Файл: совершенствование информационнологистических процессов (на материалах ооо олимп авто ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Управление логистической системой зависит от вида производства, что предъявляет особые требования к методам и системам управления.

Например, для единичных и заказных предприятий используются различные сетевые модели: методы PERT и критического пути, а также стандарты управления MRP.

Предприятия массового производства используют метод "точно в срок" (Канбан) управления логистическими бизнес-процессами, предполагая, что поток материальных ресурсов полностью соотносится с их потребностями в соответствии с графиком выпуска готовой продукции.

Логистические системы любого вида производства обладают высоким потенциалом экономической эффективности, позволяющим достичь синергетического эффекта, обеспечивающего увеличение общего эффекта, который значительно превышает сумму эффектов одних и тех же подсистем или независимых элементов, действующих независимо.

Методы управления логистическими бизнес - процессами применяются не только при управлении всей логистической системой на предприятии, но и в отдельных его сферах деятельности [11, с.127].

С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции между предприятиями, наряду с производством и реализацией продукции, внедрением информационных систем, логистики, возникает необходимость в эффективном управлении запасами. Запасы всех видов и назначения позволяют экономически эффективно и результативно функционировать производственно-сбытовой системе отдельного предприятия в целом. Практически все конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия зависят от оптимальности резервов. Повышение эффективности управления запасами способствует снижению текущих затрат на их хранение, ускорению оборачиваемости капитала, повышению его рентабельности.

Управление логистикой в настоящее время представляет собой внедрение системного подхода и информационных технологий в производственно-сбытовую деятельность, представляющую собой комплексное исследование экономической системы в целом с точки зрения системного анализа. Системный подход означает, что каждая система представляет собой единое целое, даже если она состоит из отдельных, не связанных между собой подсистем, связанных общей целью.

Это позволяет рассматривать исследуемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, подчиненных одной и той же цели, выявлять его свойства, внутренние и внешние связи.

Характерной особенностью формирования логистических систем управления является то, что такая система сначала должна быть проанализирована для установления связей с внешней средой, а затем отношения должны быть установлены внутри формируемой системы.


Методология информационно-логистического подхода к организации логистической деятельности руководствуется следующими правилами:

1. Для достижения главной цели должны быть направлены все производственно-снабженческие и маркетинговые операции, которые должны быть тесно связаны со стратегией организации. Это правило имеет решающее значение, и соблюдение этого правила существенно повышает степень взаимодействия всех подсистем и снижает негативные проявления организационной деятельности логистических структур.

2. Логистика, сбыт готовой продукции и транспортно-экспедиционные операции должны быть организованы таким образом, чтобы реализовать возможность создания единого управленческого подразделения на предприятии. Оптимизировать решение этих и других задач лучше в том случае, когда за поставку, транспортировку и доставку готовой продукции в бизнес-подразделение отвечает один человек.

3. Любая логистическая система должна иметь достаточное информационное обеспечение, а каждое конкретное структурное подразделение должно иметь опыт ее раннего и рационального использования. Эта задача решается на предприятиях при создании комплекса автоматизированных систем управления.

4. Отделы логистики на предприятии должны быть укомплектованы квалифицированными специалистами. В этом случае правильное кадровое обеспечение предполагает подготовку и переподготовку определенных специалистов. Компания не должна экономить на этом вопросе.

5. Тесные внешние и внутренние системные связи должны устанавливаться независимо от выбора производственно - хозяйственной деятельности. Весь бизнес-процесс организации следует рассматривать как целостный и неотделимый.

При таком подходе вся работа, выполняемая на предприятии или за его пределами, оценивается как важная не только для всех деловых партнеров, но и для всех сотрудников предприятия.

6. Проще и эффективнее управлять предприятием и, следовательно, центром управления логистической системой, управлять транспортными и складскими операциями, а также организовывать обслуживание клиентов через бухгалтерские и плановые отделы. Если это требование будет выполнено, прибыль компании может вырасти до величины прибыли от основной деятельности.

7. Необходимо определить оптимальный уровень кадрового обслуживания для каждой конкретной логистической системы в зависимости от ее потенциала. Желание улучшить обслуживание клиентов в конечном итоге приводит к адекватному увеличению прибыли.



8. Серьезное, внимательное отношение ко всем видам деятельности в управлении логистической системой имеет большое значение, так как они позволяют повысить степень интеграции производственной и коммерческой деятельности во всех сферах деятельности, устранить несоответствия в производстве, снабжении и маркетинге, устранить сбои в адаптации к неожиданным внешним или внутренним факторам.

9. Постоянно искать возможности для оптимальной консолидации небольших партий, что приводит к снижению затрат на обработку и повышению эффективности поставок, а также маркетинговой и транспортной работы.

10. Основная оценка деятельности логистических и сбытовых и транспортных органов занимает важное место в управлении логистикой.

Рассмотрим основные виды логистических концепций, представленных в табл. 2. На наш взгляд, наиболее актуальной в настоящее время является концепция интегрированной логистики, в которой логистическая система рассматривается как система координации и регулирования (согласования, взаимосвязи) целей бизнес-процесса в направлении движения материального потока от поставщика первичных материальных (как правило, природных) ресурсов к конечному потребителю.

Существует два направления развития интегрированной логистики. Первый - это интеграция логистических операций на предприятии с целью формирования ключевой области компетенции. В то же время интеграция всей системы дает гораздо более значительные результаты, чем фрагментарное управление отдельными функциями. Второе направление-это интеграция внешних операций, при которой логистика рассматривается как область компетенции, связывающая компанию с ее клиентами и поставщиками. Исходя из определения логистики как теории и практики управления процессами движения совокупности материальных, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в структурах рыночной экономики, основная концептуальная идея логистики направлена на достижение минимально возможных издержек предприятия в этих условиях, расширение его рыночного сегмента и получение конкурентного преимущества.

Таблица 2 – Основные типы логистических концепций


Таким образом, логистика является информационной, многоотраслевой и многофункциональной и представлена в виде:

- наука о движении совокупности материальных, информационных, финансовых и кадровых потоков в системе рыночной экономики;


- методики управления (планирования, организации и контроля) процессом перемещения и хранения в сфере заготовки сырья и материалов, их доставки в производственный цех (внутризаводская переработка) и доставки готовой продукции конечному потребителю ;

- системный подход, отражающий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и людских ресурсов в категориях потоков и запасов;

- современная конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, объективным фактором которой является ресурсосберегающий бизнес-алгоритм;

- алгоритм организации рационального движения материальных потоков и связанных с ними информационных и финансовых ресурсов на всех этапах воспроизводственного процесса (логистика, производство, маркетинг);

- функциональное управление в системе управления предприятием;

- вид предпринимательской деятельности, специализирующийся на хранении и доставке товаров и материальных ресурсов потребителям.

Дальнейшее развитие логистики невозможно без ее компьютеризации. Использование компьютеров и современных информационных коммуникаций повышает возможность рационализации деятельности всех участников логистической цепочки.

Информационно-логистический подход к организации торгового предприятия также взаимосвязан с формами оказания торговых услуг, то есть с деятельностью продавца в непосредственном взаимодействии с покупателем, направленной на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара. Форма торговли услугами характеризуется способами реализации товаров, дополнительными услугами, которые сопровождают процесс торговли услугами.

Способы продажи товара - совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товара. В магазинах используются методы самообслуживания, индивидуального обслуживания клиентов, открытого показа товаров, а также методы продажи товаров по образцам и предзаказам.

В целом эффективность логистики предприятия характеризуется обязательным выполнением двух критериев [13, с.66]:

  • обеспечение качества, удовлетворяющего потребителя. Использование данного критерия означает, что каждый работник следует правилу никогда не принимать, не делать и не передавать дефектные изделия или неточную информацию на вход другого процесса;

  • минимизация затрат. Прежде, чем приступить к оптимизации затрат, необходимо научиться выявить потери и нерациональные затраты в логистических процессах на основе сбора и анализа данных. Повышение эффективности означает решение проблемы снижения затрат. Для получения возможности улучшения, необходимо выявить проблему, проанализировать и правильно оценить возможности. При этом оценка должна быть не только самого улучшения, но и последствий, которые затронет изменение в процессе оптимизации. Для этого необходима максимально полная и корректная первоначальная информация.


Ключевыми показателями эффективности (KPI) логистической системы называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной логистической системы, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля. Основные измерители и состав показателей KPI эффективности логистической системы представлены на рисунке 4.


Рисунок 4 – Состав показателей (KPI) эффективности логистической системы
К KPI в общем виде относятся:

  • общие логистические издержки;

  • качество логистического сервиса;

  • продолжительность логистических циклов;

  • производительность;

  • возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Эти показатели можно назвать ключевыми показателями эффективности логистической системы.

Структура показателей (KPI) эффективности информационно-логистической системы является иерархической и адаптивной. Основное свойство звена, как элемента структуры – способность к саморегулированию и взаимодействию на основе использования общих, прежде всего информационных, ресурсов. Таким образом, анализ свойств элементов логистической системы позволяет выделить возникновение новых свойств компонентов системы при создании синергетического эффекта.

В целом в современных условиях, сущность логистики проявляется в рационализации управления материальными потоками. Логистика позволяет хозяйствующим субъектам использовать научно обоснованную методологию управления материальными потоками, решая при этом комплекс задач, связанных с движением ресурсов и готовой продукции на основе информационно-логистического подхода.