Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этом году учащиеся продолжат изучение природоведения. Учитель говорит, что на этих уроках дети научатся находить нап­равления на местности, узнают о природе и труде людей своей области (края, республики), об использовании и охране природы, познакомятся с правилами охраны и укрепления своего здоровья. Затем в ходе беседы выясняется название области и областного (краевого, республиканского) центра — города, название нашей страны и столицы.

В течение всего учебного года четвероклассники будут вести наблюдения в природе и фиксировать их в дневниках наблюде­ний и общеклассном календаре природы и труда. Учащиеся про­сматривают дневники, отмечают, что в них много общего с днев­никами, с которыми они работали в III классе. По заданию учителя дети читают текст в начале дневника, откуда узнают о том, как они будут вести наблюдения в природе и фиксировать их. Учитель предлагает вспомнить, как учащиеся отмечали погоду в прошлом году. В этом году дети будут отмечать погоду каждый день не только в общеклассном календаре, но и в дневнике наблюдений. Уже на уроке можно записать температуру воздуха. Облачность и осадки дети отметят вечером дома. Графа «Ветер» пока остается свободной. Она заполняется после знакомства детей со сторонами горизонта и флюгером.

Затем учащиеся знакомятся с календарем природы и труда, сравнивают его с календарем, который вели в III классе, находят общие и отличительные черты. В календаре уже кто-то из учащих­ся начал отмечать погоду с 1 сентября. Учитель называет того, кто будет отмечать наблюдения в календаре начиная с ближайшего понедельника.

Далее детям предлагается вспомнить правила поведения в при­роде, объяснить, почему природу надо охранять.

Закрепление материала урока можно провести по вопросам и заданиям для повторения, данным к этому уроку в учебнике, и подвести учащихся к выводу по изученному. Учащиеся сравнивают свой вывод с выводом учебника.

Домашнее задание. Знать название нашей страны и ее столицы, своей области (края, республики) и ее центрального го­рода; подготовить материал о том, что изучает природоведение; написать в свой домашний уголок «Режим дня» и продумать ответ о значении режима дня (учебник, с. 4—6). Назвав страницы учеб­ника, учитель объясняет, как надо работать с учебником дома, ис­пользуя рекомендации по работе с учебником, раскрытые в данном разделе. Поэтому на этом уроке следует отвести на домашнее за­дание чуть больше времени, чем обычно. Далее учитель дает для выполнения к следующему уроку задания из учебника, называет задания для наблюдений в природе из дневника наблюдений на предстоящую неделю.

ТЕМА УРОКА «ГОРИЗОНТ. ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА»

Цель урока: дать учащимся представление о горизонте, линии горизонта, об изменении горизонта при подъеме и движении в стороны, основных сторонах горизонта; формировать умения нахо­дить горизонт и линию горизонта. Оборудование: таблица «Плоская равнина», диафильм «Как ориентироваться на местности», транспарант к кодоскопу «Изменение горизонта при подъеме».

Ход урока. 1-й вариант — урок проводится на местности в солнечный день.

Урок желательно начать в классе краткой характеристикой погоды за прошедшую неделю по результатам наблюдений (за­метим, что эта работа должна проводиться на каждом уроке в его начале или конце). Затем учитель предлагает детям выбрать поме­щенные в дневнике приметы погоды для наблюдений. Сразу же следует дать задание записать порядковый номер приметы в таб­лицу к этому заданию.

Повторение (о видах повторения и методике его прове­дения см. раздел «Природоведение» в книге для учителя «Обу­чение в 3 классе») можно провести в ходе фронтальной беседы по следующим вопросам: что будем изучать на уроках природоведе­ния в IV классе? Почему надо знать и выполнять правила охраны природы? Какие наблюдения в природе вы будете вести в этом году? Почему надо наблюдать природу? Как называется наша область (край, республика)? Как называется главный город нашей области (края, республики)? Как называется наша страна? Какой го­род является столицей нашей страны?

На местности учитель предлагает учащимся осмотреться, наз­вать предметы, которые они видят вокруг себя, указать, какие из них находятся дальше, какие ближе к ним. Обобщая ответы де­тей, учитель дает понятие о горизонте как о видимой вокруг нас местности. Затем обращает внимание детей на границу горизонта. Это линия, где нам кажется, что небо как будто сходится с зем­лей. Учитель вводит понятие линии горизонта. Учащиеся прослежи­вают линию горизонта и отвечают на вопрос, какую по форме линию она напоминает. Какую форму имеет горизонт? В ходе этих наблюдений учащиеся убеждаются, что горизонт имеет форму кру­га, а линия горизонта — окружности. Детям предлагается подняться на какое-либо возвышение и сказать, можно ли увидеть вдали предметы, которые не были видны при первом наблюдении. Ответ будет утвердительный. Далее учащиеся переходят на другое место и обнаруживают, что с этого места видны другие предметы, чем при первоначальном наблюдении. Делается вывод, что при подъеме и при движении в стороны горизонт изменяется. Учащиеся по заданию учителя приводят примеры из своего жизненного опыта об изменении горизонта при подъеме, при переходе (переезде) с одного места на другое. Если на местности нет удобного и без­опасного для подъема возвышения, то материал об изменении горизонта при подъеме разбирается в классе с использованием наглядных пособий.



Закрепление материала можно провести уже в классе по воп­росам и заданиям для повторения, данным в учебнике, отгадать загадку и объяснить свою отгадку, подвести детей к выводу и срав­нить с выводом учебника.

Домашнее задание. Подготовить материал о горизон­те, линии горизонта, знать названия основных сторон горизонта (учебник; с. 7—11). Выполнить задания учебника на с. 11.

2-й вариант— урок проводится в классе. Повторение материала проводится, как и в 1-м варианте. Изучение нового материала можно начать с беседы по воп­росам к уроку, данным в учебнике. Затем по возможности можно предложить учащимся посмотреть в окно, назвать предметы, кото­рые они видят. Дети перечисляют предметы, находящиеся в поле зрения, и отмечают, что одни из них находятся ближе, другие— дальше От них. Если формирование представлений о горизонте и ли­нии горизонта нельзя начать с наблюдений, можно аналогичную работу провести по таблице «Плоская равнина» и рисункам учебника. Учителю надо иметь в виду, что под влиянием бытовых представлений о горизонте дети путают горизонт и линию горизонта. Поэтому при формирований понятия «горизонт» надо акцентировать внимание детей на том, что горизонт—это вся местность, которую они видят вокруг себя, а линия горизонта — это линия кажущегося соединения Земли и неба. Полезно при работе с таблицей и рисунком учебника предложить детям назвать предметы, которые они видят на местности на горизонте, показать указкой линию кажущегося соединения неба с землей. Так формируется представление о горизонте и линии гори­зонта. Слова «горизонт» и «линия горизонта» учитель записывает на доске.

Далее разбирается вопрос: какую форму имеет горизонт и ли­ния горизонта? Чтобы детям было легче ответить на этот воп­рос, демонстрируется кадр 7 из диафильма «Как ориентироваться на местности»; Дети убеждаются, что горизонт имеет форму круга, а линия горизонта — окружности. На следующем кадре дети еще раз показывают горизонт и линию горизонта.

Затем учитель задает учащимся следующий вопрос: что нуж­но сделать, чтобы рассмотреть предметы, которые скрыты от нас другими предметами? (Подойти к этим предметам ближе или под­няться выше.) Значит, при подъеме мы будем видеть дальние 'предметы, т. е. увидим дальше. Для подтверждения вывода учитель демонстрирует через кодоскоп транспарант «Изменение горизонта при подъеме» и делает необходимые комментарии. Знания об измене­нии горизонта при движении в сторону можно дать по учебнику, Используя одноименный рисунок и вопросы к нему. В заключение этой работы делается вывод, что горизонт изменяется при подъеме и движении в сторону.


Знакомство со сторонами горизонта можно провести так же, как в 1-м варианте. Только предметы надо называть те, которые дети видят в классе. Закрепление материала урока и домашнее задание проводятся, как и в 1-м варианте.
ТЕМА УРОКА «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО СОЛНЦУ»

(урок проводится на местности)

Цель урока: дать первоначальное понятие об ориентиро­вании, формировать умение определять стороны горизонта по Солн­цу, познакомить учащихся с флюгером, промежуточными сторонами горизонта.

Оборудование: флюгер (на географической площадке), камушки или кусочки битого кирпича, палочки или мел, диафильм «Как ориентироваться на местности».

Примечание. Расписание в этот день надо построить так, чтобы провести урок в период от 12 ч 30 мин до 13 ч 30 мин. День должен быть солнечный.

Ход урока. Специальное время на повторение знаний прош­лого урока не выделяется. Эта работа выполняется в ходе изуче­ния нового материала или на последующих уроках.

Изучение нового материала можно начать с беседы о том, как найти в незнакомом месте нужный дом, улицу, правильную до­рогу. Возможные ответы детей: спросить у прохожих, узнать в справочном бюро и др. А если человек в лесу? Рядом нет людей! Как же быть? Дети затрудняются с ответом. Учитель сообщает, что надежным помощником в таких случаях может быть знание сторон горизонта. Учащиеся показывают горизонт и линию горизон­та. Если показать горизонт и линию горизонта нельзя, то детям предлагается сказать, что такое горизонт и линия горизонта, какие они знают стороны горизонта.

«Научиться определять стороны горизонта можно по Солнцу. В какой стороне в полдень находится Солнце? (В южной.) Встаньте спиной к солнцу. От вас падает тень. Она показывает направление на север. Расставьте руки в стороны. Слева от вас запад, справа восток».

После такого объяснения можно провести небольшую игру на закрепление умения определять основные стороны горизонта. Класс делится на четыре группы. Всем учащимся первой группы присваи­вается № 1, второй—№ 2 и т. д. Все группы последовательно выстраиваются в одну шеренгу: сначала все ребята под № 1, затем под № 2 и т. д. По сигналу учителя ребята под № 1 должны повернуться лицом на север, под № 2 — на запад, под № 3 — на юг, под № 4 — на восток. Выигрывает та группа, в которой большее количество ребят за установленное время (на­пример, за 1 мин) правильно определят заданную сторону гори­зонта. Игру можно повторить четыре раза, меняя группам зада­ния. Можно изменить первоначальную фигуру: выстроить детей не в шеренгу, а четырехугольником, колонной и т. д.


Чтобы стороны горизонта можно было определить не только в полдень, а в любое время дня, на природоведческой или геогра­фической площадке можно указать направления сторон горизонта. Для этого на песке или земле вычерчивают круг радиусом пример­но 0,5 м. В центр круга встает ученик. От него падает тень. По те­ни проводят линию до пересечения с окружностью. Это линия се­вер — юг. Ученик вытягивает руки в стороны. Параллельно им на земле вычерчивают другую линию. Учащиеся уже знают, что это линия запад — восток. Чтобы проведенные на земле направления со­хранить для дальнейших наблюдений, их выкладывают камушками или битым кирпичом. Для закрепления знаний о сторонах горизонта можно предложить ряд вопросов такого типа: какие предметы вы ви­дите к западу от вас? Какие к востоку? Если встать лицом к югу, то какие стороны горизонта будут сзади, справа, слева? Тоже к вос­току? И т. д. Отдельным учащимся учитель предлагает определить: в каком направлении от школы они идут домой? в школу? И т. п.

На земле (песке) получились четыре линии, показывающие ос­новные стороны горизонта. Можно ли провести еще линии между основными? Учащиеся отвечают утвердительно, и четыре человека по заданию учителя проводят эти линии. Учитель называет про­межуточные стороны горизонта и знакомит учащихся с записью их на бумаге. Это можно сделать палочкой на мягком грунте или мелом на асфальте.

Дети научились определять стороны горизонта. А как же по ним находить направление своего движения? Сначала нужно определить, где сейчас находится человек, в каком направлении от него север, запад, юг, восток. Далее проводится практическая работа, с -описанная в учебнике к этому уроку.

На основании практической работы дается первоначальное по­днятие об ориентировании. В заключение урока следует познакомить учащихся с флюгером.

По возвращении в класс учитель сообщает, как стороны горизонта изображают на бумаге. Затем дети знакомятся по «Днев­нику наблюдений», как отмечать направление ветра.

Для закрепления материала классу можно продемонстрировать кадры 1, 2, 9, 12 диафильма «Как ориентироваться на местности». Предварительно учитель ставит вопрос: о каких способах ориен­тирования на местности рассказано в диафильме?

Домашнее задание. Подготовить материал об ориен­тировании на местности по Солнцу (учебник, с. 12—15). Выполнить задания на с. 15 учебника. Продолжать наблюдения за погодой.