом на игру с последующим анализом действий отдельных игроков и всей команды способствует росту игрового мастерства занимающихся.
Наиболее высокий кумулятивный тренировочный эффект при достаточной подготовленности обучающихся оказывает на них участие в соревнованиях. Игровая деятельность в контрольных и официальных играх требует предельного целостно-комплексного проявления всех сторон подготовленности в экстремальных условиях противоборства. С одной стороны, соревнования являются целью учебно-тренировочной работы. Они позволяют на практике определить уровень владения занимающимися навыками игровой деятельности. А с другой стороны, служат эффективным тренировочным средством в непрерывном процессе интегральной подготовки.
К основным средствам, применяемым в процессе интеграции локальных результатов обучения в игровую деятельность, относятся:
11 Баскетбол
305
Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательный метод.
В основе метода сопряженных воздействий заложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры.
Игровой метод может быть представлен упражнениями в игровой форме и игрой. Существуют два основных подхода к применению игрового метода в обучении навыкам баскетбола: 1) путь логического сопоставления игровых действий в баскетболе и в применяемых игровых заданиях или играх с акцентом на достижение адекватности между ними; 2) применение игр с использованием сочетаний игровых действий в режимах мышечной работы, идентичных специфическим условиям непосредственно игрового противоборства.
Участие юных баскетболистов в специальных игровых упражнениях, подвижных и подготовительных играх связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических задач с выборочным проявлением двигательного потенциала на фоне повышенного эмоционального и функционального состояния организма. Тем самым создаются облегченные условия синтеза имеющегося арсенала игровых навыков и качеств, приобретенных в процессе локальных педагогических воздействий, с последующим переносом положительных результатов непосредственно в основную игровую деятельность.
301
выносливости. Все перечисленные физические качества находят свое взаимосвязанное воплощение при осуществлении игроком того или иного приема техники игры. Причем каждому элементу техники или группе приемов присуще комплексное проявление базовых качеств при господствующей роли одного или нескольких из них. С одной стороны, чем выше уровень развития значимых для баскетбола физических способностей у занимающихся, тем больше возможностей для расширения и совершенствования их технического арсенала. С другой стороны, чем выше и качественнее техническая оснащенность баскетболиста, тем больше возможностей у него максимально проявить свой физический потенциал.
В свою очередь, эта двухкомпонентная связка (технико-физическая подготовленность), составляющая сердцевину игровой деятельности баскетболиста, ведет к успеху в условиях соревновательного противоборства только через тактическую оснащенность игроков. Спортивная деятельность в баскетболе характеризуется практически постоянным пребыванием игрока в условиях крайне жесткого ограничения времени, когда требуется не только одновременное проявление нескольких сторон быстроты, но и самое разнообразное и внезапное их чередование. Анализ текущего состояния (ситуации) и выбор исполнительного акта следуют непосредственно один за другим или даже совмещены во времени. Реализация же адекватного двигательного действия (игрового приема) ведет не к окончательному разрежению конфликтной ситуации, а только к ее изменению или возникновению новой. К тому же проблемные ситуации отличаются альтернативностью выбора решений. Разнообразная и совершенная тактика в баскетболе — непременное условие для реализации технико-физического потенциала отдельных игроков и команды в целом.
Баскетбол относится к коллективным видам игровой деятельности, следовательно, требует тесного сотрудничества партнеров по команде.
Победный результат возможен только благодаря рационально выстроенному в пространстве и времени взаимодействию игроков. Верный выбор совокупности технико-тактических действий в конкретных ситуациях противоборства, четкая их организация и правильное распределение коллективных усилий в ходе игрового поединка — верный путь к успеху.
Характерная черта игровой деятельности баскетболистов — напряженность ее протекания. Реализация технико-тактического мастерства — это искусство движений в условиях спортивного противоборства с целью достижения запланированного результата. Фактор противоборства придает соперничеству яркую эмоциональную окраску. Качество игровых действий каждого игрока и команды в целом определяется не только уровнем их мастерства, но и характером и степенью агрессивности противодействия со
302
перников. Большинство игровых микропоединков в ходе баскетбольных матчей происходит в условиях активного противостояния.
Кроме этого, подавляющее количество всех технических приемов баскетболисты выполняют на максимальной скорости, в без- опорном положении или в трудных для координации движений условиях, т. е. в экстремальных ситуациях.
-
Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность
Учитывая специфику игровой деятельности в баскетболе, автономное развитие базовых физических качеств, изучение техники и тактики игры должны быть изначально ориентированы на эффективную комплексную и наиболее полную реализацию различных сторон подготовленности обучающихся в условиях игрового противоборства.
Ни высокий уровень владения техникой отдельных игровых приемов, ни богатый арсенал тактических знаний и умений, ни достаточно развитый физический потенциал занимающихся сами по себе не гарантируют эффективность игровой деятельности. Успехи, достигнутые в освоении структурных компонентов игры в баскетбол, еще не обеспечивают их взаимосвязанного воспроизведения непосредственно в игровом противоборстве. Необходимо специально учить этому. Причем обучение игровой деятельности не должно ограничиваться произвольным использованием двусторонних учебных игр. Взаимосвязь различных аспектов обучения требует направленной координации педагогических воздействий. Это возможно только благодаря специально организованному процессу интеграции результатов обучения технике, тактике игры и развития специальных физических качеств.
Решение этой проблемы осуществляется в процессе интегральной подготовки занимающихся, представляющей собой систему взаимосвязанных, возрастающих по степени сложности и направленности педагогических воздействий, объединенных целевой установкой на синтез всех компонентов подготовленности в целостную игровую деятельность. Основные направления интегральной подготовки:
-
сочетанное развитие базовых физических качеств; -
комплексное совершенствование освоенных игровых приемов; -
синтез технического и тактического потенциала; -
сопряженное развитие физических качеств и совершенствование технико-тактических действий; -
эффективное воспроизведение компонентов двигательного и интеллектуального потенциала в их взаимосвязи в целостной игровой деятельности.
303
Обозначенные направления интегральной подготовки тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время каждое из них представляет собой определенную ступень (уровень) в структуре педагогических воздействий в процессе обучения игровой деятельности. На первичном, базовом, уровне интегральной подготовки решается задача формирования двухкомпонентных связей между результатами развития физических качеств и обучения технике и тактике игры. Ее достижения осуществляются посредством упражнений, включающих:
-
чередование развития специальных для баскетбола физических качеств (двух и более); -
последовательное выполнение игровых приемов в различных сочетаниях, близких к структуре отдельных фаз игровой деятельности; -
чередование заданий, направленных на акцентированное развитие специальных физических качеств и совершенствование элементов техники игры или тактических действий; -
многократное повторение игрового приема с повышенной интенсивностью при дифференцированном развитии специальных физических качеств, значимых для данного элемента техники; -
развитие физических качеств в рамках структуры игрового приема или в условиях выполнения тактических действий; -
совершенствование игровых приемов в ситуативных условиях, близких к игровым; -
выполнение игровых приемов в рамках тактических действий и взаимодействий; -
совершенствование тактических действий с предельной интенсивностью.
На втором уровне формируются взаимосвязи более высокого порядка. При помощи специально созданных комплексных заданий игрового и соревновательного характера, подвижных и подготовительных игр занимающиеся ставятся в условия, требующие выполнения конкретных технико-физических или технико-такти- ческих компонентов подготовленности в изменяющихся ситуациях. Закрепление ранее образованных взаимосвязей и их дальнейшее совершенствование здесь достигаются с помощью:
-
направленно задаваемого режима мышечной деятельности; -
варьирования объема и интенсивности выполняемых в игровой и соревновательной формах заданий; -
выполнения игровых действий при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма.
Характер тренировочных воздействий на занимающихся варьируют изменением правил и продолжительностью игровых и соревновательных заданий, содержательным наполнением подвижных и подготовительных игр. При чередовании направленности
304
заданий процесс усвоения формирующихся взаимосвязей происходит под знаком преимущественного развития одного из компонентов подготовленности с одновременным совершенствованием других компонентов.
Наконец, на высшем уровне интегральной подготовки применяют двусторонние учебные и контрольные игры с дальнейшим участием в соревнованиях. Само содержание игры в баскетбол оказывает на организм занимающихся комплексное всестороннее воздействие. Однако приобретение умения интегрировать результаты предшествующих этапов обучения в целостной игровой деятельности с высокой степенью эффективности возможно только при условии направленных педагогических воздействий. Оно достигается гибким применением методических приемов усложнения или упрощения правил игрового противоборства, а также использованием в полной мере возможностей, предоставляемых спецификой самой игры.
Совершенствования навыков игровой деятельности добиваются также благодаря четким установкам педагога. Постановка систем заданий (установок) на конкретный игровой отрезок или в целом на игру с последующим анализом действий отдельных игроков и всей команды способствует росту игрового мастерства занимающихся.
Наиболее высокий кумулятивный тренировочный эффект при достаточной подготовленности обучающихся оказывает на них участие в соревнованиях. Игровая деятельность в контрольных и официальных играх требует предельного целостно-комплексного проявления всех сторон подготовленности в экстремальных условиях противоборства. С одной стороны, соревнования являются целью учебно-тренировочной работы. Они позволяют на практике определить уровень владения занимающимися навыками игровой деятельности. А с другой стороны, служат эффективным тренировочным средством в непрерывном процессе интегральной подготовки.
-
Средства и методы обучения игровой деятельности
К основным средствам, применяемым в процессе интеграции локальных результатов обучения в игровую деятельность, относятся:
-
упражнения сопряженного характера, совмещающие совершенствование двух или нескольких видов подготовленности; -
комплексные упражнения с последовательным чередованием компонентов подготовленности; -
специальные игровые задания состязательного характера, включающие все виды подготовленности при господствующем значении одного из них;
11 Баскетбол
305
-
подводящие и подготовительные игры, построенные на использовании игровых действий в различных сочетаниях и с различной последовательностью их воспроизведения; -
учебные двусторонние игры с акцентированным совершенствованием сформированных взаимосвязей между компонентами подготовленности; -
контрольные и официальные игры с системой установок на игру и последующим анализом результатов.
Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательный метод.
В основе метода сопряженных воздействий заложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, технико-тактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры.
Игровой метод может быть представлен упражнениями в игровой форме и игрой. Существуют два основных подхода к применению игрового метода в обучении навыкам баскетбола: 1) путь логического сопоставления игровых действий в баскетболе и в применяемых игровых заданиях или играх с акцентом на достижение адекватности между ними; 2) применение игр с использованием сочетаний игровых действий в режимах мышечной работы, идентичных специфическим условиям непосредственно игрового противоборства.
Участие юных баскетболистов в специальных игровых упражнениях, подвижных и подготовительных играх связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических задач с выборочным проявлением двигательного потенциала на фоне повышенного эмоционального и функционального состояния организма. Тем самым создаются облегченные условия синтеза имеющегося арсенала игровых навыков и качеств, приобретенных в процессе локальных педагогических воздействий, с последующим переносом положительных результатов непосредственно в основную игровую деятельность.