Файл: Характеристика советского государства и общества за 19411953 гг. основные черты, перспективы развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
напомнить о монолитном единстве партии и заклеймить как «фракционеров» тех, кто под предлогом поиска исторической правды пытается дискредитировать партию, приуменьшить ее роль и грандиозные достижения, подсфват* нерушимое единство партии и советского народа. Это наступление консерваторов произошло после связанно; го с десталинизацией в СССР тяжелого кризиса, в октябре-но ябре 1956 г. потрясшего Польшу и Венгрию и поставившего под угрозу единство «социалистического лагеря».... Не решаясь прибегнуть к силе против страны, где в народе не переставала нарастать напряженность, имевшая отчетливый антисоветский характер, Хрущев и его команда, приказав сна-1 чала танковым-частям двигаться к Варшаве, решили в конце] концов договориться с Польшей, стоявшей на грани восстания. После очень напряженных дискуссий советские руководители приняли польские требования, касавшиеся национального суверенитета страны... лишь бы только не была поставлена под вопрос принадлежность Польши к социалистическому лагерю. Еще более тяжелый кризис разразился is Венгрии, где компромисса достичь не удалось. Первый секретарь ЦК Венгерской партии трудящихся Ракоши вернулся с XX съезда КПСС полным решимости отстоять сталинизм в своей стране и дождаться отстранения Хрущева, которое, по его прогнозам, должно было произойти в ближайшем будущем. ... Вдохновленные польским примером, 22-24 октября 1956 г. венгры восстали, потребовав установления демократического режима и вывода из Венгрии Советской Армии. ... 1 ноября правительство объявило о восстановлении политического плюрализма, выходе Венгрии из Варшавского пакта и провозгласило нейтралитет своей страны. Поддержанный всеми странами социалистического лагеря (в том числе Югославией и Китаем, с которыми Хрущев провел консультации по согласованию позиций в отношении Венгрии), 4 ноября после кровопролитных боев (20 тыс. убитых среди восставших) СССР снова ввел свои войска в Будапешт. Генеральная Ассамблея ООН осудила советскую интервенцию, но западные державы, занятые в тот момент суэцким каналом, остались пассивными.
Их невмешательство в венгерские события показало, что они негласно признавали раздел Европы и не желали втягиваться в междоусобицу социалистического лагеря. В целом произошедшая трагедия в Венгрии дала аргументы противникам десталинизации в СССР. Последние сделали в последующие месяцы все возможное для того, чтобы ограничить ее масштабы и затем открыто выступить против тех, кто S' их глазах был виновен в необдуманном инициировании опасного процесса. После Венгерского кризиса позиции Хрущева ослабли. Возвращение Молотова в правительство свидетельствовало о колебаниях советского руководства в определении политического курса. Молотов, которому 1 июня пришлось
оставить Министерство иностранных дел, уже 20 ноября был назначен министром государственного контроля. Эта должность давала ему право проверять деятельность любых гражданских и военных организаций, которые он принялся защищать от «нигилистской критики политически незрелых людей». В декабре 1956 г. пленум ЦК, ознакомленный с трудностями в выполнении шестой пятилетки, уменьшил показатели роста производства и производительности труда... и одобрил создание нового планирующего органа- Государственной комиссии по экономике, призванной координировать разработку ближайших планов, тогда как за Госпланом было оставлено долгосрочное планирование. Возглавляемая Первухиным Комиссия должна была в двухмесячный срок представить предложения по «совершенствованию организации промышленности». Создание этой Комиссии вело к усилению централизации вопреки поощрявшимся Хрущевым схемам более децентрализованного управления. На состоявшемся 13-14 февраля 1957 г. пленуме ЦК партии Хрущев изложил свой проект децентрализации экономики, полностью противоречащий предложениям Комиссии. ... Проект Хрущева превращал Комиссию в простое передаточное звено, и оставляя реальное принятие долгосрочных решений за Госпланом, передавал конкретную разработку последних региональным органам в лице совнархозов. Проект предполагал также ликвидацию промышленных министерств, сокращение и децентрализацию слишком многочисленных центральных ведомств.
Февральский пленум не решился сделать окончательный выбор между идеями декабря 1956 г. и хрущевскими тезисами и перенес дискуссию в прессу, а первый секретарь ЦК КПСС тем временем выступал в различных городах СССР с речами, не скрывая наличия разногласий в руководстве. 10 мая 1957 г. Хрущев добился крупной победы: по его предложению Верховный Совет проголосовал за создание совнархозов и ликвидацию десяти промышленных министерств. 22 мая в Ленинграде им была произнесена важная речь, ознаменовавшая начало волюнтаристской политики «броска вперед», сопровождавшейся дальнейшей централизацией. ... Воспользовавшись визитом Хрущева в Финляндию, его коллеги решили созвать пленум (на Ъамом деле Президиум ЦК.- Ред.). На заседании 18 июня 1957 г. семь из одиннадцати его членов (Булганин, Ворошилов, Каганович, Маленков, Молотов, Первухин и Сабуров) потребовали отставки Хрущева. Оставшись в меньшинстве ... Хрущев ... потребовал, чтобы конфликт в Президиуме был передан на рассмотрение Центрального Комитета- высшей партийной инстанции, из состава которого формировался Президиум. Благодаря решающей Поддержке Жукова, который организовал доставку военными самолетами разбросанных по стране членов ЦК, Центральный Комитет смог собраться уже 22 июня. Оказавшийся в роли арбитра и сознавая значимость, которую он получил благодаря инициативе Хрущева, ЦК был, естественно, настроен в пользу Первого секретаря. После нескольких дней дебатов Центральный Комитет отменил голосование Президиума и осудил «фракционную деятельность антипартийной группы». Молотов, Каганович, Маленков и Сабуров были исключены из Президиума ЦК, а Первухин переведен в кандидаты. Новый Президиум был расширен до 15 за счет перевода в члены Президиума прежних кандидатов (Жукова, Брежнева, Шверника Фурцевой) и секретарей ЦК (Аристова, Беляева), поддержавших Хрущева. Июньский кризис 1957 г., завершившийся важным успехом на пути десталинизации, узаконил кардинальный разрыв с прежней политической практикой. Несмотря на тяжесть обвинений,
побежденные не были лишены ни жизни, ни свободы (Маленков стал стал директором электростанции в Сибири, а Молотов направлен послом-в Монголию).
Более того, ЦК КПСС вернул себе всю полноту власти. Решающая роль, сыгранная в урегулировании июньского кризиса 1957 г. Жуковым, не могла не вызвать отрицательной реакции у Хрущева и гражданских властей. Помня о том, что в 1953 г. помощь армии позволила устранить Берию и в 1955 г. обесценить победу Хрущева, последний воспользовался визитом маршала за границу, чтобы поставить перед Президиумом вопрос о «культе личности Жукова и его склонности к авантюризму, открывающему путь к бонопартизму». Собравшийся в конце октября пленум ЦК решил вывести Жукова из Президиума и ЦК партии. На пост министра обороны был назначен маршал Р. Малиновский, который произвел многочисленные перестановки и новые выдвижения. В марте 1958 г. Хрущев отстранил Булганина и занял его место во главе государства. Возвращение Хрущева к сталинской практике 1940-1953 гг. совмещения руководства партией и правительством положило конец коллегиальности, несмотря на то, что на XX съезде ее политические преимущества были торжественно подтверждены ссылками на ленинские традиции.
- 1 2 3 4
Государственное строительство периода «оттепели».
После смерти Сталина (1953 г.) начался второй этап развития советского тоталитаризма – «мягкий тоталитаризм» 1953-1985 гг. Его черты:
· Исчезновение некоторых важных признаков тоталитаризма – веры в единую общенациональную цель и связанного с ней массового энтузиазма, вождизма и массовых репрессий.
· Трансформация ряда других признаков тоталитаризма (смена внутреннего страха внешним, репрессий – психологическим давлением и подкупом).
· Формирование социально – экономических структур, не – зависимых от тоталитарного режима – теневой экономики, «предгражданского общества», «городских микромиров» (спортивные фанаты, андеграунд, увлечение авторской песней и т. п.).
· Рост пассивного и активного сопротивления тоталитаризму (экологические кампании, молодежные протестанты, нонконформизм в литературе и искусстве, усиление влияния технократов, инакомыслие и антикоммунистическое сопротивление).
· Социальное и идейное размежевание внутри господствующего класса, связанное с подчинением партийного и государственного аппарата хозяйственникам и формированием мощных мафиозных структур.
Эти новые особенности советского общества проявились не сразу. Первым периодом их формирования были годы «оттепели» (1953-1964 гг.). Она началась сразу же после смерти Сталина (5 марта 1953 г.), и ее руководителем был Л. П. Берия. 27 марта 1953 г. была объявлена подготовленная им амнистия. Были освобождены все, осужденные на срок менее 5 лет, все, осужденные за злоупотребление властью, должностные и экономические преступления (в основном партийные и хозяйственные работники, арестованные в 1951-1952гг), беременные женщины и женщины с детьми младше 10 лет, несовершеннолетние и старики (мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет). Остальным заключенным, кроме лиц, осужденных за политические преступления, бандитизм, убийство и хищения в особо крупных размерах, срок сокращался в два раза. В результате было освобождено около 50% всех заключенных (1 млн 200 тыс. чел.). Причинами амнистии 1953г. были нерентабельность труда заключенных и стремление Берии завоевать популярность в советском обществе. В то же время амнистия имела некоторые негативные моменты. Она совершенно не коснулась главных жертв сталинского режима
, политзаключенных, и обострила криминогенную обстановку в СССР (в связи с освобождением огромного числа уголовников, в т. ч. опасных рецидивистов).
Одновременно с амнистией в первые месяцы после смерти Сталина были проведены другие акции, призванные смягчить советский политический режим. ГУЛАГ в середине марта был реорганизован и передан Министерству юстиции. В ходе предварительного следствия были запрещены пытки. 4 апреля «врачи-убийцы» были объявлены жертвами провокации МГБ, а их признания – полученными «с помощью незаконных методов ведения следствия». Берия начал знакомить членов ЦК с документами, показывающими роль Сталина в организации массовых репрессий. Таким образом, в СССР началась десталинизация. Ее причины:
· Желание номенклатуры навсегда покончить с чистками партийного и государственного аппарата и обеспечить свою безопасность.
· Невозможность сохранить созданную Сталиным социально – экономическую модель.
Борьба за влияние между наследниками Сталина. После ареста Берии (июнь 1953г) вождем «оттепели» стал первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев (он занял этот пост в сентябре 1953г, но фактически был руководителем партии с 14 марта 1953г.), который, отстранив от власти лидеров – сталинистов Молотова и Маленкова (июнь 1957 г), получил практически неограниченную власть. Де-юре это было оформлено назначением Хрущева председателем Совета Министров СССР (в марте 1953 г. – феврале 1955 г. этот пост занимал Маленков, в феврале 1955 г. – марте 1958 г. – Булганин). Главная заслуга Хрущева – прекращение массовых репрессий. По политическим статьям после 1953 г. осуждали не миллионы, и даже не тысячи людей, а сотни. Так, в 1970г. было осуждено 106 чел., в 1971 г. – 84, в 1979 – 1981 гг. арестовано около 500чел. Началось массовое освобождение политических заключенных. В 1953 г. были освобождены 4 тыс. чел., в 1954 – 1955 гг.- 12 тыс. В сентябре 1955 г. были освобождены заключенные, осужденные «за сотрудничество с оккупантами». Одновременно шла ликвидация «спецпоселений». В марте – апреле 1956 г. «спецпоселенцы» из числа «репрессированных народов» были освобождены от административного надзора органов МВД, но не получили права вернуться на родину. В 1957 г. началось их самовольное возвращение в родные места (власти ему не препятствовали, но и не разрешали официально). В январе 1960 г. категория «спецпоселенцев» была ликвидирована де-юре. В результате сформировалась следующая структура контингента советских заключенных, с небольшими изменениями сохранявшаяся до конца 80 – х гг.: всего 900 тыс. заключенных, в т. ч. 300 тыс. уголовников – рецидивистов, приговоренных к длительным срокам лишения свободы, 600 тыс. заключенных, осужденных за мелкие правонарушения, и несколько сот политических заключенных.