Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 762

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


306





Метод моделирования условий предстоящей игровой деятельно­сти подразумевает конструирование в игровой форме сходных с предстоящей игровой деятельностью ситуаций, включая особен­ности противодействия «условных» соперников. Повторное вос­произведение конкретных технико-тактических действий в напа­дении и защите с учетом сильных и слабых сторон противодей­ствия позволяет адаптироваться к напряженным условиям со­ревновательного противоборства, повысить надежность и резуль­тативность основных слагаемых игровой деятельности.

Повышение эффективности педагогического процесса путем при­менения специально организованной соревновательной деятельно­сти составляет основу соревновательного метода. Он может быть пред­ставлен соревнованиями на количественный или качественный ре­зультат при выполнении отдельных игровых действий. Дух состяза­ния должен пронизывать каждое тренировочное занятие на этапе совершенствования компонентов подготовленности занимающихся. Но особая ценность соревновательного метода заключается в воз­можности создавать условия двигательной деятельности, максимально приближенные к игровым, и тем самым стимулировать возможно полную комплексную реализацию результативных сторон предше­ствующего автономного обучения, одновременное взаимосвязанное совершенствование всех компонентов подготовленности играющих.

С целью избирательного воздействия на компоненты игровой деятельности соревновательный метод может применяться с ус­ложнением или облегчением условий состязаний в сравнении с официальными правилами игры в баскетбол. Наиболее распрост­раненными методическими приемами изменения правил в учебных играх являются:

  • уменьшение или увеличение площади взаимодействия игро­ков при выполнении игровых действий;

  • уменьшение или увеличение количественного состава проти­воборствующих команд;

  • введение в ходе соперничества дополнительной специфиче­ской информации: игра двумя мячами; условно-зрительные или звуковые сигналы, изменяющие регламент игровых действий (на­пример, по сигналу — поднятая рука педагога — соперники ме­няются корзинами и т.п.);

  • наложение ограничений на выполнение отдельных игровых действий: строгий лимит передач или попыток использования дриблинга; полное запрещение отдельных игровых приемов (на­пример, игра без ведения мяча); предварительное программиро­вание количества ходов разыгрываемой игровой фазы, ее содер­жания или способа завершения (например, атаку завершать толь­ко броском мяча в прыжке и т.п.);

  • введение временных ограничений на отдельные фазы игро­вых действий или изменение продолжительности противоборства:



307





сокращение времени на вывод мяча в передовую зону, уменьше­ние или увеличение времени на атаку; варьирование продолжи­тельности отдельных периодов игры или всей игры;

  • усложнение процессов восприятия игровых ситуаций: игра двух команд в одинаковой форме; при недостаточном освещении; при недоброжелательных шумовых воздействиях;

  • изменение условий игровой деятельности: использование облегченного или утяжеленного мяча, снижение высоты колец, применение над кольцами приспособлений, затрудняющих попа­дание мяча в корзину; применение игроками утяжеленных по­ясов, манжетов, обуви и т.п.;

  • игра с гандикапом: скрытое или объявленное преимущество одной из соперничающих команд в заброшенных мячах или ко­мандных фолах, игра в численном меньшинстве и т.п.

Выбор средств и методов обучения игровой деятельности не­обходимо строго соизмерять с этапом обучения, его основными задачами и уровнем подготовленности занимающихся. Так, недо­пустима как недооценка, так и переоценка значимости игрового и соревновательного методов как наиболее эффективных средств педагогического воздействия. Существует мнение, что около по­ловины учебного времени на начальном этапе обучения следует проводить посредством игрового метода. В то же время чрезмерное увлечение учебными двусторонними играми, без достаточного ос­воения школы техники и тактики может только навредить даль­нейшему росту игрового мастерства.
1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   54


Контрольные вопросы и задания

  1. Раскройте специфические особенности игровой соревновательной деятельности баскетболистов.

  2. Дайте определение интегральной подготовки на уроках по баскет­болу. Какие задачи она призвана решать?

  3. Что представляет собой интегральная подготовка по структуре и содержанию?

  4. Назовите и охарактеризуйте основные средства обучения игровой деятельности.

  5. Дайте характеристику методам обучения игровой деятельности.



Глава 8

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАСКЕТБОЛЕ

8Л. Формирование двухкомпонентных связей между результатами обучения

8ЛЛ. Направленность педагогических воздействий

Обучение навыкам игры в баскетбол рассматривается как ус­пешное лишь в том случае, если занимающиеся могут результатив­но использовать свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства. Формирование взаимосвязей между отдельными компонентами подготовленности составляет основу обучения иг­ровой деятельности. Задача педагога — научить своих учеников в игре максимально реализовывать свои физические способности при выполнении технических приемов; эффективно выполнять игро­вые действия, состоящие из нескольких приемов техники; избира­тельно использовать свой технический арсенал в ответ на измене­ния игровых ситуаций; адекватно воспроизводить сочетания такти­ческих действий. Соответственно после достижения положитель­ных результатов в обучении основам техники, тактики игры и раз­витии базовых физических качеств педагогическая деятельность должна быть направлена, прежде всего, на взаимосвязанное совер­шенствование значимых компонентов игровой деятельности.

Особенности формирования взаимосвязей между отдельными приемами техники игры, между компонентами техники и такти­ки игры, между элементами тактики игры были подробно осве­щены в предыдущих разделах пособия (см. главы 2, 3, 5, 6). Ре­зультатом этого процесса является усвоение занимающимися иг­ровых действий (сочетания приемов), технико-тактических дей­ствий и тактических взаимодействий.


Поэтому в данной главе мы остановимся на формировании двухкомпонентных взаимосвязей между навыками техники игры и значимыми для их эффективного использования в игровых ус­ловиях физическими способностями.

8Л.2. Формирование взаимосвязей между навыками техники игры и физическими качествами

Теоретические предпосылки.

Как уже отмечалось, специфической особенностью игры в бас­кетбол является комплексное проявление практически всех фи­зических качеств. Однако воспроизведение отдельных приемов техники игры происходит под знаком реализации базовых для них


309





компонентов физического потенциала. Так, например, наиболее значимыми для ловли мяча являются координационные способно­сти; передачи мяча связаны с достаточным уровнем развития скоро­стно-силовых качеств верхних конечностей и разновидностей быст­роты; эффективное использование ведения мяча требует высокой степени развития координационных способностей и скоростных ка­честв, а для бросков мяча в корзину главенствующими выступают координационные способности и скоростно-силовые качества.

К формированию взаимосвязей между компонентами техниче­ской и физической подготовки занимающихся следует приступать по мере развития на должном уровне базовых физических способно­стей и овладения рациональной структурой технических приемов.

Формирование взаимосвязей между навыками техники игры и физическими качествами.

  1. Ловля мяча — координационные способности:

  • выполнение разновидностей приема на месте после собствен­ного подбрасывания мяча вверх над собой в сочетании с разнооб­разными двигательными действиями после выпуска мяча:

  • хлопок или несколько хлопков в ладони над или за головой, за спиной, спереди или сзади на уровне колен, у пола, под ногой и т.п.;

  • смена положений тела: присед, сед на полу, упор лежа, вы­пад вперед или в сторону, сед на одной ноге и т.п.;

-повороты на 180 — 720° переступанием, прыжками на одной или двух ногах;

  • элементы акробатики: кувырок вперед или назад, переворот в сторону, равновесие на одной ноге («ласточка») и т.п.;

  • ловля мяча после отскока от пола с элементами жонглирова­ния:

  • из и. п. — стойка ноги врозь — игрок направляет мяч двумя руками в пол между ногами спереди-назад или в обратном направлении с последующим захватом мяча двумя руками за спиной или перед собой;

  • то же, но в широкой стойке правая или левая нога впереди с ударом мяча в сторону и ловлей сбоку от себя;

  • индивидуальные упражнения в ловле мяча после отскока от стены с элементами жонглирования:

-ловля мяча на различной высоте, чередуя и.п.: сидя, стоя на коленях, лежа и т.п.;

  • изменение и. п. после выпуска мяча в стену (например, выпу­стить мяч стоя — поймать сидя на полу и т.п.);

  • то же, но со сменой и. п. прыжком на одной или двух ногах (например, из широкой стойки прыжок в положение «ноги скрестно» и т.д.);

  • ловля катящегося от стены мяча после прыжка через мяч толч­ком двумя ногами и поворота кругом;



310





  • ловля мяча, отскочившего от пола, после прыжка через мяч в положении «ноги врозь» и поворота кругом;

  • разновидности ловли мяча после его подбрасывания над го­ловой в сочетании с челночными перемещениями на коротких отрезках (до 1,5 м) рывком, приставными шагами, прыжками на одной или двух ногах с касанием рукой ориентиров на полу;

  • ловля на месте мяча, посланного партнером:

  • с чередованием траектории полета мяча;

  • с чередованием направления полета мяча;

  • с разных дистанций и с различным усилием;

  • то же, но в различных и. п.: сидя, лежа на спине, лежа на животе и т.п.;

  • ловля-передача мяча сидя на полу в сочетании с различны­ми движениями ногами: поочередно сгибая-разгибая их на вису, скрестные движения прямыми ногами и т.п.;

  • ловля мяча, посланного партнером в стену из-за спины игрока;

  • ловля нескольких мячей, поочередно посланных игроком в стену (2, 3 мяча): после отскока мяча от пола, после отскока мяча от стены;

  • жонглирование несколькими мячами (2 — 4), подбрасывая их в воздух одной или двумя руками;

. поочередная ловля нескольких мячей, посланных одним или несколькими партнерами;

  • ловля преднамеренно неточных передач партнера с переме­щением к мячу;

  • то же, но с передачами мяча поочередно двумя или тремя партнерами;

  • выполнение ловли-передачи в движении двумя мячами в па­рах, двумя или тремя мячами в тройках с перемещением вдоль площадки.

  1. Передача мячаскоростно-силовые качества:

  • разновидности передач на месте в различных положениях (стоя, сидя, лежа), варьируя дистанцию, траекторию и направление полета мяча;

  • то же, но набивными мячами;

  • серийное выполнение избранного способа передач поочеред­но баскетбольным и набивным мячами;

  • передачи баскетбольным и набивным мячами на дальность из различных и. п.;

. ловля-передача баскетбольного и набивного мячей в одном прыжке в парах;

. то же, но используя 2 — 3 мяча в тройках, четверках и т.д.;

  • выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке, в соче­тании с прыжками — толчком двумя ногами через гимнастическую скамейку, стоя боком к ней: мяч направляется по навесной траек­тории над скамейкой;