Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 919
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
306
Метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности подразумевает конструирование в игровой форме сходных с предстоящей игровой деятельностью ситуаций, включая особенности противодействия «условных» соперников. Повторное воспроизведение конкретных технико-тактических действий в нападении и защите с учетом сильных и слабых сторон противодействия позволяет адаптироваться к напряженным условиям соревновательного противоборства, повысить надежность и результативность основных слагаемых игровой деятельности.
Повышение эффективности педагогического процесса путем применения специально организованной соревновательной деятельности составляет основу соревновательного метода. Он может быть представлен соревнованиями на количественный или качественный результат при выполнении отдельных игровых действий. Дух состязания должен пронизывать каждое тренировочное занятие на этапе совершенствования компонентов подготовленности занимающихся. Но особая ценность соревновательного метода заключается в возможности создавать условия двигательной деятельности, максимально приближенные к игровым, и тем самым стимулировать возможно полную комплексную реализацию результативных сторон предшествующего автономного обучения, одновременное взаимосвязанное совершенствование всех компонентов подготовленности играющих.
С целью избирательного воздействия на компоненты игровой деятельности соревновательный метод может применяться с усложнением или облегчением условий состязаний в сравнении с официальными правилами игры в баскетбол. Наиболее распространенными методическими приемами изменения правил в учебных играх являются:
-
уменьшение или увеличение площади взаимодействия игроков при выполнении игровых действий; -
уменьшение или увеличение количественного состава противоборствующих команд; -
введение в ходе соперничества дополнительной специфической информации: игра двумя мячами; условно-зрительные или звуковые сигналы, изменяющие регламент игровых действий (например, по сигналу — поднятая рука педагога — соперники меняются корзинами и т.п.); -
наложение ограничений на выполнение отдельных игровых действий: строгий лимит передач или попыток использования дриблинга; полное запрещение отдельных игровых приемов (например, игра без ведения мяча); предварительное программирование количества ходов разыгрываемой игровой фазы, ее содержания или способа завершения (например, атаку завершать только броском мяча в прыжке и т.п.); -
введение временных ограничений на отдельные фазы игровых действий или изменение продолжительности противоборства:
307
сокращение времени на вывод мяча в передовую зону, уменьшение или увеличение времени на атаку; варьирование продолжительности отдельных периодов игры или всей игры;
-
усложнение процессов восприятия игровых ситуаций: игра двух команд в одинаковой форме; при недостаточном освещении; при недоброжелательных шумовых воздействиях; -
изменение условий игровой деятельности: использование облегченного или утяжеленного мяча, снижение высоты колец, применение над кольцами приспособлений, затрудняющих попадание мяча в корзину; применение игроками утяжеленных поясов, манжетов, обуви и т.п.; -
игра с гандикапом: скрытое или объявленное преимущество одной из соперничающих команд в заброшенных мячах или командных фолах, игра в численном меньшинстве и т.п.
Выбор средств и методов обучения игровой деятельности необходимо строго соизмерять с этапом обучения, его основными задачами и уровнем подготовленности занимающихся. Так, недопустима как недооценка, так и переоценка значимости игрового и соревновательного методов как наиболее эффективных средств педагогического воздействия. Существует мнение, что около половины учебного времени на начальном этапе обучения следует проводить посредством игрового метода. В то же время чрезмерное увлечение учебными двусторонними играми, без достаточного освоения школы техники и тактики может только навредить дальнейшему росту игрового мастерства.
1 ... 46 47 48 49 50 51 52 53 54
Контрольные вопросы и задания
-
Раскройте специфические особенности игровой соревновательной деятельности баскетболистов. -
Дайте определение интегральной подготовки на уроках по баскетболу. Какие задачи она призвана решать? -
Что представляет собой интегральная подготовка по структуре и содержанию? -
Назовите и охарактеризуйте основные средства обучения игровой деятельности. -
Дайте характеристику методам обучения игровой деятельности.
Глава 8
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАСКЕТБОЛЕ
8Л. Формирование двухкомпонентных связей между результатами обучения
8ЛЛ. Направленность педагогических воздействий
Обучение навыкам игры в баскетбол рассматривается как успешное лишь в том случае, если занимающиеся могут результативно использовать свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства. Формирование взаимосвязей между отдельными компонентами подготовленности составляет основу обучения игровой деятельности. Задача педагога — научить своих учеников в игре максимально реализовывать свои физические способности при выполнении технических приемов; эффективно выполнять игровые действия, состоящие из нескольких приемов техники; избирательно использовать свой технический арсенал в ответ на изменения игровых ситуаций; адекватно воспроизводить сочетания тактических действий. Соответственно после достижения положительных результатов в обучении основам техники, тактики игры и развитии базовых физических качеств педагогическая деятельность должна быть направлена, прежде всего, на взаимосвязанное совершенствование значимых компонентов игровой деятельности.
Особенности формирования взаимосвязей между отдельными приемами техники игры, между компонентами техники и тактики игры, между элементами тактики игры были подробно освещены в предыдущих разделах пособия (см. главы 2, 3, 5, 6). Результатом этого процесса является усвоение занимающимися игровых действий (сочетания приемов), технико-тактических действий и тактических взаимодействий.
Поэтому в данной главе мы остановимся на формировании двухкомпонентных взаимосвязей между навыками техники игры и значимыми для их эффективного использования в игровых условиях физическими способностями.
8Л.2. Формирование взаимосвязей между навыками техники игры и физическими качествами
Теоретические предпосылки.
Как уже отмечалось, специфической особенностью игры в баскетбол является комплексное проявление практически всех физических качеств. Однако воспроизведение отдельных приемов техники игры происходит под знаком реализации базовых для них
309
компонентов физического потенциала. Так, например, наиболее значимыми для ловли мяча являются координационные способности; передачи мяча связаны с достаточным уровнем развития скоростно-силовых качеств верхних конечностей и разновидностей быстроты; эффективное использование ведения мяча требует высокой степени развития координационных способностей и скоростных качеств, а для бросков мяча в корзину главенствующими выступают координационные способности и скоростно-силовые качества.
К формированию взаимосвязей между компонентами технической и физической подготовки занимающихся следует приступать по мере развития на должном уровне базовых физических способностей и овладения рациональной структурой технических приемов.
Формирование взаимосвязей между навыками техники игры и физическими качествами.
-
Ловля мяча — координационные способности:
-
выполнение разновидностей приема на месте после собственного подбрасывания мяча вверх над собой в сочетании с разнообразными двигательными действиями после выпуска мяча:
-
хлопок или несколько хлопков в ладони над или за головой, за спиной, спереди или сзади на уровне колен, у пола, под ногой и т.п.; -
смена положений тела: присед, сед на полу, упор лежа, выпад вперед или в сторону, сед на одной ноге и т.п.;
-повороты на 180 — 720° переступанием, прыжками на одной или двух ногах;
-
элементы акробатики: кувырок вперед или назад, переворот в сторону, равновесие на одной ноге («ласточка») и т.п.;
-
ловля мяча после отскока от пола с элементами жонглирования:
-
из и. п. — стойка ноги врозь — игрок направляет мяч двумя руками в пол между ногами спереди-назад или в обратном направлении с последующим захватом мяча двумя руками за спиной или перед собой; -
то же, но в широкой стойке правая или левая нога впереди с ударом мяча в сторону и ловлей сбоку от себя;
-
индивидуальные упражнения в ловле мяча после отскока от стены с элементами жонглирования:
-ловля мяча на различной высоте, чередуя и.п.: сидя, стоя на коленях, лежа и т.п.;
-
изменение и. п. после выпуска мяча в стену (например, выпустить мяч стоя — поймать сидя на полу и т.п.); -
то же, но со сменой и. п. прыжком на одной или двух ногах (например, из широкой стойки прыжок в положение «ноги скрестно» и т.д.); -
ловля катящегося от стены мяча после прыжка через мяч толчком двумя ногами и поворота кругом;
310
-
ловля мяча, отскочившего от пола, после прыжка через мяч в положении «ноги врозь» и поворота кругом;
-
разновидности ловли мяча после его подбрасывания над головой в сочетании с челночными перемещениями на коротких отрезках (до 1,5 м) рывком, приставными шагами, прыжками на одной или двух ногах с касанием рукой ориентиров на полу; -
ловля на месте мяча, посланного партнером:
-
с чередованием траектории полета мяча; -
с чередованием направления полета мяча; -
с разных дистанций и с различным усилием;
-
то же, но в различных и. п.: сидя, лежа на спине, лежа на животе и т.п.; -
ловля-передача мяча сидя на полу в сочетании с различными движениями ногами: поочередно сгибая-разгибая их на вису, скрестные движения прямыми ногами и т.п.; -
ловля мяча, посланного партнером в стену из-за спины игрока; -
ловля нескольких мячей, поочередно посланных игроком в стену (2, 3 мяча): после отскока мяча от пола, после отскока мяча от стены; -
жонглирование несколькими мячами (2 — 4), подбрасывая их в воздух одной или двумя руками;
. поочередная ловля нескольких мячей, посланных одним или несколькими партнерами;
-
ловля преднамеренно неточных передач партнера с перемещением к мячу; -
то же, но с передачами мяча поочередно двумя или тремя партнерами; -
выполнение ловли-передачи в движении двумя мячами в парах, двумя или тремя мячами в тройках с перемещением вдоль площадки.
-
Передача мяча — скоростно-силовые качества:
-
разновидности передач на месте в различных положениях (стоя, сидя, лежа), варьируя дистанцию, траекторию и направление полета мяча; -
то же, но набивными мячами; -
серийное выполнение избранного способа передач поочередно баскетбольным и набивным мячами; -
передачи баскетбольным и набивным мячами на дальность из различных и. п.;
. ловля-передача баскетбольного и набивного мячей в одном прыжке в парах;
. то же, но используя 2 — 3 мяча в тройках, четверках и т.д.;
-
выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке, в сочетании с прыжками — толчком двумя ногами через гимнастическую скамейку, стоя боком к ней: мяч направляется по навесной траектории над скамейкой;