Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты финансовых проблем современных предприятий
1.1Сущность управления финансами предприятия
1.2. Типы финансовых проблем и рисков предприятия
1.3. Способы минимизации финансовых проблем и рисков современного предприятия
2. Анализ финансового состояния и выявления финансовых проблем ООО «МЕРКУРИЙ»
2.1. Краткая характеристика организации
2.2. Анализ финансового состояния
2.3. Выявление финансовых проблем и рисков
3.1. Мероприятия для минимизации финансового риска
В таблице 1. отразим аспекты взаимосвязи системы показателей финансового состояния и экономической безопасности организации
Таблица 1
Взаимосвязь системы показателей финансового состояния и риска организации [6,c.169]
Показатели финансового состояния организации |
Показатели уровня экономической безопасности организации |
Коэффициент задолженности по кредитам банков и займов |
Изменение валюты баланса |
Коэффициент задолженности другим организациям |
Опережение темпов роста оборотных активов над внеоборотными |
Коэффициент задолженности фискальной системе |
Превышение собственного капитала над заемным |
Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами |
Темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности одинаковы |
Коэффициент внутреннего долга |
|
Степень платежеспособности по текущим обязательствам |
Доля собственных средств в оборотных активах |
Собственный капитал в обороте |
Отсутствие непокрытых убытков |
Доля собственного капитала в оборотных средствах |
Превышение темпов роста прибыли над темпом роста активов |
Коэффициент автономии |
Превышение темпов роста прибыли над темпом роста собственного капитала |
Если обеспечить финансовую безопасность, то удастся достичь ситуации, когда экономическое развитие будет стабильным, эффективным, следовательно, можно будет говорить об экономической независимости, своевременном обновлении производства, обеспечении рациональной и эффективной занятости, о повышении благосостояния населения, его социальной защите, о достижении внешнеэкономического баланса.
В такой ситуации будут устранены или нейтрализованы угрозы ключевым интересам и всего государства целиком, и каждого субъекта федерации в отдельности При эффективном стратегическом управлении финансми, предприятие может избежать банкротства, финансовых потерь и других последствий риска.
2. Анализ финансового состояния и выявления финансовых проблем ООО «МЕРКУРИЙ»
2.1. Краткая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Меркурий», специализируется на розничной торговле продовольственными товарами.
ООО «Меркурий состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства:с 01.04.2014 как малое предприятие. ООО «Меркурий» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава, правовых актов РФ, а также Федерального Закона «Об акционерных обществах».
ООО «Меркурий» – торговая коммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, является юридическим лицом и создано без ограничения срока действия.
Организация создана для удовлетворения потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах, роста материального благосостояния своих сотрудников, обеспечения занятости населения, увеличения поступлений в местный бюджет и получения прибыли.
Целью деятельности организации является удовлетворение общественной потребности в товарах народного потребления, товарах, услугах, оказание широкой номенклатуры услуг высокого качества, а также реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов трудового коллектива и директора организации.
В современных экономических условиях деятельность ООО «Меркурий» является предметом пристального внимания широкого круга, заинтересованных в результатах его функционирования. Показатели, характеризующие эффективность деятельности торгового предприятия.
Торговая организация ООО «Меркурий» – это отдельно стоящее здание. Архитектурно-дизайнерское решение фасада магазина отличается от других зданий, неявляющихся магазинами. Единство образа магазина создаёт вывеска с наименованием предприятия – «Меркурий», на которой указаны режим работы, организационно-правовая форма, юридический адрес, которая вывешена у входа в магазин.
Главной задачей магазина является удовлетворение потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах. Основные виды деятельности, осуществляемые магазином: розничная торговля; торгово-закупочная деятельность.
Режим работы двухсменный с 8.00 до 23.00, без перерыва. На выбранный режим работы повлияли несколько факторов: увеличение количества покупателей с 8.00 – 10.00 утра и с 18.00 – 21.00, время окончания движения автобусного сообщения.
Исследуемый магазин работает преимущественно по форме самообслуживания, то есть способ реализации товаров, при котором покупатели имеют прямой доступ к товарам и самостоятельно, не пользуясь услугами персонала, осуществляют выбор и отбор товара. Данный метод не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки и взвешивания продавцами при условии, если прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе, быстрота покупки товаров обеспечивается при любом потоке покупателей.
Торговый процесс исследуемой организации ООО «Меркурий» включает в себя продажу товаров, формированияассортимента и рекламу товаров, оказание покупателямдополнительных услуг, и др. Продажа товаров – завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Продажа в магазине осуществляется в торговом зале на основе самообслуживания и индивидуального обслуживания.
В магазине «Меркурий» используется линейная структура управления. Для этой структуры характерно сосредоточение всех функций управления в руках директора, который руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности, пожарную безопасность и соблюдение санитарных правил.
В магазине работает 12 человек: директор, товаровед, бухгалтер (нештатный) и 8 продавцов, охранник, уборщица. Организационная структура имеетвид, представленный на рисунке 4.
Директор
Товаровед
Бухгалтер
продавцы
вспомогательный персонал, охранник, уборщица
Рисунок 4 – Организационная структура магазина ООО «Меркурий»
Все работники магазина имеют высшее и среднеспециальное образование, административный персонал имеет высшее образование и высшую степень квалификации; продавцы имеют высшее и среднеспециальное образование,первую и высшую степень квалификации.
Деятельность ООО «Меркурий» регулируется следующими документами: ассортиментный перечень реализуемой продукции; Постановление правительства РФ № 55«Правила продажи отдельных групп товаров»; «Закон о защите прав потребителей»; Закон о сертификации продукции и услуг. Проанализируем аспекты деятельности магазина «Меркурий» на рынке, определив факторыриска и аспекты конкурентоспособности. Данные представим в таблицу 2.
Таблица 2
Анализ основных факторов конкурентоспособности торговых организаций
Факторы конкурентоспособности |
ООО «Меркуий» |
Гастроном «Юбилейный |
Супермаркет «Телец» |
1. Месторасположение |
4 |
3 |
4 |
2. Широкий ассортимент |
4 |
4 |
5 |
3. Качество товаров |
5 |
4 |
5 |
4. Доступные цены |
5 |
5 |
5 |
5. Режим работы |
5 |
5 |
5 |
6. Доступность транспорта |
5 |
5 |
5 |
7.Уровень обслуживания, квалификация персонала |
4 |
5 |
5 |
8. Дополнительные услуги(камера хранения вещей и т.д.) |
2 |
2 |
4 |
9. Скидочная политика |
4 |
4 |
5 |
10 Рекламная деятельность |
3 |
3 |
5 |
Итого: |
37 |
37 |
43 |
Далее вводим коэффициенты весомости – γi(весомости). Необходимость обусловлена неодинаковой степенью значимости данных показателей для различных факторов, а также для потребителей различных социальных групп. Чем выше показатель удельного веса (коэффициента весомости), значит тем более значимее фактор для потребителя. Ранговые оценки показателей и оценка значимости выбранных показателей представлены в таблице 3.
Таблица 3
Ранговые оценки показателей
Шифр эксперта |
Ранговые оценки показателей |
Σ показателей |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
41 |
2 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
41 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
2 |
41 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
41 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
41 |
Si |
22 |
25 |
25 |
20 |
21 |
16 |
22 |
19 |
21 |
14 |
205 |
S ср |
4,4 |
5 |
5 |
4 |
4,2 |
3,2 |
4,4 |
3,8 |
4,2 |
2,8 |
41 |
γi(весомости) |
0,11 |
0,12 |
0,12 |
0,1 |
0,1 |
0,08 |
0,11 |
0,09 |
0,1 |
0,07 |
1,0 |
В таблице 4 приведена сравнительная характеристика фирм-конкурентов по факторам конкурентоспособности с учетом коэффициентов весомости.
Таблица 4
Анализ факторов конкурентоспособности с учетом коэффициента весомости
Факторы конкурентоспособности |
Удельный вес |
«Меркурий» |
Конкуренты |
|
Гастроном «Юбилейный |
супермаркет «Телец» |
|||
1. Месторасположение |
0,11 |
0,44 |
0,33 |
0,44 |
2. Широкий ассортимент |
0,12 |
0,48 |
0,48 |
0,6 |
3. Качество товаров |
0,12 |
0,6 |
0,48 |
0,6 |
4. Доступные цены |
0,1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
5. Режим работы |
0,1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
6. Доступность транспорта |
0,08 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
7.Уровень обслуживания, квалификация персонала |
0,11 |
0,44 |
0,55 |
0,55 |
8. Дополнительные услуги(камера хранения вещей и т.д.) |
0,09 |
0,18 |
0,18 |
0,36 |
9. Скидочная политика |
0,1 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
10 Рекламная деятельность |
0,07 |
0,21 |
0,21 |
0,35 |
Сумма |
1,00 |
4,15 |
4,03 |
4,8 |
Итак, основными конкурентами магазина «Меркурий» являются Гастроном «Юбилейный» и супермаркет«Телец», магазин «Меркурий» набрал 4,15 баллов, это выше, чем его конкурент Гастроном «Юбилейный» (4,03) и значительно ниже супермаркета«Телец» (4,8).
- показатель «месторасположение» у магазина «Меркурий» и его конкурента «Телец» имеет балл 0,44;
- показатель ассортимента у магазина «Меркурий» как и у Гастронома «Юбилейный» 0,48. Наивысшую оценку имеет магазин «Телец» 0,6;
- качество продукции в магазине «Меркурий» и «Телец» имеет высокие баллы 0,6;
- во всех трех магазинах уровень цен вполне доступен для потребителей;
- все три магазина имеют удобный для потребителей режим работы;
- в магазине «Меркурий» и в Гастрономе «Юбилейный» практически отсутствуют дополнительные услуги, супермаркет «Телец» имеет достаточный уровень дополнительных услуг;
- уровень обслуживания в магазине «Меркурий» ниже чем у конкурентов;
- скидочная политика в магазине «Меркурий» – ниже чем у конкурента– супермаркета «Телец»;
- в магазине «Меркурий» реклама продукции находится на низком уровне по сравнению с супермаркетом «Телец».
Анализируя конкурентоспособность ООО Меркурий можно отметить, что она обеспечивается в основном за счет хорошего местоположения, удобного режима работы, хорошего качества товаров,и доступных цен. Но компании стоит расширить глубину ассортимента внутри представленных товарных групп, рассмотреть работу персонала.
Далее с целью выявления сильных и слабых сторон угроз и возможностей торговой организации ООО «Меркурий » проведем SWOT - анализ, данные представим в виде таблице 5.
Таблица 5
SWOT – анализ деятельности ООО «Меркурий»
Сильные стороны компании |
Слабые стороны компании |
1. Хорошее месторасположение 2. Стабильно работающий персонал 3. Доступные цены 4. Хороший режим работы |
1. Незначительный срок на рынке 2.Несоответствие структуры ассортимента тенденциям рынка 3. Низкий уровень обслуживания потребителей 4. Недостаточный уровень рекламной деятельности 5. Отсутствие дополнительных услуг |
Возможности |
Угрозы |
1. Поиск новых поставщиков с более выгодными ценами на товары 2.Разработка новых рекламных кампаний 3.Расширение ассортимента |
1. Падение объемов продаж и прибыльности, усиление конкуренции в отрасли 2. Потеря рыночных позиций из-за активизации конкурентов 3. Высокий темп инфляции. |