ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15
Рис. 3. Зрительный вес элементов в композиции
16
Изобразительное поле, на котором располагается изображе- ние (картина, лист бумаги, холст, пространство стены или по- верхность объемного предмета), также оказывает определен- ное воздействие на изображаемое на нем.
Изображение зави- сит от размера, пропорций сторон и формы поля. Неравноцен- ность поля проистекает из особенностей зрительного восприя- тия.
Так, например, в
прямоугольнике
наиболее активными точками будут точки, лежащие на центральной оси и горизон- тали, пересекающей ее в оптическом центре; точки, лежащие на диагоналях; точки, обозначающие пропорции
«золотого се- чения»; точки, лежащие на границах овала, вписанного в дан- ный прямоугольник.
В
квадрате активны точки, лежащие на диагоналях, точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписан- ной в квадрат, и точка пересечения диагоналей.
В круге активны центр круга и точки вокруг него и располо- женные чуть выше геометрического центра, а также точки, ле- жащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его диагоналях.
В
треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан.
Таким образом, мы видим, что геометрическая фигура сама по себе уже содержит точки, на которых концентрируется вни- мание [3, с.24]. Композиционные схемы, о которых говорилось вначале, строились с учетом основных линий и активных то- чек.
При создании композиции необходимо учитывать
правила
группировок,
впервые сформулированные немецким искусст-
17
Рис. 4. Правила группировок
18 воведом
М.
Вертхеймером: чем больше части какой-либо зри- тельно воспринимаемой модели похожи по какому-то качеству друг на друга, тем сильнее они будут восприниматься как рас- положенные вместе [1, с.80]. Этот прием обусловлен особенно- стями физиологического порога восприятия.
Мозг человека может одновременно воспринять не более 5-7-ми элементов или групп. При большом количестве элементов композиция не вос- принимается как целое и кажется раздробленной.
Потребность
«организовать»,
«группировать» элементы формы является свойством человеческой психики. М. Вертхеймер на этом и сфор- мулировал свой «закон организации».
Правила группировок основаны на применении
«принципа подобия».
Группирующий эффект может возникать в нашем сознании путем «подобия по размерам» (рис. 4, г), «подобия на основе формы»
(рис.
4,
в),
«подобия по скорости»,
«подобия света и цвета» (рис. 4, а), «подобия по расположению» (на- званного
Вертхеймером
«правилом близости или родства»)
(рис.
4, б), «подобия пространственной ориентации» (рис. 4, е), «по- добия по направлению» (рис. 4, д).
Таким образом, используя правила группировок, необходи- мо добиться акцентирования внимания на центральной части плоскости, а используя особенности размещения элементов в различных частях плоскости, необходимо добиться создания эффекта визуального равновесия.
19
РАВНОВЕСИЕ
Одним из важных условий завершенности композиции яв- ляется уравновешенность ее частей относительно композици- онного центра.
Уравновешенность
- важный принцип компо- зиции, означающий расположение изобразительных элементов вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требова- ние к композиции восходит к всеобщему закону тяготения, оп- ределяющему психологическую установку в восприятии рав- новесия.
Равновесие достигается по-разному в симметричной и асим- метричной композициях.
Различают следующие виды равно- весия:
статическое равновесие (рис. 5, а), которое возникает при симметричной ориентации фигур на плоскости;
динами-
ческое
равновесие
- возникающее при асимметричном распо- ложении фигур, т.е. при их сдвиге вправо или влево одновре- менно в нижней или в верхней части плоскости (рис. 5, б). В этом случае достичь равновесия сложнее.
Гармоничная асим- метричная композиция достигается за счет
зрительного
урав- новешивания разных по форме и размерам элементов относи- тельно композиционного центра или четко выраженной оси ком- позиции.
Другим способом достижения равновесия в асиммет- ричной композиции является концентрическое расположение элементов вокруг единого центра, при этом диаметры окруж- ностей могут находиться в ритмических соотношениях, напри- мер, геометрической прогрессии.
20
Если взять такую фигуру, как круг, и расположить его в гео- метрическом центре плоскости, то, казалось бы, должен полу- читься эффект наиболее устойчивого равновесия.
Но зритель- но круг воспринимается сдвинутым немного вниз
(рис.
6,
а).
По законам зрительного восприятия, в силу оптических иллю- зий глаз переоценивает верхнюю часть и недооценивает ниж- нюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, чтобы она каза- лась расположенной в центре, необходимо немного поднять вверх.
Композиционно достичь
статического
равновесия
можно следующими способами:
- расположить фигуры в центре плоскости (рис. 6, г);
- сдвинуть фигуры в верхнюю часть плоскости (рис. 6, б);
- сдвинуть фигуры в нижнюю часть (рис. 6, д).
Также для достижения равновесия имеет значение отноше- ние цвета фигуры и фона. Так, например, теплые цвета воспри- нимаются тяжелее холодных, насыщенные
- тяжелее малона- сыщенных, а чем сильнее контраст между фигурой и фоном, тем больше ее зрительный «вес» и тем меньшего размера надо взять фигуру для достижения устойчивого равновесия.
На вес изобразительных элементов влияет также их форма.
Геометрически правильная форма воспринимается тяжелее, чем неправильная.
Самой тяжелой фигурой является квадрат в ус- тойчивом положении.
Треугольник устойчив в том положении, когда одна его сторона совпадает с горизонталью плоскости.
Динамическое
равновесие
характеризуется взаимодействи- ем разнонаправленных сил.
Например, если расположить в ле- вой части плоскости крупный мотив, то его можно уравнове-
21
Рис. 5. Симметричная композиция: а – статистика, асимметричная композиция: б - динамика
22
Рис. 6. Статистическое равновесие
23 сить одним или несколькими более мелкими контрастными мотивами, расположив их в правой части.
Взаимодействия мо- тивов в динамичной композиции можно достичь, используя сле- дующие типичные схемы:
- в том случае, если мотивы имеют одинаковую форму, размеры и одинаковые повороты, но находятся на разных рас- стояниях друг от друга, то добиться равновесия можно за счет сгущения элементов на одних участках плоскости и разреже- ния на других (рис. 7, а);
- если мотивы имеют разные размеры и находятся на разных расстояниях, то уравновешивать следует размеры элементов
(рис. 7, б);
- если мотивы имеют разные размеры, цвет (или тон), разные повороты и расстояния между ними, то в этом случае важно уравновесить цветовые и тональные отношения (рис. 7, в).
24
Рис. 7. Взаимодействие мотивов в динамичной композиции
25
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР
При создании композиции важно организовать
центр
ком-
позиции
(доминанту).
Е.
Розенблюм дает такое определение доминанте:
«Доминанта
- преобладающий сквозной компонент темы, определяющий требуемое соответствие избираемых ху- дожником формальных приемов особенностям зрительного вос- приятия» [3, с. 3]. Доминировать в композиции должны мотивы и элементы, несущие смысловую нагрузку, особенно в сюжет- ной композиции.
Центр композиции можно выделить следующими средства- ми: формой, цветом, размером, тоном, группировкой или концентрацией элементов, местом расположения
(рис.
8).
Час- то смысловой центр совпадает со зрительным центром, поэто- му самое простое решение, когда он располагается в централь- ной зоне картинной плоскости.
Но центр композиции может смещаться в любую сторону от геометрического центра, если этого требует сюжет композиции. В прямоугольной форме гео- метрический и зрительный центры не совпадают: если компо- зиционный центр будет располагаться в геометрическом цент- ре, то создастся иллюзия падения.
В композиции может быть два композиционных центра, но один из них должен как бы подчиняться другому (рис. 9). Ком-
26
Рис. 8. Организация композиционного центра: а – формой,
б – размером, в – группировкой (концентрацией) элементов,
г – тоном (цветом)
27
Рис. 9.
28
Рис. 10. Выделение участка фона
(композиционная пауза)
29 позиционным центром может служить выделение участка фона, в этом случае роль доминанты выполняет композиционная пау- за, то есть свободное пространство плоскости (рис. 10). Таким образом, композиционным центром может служить не пятно, а участок фона, окруженный пятнами.
Для того чтобы выделить композиционный центр и напра- вить восприятие в нужное русло, необходимо так расположить дополнительные и вспомогательные элементы композиции, что- бы упорядочить движения взгляда, организовать направление к главному сюжетных и пластических линий.
Тяготение к глав- ному в композиции может быть:
- линейное,
когда направление осей элементов, движение линий указывает на композиционный центр (цв вкл. рис. 4, а);
- пластическое,
когда композиция объединяется единой пла- стикой, используется закругление форм и силуэта, когда мыс- ленное направление от одного элемента переходит на другой
(цв вкл. рис. 4, в);
- тональное
тяготение осуществляется за счет усиления тонального контраста при приближении к композиционному центру и смягчения контраста к границам плоскости
(цв
вкл.
рис. 4, б);
- цветовое
тяготение по схеме напоминает тональное, но в этом случае при приближении к главному в композиции усили- вается цветовая насыщенность.
Используя способности зрения быстрее воспринимать про- стые формы и лаконичные, упрощенные силуэты, целесообраз- нее располагать элементы композиции таким образом, чтобы они, выстраиваясь в цепочку, напоминали по своей форме про-
30 стые геометрические фигуры, треугольники, круги, овалы, трапеции.
Таким образом, выбранная схема становится сред- ством композиции, поскольку вносит упорядоченность в ком- позицию, направляет взгляд зрителя, акцентирует и собира- ет главное (рис. 11).
Одним из выразительных средств построения монокомпози- ции является
членение
плоскости
на части.
Композиционную плоскость можно разделить цветом, линиями
(прямыми или кривыми), фактурой
(рис.12).
Членение плоскости на одинако- вые части обеспечивает статику, на неравные - динамику ком- позиции (цв. вкл. рис. 5).
СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ ФОРМЫ
Средствами создания художественной формы
(их также на- зывают композиционными средствами) являются симметрия, асимметрия, пропорции, ритм, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.
С помощью композиционных средств выявляются смысловые связи, например, отношения между предметами или персонажами.
«Симметрия», в переводе с греческого языка, означает со- размерность,
«асимметрия» значит отсутствие соразмернос- ти. Симметричные формы встречаются в природе - форма лис- тьев, снежинок, кристаллов, цветов и т.д. (рис. 13). Очень час- то в природе встречается
зеркальная
(осевая) симметрия, кото- рую еще называют отражением,
- в строении бабочки, цвет- ка...
Зеркальная симметрия возникает при вращении фигуры вокруг оси симметрии.
Симметрия, возникающая при враще-