Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 922

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
баскет­болиста требует проявления на должном уровне скоростно-сило­вых качеств и координационных способностей в сочетании с бы­стротой движений и мышления. Важны также специальные виды


301





выносливости. Все перечисленные физические качества находят свое взаимосвязанное воплощение при осуществлении игроком того или иного приема техники игры. Причем каждому элементу техники или группе приемов присуще комплексное проявление базовых качеств при господствующей роли одного или нескольких из них. С одной стороны, чем выше уровень развития значимых для бас­кетбола физических способностей у занимающихся, тем больше возможностей для расширения и совершенствования их техничес­кого арсенала. С другой стороны, чем выше и качественнее техни­ческая оснащенность баскетболиста, тем больше возможностей у него максимально проявить свой физический потенциал.

В свою очередь, эта двухкомпонентная связка (технико-физи­ческая подготовленность), составляющая сердцевину игровой де­ятельности баскетболиста, ведет к успеху в условиях соревнова­тельного противоборства только через тактическую оснащенность игроков. Спортивная деятельность в баскетболе характеризуется практически постоянным пребыванием игрока в условиях крайне жесткого ограничения времени, когда требуется не только одно­временное проявление нескольких сторон быстроты, но и самое разнообразное и внезапное их чередование. Анализ текущего со­стояния (ситуации) и выбор исполнительного акта следуют не­посредственно один за другим или даже совмещены во времени. Реализация же адекватного двигательного действия (игрового при­ема) ведет не к окончательному разрежению конфликтной ситу­ации, а только к ее изменению или возникновению новой. К тому же проблемные ситуации отличаются альтернативностью выбора решений. Разнообразная и совершенная тактика в баскетболенепременное условие для реализации технико-физического потенциа­ла отдельных игроков и команды в целом.

Баскетбол относится к коллективным видам игровой деятель­ности, следовательно, требует тесного сотрудничества партнеров по команде.

Победный результат возможен только благодаря рационально выстроенному в пространстве и времени взаимодействию игро­ков. Верный выбор совокупности технико-тактических действий в конкретных ситуациях противоборства, четкая их организация и правильное распределение коллективных усилий в ходе игрового поединка — верный путь к успеху.

Характерная черта игровой деятельности баскетболистов — напряженность ее протекания. Реализация технико-тактического мастерства — это искусство движений в условиях спортивного противоборства с целью достижения запланированного результа­та. Фактор противоборства придает соперничеству яркую эмоцио­нальную окраску. Качество игровых действий каждого игрока и команды в целом определяется не только уровнем их мастерства, но и характером и степенью агрессивности противодействия со­



302





перников. Большинство игровых микропоединков в ходе баскет­больных матчей происходит в условиях активного противостояния.

Кроме этого, подавляющее количество всех технических при­емов баскетболисты выполняют на максимальной скорости, в без- опорном положении или в трудных для координации движений условиях, т. е. в экстремальных ситуациях.

  1. Интеграция результатов обучения в целостную игровую деятельность

Учитывая специфику игровой деятельности в баскетболе, авто­номное развитие базовых физических качеств, изучение техники и тактики игры должны быть изначально ориентированы на эффек­тивную комплексную и наиболее полную реализацию различных сторон подготовленности обучающихся в условиях игрового противоборства.

Ни высокий уровень владения техникой отдельных игровых приемов, ни богатый арсенал тактических знаний и умений, ни достаточно развитый физический потенциал занимающихся сами по себе не гарантируют эффективность игровой деятельности. Ус­пехи, достигнутые в освоении структурных компонентов игры в баскетбол, еще не обеспечивают их взаимосвязанного воспроиз­ведения непосредственно в игровом противоборстве. Необходимо специально учить этому. Причем обучение игровой деятельности не должно ограничиваться произвольным использованием дву­сторонних учебных игр. Взаимосвязь различных аспектов обучения требует направленной координации педагогических воздействий. Это возможно только благодаря специально организованному процессу интеграции результатов обучения технике, тактике игры и развития специальных физических качеств.

Решение этой проблемы осуществляется в процессе интеграль­ной подготовки занимающихся, представляющей собой систему взаимосвязанных, возрастающих по степени сложности и направ­ленности педагогических воздействий, объединенных целевой ус­тановкой на синтез всех компонентов подготовленности в целост­ную игровую деятельность. Основные направления интегральной подготовки:

  • сочетанное развитие базовых физических качеств;

  • комплексное совершенствование освоенных игровых приемов;

  • синтез технического и тактического потенциала;

  • сопряженное развитие физических качеств и совершенство­вание технико-тактических действий;

  • эффективное воспроизведение компонентов двигательного и интеллектуального потенциала в их взаимосвязи в целостной иг­ровой деятельности.



303





Обозначенные направления интегральной подготовки тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время каждое из них представляет собой определенную ступень (уровень) в структуре педагогических воздействий в процессе обучения игровой деятель­ности. На первичном, базовом, уровне интегральной подготовки ре­шается задача формирования двухкомпонентных связей между результатами развития физических качеств и обучения технике и тактике игры. Ее достижения осуществляются посредством упраж­нений, включающих:

  • чередование развития специальных для баскетбола физиче­ских качеств (двух и более);

  • последовательное выполнение игровых приемов в различных сочетаниях, близких к структуре отдельных фаз игровой деятель­ности;

  • чередование заданий, направленных на акцентированное раз­витие специальных физических качеств и совершенствование эле­ментов техники игры или тактических действий;

  • многократное повторение игрового приема с повышенной интенсивностью при дифференцированном развитии специаль­ных физических качеств, значимых для данного элемента техни­ки;

  • развитие физических качеств в рамках структуры игрового приема или в условиях выполнения тактических действий;

  • совершенствование игровых приемов в ситуативных услови­ях, близких к игровым;

  • выполнение игровых приемов в рамках тактических действий и взаимодействий;

  • совершенствование тактических действий с предельной ин­тенсивностью.

На втором уровне формируются взаимосвязи более высокого порядка. При помощи специально созданных комплексных зада­ний игрового и соревновательного характера, подвижных и под­готовительных игр занимающиеся ставятся в условия, требующие выполнения конкретных технико-физических или технико-такти- ческих компонентов подготовленности в изменяющихся ситуаци­ях. Закрепление ранее образованных взаимосвязей и их дальней­шее совершенствование здесь достигаются с помощью:

  • направленно задаваемого режима мышечной деятельности;

  • варьирования объема и интенсивности выполняемых в игро­вой и соревновательной формах заданий;

  • выполнения игровых действий при максимальной мобилиза­ции функциональных возможностей организма.

Характер тренировочных воздействий на занимающихся варь­ируют изменением правил и продолжительностью игровых и со­ревновательных заданий, содержательным наполнением подвиж­ных и подготовительных игр. При чередовании направленности



304





заданий процесс усвоения формирующихся взаимосвязей проис­ходит под знаком преимущественного развития одного из компо­нентов подготовленности с одновременным совершенствованием других компонентов.

Наконец, на высшем уровне интегральной подготовки приме­няют двусторонние учебные и контрольные игры с дальнейшим участием в соревнованиях. Само содержание игры в баскетбол ока­зывает на организм занимающихся комплексное всестороннее воз­действие. Однако приобретение умения интегрировать результаты предшествующих этапов обучения в целостной игровой деятель­ности с высокой степенью эффективности возможно только при условии направленных педагогических воздействий. Оно достига­ется гибким применением методических приемов усложнения или упрощения правил игрового противоборства, а также использо­ванием в полной мере возможностей, предоставляемых специфи­кой самой игры.

Совершенствования навыков игровой деятельности добивают­ся также благодаря четким установкам педагога. Постановка сис­тем заданий (установок) на конкретный игровой отрезок или в целом на игру с последующим анализом действий отдельных иг­роков и всей команды способствует росту игрового мастерства занимающихся.

Наиболее высокий кумулятивный тренировочный эффект при достаточной подготовленности обучающихся оказывает на них уча­стие в соревнованиях. Игровая деятельность в контрольных и офи­циальных играх требует предельного целостно-комплексного про­явления всех сторон подготовленности в экстремальных условиях противоборства. С одной стороны, соревнования являются целью учебно-тренировочной работы. Они позволяют на практике опре­делить уровень владения занимающимися навыками игровой дея­тельности. А с другой стороны, служат эффективным тренировоч­ным средством в непрерывном процессе интегральной подготовки.

  1. Средства и методы обучения игровой деятельности

К основным средствам, применяемым в процессе интегра­ции локальных результатов обучения в игровую деятельность, от­носятся:

  • упражнения сопряженного характера, совмещающие совер­шенствование двух или нескольких видов подготовленности;

  • комплексные упражнения с последовательным чередовани­ем компонентов подготовленности;

  • специальные игровые задания состязательного характера, включающие все виды подготовленности при господствующем зна­чении одного из них;



11 Баскетбол


305





  • подводящие и подготовительные игры, построенные на ис­пользовании игровых действий в различных сочетаниях и с раз­личной последовательностью их воспроизведения;

  • учебные двусторонние игры с акцентированным совершен­ствованием сформированных взаимосвязей между компонентами подготовленности;

  • контрольные и официальные игры с системой установок на игру и последующим анализом результатов.

Ведущими методами при обучении навыкам игровой дея­тельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой дея­тельности; соревновательный метод.

В основе метода сопряженных воздействий заложена возмож­ность успешно решать задачу развития двигательных способно­стей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на сты­ке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскет­болу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и такти­ческих умений, технико-тактических навыков и специальных фи­зических кондиций, устанавливая между ними рационально и целесообразно необходимые количественные и качественные со­отношения, адекватные специфике игровой деятельности. Со­пряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфи­ческим требованиям самой игры.

Игровой метод может быть представлен упражнениями в игро­вой форме и игрой. Существуют два основных подхода к примене­нию игрового метода в обучении навыкам баскетбола: 1) путь логического сопоставления игровых действий в баскетболе и в применяемых игровых заданиях или играх с акцентом на достиже­ние адекватности между ними; 2) применение игр с использова­нием сочетаний игровых действий в режимах мышечной работы, идентичных специфическим условиям непосредственно игрового противоборства.

Участие юных баскетболистов в специальных игровых упраж­нениях, подвижных и подготовительных играх связано с решени­ем в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных техни­ко-тактических задач с выборочным проявлением двигательного потенциала на фоне повышенного эмоционального и функцио­нального состояния организма. Тем самым создаются облегчен­ные условия синтеза имеющегося арсенала игровых навыков и качеств, приобретенных в процессе локальных педагогических воздействий, с последующим переносом положительных резуль­татов непосредственно в основную игровую деятельность.