ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
61
Рис. 20.
62
1 2 3 4
ДОМИНАНТА
В теоретической части дано понятие о доминанте как о глав- ном элементе на плоскости, при котором проявляется его отно- шение к второстепенным деталям как «старшего» к «младшим».
Практические задания по теме «Доминанта» ставят цель создать композиции, в которых второстепенные детали должны служить главному, оттенять, выделять и направлять взгляд зрителя, в первую очередь, на него. Доминанта, в свою очередь, должна отражать противопоставление одного элемента по массе, раз- мерам, форме и положению всем остальным элементам, взаи- модействовать с ними, вести диалог и не должна становиться
«диктатором».
Выполняя практические задания по организации доминан- ты, необходимо добиваться того, чтобы композиции были урав- новешены по массам, элементы композиции не должны быть
«случайно» расставлены на все
«свободные» места плоскости, а организованы в определенной ритмической последовательно- сти. Направление к главному должно быть организовано за счет линейных, пластических и тональных тяготений.
Упражнение
I . Организация доминанты.
Задача:
организовать плоскость листа с целью получить об- раз доминанты, реализованной через: а) размер; б) форму; в) цвет; г) концентрацию элементов на одном из участков плоско- сти; д) одновременное использование вышеперечисленных средств.
Первый вариант получения образа доминанты
- это реали- зация ее через размер. При подобных или одинаковых по фор-
В теоретической части дано понятие о доминанте как о глав- ном элементе на плоскости, при котором проявляется его отно- шение к второстепенным деталям как «старшего» к «младшим».
Практические задания по теме «Доминанта» ставят цель создать композиции, в которых второстепенные детали должны служить главному, оттенять, выделять и направлять взгляд зрителя, в первую очередь, на него. Доминанта, в свою очередь, должна отражать противопоставление одного элемента по массе, раз- мерам, форме и положению всем остальным элементам, взаи- модействовать с ними, вести диалог и не должна становиться
«диктатором».
Выполняя практические задания по организации доминан- ты, необходимо добиваться того, чтобы композиции были урав- новешены по массам, элементы композиции не должны быть
«случайно» расставлены на все
«свободные» места плоскости, а организованы в определенной ритмической последовательно- сти. Направление к главному должно быть организовано за счет линейных, пластических и тональных тяготений.
Упражнение
I . Организация доминанты.
Задача:
организовать плоскость листа с целью получить об- раз доминанты, реализованной через: а) размер; б) форму; в) цвет; г) концентрацию элементов на одном из участков плоско- сти; д) одновременное использование вышеперечисленных средств.
Первый вариант получения образа доминанты
- это реали- зация ее через размер. При подобных или одинаковых по фор-
63 ме элементах композиции один из них будет выделяться разме- ром на фоне остальных (цв.вкл. рис. 9, а). Количество элемен- тов должно быть от 5-ти до 7-ми. Организация доминанты за счет формы означает то, что элемент, исполняющий роль доми- нанты, отличается от остальных элементов композиции фор- мой (цв.вкл. рис. 9, г). Количество элементов - как в предыду- щем варианте.
Следующий вариант организации доминанты
- выделение ее цветом.
При одинаковости формы и размеров композицион- ных элементов один из них отличается от остальных цветом
(цв.вкл. рис. 9, в). Количество элементов- 5-7.
Доминанта может быть организована за счет концентрации
(сгущения) элементов на одном из участков плоскости. Концен- трация элементов создает напряжение на участке, который на- чинает доминировать, и тем самым привлекать внимание зри- теля.
Остальные участки плоскости при этом остаются более разряженными.
Композиция должна быть уравновешенной.
Количество элементов от 10-ти до 15-ти.
Образ доминанты можно получить путем одновременного использования вышеперечисленных средств.
Это означает, что элемент композиции, играющий роль доминанты, выделяется одновременно за счет формы, цвета, размера и т.п. Остальные элементы или мотивы композиции могут быть тождественны или подобны (цв. вкл. рис. 10). Количество элементов - 5-7.
Композиции выполняются в цвете с использованием ясно чи- таемых цветовых гармоний
(контрастных, нюансных, гармонии родственных цветов, монохромных оттенков одного или не- скольких цветов).
64
Размер композиционных вариантов до 12 см по большой стороне.
Материал: тушь, гуашь, цветная бумага.
Упражнение
2.
Усиление и ослабление активности доми-
нанты.
Задача:
на основе выполненных ранее упражнений на орга- низацию доминанты необходимо усилить или ослабить ее ак- тивность.
Для решения этой задачи могут быть использованы следу- ющие варианты:
- введение тоновых или цветовых изменений;
- введение графических трансформаций;
- перегруппировка элементов на плоскости;
- увеличение или уменьшение доминанты по размеру и т.д.
Рассмотрим некоторые из них, например:
использование цветовых или тоновых изменений.
Взяв ранее выполненную композицию, где доминанта была выделена цветом, не меняя композиционную схему и форму эле- ментов, необходимо изменить цвет доминанты на более близ- кий к остальным элементам, тем самым ослабив ее активность, или наоборот
- заменить цвет доминанты на контрастный по отношению к цвету элементов композиции, сделав ее более агрессивной по сравнению с первым вариантом (цв. вкл. рис. 11);
использование изменения размера доминанты.
Доминанту, реализованную через размер, можно сделать менее активной, если уменьшить ее в размере.
Доминирую- щий элемент станет ближе по размеру к остальным элементам композиции, идем самым его активность станет слабее
{цв.вкл.
рис. 12). Возможен и обратный вариант;
65
использование перегруппировки элементов на плоскости.
Перераспределяя элементы на плоскости, можно также до- биться усиления или уменьшения активности доминанты.
Взяв композицию, где доминанта находится в
«тесном» взаимодей- ствии с элементами композиции, необходимо перегруппиров- кой их на плоскости избавиться от такого положения (близкого
«соседства» или наложения элементов на доминанту).
Доми- нанта станет более активной. Чем сильнее «сдавливают» и дро- бят элементы доминанту, тем менее значимой становится ее активность (цв.вкл. рис. 13).
При выполнении упражнений надо стараться, чтобы компо- зиция была цельной, не разваливалась на отдельные части, а доминанта при этом взаимодействовала с остальными элемен- тами.
Выполняя упражнения по данной теме, необходимо проде- монстрировать весь ход работы в соответствии с условиями и требованиями, предъявляемыми к выполнению заданий.
Тех- ника исполнения и размер композиций аналогичны первому упражнению.
Упражнение
3.
Организация
двух
композиционных
цен-
тров.
Задача:
создать в композиции два центра, используя разные параметры: размер, цвет, концентрацию элементов на двух уча- стках и т.д.
Выполняя композиции, следует помнить, что один из обра- зов доминанты должен быть главным (ведущим), а второй ему подчиняться.
Поэтому главный центр должен быть выявлен
66 более активно.
Композиционные центры должны быть взаи- мосвязаны друг с другом посредством использования допол- нительных и вспомогательных элементов композиции и вер- ного расположения их в формате.
Композиция должна быть уравновешенной и цельной, не должна распадаться на две части (цв.вкл. рис. 14).
Выполняется по одному варианту на каждый из параметров.
Упражнение 4.
Организация композиционной паузы.
Задача:
организовать элементы в формате таким образом, чтобы получить композицию без композиционного центра, роль которого чаще всего выполняет элемент
(группа элемен- тов), организованный различными средствами
(цвет, тон, форма и т.д.).
Роль доминанты в данном случае будет выполнять свобод- ное пространство плоскости, так называемая, композиционная пауза. Площадь ее должна быть оправданной, не слишком боль- шой и организующей центр композиции. Элементы могут быть стилизованными, декоративными или условно-геометрически- ми (цв.вкл. рис. 14, б). Количество элементов - любое, в зависи- мости от задуманного сюжета, но при этом композиция не дол- жна быть перегружена.
Решение: в цвете.
Материал: гуашь.
Размер композиций: 8x8 см или 10x10 см.
67
ТИПЫ КОМПОЗИЦИЙ
Задание предусматривает создание композиций открытого и замкнутого типа.
Приступая к выполнению вариантов, необхо- димо хорошо усвоить принципы организации данных компози- ций, их основные отличия.
Открытые композиции чаще быва- ют асимметричными и динамичными.
Замкнутые композиции
- симметричными и статичными.
Упражнение 1
.Замкнутая композиция.
Задача:
используя разные графические элементы, организо- вать плоскость листа с целью получить замкнутую композицию.
Элементы композиции могут носить абстрактный, декора- тивный или геометрический характер.
Компонуя элементы в заданном формате, необходимо стремиться создать замкнутое состояние, для этого все композиционные элементы должны взаимодействовать друг с другом, создавая целостность компо- зиции.
Следует использовать такие приемы, как наложение
(оверлеппинг), врезку, правило группировок.
Необходимо за- ботиться об организации композиционного центра.
Вначале выполняются поисковые эскизы в карандаше с установлением тональных отношений. Итоговый вариант - выполняется в цвете
(цв. вкл. рис.15, а; рис. 16, а).
Техника исполнения: аппликация.
Размер композиций: 10 - 12 см по большой стороне.
Упражнение 2.
Композиция открытого типа.
Задача:
используя разные графические элементы, организо- вать композицию открытого типа.
Упражнение выполняется в
2-х вариантах.
68
Первый
вариант
подразумевает использование композици- онных элементов из предыдущего упражнения.
Необходимо нарушить их композиционные связи, распределить элементы таким образом, чтобы задать им ясно выраженное направле- ние за пределы формата - вправо, влево, вверх, вниз. Компо- зиционный центр в данном случае может отсутствовать
(цв. вкл. рис. 16, б).
Второй
вариант
выполнения композиции открытого типа
- это композиция, использующая другие элементы, они могут быть подобны, нюансны или контрастны и могут носить деко- ративный характер (цв. вкл. рис. 15, б).
Упражнение выполняется в цвете, с использованием цвето- вых гармоний.
Размер композиций: 10 - 12 см по большой стороне.
69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнхейм,
Р.
Искусство и визуальное восприятие
/
Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974.
2. Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: учебное пособие
/
Ю.Я. Герчук. - М.: Учебная литература, 1998.
3. Григорян,
Е.А. Основы композиции в прикладной графи- ке: учебно-методическое пособие для студентов и учащихся высших и средних учебных заведений
/
Е.А.
Григорян.
-
Ереван, 1986.
4. Ермолаева,
Л.П.
Основы дизайнерского искусства: деко- ративная живопись, графика, рисунок фигуры человека
/
Л.П. Ермолаева. - М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
5. Желудков, А.С. Свойства элементов в декоративной и про- странственной композиции / А.С. Желудков. - М., 1977.
6. Казаринова,
В.И. Товароведу о красоте и композиции /
В.И Казаринова. - М.: Экономика, 1973.
7. Козлов,
В.Ч.
Основы художественного оформления тек- стильных изделий / В.Н. Козлов. - М.: Легкая и пищевая про- мышленность, 1981.
8. Коник, М.А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты /
Марк Коник. - М.: Индекс Дизайн, 2003.
9. Логвиненко,
Г.М.
Декоративная композиция
/
Г.М. Логвиненко. - М: Владос, 2004.
10. Львовский,
Ф.
Основы композиции
(симметрия и асим- метрия в художественном текстиле)
/
Ф.
Львовский
//
Юный художник. - 1995.- №4.- С.38-41.