Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 764

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


296





Основные ошибки при выполнении командных тактических дей­ствий в защите.

  1. Медленный переход от нападающих действий к защитным: игроки опаздывают занять начальную расстановку для организа­ции обороны своей корзины — соперник получает возможность атаковать разновидностями стремительного нападения.

  2. Нерациональные позиции защитников по отношению к по­допечным и мячу: игроки теряют зрительный контроль над игро­вой ситуацией, становится невозможным осуществлять эффектив­ные командные взаимодействия — соперникам предоставляется чрезмерная свобода действий при обыгрывании один в один или при выходе к корзине для получения голевой передачи.

  3. Несогласованность и разобщенность защитных действий: не­своевременность оказания подстраховки или выполнения других групповых взаимодействий в защите — нападающие переигрыва­ют защитников за счет индивидуальных действий своих сильней­ших игроков или розыгрыша наигранных комбинаций.

  4. Неэффективные действия при личной системе защиты:

  • неравноценный «разбор» нападающих: некоторым защитни­кам приходится опекать заведомо превосходящих их по уровню мастерства соперников — в защитных порядках образуются по­тенциально «слабые звенья»;

  • отсутствие сыгранности при противодействии заслонам: за­щитники не информируют друг друга о готовящемся заслоне; за­паздывают при переключениях; несогласованно действуют при проскальзываниях; производят неравноценный «размен» подопеч­ными — атакующие без труда завершают свою атаку;

  • чрезмерная сосредоточенность защитника на подопечном в позиции на дальней от мяча стороне площадки: отсутствует подстраховка в активной зоне атаки соперников — противник может результативно использовать слабую игру в защите отдель­ных игроков.

  1. Неэффективные действия при зонной системе защиты:

  • широкое расположение обороняющихся в начальной расста­новке или по ходу атаки соперников: затруднена взаимопомощь партнеров — нападающие могут прорваться к корзине за счет индивидуальных действий;

  • несвоевременное «сжимание и разжимание зоны» в ответ на перемещения соперников и мяча: медленное маневрирование за­щитников в силу плохой взаимной координации своих действий или потери зрительного контроля над ситуацией — создаются пред­посылки для использования нападающими «слабых звеньев» в за­щите или результативных бросков мяча с дальних и средних дис­танций;

  • неграмотное «держание» центрового: отсутствие плотной опе­ки со стороны мяча или подстраховки с дальней стороны пло­



297





щадки — центрового беспрепятственно снабжают голевыми пере­дачами в непосредственной близости от корзины;

  • плохое противодействие передачам внутрь зонного построе­ния игроков: защитник не оказывает должного «давления» на мяч, а партнеры неплотно опекают входящих нападающих — против­ник получает возможность результативно завершить атаку из-под кольца;

  • отсутствие разговоров между игроками в «зоне»: защитники не сопровождают и не «передают» нападающих при их маневрирова­нии — соперник легко разбивает «зону» за счет создания и реали­зации численного преимущества на отдельных участках атаки.

  1. Неэффективные действия при личном прессинге:

  • большая растянутость защитных линий: возникают трудно­сти с организацией группового отбора мяча — нападающие име­ют возможность обыгрывать защищающихся один в один;

  • медленный и неравноценный разбор нападающих: защитни­ки теряют своих подопечных — создается ситуация для организа­ции соперниками результативной скоростной контратаки;

  • слабое противодействие сильнейшему дриблеру соперников: защитники позволяют ему получить мяч в выгодной позиции или не справляются с организацией «ловушек» — нападающий про­рывает прессинг, возникает угроза быстрого прорыва со стороны атакующих;

  • позиционные просчеты при опеке соперников без мяча: за­щитники запускают нападающих за спину в начале атаки или по ходу ее развития — угрожает диагональная передача убегающему игроку через защитников и беспрепятственное завершение атаку­ющих действий;

  • нерешительные, вялые действия прессингующих: защитни­ки не уверены в успехе, действуют без азарта и должной агрес­сивности — нападающие легко преодолевают противодействие, используя наигранные комбинации.

  1. Неэффективные действия при зонном прессинге:

  • большой разрыв между линиями защитных построений в на­чальной расстановке: затруднены успешные взаимодействия меж­ду защищающимися — нападающие могут свободно маневриро­вать и передавать мяч в нужном направлении;

  • недостаточная выучка обороняющихся: игроки долго оцени­вают складывающуюся ситуацию, занимают неверные позиции и опаздывают с перемещениями — нападающие опережают защит­ников, владея инициативой;

  • пассивное противодействие передачам в середину площадки: защитники пропускают мяч через первую линию своих построе­ний — нападающие легко «разбивают» прессинг;

  • несогласованные действия при организации «ловушек» для дриблера: атакующий защитник направляет нападающего в силь­



298





ную для него сторону, или подстраивающийся защитник запаз­дывает перекрыть направление движения соперника с мячом — дриблер свободно проходит в передовую зону и получает хоро­шую возможность для успешного развития атаки;

  • нерациональные действия игроков первой линии зонного по­строения при передаче мяча через них в середину площадки: за­щитники пытаются противодействовать игроку, получившему мяч, вместо выполнения стремительного рывка в тыловую зону для вос­становления защитных позиций — защита «разваливается»;

  • крайне агрессивные действия защитников с целью непре­менного отбора мяча у остановленного дриблера: защитники ори­ентированы на отбор мяча любыми средствами, а не на создание условий для перехвата передачи партнером — увеличивается опас­ность получения игроками защищающейся команды большого количества персональных замечаний;

  • недостатки функциональной подготовленности защищающих­ся: игроки защиты быстро утомляются и снижают активность про­тиводействий —- нападающие безболезненно справляются с прес­сингом и вносят перелом в игру.

  1. Неэффективные действия при смешанной системе защиты.

  • характерные ошибки, присущие составляющим ее компо­нентам личной и зонной систем;

  • отсутствие согласованности взаимодействий игроков, оборо­няющихся по принципам личной или зонной системы защиты — нет отлаженных командных действий.
1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   54


Контрольные вопросы и задания

  1. Какие индивидуальные тактические действия использует защитник при игре против нападающего без мяча?

  2. Какие упражнения, обучающие разновидностям «держания» напа­дающего без мяча, вы знаете?

  3. Какие организационно-методические указания целесообразны при обучении индивидуальным тактическим действиям защитника при игре против нападающего без мяча?

  4. Перечислите основные тактические ошибки защитника при игре против нападающего без мяча в разных позициях и ситуациях.

  5. Какие индивидуальные тактические действия присущи игре в за­щите против нападающего, владеющего мячом?

  6. Назовите приемы обучения индивидуальным тактическим действи­ям защитника против нападающего с мячом.

  7. Какой перечень организационно-методических указаний применя­ют для повышения качества обучения индивидуальным тактическим дей­ствиям против нападающего с мячом?

  8. Каковы типичные тактические ошибки защитника при опеке напа­дающего с мячом и при игре против нападающих, имеющих численное превосходство?


299





  1. Дайте характеристику разновидностям групповых тактических дей­ствий в защите с использованием схем взаимодействий двух и трех обо­роняющихся игроков.

  2. Какие средства можно применять для обучения тактическим взаи­модействиям двух и трех защитников?

  3. Предложите организационно-методические указания для обуче­ния групповым тактическим действиям в защите.

  4. Назовите характерные тактические ошибки при групповых взаи­модействиях игроков защиты.

  5. Какие командные системы игры в защите вы знаете? Раскройте сущность их разновидностей.

  6. Какие приемы и упражнения применяют для обучения команд­ным тактическим действиям в защите?

  7. Какие организационно-методические указания рекомендуется ис­пользовать в процессе обучения командным тактическим действиям в защите?

  8. Опишите основные тактические ошибки при реализации разно­видностей систем командной защиты.




Раздел III ОБУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАСКЕТБОЛЕ


Глава 7

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАСКЕТБОЛЕ

7Л. Особенности игровой деятельности

Баскетбол — это игра с нестандартными движениями и динами­ческой силовой работой переменной мощности.

Игровая деятельность в баскетболе представляет собой целост­ное воспроизведение игровых приемов, технико-тактических дей­ствий, физических и психических компонентов подготовленно­сти участников в условиях постоянно изменяющихся игровых си­туаций.

Для баскетбола характерны высокий динамизм в развитии си­туаций, постоянное чередование оборонительных и наступатель­ных фаз игры, непрерывное переключение игроков от одних дви­гательных действий к другим, многообразие способов их выпол­нения, вариативность скорости и направлений перемещений, определяющее значение зрительного анализатора в оценке изме­няющихся условий и выборе адекватных ответных действий, ком­плексное задействование практически всех групп мышц и функ­циональных систем организма, преобладание скоростно-силово­го режима мышечной работы, синхронность в деятельности верх­них и нижних конечностей и др.

Достижение результата в игре носит ступенчатый и множествен­ный характер, что требует от играющих многократного выполне­ния игровых действий в различных сочетаниях и с различной оче­редностью. Одномоментное результативное действие не является гарантией преимущества над соперником в конечном итоге, а представляет собой только единичный структурный элемент сис­темы игровой деятельности отдельного игрока.

Эффективность любого игрового приема не только зависит от степени совершенства владения его техникой, но во многом пред­определяется достигнутым уровнем развития специальных физи­ческих качеств. Результативность рациональных действий