ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторая, желательно большая часть урока отводится на обобщение знаний по теме «Природа нашего края». В заключение этой части урока дети должны ответить на вопрос: что дает наш край стране? Учащиеся уже повторили тему, поэтому основным методом работы на уроке является беседа, в ходе которой учитель демонстрирует некоторые наглядные пособия, использованные при изучении темы. Предлагаем примерные вопросы для этой беседы: какова поверхность местности нашего края? Какие полезные ископаемые добываются в нашей области? Как используются добываемые в нашей области полезные ископаемые? Где используется продукция предприятий, работающих на местных полезных ископаемых? (Строительные материалы — в строительстве, электроэнергия — в промышленности, в быту, удобрения — в сельском хозяйстве, посуда — в быту.) Учитель дополняет, что некоторые полезные ископаемые и продукция, получаемая при их переработке, вывозятся за пределы области. Приводятся конкретные примеры. В ходе этой беседы следует не просто перечислить существующие в области промышленные предприятия, но и по возможности выяснить, чем обусловлено развитие той или иной отрасли промышленности. Например, в области работает крупный стекольный завод, так как есть большие запасы песка, и т. п.
Несомненно, надо рассказать, хотя бы в плане перечисления, какие другие отрасли промышленности развиты в данной области. Необходимо остановить внимание учащихся и на такой отрасли, как сельское хозяйство. Здесь беседу можно построить по следующим вопросам: вспомните, какие растения выращивают на полях нашей области. Почему в нашей области выращивают именно эти культурные растения? (Равнинный рельеф, достаточно благоприятные почвы, потребности ближайшего города и т. п.) Куда идет урожай полей? Учитель, обобщая ответы детей, делает необходимые дополнения в зависимости от особенностей своего края. Если продукция сельского хозяйства вывозится за пределы области, то следует кратко остановиться на этом, привести конкретные примеры. В заключение делается вывод, в котором должны быть отражены следующие основные моменты: какие виды хозяйства развиты в нашей области? Почему развиты именно эти виды хозяйства? (Здесь должна быть установлена прежде всего связь с природными условиями края.) Куда и какую продукцию поставляет наша область?
Домашнее задание. Если учащиеся хорошо усвоили материал темы, задание на уроке может быть ограничено только наблюдениями. Возможны задания по повторению отдельных вопросов темы либо индивидуально отдельным учащимся по повторению ранее пройденного материала.
ТЕМА «ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ОХРАНА ЕГО ЗДОРОВЬЯ»
Основное назначение темы—дать учащимся первоначальные санитарно-гигиенические знания и умения, уделить особое Внимание тем мероприятиям по охране и укреплению здоровья, которые могут выполнить сами дети, показать роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья, убедить учащихся в необходимости регулярных занятий физической культурой.
На уроках по этой теме следует использовать материалы Конституции.
Изучению материала данного раздела помогут различные наглядные пособия: таблицы, муляжи, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы. Но особенно успешно пойдет изучение этой темы, если учащиеся будут проводить самонаблюдения. Так, они на себе должны показать, где расположено сердце, желудок, печень, прощупать кости, мышцы, прослушать ритм сердца через пульс и т. д. Учителю следует иметь в виду, что самонаблюдение — это не только учебный метод, но и метод предупреждения различных заболеваний. Поэтому обучение детей самонаблюдению способствует не только познанию строения и географии организма, но и умению вовремя обратить внимание на боли в том или другом органе. Человек, умеющий наблюдать за собой, во многом помогает врачу поставить правильный диагноз.
ТЕМА УРОКА «КОЖА. ГИГИЕНА КОЖИ»
Цель урока: познакомить учащихся с частями тела, с кожей и ее значением, с гигиеной кожи; формировать первоначальные умения оказания первой помощи при повреждениях кожи, а также умения самонаблюдений.
Оборудование: кадр 1 и 2 серии диапозитивов «Организм человека», лупы, тазик, мыло, кувшин с водой, полотенце, йод, вата, бинты.
Ход урок а. В начале урока учитель предлагает вспомнить материал III класса, как надо беречь и укреплять свое здоровье в разные времена года. Учащиеся последовательно рассказывают об охране и укреплении здоровья осенью, зимой, весной, летом. Затем учитель обращает внимание на то, как важно в жизни быть здоровым, Здоровый человек всегда жизнерадостный, ему легко учиться и работать, он может преодолевать любые трудности и т. д. Здесь дети сами. могут привести конкретные примеры из жизни, как живут здоровые люди и как плохо быть больным. Обобщив рассказы детей, учитель говорит, что с сегодняшнего дня мы начнем изучать специальную тему о строении организма человека и узнаем еще больше об охране и укреплении нашего здоровья. Для изучения некоторых особенностей кожи проводится небольшая практическая работа по следующим заданиям: 1. Обнаружение складок на коже и выяснение их роли. 2. Вид кожи под лупой. Значение пор. 3. Обнаружение жира на коже. Значение жира для кожи.
Если пета; работа организуется как самостоятельная, то учитель, знакомят с заданиями для работы, записывает их на доске, а инструктаж к работе учащиеся читают в учебнике. Возможно и коллективное выполнение работы под непосредственным руководством учителя. Значение пор, складок, жира выясняется в ходе беседы и дополнений учителя.
В заключение учитель напоминает, что через поры кожи выделяется еще и пот. Учащиеся сами могут рассказать, в каких случаях выделяется нот.
Для закрепления этой части новых знаний проводится работа с кадрами 1 и 2 серии диапозитивов «Организм человека». На кадре 1 учащиеся показывают части тела человека. С помощью кадра 2 рассказывают о внешнем виде кожи и о значении складок на коже, пор, жира.
Важнейшей частью содержания знаний на уроке являются сведения о соблюдении гигиены кожи.
Мы уже узнали, что через поры кожи выделяется жир, пот. К ним легко прилипает пыль и другая грязь. Что происходит с кожей? Как надо поступать в таких случаях? Учащиеся без труда ответят на эти вопросы. Учителю надо объяснить, что мыть кожу очень важно, так как на грязной коже поселяются микробы, в том числе и такие, которые вызывают разные заболевания человека. На 1 кв. см грязной кожи насчитывается до 40 тыс. микробов. Следует показать площадь 1 кв. см. Лучше всего это сделать на бумаге в клеточку. Продолжая, учитель говорит, что достаточно небольшой царапины для попадания микробов в организм. Значит, кожа защищает внутренние части тела человека от попадания в них микробов. Затем в ходе беседы и дополнений учителя следует выяснить, как правильно и как часто мыть кожу всего тела и открытых частей. Один из учеников показывает, как надо мыть руки.
Кожа защищает внутренние части тела от различных повреждений: царапин, ран, ушибов, ожогов, обморожения. Она как бы на себя принимает эти повреждения.
Учитель рассказывает, как оказывается первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях.
Желательно во внеурочное время провести занятие, на котором 6Ы учащиеся поупражнялись в оказании первой помощи.
Затем учитель рассказывает о вреде курения для кожи. Об этом можно предложить учащимся прочитать в учебнике.
Закрепление знаний можно провести в ходе игры «На приеме у доктора Айболита». Один из учащихся класса — доктор Айболит. Другой приходит к нему с просьбой оказать помощь, так как он поранил палец. Доктор
оказывает помощь и одновременно дает советы, как правильно это делать. Все другие учащиеся класса — это консилиум врачей. Они внимательно следят за действиями Айболита, при необходимости поправляют его. Затем назначаются другие больной и доктор. Больной приходит с другой жалобой, например с ожогом и т. д.
Домашнее задание. Подготовиться рассказать о значении кожи, об оказании первой помощи при повреждении кожи (учебник, с. 119—123). Выполнить задания на с. 123 учебника.
ТЕМА УРОКА «СКЕЛЕТ И ОСАНКА»
Цель урока: дать общее представление о скелете и осанке человека, познакомить со значением правильной осанки и правилами ее формирования.
Оборудование: таблица «Скелет и осанка», кадр 3 из серии диапозитивов «Организм человека», кадры 4, 9, 10 из серии диапозитивов «Скелет и мышцы», плакат «Сиди правильно».
Ход урока. Повторение материала прошлого урока можно провести путем индивидуального опроса. Классу можно предложить следующие вопросы: кожа и ее значение. Гигиена кожи. Повреждения кожи и оказание первой помощи. Влияние курения на кожу человека. Одновременно учащихся можно спросить по карточкам: Карточка I. 1. Назови пять растений леса (луга, болота). 2. Какой можно построить завод, если есть залежи песка и глины? 3. Какая поверхность изображена на иллюстрации? (Иллюстрация может быть на карточке или дана дополнительно.) Карточка II. 1. Назови пять растений поля (сада). 2. Какой можно построить завод, если есть залежи известняка? 3. Какая поверхность изображена на иллюстрации? (На иллюстрации другая, чем в карточке I, поверхность.)
Изучение нового материала можно начать с предложения прощупать у себя голову, туловище, руки, ноги. Учащиеся чувствуют что-то твердое. Многие без труда ответят, что под кожей у человека есть кости, что кости они обнаружили во всех частях тела. Учитель, обобщая эти наблюдения детей, говорит, что кости действительно есть во всех частях тела: голове, туловище, руках, ногах. Все они вместе составляют скелет. Слово «скелет» записывается на доске.
Далее, пользуясь таблицей, учитель рассказывает о скелете. Содержание рассказа может быть следующим: «Скелет человека состоит из отделов: кости черепа, кости туловища, кости конечностей (рук, ног). Скелет имеет большое значение для человека. В черепе находится мозг, и кости черепа защищают его от ударов. Внутренние органы — сердце, легкие и др.— защищают кости туловища. Важной частью скелета туловища является позвоночник». Учащиеся находят его на таблице и показывают у себя.
Итак, какое же значение для человека имеет скелет? Отсюда вытекает необходимость бережного отношения к скелету. Если никакие кости скелета не повреждены, человек выглядит стройным, держится прямо, у него красивая походка. Дети убеждаются в этом в ходе работы с кадром 9 серии диапозитивов «Скелет и мышцы». Значит, у человека правильная осанка. Слово «осанка» записывается на доске. Но значение правильной осанки не ограничивается только внешним видом человека. Если у человека нарушена осанка, это влияет на его здоровье.