Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторая, желательно большая часть урока отводится на обоб­щение знаний по теме «Природа нашего края». В заключение этой части урока дети должны ответить на вопрос: что дает наш край стране? Учащиеся уже повторили тему, поэтому основным методом работы на уроке является беседа, в ходе которой учитель демон­стрирует некоторые наглядные пособия, использованные при изу­чении темы. Предлагаем примерные вопросы для этой беседы: ка­кова поверхность местности нашего края? Какие полезные ископа­емые добываются в нашей области? Как используются добыва­емые в нашей области полезные ископаемые? Где используется про­дукция предприятий, работающих на местных полезных ископаемых? (Строительные материалы — в строительстве, электроэнергия — в промышленности, в быту, удобрения — в сельском хозяйстве, по­суда — в быту.) Учитель дополняет, что некоторые полезные иско­паемые и продукция, получаемая при их переработке, вывозятся за пределы области. Приводятся конкретные примеры. В ходе этой беседы следует не просто перечислить существующие в области промышленные предприятия, но и по возможности выяснить, чем обусловлено развитие той или иной отрасли промышленности. На­пример, в области работает крупный стекольный завод, так как есть большие запасы песка, и т. п.

Несомненно, надо рассказать, хотя бы в плане перечисления, какие другие отрасли промышленности развиты в данной области. Необходимо остановить внимание учащихся и на такой отрасли, как сельское хозяйство. Здесь беседу можно построить по следующим вопросам: вспомните, какие растения выращивают на полях нашей области. Почему в нашей области выращивают именно эти куль­турные растения? (Равнинный рельеф, достаточно благоприятные почвы, потребности ближайшего города и т. п.) Куда идет урожай полей? Учитель, обобщая ответы детей, делает необходимые до­полнения в зависимости от особенностей своего края. Если про­дукция сельского хозяйства вывозится за пределы области, то следует кратко остановиться на этом, привести конкретные примеры. В заключение делается вывод, в котором должны быть отражены следующие основные моменты: какие виды хозяйства развиты в на­шей области? Почему развиты именно эти виды хозяйства? (Здесь должна быть установлена прежде всего связь с природными условия­ми края.) Куда и какую продукцию поставляет наша область?

Домашнее задание. Если учащиеся хорошо усвоили материал темы, задание на уроке может быть ограничено только наблюдениями. Возможны задания по повторению отдельных во­просов темы либо индивидуально отдельным учащимся по повто­рению ранее пройденного материала.

ТЕМА «ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ОХРАНА ЕГО ЗДОРОВЬЯ»

Основное назначение темы—дать учащимся первоначальные санитарно-гигиенические знания и умения, уделить особое Внимание тем мероприятиям по охране и укреплению здоровья, которые могут выполнить сами дети, показать роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья, убедить учащихся в необходимости регу­лярных занятий физической культурой.

На уроках по этой теме следует использовать материалы Конституции.

Изучению материала данного раздела помогут различные на­глядные пособия: таблицы, муляжи, диапозитивы, диафильмы, кино­фильмы. Но особенно успешно пойдет изучение этой темы, если уча­щиеся будут проводить самонаблюдения. Так, они на себе должны показать, где расположено сердце, желудок, печень, прощупать кос­ти, мышцы, прослушать ритм сердца через пульс и т. д. Учителю сле­дует иметь в виду, что самонаблюдение — это не только учебный ме­тод, но и метод предупреждения различных заболеваний. Поэтому обучение детей самонаблюдению способствует не только познанию строения и географии организма, но и умению вовремя обратить вни­мание на боли в том или другом органе. Человек, умеющий наблю­дать за собой, во многом помогает врачу поставить правильный диагноз.
ТЕМА УРОКА «КОЖА. ГИГИЕНА КОЖИ»

Цель урока: познакомить учащихся с частями тела, с кожей и ее значением, с гигиеной кожи; формировать первоначальные умения оказания первой помощи при повреждениях кожи, а также уме­ния самонаблюдений.

Оборудование: кадр 1 и 2 серии диапозитивов «Организм человека», лупы, тазик, мыло, кувшин с водой, полотенце, йод, вата, бинты.

Ход урок а. В начале урока учитель предлагает вспомнить ма­териал III класса, как надо беречь и укреплять свое здоровье в раз­ные времена года. Учащиеся последовательно рассказывают об ох­ране и укреплении здоровья осенью, зимой, весной, летом. Затем учи­тель обращает внимание на то, как важно в жизни быть здоровым, Здоровый человек всегда жизнерадостный, ему легко учиться и рабо­тать, он может преодолевать любые трудности и т. д. Здесь дети сами. могут привести конкретные примеры из жизни, как живут здоровые люди и как плохо быть больным. Обобщив рассказы детей, учитель говорит, что с сегодняшнего дня мы начнем изучать специальную тему о строении организма человека и узнаем еще больше об охране и укреплении нашего здоровья. Для изучения некоторых особенностей кожи проводится небольшая практическая работа по следующим заданиям: 1. Обнаружение складок на коже и выяснение их роли. 2. Вид кожи под лупой. Значение пор. 3. Обнаружение жира на коже. Значение жира для кожи.



Если пета; работа организуется как самостоятельная, то учитель, знакомят с заданиями для работы, записывает их на доске, а ин­структаж к работе учащиеся читают в учебнике. Возможно и кол­лективное выполнение работы под непосредственным руководством учителя. Значение пор, складок, жира выясняется в ходе беседы и дополнений учителя.

В заключение учитель напоминает, что через поры кожи выделя­ется еще и пот. Учащиеся сами могут рассказать, в каких случаях выделяется нот.

Для закрепления этой части новых знаний проводится работа с кадрами 1 и 2 серии диапозитивов «Организм человека». На кадре 1 учащиеся показывают части тела человека. С помощью кадра 2 рас­сказывают о внешнем виде кожи и о значении складок на коже, пор, жира.

Важнейшей частью содержания знаний на уроке являются све­дения о соблюдении гигиены кожи.

Мы уже узнали, что через поры кожи выделяется жир, пот. К ним легко прилипает пыль и другая грязь. Что происходит с кожей? Как надо поступать в таких случаях? Учащиеся без труда ответят на эти вопросы. Учителю надо объяснить, что мыть кожу очень важно, так как на грязной коже поселяются микробы, в том числе и такие, кото­рые вызывают разные заболевания человека. На 1 кв. см грязной кожи насчитывается до 40 тыс. микробов. Следует показать площадь 1 кв. см. Лучше всего это сделать на бумаге в клеточку. Продолжая, учитель говорит, что достаточно небольшой царапины для попада­ния микробов в организм. Значит, кожа защищает внутренние час­ти тела человека от попадания в них микробов. Затем в ходе беседы и дополнений учителя следует выяснить, как правильно и как часто мыть кожу всего тела и открытых частей. Один из учеников показы­вает, как надо мыть руки.

Кожа защищает внутренние части тела от различных поврежде­ний: царапин, ран, ушибов, ожогов, обморожения. Она как бы на себя принимает эти повреждения.

Учитель рассказывает, как оказывается первая помощь при ране­ниях, ушибах, ожогах, обморожениях.

Желательно во внеурочное время провести занятие, на котором 6Ы учащиеся поупражнялись в оказании первой помощи.

Затем учитель рассказывает о вреде курения для кожи. Об этом можно предложить учащимся прочитать в учебнике.

Закрепление знаний можно провести в ходе игры «На приеме у доктора Айболита». Один из учащихся класса — доктор Айболит. Другой приходит к нему с просьбой оказать помощь, так как он пора­нил палец. Доктор
оказывает помощь и одновременно дает советы, как правильно это делать. Все другие учащиеся класса — это конси­лиум врачей. Они внимательно следят за действиями Айболита, при необходимости поправляют его. Затем назначаются другие больной и доктор. Больной приходит с другой жалобой, например с ожогом и т. д.

Домашнее задание. Подготовиться рассказать о значе­нии кожи, об оказании первой помощи при повреждении кожи (учеб­ник, с. 119—123). Выполнить задания на с. 123 учебника.
ТЕМА УРОКА «СКЕЛЕТ И ОСАНКА»

Цель урока: дать общее представление о скелете и осанке человека, познакомить со значением правильной осанки и правилами ее формирования.


Оборудование: таблица «Скелет и осанка», кадр 3 из се­рии диапозитивов «Организм человека», кадры 4, 9, 10 из серии диа­позитивов «Скелет и мышцы», плакат «Сиди правильно».

Ход урока. Повторение материала прошлого урока можно провести путем индивидуального опроса. Классу можно предложить следующие вопросы: кожа и ее значение. Гигиена кожи. Поврежде­ния кожи и оказание первой помощи. Влияние курения на кожу чело­века. Одновременно учащихся можно спросить по карточкам: Кар­точка I. 1. Назови пять растений леса (луга, болота). 2. Какой мож­но построить завод, если есть залежи песка и глины? 3. Какая по­верхность изображена на иллюстрации? (Иллюстрация может быть на карточке или дана дополнительно.) Карточка II. 1. Назови пять растений поля (сада). 2. Какой можно построить завод, если есть залежи известняка? 3. Какая поверхность изображена на иллюстра­ции? (На иллюстрации другая, чем в карточке I, поверхность.)

Изучение нового материала можно начать с предложения про­щупать у себя голову, туловище, руки, ноги. Учащиеся чувствуют что-то твердое. Многие без труда ответят, что под кожей у человека есть кости, что кости они обнаружили во всех частях тела. Учитель, обобщая эти наблюдения детей, говорит, что кости действительно есть во всех частях тела: голове, туловище, руках, ногах. Все они вместе составляют скелет. Слово «скелет» записывается на доске.

Далее, пользуясь таблицей, учитель рассказывает о скелете. Со­держание рассказа может быть следующим: «Скелет человека со­стоит из отделов: кости черепа, кости туловища, кости конечностей (рук, ног). Скелет имеет большое значение для человека. В черепе находится мозг, и кости черепа защищают его от ударов. Внутрен­ние органы — сердце, легкие и др.— защищают кости туловища. Важной частью скелета туловища является позвоночник». Учащие­ся находят его на таблице и показывают у себя.

Итак, какое же значение для человека имеет скелет? Отсюда вы­текает необходимость бережного отношения к скелету. Если никакие кости скелета не повреждены, человек выглядит стройным, дер­жится прямо, у него красивая походка. Дети убеждаются в этом в ходе работы с кадром 9 серии диапозитивов «Скелет и мышцы». Зна­чит, у человека правильная осанка. Слово «осанка» записывается на доске. Но значение правильной осанки не ограничивается только внешним видом человека. Если у человека нарушена осанка, это влияет на его здоровье.