Файл: Декоративной композиции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
Рис. 11. Декоративная композиция и ее схема

32
Рис. 12. Членение плоскости на части: а – статика,
б - динамика

33
Рис. 13. Виды симметрии

34 нии фигуры вокруг центра вращения, называется
центральной.
Наивысшей степенью симметрии обладает шар.
Абсолютная, жесткая симметрия характерна для неживой природы
- крис- таллов
(минералов, снежинок).
Для живой природы характерна неполная симметрия
(квазисимметрия), например, в строении человека.
В изобразительном и декоративном искусстве симметрия яв- ляется одной из форм гармонической структуры художествен- ного произведения.
В
античном искусстве симметрия отожде- ствлялась с идеалами уравновешенности, устойчивости, сораз- мерности пропорций и форм.
Симметрия была признаком це- лесообразной организации форм.
Асимметрия являлась основ- ным композиционным приемом импрессионистов и художни- ков-авангардистов начала XX века.
В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве композиционные структуры можно условно разделить на
сим-
метричные
и
асимметричные.
Симметрия как
композицион-
ный прием в большей степени свойственна произведениям де- коративно-прикладного искусства и архитектуре.
Также сим- метрия широко распространена как один из приемов построе- ния орнамента.
В скульптурных, живописных композициях и графике полная симметрия встречается реже.
Симметричные композиции производят впечатление покоя, равновесия, устойчивости, торжественности, замкнутости.
Са- мая простая симметричная композиция получается с использо- ванием геометрических форм с одной или многими осями.
Асимметричные композиции выражают динамичность, не- уравновешенность, беспокойство, взволнованность.
Главным

35 признаком асимметричной композиции является принцип нео- динаковости, контраста и противопоставления.
В асимметрич- ных композициях главное условие
- обеспечить зрительное равновесие непохожих друг на друга частей.
Современное ис- кусство широко использует асимметричные композиции
- ди- намичные, открытые.
Однако и симметричные композиции в большей или мень- шей степени имеют элементы асимметрии, а асимметричные композиции могут состоять из симметричных элементов, что позволяет добиваться художественной выразительности.
В этих случаях важно, чтобы выразительные средства, подчеркиваю- щие, например, идею статики в симметричных композициях, доминировали над элементами, привносящими динамику.
Та- ким образом, симметрия и асимметрия, дополняя друг друга, становятся качественной характеристикой композиции, ее за- кономерного строения.
РИТМ И МЕТР
Ритм - от греч. rhythmos - мерное течение. В произведениях народного и декоративно-прикладного искусства ритм играет особую роль.
Он является одним из выразительных композици онных приемов построения орнамента.
Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на опреде- лённом ритмическом чередовании их элементов.
Характерис- тикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов, элементов, пространственных поворотов, просветов или интер- валов между ними.


36
В декоративной композиции ритм
- один из важных, орга- низующих, выразительных композиционных приемов.
Это за- кономерное построение, чередование конструктивных элемен- тов, линий, цветовых и световых пятен, масс, форм, размеров, расстояний между формами и т.д. С помощью ритма достига- ется гармоничность, ясность, выразительность образов, четкость восприятия.
Ритм используется как средство организации фор- мы, как связующее средство объединения отдельных элемен- тов в художественное целое.
Ритм всегда вносит организую- щее начало в хаотическое движение. В свою очередь, характер движения в композиции выражается посредством ритма.
Существует
метрический
и
ритмический
порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элемен- тов.
Равенство форм и интервалов образует
простой
метри- ческий ряд, выражающий покой, равновесие (цв. вкл. рис. 6, а).
Поэтому он присущ, прежде всего, статичной композиции.
В
сложном
метрическом ряду развивается несколько метричес- ких повторов, в этом случае чередуются не только элементы, но и группы элементов (цв. вкл. рис. 6, б).
Существуют определенные границы в восприятии метричес- кого ряда.
Метрический ряд, составленный из минимального количества элементов
-
3-х, воспринимается как нечто завер- шенное. Если добавить еще несколько элементов, то ряд из за- вершенного превратится в бесконечный. 3-5 повторов - еще не ряд, так как такое количество элементов можно подсознатель- но подсчитать. Если же количество элементов больше 6-7, то

Рис. 1. Зиновьев Н.М. «Конек-горбунок». Палех.
Композиция построена на основе иконописных традиций.
Вокруг центральной сцены расположены ключевые
Сюжеты сказки

Рис. 2. Дадыкин. А.А. «Демьянова уха». Палех.
В композиции использовано ярусное построение.
Декоративность композиции подчеркнута орнаментальным обрамлением

Рис. 3. Типы композиций: а – закрытая,
б – открытая

Рис. 4. Организация элементов в композиции

Рис. 5. Членение плоскости на части (динамика)

Рис. 6. Метр и ритм в композиции

Рис. 7. Симметричная композиция

Рис. 8. Ритмическая организация элементов в монокомпозиции


Рис. 9. Организация доминанты

Рис. 10. Организация доминанты

Рис. 11. Усиление и ослабление доминанты

Рис. 12. Усиление и ослабление доминанты

Рис. 13. Два композиционных центра

Рис. 14. Композиционная пауза

Рис. 15. Замкнутая композиция

Рис. 16. открытая композиция

37 они воспринимаются как группа.
Для того, чтобы метрический ряд выглядел завершенным, он должен иметь начало и конец.
Добиться этого можно при помощи
акцентирования
элемен- тов, расположенных по краям метрического повтора.
Ритмический порядок характеризуется
возрастанием
или
убыванием элементов, форм или интервалов (цв. вкл. рис. 6, в).
Динамический ритмический ряд можно построить следующи- ми способами:
- увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
- возрастанием или убыванием интервала, но при одинако- вых элементах;
- одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или ин- тервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.
Ритм выражает динамику, внутреннюю напряженность дви- жения элементов.
Направление движения может быть прямо- линейным-горизонтальным или вертикальным, диагональным, круговым, веерным или спиральным и волнообразным.
Таким образом, создается сложный ритмический порядок.
Примером сложного динамичного ритма может служить кривая, постро- енная по закону геометрической прогрессии.
Гармонизирован- ный ее вариант, названный И.-В. Гёте «кривой жизни», очень часто используется художниками в творческой деятельности.
Метр и ритм могут взаимно сочетаться.

38
ПРОПОРЦИИ
Пропорции
в искусстве
- это определенная соразмерность элементов, согласованная система отношений частей произве- дения между собой и целым, придающая произведению гармо- ническую завершенность.
Пропорции и пропорциональные от- ношения играют важную роль и в изобразительном, и в деко- ративно-прикладном искусстве.
Они определяют выразитель- ность любой композиции.
Пропорциональные отношения ве- личин
(линейных размеров, площадей, тональных отношений и др.) могут быть основаны на равенстве частей и неравенстве
(контраст).
Пропорциональные отношения, основанные на ра- венстве, производят впечатление покоя, статики. Во втором слу- чае - вызывают ощущение динамики. Особо важную роль про- порциональные отношения играют в архитектуре.
Поисками законов выведения пропорций занимались в
Древ- нем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и др. Последовате- ли древнегреческого ученого
Пифагора пытались дать математическое обоснование красоте.
Они изучили пропорции человеческого тела и создали математический канон красоты, по которому скульптор Поликлет создал своего Дорифора. Вли- яние пифагорийского учения о пропорциях испытали на себе ученые средневековья, наука и искусство эпохи
Возрождения,
Нового времени вплоть до наших дней.
Исследованиями про- порций занимались
Витрувий,
Леонардо да
Винчи,
Альберти,
Ле Корбюзье и др. Большинство из этих авторов использовали метод математического анализа.


39
Классическим примером гармоничного соотношения деле- ния пропорций является
«золотое сечение», которое было ос- новополагающим в эпоху античности.
Но впервые термин
«зо- лотое сечение» был введен в обиход в эпоху Возрождения Лео- нардо да
Винчи.
Математически это выражается в отношениях
1/0,618=0,618/0,382=1,61.
Ряд золотого сечения представлен сле- дующими величинами: 0,146- 0,236 - 0,382 - 0,618 -1,00 - 1,618
- 2,618 и т.д. Приближенное выражение этого ряда в целых чис- лах образует новый ряд, названный по имени итальянского ма- тематика Фибоначчи: 2 – 3 – 5 – 8 – 1 3 - 2 1 - 34 - 55 и т.д.
Пропорцию
«золотого сечения» называли еще
«божественной пропорцией».
Современные исследователи обнаруживают пропорции зо- лотого сечения при описании строений растений, например, в расположении семян подсолнуха, в строении раковин, пропор- ций тел животных, птиц, человека и даже в устройстве вселен- ной и т.д. На основе пропорций «золотого сечения» строится
«спираль Жизни» (рис. 14). Если отсечь от прямоугольника «зо- лотого сечения»
(з.с.) квадрат, то останется меньший прямоу- гольник, стороны которого будут находиться в отношении з. с.
Разбивая этот прямоугольник на квадрат и еще меньший пря- моугольник, снова получим прямоугольник з.с. и так далее до бесконечности.
Соединив вершины квадратов кривой, получим логарифмическую кривую, называемую
«кривой развития» или
«спиралью жизни».
Таким образом, изучение законов гармо- нии в природе созвучно объективным законам восприятия.
Пропорционирование связано с понятиями соразмерности и меры. Одним из способов соизмерения целого и его частей яв-

40
Рис. 14. Пропорции

41 ляется
1   2   3   4

модуль. Модуль (лат.) означает - мера. Модулем может лужить любая мера длины.
Широко используется модуль в прикладной графике при конструировании книг, каталогов, жур- налов, проспектов, при проектировании графического фирмен- ного стиля, для конструирования различных знаков, знаков ви- зуальных коммуникаций, товарных знаков и т.д.
В основе модульных сеток чаще бывает положен квадрат, ко- торый является очень удобным модулем.
Квадрат используется для форматов альбомов, детских книг.
Для деловой документации используется прямоугольник, об- ладающий удивительными свойствами: при делении пополам он не меняет своих пропорций. На этой основе был разработан стандарт, известный как стандарт доктора
Порстмана, который принят в 17-ти европейских странах. Это формат 841x1189 мм и площадью 1м
2
КОНТРАСТ. НЮАНС. ТОЖДЕСТВО
В композиции каждый отдельный ее элемент находится во взаимосвязи с другими элементами или формами.
Взаимосвязи элементов композиции могут строиться по трем вариантам:
контраст, нюанс и тождество.
Наиболее активным и выразительным является контраст.
Кон- траст - это резкое различие между двумя однородными свой- ствами.
И.
Иттен называет 24 вида контрастирования: большое
- маленькое, длинное
- короткое, широкое
- узкое, тонкое
- толстое, много - мало, прямое - кривое, острое - тупое, высо- кое - низкое, точка - линия - плоскость - объем, горизонталь-

42 ное - вертикальное - диагональное - круглое, гладкое - шеро- ховатое, твердое - мягкое, покой - движение, тяжелое легкое, прозрачное
- непрозрачное, постоянное
- дискретное, жидкое
- твердое [8, с.50]. Сюда можно добавить и контраст по цвету.
Контраст привлекает внимание к форме за счет резкого ее вы- деления, поэтому с помощью контраста легко выделить компо- зиционный центр.
Контраст усиливается при соединении не- скольких противоположных характеристик, например, темное пятно с фактурной поверхностью на светлом гладком фоне. При использовании контраста необходимо соблюдать меру, так как очень сильный контраст может визуально разрушить форму.
Нюанс-противоположность контраста.
Термин
«нюанс» оз- начает
«едва заметный переход».
Нюансные отношения, сбли- женные по форме, тону, цвету, фактуре, объему, размеру, обога- щают композицию игрой оттенков, деталей.
Нюанс усиливает звучание близких по характеристике форм тем, что многократ- но, с небольшими изменениями их повторяет.
Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фак- туре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Этими средствами композиции художник пользуется, руко- водствуясь тем, что в композиции необходимо подчеркнуть, а что, наоборот, смягчить или сгладить. Контраст и нюанс допол- няют и обогащают друг друга, контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру, а нюанс смягчает контраст. Их можно ис- пользовать в одной композиции, например, если выделить ком- позиционный центр за счет контраста, то второстепенные эле-