ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
43 менты будут взяты в нюансных между собой отношениях. По впечатлению контрастная композиция более активна, заметна и эффектна, а нюансная
- предполагает внимательное рассмат- ривание, вызывает чувство уравновешенности и покоя.
44
ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ
Построение композиции сталкивается с таким интересным явлением, связанным с особенностями зрительного восприятия, как оптические иллюзии.
Оптической иллюзией называется не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета вследствие особенностей строения зри- тельного аппарата человека. Проще говоря - неверное представ- ление реальности.
Оптические иллюзии связаны с переоцен- кой вертикальных размеров по сравнению с горизонтальными, зрительным искривлением прямых при пересечении их наклон- ными или при сопряжении с циркульными линиями и т.д.
Примеров оптических иллюзий может быть множество.
Поле с поперечными полосками кажется более низким, чем поле с продольными (рис.15, а).
Рис.
15,
б
-
иллюзия
Мюллера-Лайера проявляется в том, что одинаковые отрезки прямых, заканчивающиеся различны- ми углами, кажутся неравными.
На рис. 15, в - прямые линии в действительности параллель- ны, на рис. 15, г - квадрат кажется искаженным.
Решетка
Геринга: на пересечении всех белых полос, за ис- ключением того пересечения, на котором фиксируется взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна (рис. 16, а).
Некоторые иллюзии связаны с законом контраста, согласно которому элементы или предметы воспринимаются в сравне- нии с окружающими предметами. Рис. 16, б иллюстрирует ил- люзию Эббингауза: площадь кругов в центре в окружении ма- лых и больших кругов одинакова.
45
Рис. 15. Оптические иллюзии
46
Рис. 16. Оптические иллюзии
47
ЦВЕТ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
При выполнении упражнений студенты опираются на зна- ния, полученные в курсе
цветоведения.
Цветовое решение иг- рает такую же важную роль, как и общее композиционное ре- шение.
В декоративном искусстве цвет рассматривается как мощное средство художественной выразительности.
Цветовую композицию можно определить как равновесие различных по форме, цвету и интенсивности масс.
Чтобы создать уравнове- шенную в цветовом отношении композицию необходимо при- держиваться следующих правил:
1. Использовать небольшое количество цветов.
В декоратив- ной композиции доминировать может один, два, реже, три цве- та. Использование в композиции множества цветов и цветовых оттенков ведет к нарушению равновесия и цветовому хаосу.
2. Чтобы выделить композиционный центр, необходимо ис- пользовать цвета, которые не встречаются в других частях ком- позиции.
3. Необходимо четко определить вид цветовой гармонии.
Гармонические цветовые сочетания можно разделить на
кон-
трастные и нюансные. Контраст может быть хроматическим и светлотным.
Нюансные гармонии могут строиться на основе цветов одного цвета, но разного оттенка, из цветов разного тона, но расположенных близко в цветовом круге.
Также нюансные ряды могут строиться на сочетании ахроматических цветов или хроматических и ахроматических.
Гармонические цветовые сочетания можно построить на основе:
- сочетания ахроматических тонов
(белых, черных и серых);
48
- сочетания однотоновых
(монохромных) цветов, их также можно дополнять ахроматическими цветами;
- сочетания родственных цветов
(цветов одной четверти цве- тового круга);
- сочетания родственно-контрастных цветов;
- сочетания контрастных или дополнительных цветов.
С помощью ахроматических тонов возможно создание изыс- канных и строгих композиций.
Монохромные сочетания явля- ются самым простым видом цветовой гармонии. Сочетания род- ственных цветов дают спокойную и выдержанную гамму. В ком- позициях, построенных на сочетании контрастных и дополни- тельных цветов, важно найти пропорциональные отношения цветовых пятен, так, чтобы дополнительные цвета не были взя- ты в одинаковых количествах, иначе композиция распадётся на части.
Соотношение масс контрастных цветов
(светлых и тем- ных, холодных и теплых) чаще приближается к пропорциям золотого сечения.
Ритмическая организация цветовых пятен также является очень важным средством в композиции.
49
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО КОМПОЗИЦИИ
В целях закрепления теоретических знаний по композиции, полученных в лекционном курсе, студентам предлагается вы- полнить ряд упражнений, связанных с принципами, приемами и средствами построения декоративной композиции.
Практические задания должны закрепить понятия об основ- ных элементах композиции, без которых не может быть созна- тельного подхода к творчеству В то же время их изучение не является самоцелью и не дает готовых рецептов, а является лишь помощью в самостоятельной работе, сокращает пути поиска решения и помогает более грамотно пользоваться выразитель- ными средствами изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
Упражнения строятся на основе представлений, интуиции, ассоциативного мышления, а также на основе изучения и ана-
лиза натуры. В этом состоит отличие сочинения декоративной юмпозиции от станковой композиции, где работа ведется не- посредственно на материале натуры.
50
Многообразные задачи компоновки элементов на плоско- сти решаются при помощи оперирования простыми геометри- ческими элементами: точкой, линией, пятном и стилизованны- ми в сторону наибольшего упрощения изобразительными фор- мами.
Условия и общие требования, предъявляемые к выпол-
нению практических заданий по композиции:
1. Знание теоретического курса.
2. Соблюдение правил композиционных поисков:
- формальный характер композиционных поисков;
- схематичность и плоскостное решение;
- использование разнообразных графических приемов на эскизной стадии и в окончательном варианте;
- соблюдение пропорциональной точности при переносе и при увеличении эскизов для окончательных вариантов;
- правильный выбор формата в зависимости от поставлен- ной задачи;
- для корректировки композиции необходимо периодически располагать формат, меняя его положение, из горизонтального в вертикальное.
3. Декоративность окончательной композиции.
4. Свободное решение задач, выходящих за рамки стерео- типных решений.
5. Гармоничность замыслов, идей, образов и средств выра- зительности композиционного решения.
6.-Стилизации изображения.
51 7. Выбор материала и инструментов в соответствии с постав- ленной задачей.
8. Качество выполнения.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД КОМПОЗИЦИЕЙ
1. Выполнение поисковых эскизов и схем в карандаше для нахождения оптимальной композиции: линейное и тоновое ре- шение.
2. Выбор оптимальной композиции.
3. Точный перенос с эскиза или построение окончательного варианта.
4. Выполнение композиции в графике или в цвете в зависи- мости от поставленной задачи.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
1. Бумага белая и цветная, картон различных сортов.
2. Изобразительные материалы: акварель, тушь черная, гу- ашь, темпера.
3. Инструменты:
- кисти
(колонковые, беличьи, из искусственного волоса), круглые и плоские, разных номеров;
- перо стальное ученическое;
- гелевые ручки;
- палочки деревянные;
- трубочки стеклянные;
- рейсфедер;
52
- рапидограф;
- циркуль;
- линейка;
- угольник.
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ В КОМПОЗИЦИИ
(статическая, динамическая)
Уравновешенность композиции зависит от распределения масс композиции относительно ее центра, при этом элементы должны быть сбалансированы между собой.
В теоретической части уже говорилось о том, что изначально обладает качеством уравновешенности симметричная композиция.
В симметричной композиции главная ось совмещается с осями симметрии
(ста- тика).
Ось композиции
- это условная линия, визуально восприни- маемая в качестве главной, которая объединяет вокруг себя фигуры (элементы) в единое целое, что дает ощущение стабиль- ности.
При выполнении упражнений на данную тему необходимо уделить особое внимание построению динамических компози- ций, которым свойственна асимметричная композиционная схема, а осей композиции может быть несколько (главная и вто- ростепенные оси композиции).
Упражнение 1.
Равновесие в композиции.
Задача:
создать уравновешенную композицию, используя только точку и линию.
Данные элементы приблизительно обозначаются как нечто геометрическое, а поэтому точка может представлять собой круг,
53 кляксу, компактное пятно. То же касается и линии, которая не
Обязательно должна быть геометрически правильной, она мо- ет быть прямой, кривой, зигзагообразной. В то же время не- бходимо следить за тем, чтобы не перейти ту грань, когда ли- ния превращается в пятно или плоскость.
Выполняя задание, необходимо найти соотношение между точкой, линией и плоскостью листа и соотношение величины очки с величиной линии на плоскости.
Композиция должна быть уравновешенной, а элементы находиться на местах, не вызывающих сомнения, с учетом сложности формы и их ус- тойчивости.
Располагать элементы следует таким образом, что- бы тональные контрасты равномерно распределялись по всей композиции, создавая определенную ритмическую последова- тельность. Необходимо заботиться об организации доминанты.
Выполняются два варианта композиции (рис.17).
Первый
вариант:
статичная композиция, формат: квадрат
6x6 см или 8x8 см.
Второй
вариант:
динамичная композиция, формат свобод- ный.
Выполняются варианты в карандаше, затем наиболее удач- ный вариант в ахроматической гамме.
Материал: тушь, гуашь.
Упражнение 2.
Равновесие в композиции.
Задача:
используя в качестве мотивов геометрические фор- мы
(круг, квадрат, прямоугольник, сегмент и т.д.), получить уравновешенную композицию.
При выполнении задания следует учитывать, что от формы предмета зависит его вес в композиции. Выполняются два ва- рианта.
54
В
первом
варианте
необходимо выдержать принцип стати- ческого равновесия.
Создать правильно построенную компози- цию из простых геометрических форм или приближенных к ним, найти их точное место в композиции с учетом их форм и устой- чивости, уравновесить светлые и темные пятна (рис. 18, а, б).
Второй
вариант
предполагает создание динамической урав- новешенной композиции путем компоновки элементов с уче- том их формы и с сохранением равновесия.
В композиции необходимо создать иллюзию движения, ис- пользовать активный контраст в размерах между элементами, остроугольные формы и различные повороты (рис. 18, в, г).
Решение окончательного варианта
- в ахроматической гам- ме, с предварительной разработкой эскизов в карандаше.
Материал: тушь, гуашь черная.
Размер композиций: 6x8 см или 8x10 см.
СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ
Цель упражнений по данной теме
- закрепить полученные теоретические знания на практике.
Выполняя их, необходимо помнить, что симметрия - одно из самых сильных композици- онных средств, обеспечивающих целостность и уравновешен- ность.
Асимметрия
- противоположное симметрии понятие, под которым подразумевается
«неустойчивость»,
«напряжен- ность», «устремленность» и т.д.
Упражнение 1.
Симметричная композиция.
Задача:
двумя или несколькими элементами организовать симметричную, устойчивую композицию.
В композиционной организации плоскости допускаются нюансные отклонения от абсолютной симметрии и небольшие
55
Рис. Равновесие в композиции
56
Рис. 18. Равновесие в композиции
57 преобразования, но при сохранении структуры построения, рисущей симметричной композиции, а это значит: законо- ерное расположение элементов композиции относительно сей, линий структурного плана плоскости (рис. 19, а; цв. вкл.
рис. 7).
Элементы композиции: стилизованные, декоративные.
Решение: в графике и в цвете.
Размер композиций: 10x10 см или 12x12 см.
Упражнение 2.
Асимметричная композиция.
Задача:
организовать асимметричную композицию путем преобразований в композициях, полученных в первом упраж- нении.
Задание предусматривает организацию визуального равно- весия несимметричных частей композиции относительно цен- тра или оси. Важно добиться в композиции единства и целост- ности, найти взаимодействие главного и второстепенного.
Преобразования должны быть направлены на нарушение композиционных связей между элементами.
Вследствие этого нарушатся симметрия, устойчивость в композиции, появится элемент динамики (рис. 19, б).
Решение композиции: в графике и в цвете.
Размер композиций: 10x10 см или 12x12 см
58
Рис. 19.
59
РИТМ
Данная тема предусматривает освоение на практике основ- ных приемов создания выразительной организации формы или группы форм в метро-ритмическом порядке
(метр) и ритми- ческую организацию элементов в монокомпозиции.
Упражнение
1. Организация метрического ряда.
Задача:
организовать плоскость листа с целью получить простой и сложный метрические ряды.
При составлении композиции используются простые геомет- рические, или близкие к ним по форме, декоративные элемен- ты. Сначала необходимо выбрать наиболее выразительный и ин- тересный элемент и образовать из него несколько вариантов форм
(рис.
20), затем на основе наиболее удачных вариантов составить: сначала простой метр, а потом сложный метричес- кий ряд. Композиция должна носить раппортный характер.
В процессе работы студентам следует найти интересный ритмический строй.
Необходимо обратить внимание на ра- венство форм и интервалов при организации простого мет- рического ряда, изменение интервалов и чередование не- скольких форм при повышении сложности ритма
(сложный метр) (цв.вкл. рис.6, а, б).
Техника выполнения: аппликация.
Решение в двух вариантах: черно-белое и в цвете.
Размер композиций: ленточная или фризовая
-
6x20 см, сетчатый орнамент 12x12 см.
Материал: тушь, гуашь.
60
Упражнение
2.
Ритмическая
организация
элементов
в
монокомпозиции
Задача:
организовать плоскость листа системой графичес- ких элементов с целью получить ритмически выстроенную ком- позицию.
Упражнение позволяет определить различие в построении метрического ряда, выражающего статику, и ритмического по- рядка, выражающего динамику.
Кроме того, дает понять, что ритмическая организация элементов в композиции есть четко видимая изменяемость
(без скучного чередования элементов) от большего к меньшему или наоборот.
Композиция может состоять из двух или более слоев. Наи- более простой вариант ритмически организованной плоско- сти - это ровный фон и наложенные на него элементы в оп- ределенном направленном ритме с определенной скоростью
(цв. вкл. рис. 6, г).
Второй вариант ритмически организованных элементов пре- дусматривает организацию фона
(базисной композиции) и на- ложение на него второго композиционного слоя - контрастного
(или нюансного) по своим связям с первым. Достигается это за счет пластики элементов (цв. вкл. рис.6, в). Элементы компози- ций могут быть геометрическими или стилизованными деко- ративными (цв. вкл. рис. 8).
Композиции должны быть динамичны и уравновешенны.
Выполняя их, необходимо добиваться декоративности и наи- большей выразительности.
Выполняется два варианта.
Размер композиций: от 8 см до 15 см по большой стороне.
Материал: гуашь, цветная бумага.