ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В этом году учащиеся продолжат изучение природоведения. Учитель говорит, что на этих уроках дети научатся находить направления на местности, узнают о природе и труде людей своей области (края, республики), об использовании и охране природы, познакомятся с правилами охраны и укрепления своего здоровья. Затем в ходе беседы выясняется название области и областного (краевого, республиканского) центра — города, название нашей страны и столицы.
В течение всего учебного года четвероклассники будут вести наблюдения в природе и фиксировать их в дневниках наблюдений и общеклассном календаре природы и труда. Учащиеся просматривают дневники, отмечают, что в них много общего с дневниками, с которыми они работали в III классе. По заданию учителя дети читают текст в начале дневника, откуда узнают о том, как они будут вести наблюдения в природе и фиксировать их. Учитель предлагает вспомнить, как учащиеся отмечали погоду в прошлом году. В этом году дети будут отмечать погоду каждый день не только в общеклассном календаре, но и в дневнике наблюдений. Уже на уроке можно записать температуру воздуха. Облачность и осадки дети отметят вечером дома. Графа «Ветер» пока остается свободной. Она заполняется после знакомства детей со сторонами горизонта и флюгером.
Затем учащиеся знакомятся с календарем природы и труда, сравнивают его с календарем, который вели в III классе, находят общие и отличительные черты. В календаре уже кто-то из учащихся начал отмечать погоду с 1 сентября. Учитель называет того, кто будет отмечать наблюдения в календаре начиная с ближайшего понедельника.
Далее детям предлагается вспомнить правила поведения в природе, объяснить, почему природу надо охранять.
Закрепление материала урока можно провести по вопросам и заданиям для повторения, данным к этому уроку в учебнике, и подвести учащихся к выводу по изученному. Учащиеся сравнивают свой вывод с выводом учебника.
Домашнее задание. Знать название нашей страны и ее столицы, своей области (края, республики) и ее центрального города; подготовить материал о том, что изучает природоведение; написать в свой домашний уголок «Режим дня» и продумать ответ о значении режима дня (учебник, с. 4—6). Назвав страницы учебника, учитель объясняет, как надо работать с учебником дома, используя рекомендации по работе с учебником, раскрытые в данном разделе. Поэтому на этом уроке следует отвести на домашнее задание чуть больше времени, чем обычно. Далее учитель дает для выполнения к следующему уроку задания из учебника, называет задания для наблюдений в природе из дневника наблюдений на предстоящую неделю.
ТЕМА УРОКА «ГОРИЗОНТ. ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА»
Цель урока: дать учащимся представление о горизонте, линии горизонта, об изменении горизонта при подъеме и движении в стороны, основных сторонах горизонта; формировать умения находить горизонт и линию горизонта. Оборудование: таблица «Плоская равнина», диафильм «Как ориентироваться на местности», транспарант к кодоскопу «Изменение горизонта при подъеме».
Ход урока. 1-й вариант — урок проводится на местности в солнечный день.
Урок желательно начать в классе краткой характеристикой погоды за прошедшую неделю по результатам наблюдений (заметим, что эта работа должна проводиться на каждом уроке в его начале или конце). Затем учитель предлагает детям выбрать помещенные в дневнике приметы погоды для наблюдений. Сразу же следует дать задание записать порядковый номер приметы в таблицу к этому заданию.
Повторение (о видах повторения и методике его проведения см. раздел «Природоведение» в книге для учителя «Обучение в 3 классе») можно провести в ходе фронтальной беседы по следующим вопросам: что будем изучать на уроках природоведения в IV классе? Почему надо знать и выполнять правила охраны природы? Какие наблюдения в природе вы будете вести в этом году? Почему надо наблюдать природу? Как называется наша область (край, республика)? Как называется главный город нашей области (края, республики)? Как называется наша страна? Какой город является столицей нашей страны?
На местности учитель предлагает учащимся осмотреться, назвать предметы, которые они видят вокруг себя, указать, какие из них находятся дальше, какие ближе к ним. Обобщая ответы детей, учитель дает понятие о горизонте как о видимой вокруг нас местности. Затем обращает внимание детей на границу горизонта. Это линия, где нам кажется, что небо как будто сходится с землей. Учитель вводит понятие линии горизонта. Учащиеся прослеживают линию горизонта и отвечают на вопрос, какую по форме линию она напоминает. Какую форму имеет горизонт? В ходе этих наблюдений учащиеся убеждаются, что горизонт имеет форму круга, а линия горизонта — окружности. Детям предлагается подняться на какое-либо возвышение и сказать, можно ли увидеть вдали предметы, которые не были видны при первом наблюдении. Ответ будет утвердительный. Далее учащиеся переходят на другое место и обнаруживают, что с этого места видны другие предметы, чем при первоначальном наблюдении. Делается вывод, что при подъеме и при движении в стороны горизонт изменяется. Учащиеся по заданию учителя приводят примеры из своего жизненного опыта об изменении горизонта при подъеме, при переходе (переезде) с одного места на другое. Если на местности нет удобного и безопасного для подъема возвышения, то материал об изменении горизонта при подъеме разбирается в классе с использованием наглядных пособий.
Закрепление материала можно провести уже в классе по вопросам и заданиям для повторения, данным в учебнике, отгадать загадку и объяснить свою отгадку, подвести детей к выводу и сравнить с выводом учебника.
Домашнее задание. Подготовить материал о горизонте, линии горизонта, знать названия основных сторон горизонта (учебник; с. 7—11). Выполнить задания учебника на с. 11.
2-й вариант— урок проводится в классе. Повторение материала проводится, как и в 1-м варианте. Изучение нового материала можно начать с беседы по вопросам к уроку, данным в учебнике. Затем по возможности можно предложить учащимся посмотреть в окно, назвать предметы, которые они видят. Дети перечисляют предметы, находящиеся в поле зрения, и отмечают, что одни из них находятся ближе, другие— дальше От них. Если формирование представлений о горизонте и линии горизонта нельзя начать с наблюдений, можно аналогичную работу провести по таблице «Плоская равнина» и рисункам учебника. Учителю надо иметь в виду, что под влиянием бытовых представлений о горизонте дети путают горизонт и линию горизонта. Поэтому при формирований понятия «горизонт» надо акцентировать внимание детей на том, что горизонт—это вся местность, которую они видят вокруг себя, а линия горизонта — это линия кажущегося соединения Земли и неба. Полезно при работе с таблицей и рисунком учебника предложить детям назвать предметы, которые они видят на местности на горизонте, показать указкой линию кажущегося соединения неба с землей. Так формируется представление о горизонте и линии горизонта. Слова «горизонт» и «линия горизонта» учитель записывает на доске.
Далее разбирается вопрос: какую форму имеет горизонт и линия горизонта? Чтобы детям было легче ответить на этот вопрос, демонстрируется кадр 7 из диафильма «Как ориентироваться на местности»; Дети убеждаются, что горизонт имеет форму круга, а линия горизонта — окружности. На следующем кадре дети еще раз показывают горизонт и линию горизонта.
Затем учитель задает учащимся следующий вопрос: что нужно сделать, чтобы рассмотреть предметы, которые скрыты от нас другими предметами? (Подойти к этим предметам ближе или подняться выше.) Значит, при подъеме мы будем видеть дальние 'предметы, т. е. увидим дальше. Для подтверждения вывода учитель демонстрирует через кодоскоп транспарант «Изменение горизонта при подъеме» и делает необходимые комментарии. Знания об изменении горизонта при движении в сторону можно дать по учебнику, Используя одноименный рисунок и вопросы к нему. В заключение этой работы делается вывод, что горизонт изменяется при подъеме и движении в сторону.
Знакомство со сторонами горизонта можно провести так же, как в 1-м варианте. Только предметы надо называть те, которые дети видят в классе. Закрепление материала урока и домашнее задание проводятся, как и в 1-м варианте.
ТЕМА УРОКА «ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ПО СОЛНЦУ»
(урок проводится на местности)
Цель урока: дать первоначальное понятие об ориентировании, формировать умение определять стороны горизонта по Солнцу, познакомить учащихся с флюгером, промежуточными сторонами горизонта.
Оборудование: флюгер (на географической площадке), камушки или кусочки битого кирпича, палочки или мел, диафильм «Как ориентироваться на местности».
Примечание. Расписание в этот день надо построить так, чтобы провести урок в период от 12 ч 30 мин до 13 ч 30 мин. День должен быть солнечный.
Ход урока. Специальное время на повторение знаний прошлого урока не выделяется. Эта работа выполняется в ходе изучения нового материала или на последующих уроках.
Изучение нового материала можно начать с беседы о том, как найти в незнакомом месте нужный дом, улицу, правильную дорогу. Возможные ответы детей: спросить у прохожих, узнать в справочном бюро и др. А если человек в лесу? Рядом нет людей! Как же быть? Дети затрудняются с ответом. Учитель сообщает, что надежным помощником в таких случаях может быть знание сторон горизонта. Учащиеся показывают горизонт и линию горизонта. Если показать горизонт и линию горизонта нельзя, то детям предлагается сказать, что такое горизонт и линия горизонта, какие они знают стороны горизонта.
«Научиться определять стороны горизонта можно по Солнцу. В какой стороне в полдень находится Солнце? (В южной.) Встаньте спиной к солнцу. От вас падает тень. Она показывает направление на север. Расставьте руки в стороны. Слева от вас запад, справа восток».
После такого объяснения можно провести небольшую игру на закрепление умения определять основные стороны горизонта. Класс делится на четыре группы. Всем учащимся первой группы присваивается № 1, второй—№ 2 и т. д. Все группы последовательно выстраиваются в одну шеренгу: сначала все ребята под № 1, затем под № 2 и т. д. По сигналу учителя ребята под № 1 должны повернуться лицом на север, под № 2 — на запад, под № 3 — на юг, под № 4 — на восток. Выигрывает та группа, в которой большее количество ребят за установленное время (например, за 1 мин) правильно определят заданную сторону горизонта. Игру можно повторить четыре раза, меняя группам задания. Можно изменить первоначальную фигуру: выстроить детей не в шеренгу, а четырехугольником, колонной и т. д.
Чтобы стороны горизонта можно было определить не только в полдень, а в любое время дня, на природоведческой или географической площадке можно указать направления сторон горизонта. Для этого на песке или земле вычерчивают круг радиусом примерно 0,5 м. В центр круга встает ученик. От него падает тень. По тени проводят линию до пересечения с окружностью. Это линия север — юг. Ученик вытягивает руки в стороны. Параллельно им на земле вычерчивают другую линию. Учащиеся уже знают, что это линия запад — восток. Чтобы проведенные на земле направления сохранить для дальнейших наблюдений, их выкладывают камушками или битым кирпичом. Для закрепления знаний о сторонах горизонта можно предложить ряд вопросов такого типа: какие предметы вы видите к западу от вас? Какие к востоку? Если встать лицом к югу, то какие стороны горизонта будут сзади, справа, слева? Тоже к востоку? И т. д. Отдельным учащимся учитель предлагает определить: в каком направлении от школы они идут домой? в школу? И т. п.
На земле (песке) получились четыре линии, показывающие основные стороны горизонта. Можно ли провести еще линии между основными? Учащиеся отвечают утвердительно, и четыре человека по заданию учителя проводят эти линии. Учитель называет промежуточные стороны горизонта и знакомит учащихся с записью их на бумаге. Это можно сделать палочкой на мягком грунте или мелом на асфальте.
Дети научились определять стороны горизонта. А как же по ним находить направление своего движения? Сначала нужно определить, где сейчас находится человек, в каком направлении от него север, запад, юг, восток. Далее проводится практическая работа, с -описанная в учебнике к этому уроку.
На основании практической работы дается первоначальное поднятие об ориентировании. В заключение урока следует познакомить учащихся с флюгером.
По возвращении в класс учитель сообщает, как стороны горизонта изображают на бумаге. Затем дети знакомятся по «Дневнику наблюдений», как отмечать направление ветра.
Для закрепления материала классу можно продемонстрировать кадры 1, 2, 9, 12 диафильма «Как ориентироваться на местности». Предварительно учитель ставит вопрос: о каких способах ориентирования на местности рассказано в диафильме?
Домашнее задание. Подготовить материал об ориентировании на местности по Солнцу (учебник, с. 12—15). Выполнить задания на с. 15 учебника. Продолжать наблюдения за погодой.