Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 685

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

375 4. Процент за любой вид ссуды ее конечному пользователю нужно резко ограничить (до 5% годовых), но при ее стопроцент!
ной индексации на инфляцию.
5. Ссуды ЦБ коммерческим банкам (по срокам, льготам, про!
центам) должны быть дифференцированы в зависимости от це!
лей кредита. Наиболее низкие проценты — инвестиционным кре!
дитам в сферу производства, а также в оборотные средства про!
изводственных предприятий. Умеренные проценты — торговым предприятиям, непосредственно осуществляющим поставки в роз!
ничную торговлю продовольствия и массового ширпотреба. Бес!
процентные кредиты под жилье в пределах социальных норм на каждого члена семьи (до 30 кв. м). Кредиты коммерческим банкам для последующего использования на портфельные инвестиции и спекулятивно!посреднические сделки ЦБ не должен давать.
6. Целесообразно развивать сеть специализированных ком!
мерческих банков (инновационных, строительных, сельскохо!
зяйственных и т. п.) с предоставлением им налоговых льгот.
7. Необходимо принять со стороны ЦБ и государства в це!
лом ряд протекционистских мер по обеспечению кредитными ресурсами на льготных условиях (и при налоговых льготах) ре!
гиональных и местных коммерческих банков, преодолевая из!
лишнюю концентрацию ссудного капитала страны в столице.
8. Нужно восстановить на территории всей страны сеть го!
сударственных банков, непосредственно обслуживающих кли!
ентов. Каждое юридическое или физическое лицо должно иметь право выбора в расчетном обслуживании между государствен!
ными и коммерческим банком, за исключением государствен!
ных организаций и предприятий, которым надлежит обслужи!
ваться исключительно государственными банками.
9. До выхода страны из ситуации системного кризиса и ко!
ренного перелома в борьбе с преступностью, в особенности орга!
низованной, необходимо восстановить монополию государства на осуществление всех видов внешнеэкономических расчетов.
10. ЦБ не должен участвовать в валютных торгах. Ему над!
лежит устанавливать свой фиксированный курс рубля к иност!

376
ранным валютам, используемый при перечислении средств между государственными органами, а также при обязательной продаже государству части валютной выручки.
11. Деятельность иностранных банков в России (до момента достижения достаточно высокой конкурентоспособности рос!
сийской экономики) должна быть резко ограничена.
12. России необходимо отказаться в принципе от иностран!
ных кредитов, услуг иностранных экспертов, поскольку они преследуют свои корыстные цели, не совпадающие с интереса!
ми России.
Заметим, что деньги, эта первооснова деятельности всех банков, не только экономический инструмент, но и политичес!
кий. Деньги выпускаются государством, его властными органа!
ми. Шаткая и непрочная власть не может иметь устойчивых денег. Поэтому укрепление российской государственности, ста!
бильности ее властных структур является предпосылкой укреп!
ления рубля.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   61

1.21. Îñíîâîïîëàãàþùèå äåíåæíûå ôîðìû ñèñòåìû
ðûíî÷íûõ îòíîøåíèé
При всем множестве и разнообразии денежных форм су!
ществует строго определенный набор основополагающих (фун!
даментальных) форм, из которых исходной, главной и опреде!
ляющей является цена, а на ее базе — заработная плата, амор/
тизация, себестоимость, прибыль.
Цена является условием и предпосылкой образования всех других основополагающих денежных форм. В частности, зара!
ботная плата — это цена рабочей силы или труда в зависимости от характера найма рабочей силы.
Общественно!необходимые затраты на производство про!
дукции, превращаемые в ее стоимость, учитываются и измеря!
ются в денежной форме при помощи себестоимости и добавле!
нием к ней прибыли. Причем на стороне производителя (цены предложения) прибыль получается в качестве величины, кото!
рую он рассчитывает получить от продажи продукции. Со сто!

377
роны потребителя (покупателя) (цены спроса) прибыль возни!
кает как разница между ценой приобретения продукции и ее себестоимостью. В первом случае имеет место ожидаемая при/
быль, во втором — реально полученная прибыль.
Себестоимость продукции состоит из множества элементов,
каждый из которых фиксируется в системе бухгалтерского учета.
Однако все это множество сводится в своей экономической сущ!
ности к трем основополагающим элементам, которые наслаиваются друг на друга в ходе межотраслевого оборота средств (капитала),
когда имеет место движение от добычи сырья до создания из него через цепочку ряда отраслей готового продукта при параллель!
ном движении по поводу создания соответствующих средств про!
изводства в каждом звене межотраслевого оборота, в связи с чем его цепочки превращаются в сеть. Эти элементы:
– заработная плата;
– амортизация (возмещение в стоимости готового продук!
та износа основных производственных фондов);
– прибыль.
В отношении каждого отдельного предприятия в себестои!
мости его продукции представлены:
во!первых, наслоение в составе себестоимости межотрас!
левого оборота заработной платы, амортизации, прибыли тех предприятий, которые представляют собой предыдущие звенья межотраслевого оборота; это наслоение находит свое выраже!
ние в составе себестоимости в качестве материальных затрат
1
;
во!вторых, амортизация основных фондов данного пред!
приятия;
в!третьих, прибыль этого предприятия.
1
Предприятие оплачивает материальные затраты по ценам приоб!
ретения сырья, полуфабрикатов, материалов и т. д., а цены на них были установлены на базе себестоимости с добавлением к ней прибыли; в со!
ставе этой себестоимости фигурировали присущие ей материальные зат!
раты по соответствующим ценам приобретения их компонентов, а эти цены, в свою очередь, тоже были установлены на базе себестоимости с добавлением прибыли, причем и на этот раз в составе себестоимости од!
ним из ее важнейших элементов являются материальные затраты и т. д.


378
1.22. Çàðàáîòíàÿ ïëàòà
Заработная плата играет ключевую роль в системе рыноч!
ных отношений. Во!первых, обоснованная оплата по труду сти!
мулирует его эффективность, а это необходимо для обеспече!
ния товарного покрытия денег высококачественной продукци!
ей. Во!вторых, зарплата в масштабе национальной экономики представляет фундамент покупательной способности массово!
го спроса, а на нем базируется вся система рыночных отноше!
ний. Искусственно заниженная, тем более в разы, зарплата, с одной стороны, негативно сказывается на воспроизводстве ра!
бочей силы и ее качестве, а с другой — приводит к свертыва!
нию внутреннего рынка и работе за заниженную зарплату на внешнем рынке, что объективно означает эксплуатацию такой страны другими странами.
Принцип — каждому по труду, как и лежащий экономи!
ческий закон распределения по труду, утверждает, что пред!
меты личного потребления распределяются в основном по ко!
личеству и качеству труда, а также из общественных фондов потребления (образование, здравоохранение, пенсионное обес!
печение и т. д.). Подобная система распределения декларирует!
ся в планово!распределительной системе хозяйствования, на!
зываемой социалистической, но никак не реализуется в ней на практике (ни по уровню зарплаты, резко заниженному, ни по дифференциации ее по качеству и эффективности труда). Од!
нако реально такая система может быть образована только в интегрированной системе хозяйствования при условии ее ра!
зумной организации.
Труд имеет две стороны — затраты и результаты. Поэтому распределение по труду может иметь три качественно различ!
ных значения: 1) распределение по затратам труда; 2) распре!
деление по результатам труда; 3) распределение частью по зат!
ратам труда, частью по результатам. В последнем случае воз!
никает вопрос о мере соотношения этих двух частей.
Платить только за затраты труда абсурдно. В таком случае самым высокооплачиваемым был бы “мартышкин труд”. Пла!

379
тить только по результатам нельзя, так как социальная защита трудящихся требует, чтобы при добросовестном, пусть мало!
эффективном, труде минимальный уровень зарплаты был вып!
лачен работнику. Другое дело, что предприниматель может пос!
ле этого разориться. Это нормальный процесс, протекающий не вопреки интересам рабочих, а соответствующий им, поскольку в обществе ликвидируются малоэффективные рабочие места и предприятия как их совокупность, а взамен создаются высоко!
эффективные рабочие места, позволяющие платить работни!
кам не минимальную, а высокую заработную плату.
Распределение по труду в условиях кооперативного хозяй!
ства, а также народного предприятия (выкупленного коллекти!
вом в собственность) осуществляется в основном по результа!
там труда. В случае недостаточности доходов для оплаты труда на минимальном уровне кооперативное или народное предпри!
ятие вынуждено самоликвидироваться.
В случае найма работника частным предпринимателем (или государством) основная зарплата устанавливается на основе затрат труда с учетом его квалификации, сложности, интенсив!
ности, что может во много раз повышать минимальный уровень зарплаты. При этом может иметь место как купля!продажа тру!
да, так и купля!продажа рабочей силы. В случае покупки труда наниматель присваивает в форме прибыли синергетический эффект, а при покупке рабочей силы, кроме того, — прибавоч!
ную стоимость, также принимающую форму прибыли. Для обес!
печения достойной цены на труд монополии предпринимателей должна противостоять монополия работников, находящая свое оформление в лице профсоюзов. Тогда экономические силы на стороне спроса на труд и на стороне его предложения будут уравновешены, что позволит определить цену труда (заработ!
ную плату), близкую к его стоимости. Это, однако, не предотв!
ращает несоответствие спроса и предложения на труд в разре!
зе профессий. Работники дефицитных профессий получают за свой труд более высокую цену, чем его стоимость. Наоборот,
представители избыточных профессий должны либо соглашать!


380
ся на заниженную зарплату, либо переквалифицироваться. Дан!
ное несовпадение спроса и предложения связано с тем, что в условиях научно!технического прогресса особенно динамично меняется спрос на профессии, в то время как процесс подготов!
ки специалистов определенного профиля обладает большей инерционностью, когда полученная профессия сохраняется на долгие годы. Выход из этого противоречия лежит на пути полу!
чения фундаментального базового образования (теория и мето!
дология мышления), с тем чтобы по мере изменения ситуации быстро приобретать специальное образование (от нескольких месяцев до 2–3 лет), поступая таким образом неоднократно на протяжении всей трудовой деятельности.
В капиталистическом обществе процесс образования стра!
дает от его утилитарности, поверхности, крайне узкой специа!
лизации. Постановка во главу угла задачи окупаемости затрат на образование приводит к тому, что вузы готовят узких специ!
алистов, хорошо знающих свое конкретно заземленное дело,
которое соответствующим образом оплачивается, что позволя!
ет окупить затраты на образование. Однако такой специалист обладает крайне узким кругозором. При изменении условий работы под воздействием НТП такого специалиста нужно обу!
чать заново, и так многократно.
В тоталитарном обществе, которое сложилось в СССР (но и в США и других странах Запада немало метастаз тоталитариз!
ма), процесс специального образования имеет свою специфику.
Учебные программы состоят из очень многих специальных дис!
циплин, содержание которых морально устаревает через 5–10
лет. Их изучение является непродуктивным насилованием пси!
хики, нервной системы обучающегося. Недаром говорится: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Здесь же погоня за многими зайцами сразу. Несмотря на усилия, конгло!
мерат специальных дисциплин усваивается весьма поверхнос!
тно. Средняя и высшая школы готовят людей поверхностных,
утомленных нервными перегрузками, ориентированных на пас!
сивное восприятие (зазубривание), не имеющих навыков твор!

381
ческого мышления. Занимая время и силы обучающихся, обра!
зование не дает им самого главного и нужного: глубокой, серь!
езной теоретической и методологической базы, пропущенной через фильтр активного творческого мышления обучающегося;
знания одной единственной специальной дисциплины, но зато на очень высоком профессиональном уровне. Сложившаяся си!
стема специального образования (общее среднее не в лучшем состоянии) не случайна. Здесь действует ряд факторов: 1) тота!
литарной системе нужны не творчески мыслящие специалис!
ты, но послушные исполнители руководящей воли; 2) творчес!
кое мышление опасно для системы, поскольку подрывает ее фундамент — пассивность и покорность народа; 3) тоталикра!
тия не желает уменьшать свой капитал, расходуя его на повы!
шение качества образования; 4) представителям тоталикратии в учебных заведениях нужна покорная преподавательская мас!
са, поскольку только в этом случае тоталикраты могут прони!
кать на руководящие посты в учебных заведениях и пользовать!
ся даваемыми этими постами привилегиями; 5) особая занижен!
ность зарплаты преподавателей и их колоссальная экстенсив!
ная перегрузка, не оставляющая времени на повышение ква!
лификации, служат фильтром для отбора такой преподаватель!
ской массы, которая никогда не посмеет отстаивать свои права.
Аналогичная ситуация и в науке.
Тем не менее СССР, в особенности Россия, вопреки тоталик!
ратии, благодаря таланту и усилию народа накопили столь мощ!
ный научно!образовательный потенциал, что даже теперь, пос!
ле многократного сокращения его финансирования, он превосхо!
дит научно!образовательный потенциал любой страны мира, кро!
ме США, продолжая конкурировать с ними по важнейшим на!
правлениям научно!образовательной деятельности (при том, что
США в финансовом отношении грабят весь мир, а на огромные капиталы пытаются скупать лучшие умы планеты).
Для современного общества как в России, так и в странах
Запада характерен зажим руководящей научной мафией цен!
нейших научных открытий и изобретений. Это не случайно. В


382
науке рядовой ученый и изобретатель способен в результате открытия и изобретения получить мировое признание и под!
няться над академиками и президентами. Но ведь это не по ран!
гу! Это подрывает всю систему тоталитарной иерархии. Все цен!
ное и значимое должно исходить только сверху. Если оно исхо!
дит снизу, его надо отвергнуть, а с инициатором расправиться
(уволить с работы, не позволить защитить диссертацию, пользу!
ясь круговой порукой в ученых и экспертных советах, огульно опорочить научную идею или изобретение и т. п.).
Тем не менее в современном обществе много выдающихся ученых и квалифицированных специалистов. Причины: само!
образование, сохранение единичных научных школ.
Купля!продажа труда, если она происходит по его подлин!
ной стоимости (ценности), не противоречит принципу распре!
деления по труду, а, напротив, обеспечивает его осуществле!
ние. Это как бы две стороны одной медали. Предприниматель,
купивший труд и тем самым оплативший его затраты, допол!
нительно стимулирует его эффективность, выплачивая различ!
ные премии в зависимости от результативности. В итоге осуще!
ствляется распределение по труду с учетом как его затрат, так и результатов.
Иначе происходит в условиях купли!продажи рабочей силы, особенно по цене, значительно ниже ее стоимости
1
. При этом рабочая сила покупается нанимателем по монопольно низ!
ким ценам, в связи с чем не может быть и речи о распределении по труду. Более того, возникает тенденция к установлению фак!
тического рабства трудящихся у нанимателей, монополизиро!
вавших рабочие места, оно становится рабством актуальным,
осуществившимся. Наняв работника, наниматель!монополист считает себя вправе использовать его как ему заблагорассудит!
1
Стоимость рабочей силы — это стоимость всех благ, необходимых для воспроизводства условий жизнедеятельности работника и членов его семьи. Стоимость труда — это эквивалент создаваемой им новой стоимос!
ти. Оплачивая труд целиком и полностью, наниматель получает прибыль за счет синергетического эффекта.

383
ся. Эксплуатация детского труда в работных домах в Великоб!
ритании в период становления капитализма, массовое исполь!
зование детского труда на хлопковых плантациях Средней Азии в советский период истории в ущерб их здоровью — разве это не примеры системы фактического рабства?
Зарплата в системе фактически монополизированного най!
ма, несмотря на ее низкий уровень, дифференцирована исходя из двух основных принципов, что, однако, не только не афиши!
руется, но и по возможности сохраняется в тайне.
Во!первых, монополист!наниматель вынужден платить тот минимум зарплаты, который достаточен для привлечения ра!
ботников на рабочие места определенного типа. Здесь нет ника!
ких градаций по тяжести, сложности, квалификации труда. Дей!
ствуют только спрос и предложение на рабочие места. Чтобы убедиться в этом, сопоставим зарплату водителя автобуса и ква!
лифицированного врача!хирурга в советский период истории.
Труд последнего квалифицированней, тяжелее, ответственнее.
Но ему не так давно платили 350 руб. в месяц, а водителю авто!
буса 1500 руб. Почему? Если водителю автобуса дать меньший оклад, он не пойдет на это место, имея возможность заработать большие деньги на других местах (в такси на чаевых, на грузо!
вике при подвозке левых грузов, занимаясь частным извозом и т. п.). Чтобы не допустить остановки пассажирского транспорта,
государство вынуждено водителю автобуса платить в 4 раза большую зарплату, чем врачу, которому некуда деваться, ведь он столько лет потратил на образование, до этого выдержал ог!
ромный конкурс в вуз. Правда, он может пойти по пути получе!
ния дополнительной платы от пациентов. Но это уже уголовно наказуемо и противоречит моральным принципам, далеко не всякий на это пойдет. В 70–80!е гг. правящая в СССР бюрокра!
тия, устанавливая зарплату, учитывала и уровень нелегальных доходов, тем самым делая негласную установку именно на не!
честных людей.
Во!вторых, зарплата дифференцирована исходя из распо!
ложения начальства к работнику. Это важный элемент систе!