ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 363
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1955 г. была создан военно-политический союз – организация Варшавского договора, призванная решать не только задачу обороны от внешнего врага, но и подавления «беспорядков» в самих странах-участницах. Ситуация в странах социализма стала быстро меняться после XX съезда КПСС, провозгласившего курс на десталинизацию и объявившего о многообразии форм перехода различных стран к социализму. Это вызвало рост демократического движения и привело к смене руководства в Польше, антикоммунистическим выступления в Венгрии в 1956 г. Только введение советских войск в Венгрию обеспечило сохранение власти компартии. События в Венгрии и Польше привели к ужесточению политики СССР в отношении социалистических стран.
После XX съезда КПСС в Китае стал постепенно формироваться второй центр в мировом коммунистическом движении. К нему примыкали руководители Албании и Северной Кореи, часть лидеров коммунистического движения в странах Азии. Они болезненно реагировали на критику сталинизма и разрядку в отношениях СССР и США. Обвинив советское руководство в ревизионизме, Пекин выступил за свертывание отношений с СССР и предъявил ему территориальные претензии в начале 1960-х годов. Попытки Хрущева добиться осуждения позиции Китая коммунистическими партиями привели к открытому расколу мирового коммунистического движения. Это свидетельствовало о начале кризиса мировой социалистической системы.
50-е-начало 60-х гг. прошли под знаком крушения мировой колониальной системы. Освободившиеся страны Азии, Африки, Азии, Латинской Америки стремились проводить независимую, внеблоковую политику и создали Движение неприсоединения. СССР рассматривал эти страны как союзников в «борьбе с империализмом» и стал укреплять связи с лидерами Движения неприсоединения – Индией, Индонезией, Египтом. Он оказывал развивающимся странам военную и экономическую помощь. В свою очередь, США также начали поиск союзников в развивающихся странах (Израиль, Пакистан и др.). Это привело к региональному противостоянию СССР и США.
4. Политическое развитие СССР в 1965-1985 гг. характеризует консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства КГБ и армии в жизни общества. После отставки Хрущева в 1964 г. лидером страны стал Л.И. Брежнев (1964-1982), занимавший пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Лозунг Брежнева – «обеспечить стабильность кадров» был поддержан партийно-государственной бюрократией, превратившейся к этому времени в самостоятельный субъект политики. Новый статус партийного аппарата был закреплен на очередных съездах партии. На XXIII съезде КПСС (1966) были отменены все изменения в Уставе партии, в первую очередь, ограничение срока пребывания в партийной должности, т.е. разрешено пожизненное ее занятие. Л.И. Брежнев был избран на вновь восстановленный пост Генерального секретаря ЦК КПСС и стал единоличным лидером. На XXIV (1971) было принято решение об усилении партийного контроля за деятельностью органов государственного управления, расширении привилегий номенклатуры (жилье, медицинское обслуживание, снабжение и др.). Монопольное положение КПСС в политической системе общества было основной причиной роста рядов партии. К середине 1980-х годов в КПСС насчитывалось около 19 млн. членов.
В сфере исполнительной власти происходит интенсивное разбухание административно-бюрократического аппарата. Если в начале 1965 г. было 29 отраслевых министерств, то к 1985 г. их количество достигло 160. В системе управления работало около 18 млн. чел. (1/7 трудоспособного населения). С середины 60-х гг. руководство страны поставило задачу – достигнуть военно-стратегического паритета с США. В условиях развернувшейся гонки вооружений (доля военных расходов СССР доходила до 30% ВНП) выросла роль руководства армии и военного производства в разработке и принятии политических решений. Заметно усиливается и роль КГБ не только в контроле общества, но и в принятии важнейших политических решений.
Стабилизация основных государственно-политических институтов власти и управления была достигнута к середине 70-х гг. и получила выражение в четвертой Конституции СССР принятой в 1977 г. В ней отмечалось построение в СССР развитого социалистического общества, делался вывод о советском народе как новой общности людей, о социальной однородности советского общества, об общенародном государстве, закреплялось руководящее положение КПСС в жизни общества, которая стала партией всего народа (6 статья). Эти положения все больше вступали в противоречия с реальными социальными процессами: партийный аппарат получал новые привилегии, в стране процветала коррупция, а разрыв в уровне жизни населения и партийно-государственной номенклатуры все увеличивался. В Конституции указывался ряд новых прав советских граждан: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение. Значительно расширялись права общественных организаций. Конституция 1977 г. носила демократический характер, но в условиях власти партийной бюрократии ее нормы не могли быть реализованы в советской действительности. В конце 70-х гг. в СССР стремительно развивается кризис всей системы «государственного социализма». Попытки Ю.В. Андропова (1982-1984), пришедшего к власти после смерти Л.И. Брежнева, придать эффективность партийно-государственному аппарату ничего не дали.
Экономические трудности начала 60-х гг. определили поиск решений проблем в социально-экономической сфере. Важную роль в этом поиске сыграла экономическая дискуссия 1962-1964 гг. По отношению к реформам в руководстве страны существовали две точки зрения. Первая предполагала ограниченную децентрализацию производства и неприкосновенность хозяйственной номенклатуры, приоритетное развитие сельского хозяйства, тяжелой промышленности и обороны (Л.И.Брежнев). Вторая позиция делала акцент на рыночных регуляторах реформы (материальное стимулирование, объем прибыли и др.) приоритетное развитие легкой промышленности как основы повышения уровня жизни. Ее поддерживал глава правительства А.Н. Косыгин, крупные советские экономисты (Л.В. Канторович, В.С. Немчинов).
Началась экономическая реформа с сельского хозяйства. На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. была принята программа преобразований в аграрном секторе на основе увеличения материальной заинтересованности колхозников в росте производства. Она предусматривала повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, установление твердого плана государственных закупок, ввод 50% надбавки к цене за сверхплановую продажу продуктов государству, снятие ограничений с личных подсобных хозяйств, значительный рост финансовых вложений в социальную сферу села (строительство жилья, библиотек, школ). Но административные механизмы по-прежнему оставались главным инструментом аграрной политики – планы поставок продукции села постоянно корректировались и исправлялись.
Тем не менее, реформа дала позитивные результаты. В 1970 г. совокупная рентабельность колхозного производства составила 34%, а совхозного – 22%. Проведение реформы привело к возникновению и новых проблем. За 1966-1980 гг. на развитие сельского хозяйства были выделены огромные средства – 400 млрд. рублей, но использовались они нерационально. Кроме этого, введение высоких денежных окладов колхозникам при запрете эффективно вести и продавать продукцию подсобного хозяйства привели к росту иждивенческих настроений. Так, даже на уборку урожая овощей ежегодно привлекали миллионы школьников, студентов, рабочих и служащих. Потери собранного урожая составляли от 20 до 40%. К началу 80-х годов сельское хозяйство вновь стало убыточным.
На сентябрьском пленуме ЦК КПСС 1965 г. были рассмотрены вопросы реформирования промышленности. Сущность реформы заключалась в сочетании мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность предприятий, усовершенствовать централизованное планирование. Реформа предусматривала изменение директивного планирования – сокращение до минимума числа показателей деятельности предприятий устанавливаемых «сверху», ввод показателя качества продукции. Другим направлением реформы стало усиление экономического стимулирования производителя. Разрешалось часть доходов предприятий оставлять в их собственном распоряжении и использовать для материального поощрения работников, для строительства объектов социальной сферы, для развития производства. Восьмая пятилетка (1966-1970) показала, что даже в таком ограниченном виде реформа дает экономический результат. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза. Было построено около 1900 крупных промышленных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти, крупнейшая в мире Красноярская ГЭС, нефтедобывающие комплексы в Тюмени и др.).
Однако уже к концу 60-х гг. стали проявляться непоследовательность и половинчатость реформы. Так, восстановление отраслевых министерств и наделение их широкими полномочиями противоречило провозглашенной «самостоятельности» предприятий. В начале 70-х гг. власть возвращается к директивной модели экономического развития, которая фактически исчерпала свой ресурс и развивалась по инерции до начала 80-х годов.
В социальной сфере жизни общества происходит быстрое увеличение населения страны – с 1970 г. по 1985 г. с 240 млн. до 280 млн. чел. При этом удельный вес населения в Закавказье и Средней Азии интенсивно нарастал, что приводило к росту массовой безработицы (хотя и скрытой). За 1965-19804 гг. значительно выросло городское население со 130 млн. до 180 млн. чел. и сократилось сельское население со 105 млн. до 96 млн. чел. В 1970 г. рабочие составляли 57,4% населения, служащие – 12,1%, колхозное крестьянство – 20,5%, то в 1987 г. соответственно 61,8, 16,2 и 12%. Важным социальным завоеванием стало то, что к середине 80-х гг. удельный вес лиц с высшим и средним образованием составил почти 70%.
Уровень жизни в СССР повышался до середины 70-х гг., и стал падать с начала 80-х гг. За 1964-1984 гг. выросла заработная плата, но ее рост отставал от темпов прироста национального дохода. Достаток двух третей населения страны был крайне низким. По уровню потребления СССР к началу 80-х гг. занимал лишь 77-е место, а доля заработной платы в национальном доходе составляла лишь 36,55 (1985), в то время как в западных странах – от 60 до 80%. По продолжительности жизни СССР занимал 35-е место в мире, а по детской смертности – 50-е. Основными причинами такого положения были огромные затраты на гонку вооружений и помощь дружественным режимам, неэффективное хозяйствование, коррупция.
Особенностьюдуховной жизнисоветского общества в 1965-1984 гг. стал кризис официальной коммунистической идеологии. С середины 60-х гг. в стране постепенно оформляется движение инакомыслящих (диссидентов). Его идейная основа была представлена как либерализмом (обеспечение и защита права и свободы граждан), так и национализмом (возрождение национальных государств). Началом движения считается волна протестов в 1965 г. после ареста писателей А. Синявского и Ю.Даниэля. В 1969 г. была создана первая в СССР неподконтрольная властям общественная организация – Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалев и др.). В 1976 г. в Москве была создана Хельсинская группа во главе с Ю.Ф. Орловым. Благодаря деятельности писателя А. И. Солженицына и академика А.Д. Сахарова правозащитное движение нашло признание за границей. В 1970-1985 гг. происходит возрождение некоторых форм национального протеста на Украине, в Грузии, Армении, Прибалтике. Инакомыслие проникает и в армию. В 1969 г. был раскрыт «Союз борьбы за демократические права», состоявший из офицеров Балтийского флота. Все это говорило о растущей пропасти между руководством страны и обществом. В середине 60-х гг. властями был сформулирован тезис об «обострении идеологической борьбы», который послужил оправданием действий репрессивных действий власти в отношении диссидентов как «агентов влияния» Запада.
Официальная позиция партийного руководства в отношении развития культуры не изменилась. В 1966 г. Л.И. Брежнев выступил против проявления в культуре двух крайностей – «очернительства» и «лакировки действительности». Но на практике это привело к запрету анализа наиболее острых проблем жизни общества и жесткой цензуре произведений искусства. В результате многие деятели культуры вынуждены были эмигрировать – писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А.Тарковский, виолончелист М. Ростропович, певица Г. Вишневская. Несмотря на идеологический контроль, яркими явлениями в культуре этого времени стали произведения писателей В. Белова, В. Распутина, В. Астафьева и др.; популярных режиссеров Г. Товстоногова, О.Ефремова, С.Бондарчука и др. Выдающихся успехов и мирового признания добились мастера советского балета М. Плисецкая, В.Васильев и др.
В условиях научно-технической революции остро ощущалась необходимость перестройки системы образования. В 70-е гг. была поставлена задача обеспечения всеобщего среднего образования. В результате с 1970 по 1985 гг. число лиц, имеющих среднее образование, выросло втрое. В 1983-1984 гг. предпринимается попытка комплексной реформы школы, переориентация ее на нужды экономики. Но в условиях социально-экономического кризиса в 1987 г. она была свернута. Расширилась сеть высших учебных заведений страны (в 1985 г. 69 университетов), которая к началу 80-х гг. выпускала ежегодно свыше 1 млн. специалистов. Тем не менее, проблема дефицита квалифицированных кадров в народном хозяйстве продолжала быть крайне актуальной.
За счет финансирования государства (до 25 млрд. рублей в 1980 г.) быстрыми темпами развивается наука. С целью интеграции науки и производства в 1960-х гг. создаются научно-производственные объединения (НПО), которых в 1985 г. было 250. В этот период были сделаны научные открытия и технические разработки, прежде всего, в областях связанных с военным производством – ядерной физике, ракетостроении, авиационной технике. Происходит активное освоение космического пространства. Была создана орбитальная космическая станция «Салют». В
После XX съезда КПСС в Китае стал постепенно формироваться второй центр в мировом коммунистическом движении. К нему примыкали руководители Албании и Северной Кореи, часть лидеров коммунистического движения в странах Азии. Они болезненно реагировали на критику сталинизма и разрядку в отношениях СССР и США. Обвинив советское руководство в ревизионизме, Пекин выступил за свертывание отношений с СССР и предъявил ему территориальные претензии в начале 1960-х годов. Попытки Хрущева добиться осуждения позиции Китая коммунистическими партиями привели к открытому расколу мирового коммунистического движения. Это свидетельствовало о начале кризиса мировой социалистической системы.
50-е-начало 60-х гг. прошли под знаком крушения мировой колониальной системы. Освободившиеся страны Азии, Африки, Азии, Латинской Америки стремились проводить независимую, внеблоковую политику и создали Движение неприсоединения. СССР рассматривал эти страны как союзников в «борьбе с империализмом» и стал укреплять связи с лидерами Движения неприсоединения – Индией, Индонезией, Египтом. Он оказывал развивающимся странам военную и экономическую помощь. В свою очередь, США также начали поиск союзников в развивающихся странах (Израиль, Пакистан и др.). Это привело к региональному противостоянию СССР и США.
4. Политическое развитие СССР в 1965-1985 гг. характеризует консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства КГБ и армии в жизни общества. После отставки Хрущева в 1964 г. лидером страны стал Л.И. Брежнев (1964-1982), занимавший пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Лозунг Брежнева – «обеспечить стабильность кадров» был поддержан партийно-государственной бюрократией, превратившейся к этому времени в самостоятельный субъект политики. Новый статус партийного аппарата был закреплен на очередных съездах партии. На XXIII съезде КПСС (1966) были отменены все изменения в Уставе партии, в первую очередь, ограничение срока пребывания в партийной должности, т.е. разрешено пожизненное ее занятие. Л.И. Брежнев был избран на вновь восстановленный пост Генерального секретаря ЦК КПСС и стал единоличным лидером. На XXIV (1971) было принято решение об усилении партийного контроля за деятельностью органов государственного управления, расширении привилегий номенклатуры (жилье, медицинское обслуживание, снабжение и др.). Монопольное положение КПСС в политической системе общества было основной причиной роста рядов партии. К середине 1980-х годов в КПСС насчитывалось около 19 млн. членов.
В сфере исполнительной власти происходит интенсивное разбухание административно-бюрократического аппарата. Если в начале 1965 г. было 29 отраслевых министерств, то к 1985 г. их количество достигло 160. В системе управления работало около 18 млн. чел. (1/7 трудоспособного населения). С середины 60-х гг. руководство страны поставило задачу – достигнуть военно-стратегического паритета с США. В условиях развернувшейся гонки вооружений (доля военных расходов СССР доходила до 30% ВНП) выросла роль руководства армии и военного производства в разработке и принятии политических решений. Заметно усиливается и роль КГБ не только в контроле общества, но и в принятии важнейших политических решений.
Стабилизация основных государственно-политических институтов власти и управления была достигнута к середине 70-х гг. и получила выражение в четвертой Конституции СССР принятой в 1977 г. В ней отмечалось построение в СССР развитого социалистического общества, делался вывод о советском народе как новой общности людей, о социальной однородности советского общества, об общенародном государстве, закреплялось руководящее положение КПСС в жизни общества, которая стала партией всего народа (6 статья). Эти положения все больше вступали в противоречия с реальными социальными процессами: партийный аппарат получал новые привилегии, в стране процветала коррупция, а разрыв в уровне жизни населения и партийно-государственной номенклатуры все увеличивался. В Конституции указывался ряд новых прав советских граждан: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение. Значительно расширялись права общественных организаций. Конституция 1977 г. носила демократический характер, но в условиях власти партийной бюрократии ее нормы не могли быть реализованы в советской действительности. В конце 70-х гг. в СССР стремительно развивается кризис всей системы «государственного социализма». Попытки Ю.В. Андропова (1982-1984), пришедшего к власти после смерти Л.И. Брежнева, придать эффективность партийно-государственному аппарату ничего не дали.
Экономические трудности начала 60-х гг. определили поиск решений проблем в социально-экономической сфере. Важную роль в этом поиске сыграла экономическая дискуссия 1962-1964 гг. По отношению к реформам в руководстве страны существовали две точки зрения. Первая предполагала ограниченную децентрализацию производства и неприкосновенность хозяйственной номенклатуры, приоритетное развитие сельского хозяйства, тяжелой промышленности и обороны (Л.И.Брежнев). Вторая позиция делала акцент на рыночных регуляторах реформы (материальное стимулирование, объем прибыли и др.) приоритетное развитие легкой промышленности как основы повышения уровня жизни. Ее поддерживал глава правительства А.Н. Косыгин, крупные советские экономисты (Л.В. Канторович, В.С. Немчинов).
Началась экономическая реформа с сельского хозяйства. На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. была принята программа преобразований в аграрном секторе на основе увеличения материальной заинтересованности колхозников в росте производства. Она предусматривала повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, установление твердого плана государственных закупок, ввод 50% надбавки к цене за сверхплановую продажу продуктов государству, снятие ограничений с личных подсобных хозяйств, значительный рост финансовых вложений в социальную сферу села (строительство жилья, библиотек, школ). Но административные механизмы по-прежнему оставались главным инструментом аграрной политики – планы поставок продукции села постоянно корректировались и исправлялись.
Тем не менее, реформа дала позитивные результаты. В 1970 г. совокупная рентабельность колхозного производства составила 34%, а совхозного – 22%. Проведение реформы привело к возникновению и новых проблем. За 1966-1980 гг. на развитие сельского хозяйства были выделены огромные средства – 400 млрд. рублей, но использовались они нерационально. Кроме этого, введение высоких денежных окладов колхозникам при запрете эффективно вести и продавать продукцию подсобного хозяйства привели к росту иждивенческих настроений. Так, даже на уборку урожая овощей ежегодно привлекали миллионы школьников, студентов, рабочих и служащих. Потери собранного урожая составляли от 20 до 40%. К началу 80-х годов сельское хозяйство вновь стало убыточным.
На сентябрьском пленуме ЦК КПСС 1965 г. были рассмотрены вопросы реформирования промышленности. Сущность реформы заключалась в сочетании мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность предприятий, усовершенствовать централизованное планирование. Реформа предусматривала изменение директивного планирования – сокращение до минимума числа показателей деятельности предприятий устанавливаемых «сверху», ввод показателя качества продукции. Другим направлением реформы стало усиление экономического стимулирования производителя. Разрешалось часть доходов предприятий оставлять в их собственном распоряжении и использовать для материального поощрения работников, для строительства объектов социальной сферы, для развития производства. Восьмая пятилетка (1966-1970) показала, что даже в таком ограниченном виде реформа дает экономический результат. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза. Было построено около 1900 крупных промышленных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти, крупнейшая в мире Красноярская ГЭС, нефтедобывающие комплексы в Тюмени и др.).
Однако уже к концу 60-х гг. стали проявляться непоследовательность и половинчатость реформы. Так, восстановление отраслевых министерств и наделение их широкими полномочиями противоречило провозглашенной «самостоятельности» предприятий. В начале 70-х гг. власть возвращается к директивной модели экономического развития, которая фактически исчерпала свой ресурс и развивалась по инерции до начала 80-х годов.
В социальной сфере жизни общества происходит быстрое увеличение населения страны – с 1970 г. по 1985 г. с 240 млн. до 280 млн. чел. При этом удельный вес населения в Закавказье и Средней Азии интенсивно нарастал, что приводило к росту массовой безработицы (хотя и скрытой). За 1965-19804 гг. значительно выросло городское население со 130 млн. до 180 млн. чел. и сократилось сельское население со 105 млн. до 96 млн. чел. В 1970 г. рабочие составляли 57,4% населения, служащие – 12,1%, колхозное крестьянство – 20,5%, то в 1987 г. соответственно 61,8, 16,2 и 12%. Важным социальным завоеванием стало то, что к середине 80-х гг. удельный вес лиц с высшим и средним образованием составил почти 70%.
Уровень жизни в СССР повышался до середины 70-х гг., и стал падать с начала 80-х гг. За 1964-1984 гг. выросла заработная плата, но ее рост отставал от темпов прироста национального дохода. Достаток двух третей населения страны был крайне низким. По уровню потребления СССР к началу 80-х гг. занимал лишь 77-е место, а доля заработной платы в национальном доходе составляла лишь 36,55 (1985), в то время как в западных странах – от 60 до 80%. По продолжительности жизни СССР занимал 35-е место в мире, а по детской смертности – 50-е. Основными причинами такого положения были огромные затраты на гонку вооружений и помощь дружественным режимам, неэффективное хозяйствование, коррупция.
Особенностьюдуховной жизнисоветского общества в 1965-1984 гг. стал кризис официальной коммунистической идеологии. С середины 60-х гг. в стране постепенно оформляется движение инакомыслящих (диссидентов). Его идейная основа была представлена как либерализмом (обеспечение и защита права и свободы граждан), так и национализмом (возрождение национальных государств). Началом движения считается волна протестов в 1965 г. после ареста писателей А. Синявского и Ю.Даниэля. В 1969 г. была создана первая в СССР неподконтрольная властям общественная организация – Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневская, С. Ковалев и др.). В 1976 г. в Москве была создана Хельсинская группа во главе с Ю.Ф. Орловым. Благодаря деятельности писателя А. И. Солженицына и академика А.Д. Сахарова правозащитное движение нашло признание за границей. В 1970-1985 гг. происходит возрождение некоторых форм национального протеста на Украине, в Грузии, Армении, Прибалтике. Инакомыслие проникает и в армию. В 1969 г. был раскрыт «Союз борьбы за демократические права», состоявший из офицеров Балтийского флота. Все это говорило о растущей пропасти между руководством страны и обществом. В середине 60-х гг. властями был сформулирован тезис об «обострении идеологической борьбы», который послужил оправданием действий репрессивных действий власти в отношении диссидентов как «агентов влияния» Запада.
Официальная позиция партийного руководства в отношении развития культуры не изменилась. В 1966 г. Л.И. Брежнев выступил против проявления в культуре двух крайностей – «очернительства» и «лакировки действительности». Но на практике это привело к запрету анализа наиболее острых проблем жизни общества и жесткой цензуре произведений искусства. В результате многие деятели культуры вынуждены были эмигрировать – писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А.Тарковский, виолончелист М. Ростропович, певица Г. Вишневская. Несмотря на идеологический контроль, яркими явлениями в культуре этого времени стали произведения писателей В. Белова, В. Распутина, В. Астафьева и др.; популярных режиссеров Г. Товстоногова, О.Ефремова, С.Бондарчука и др. Выдающихся успехов и мирового признания добились мастера советского балета М. Плисецкая, В.Васильев и др.
В условиях научно-технической революции остро ощущалась необходимость перестройки системы образования. В 70-е гг. была поставлена задача обеспечения всеобщего среднего образования. В результате с 1970 по 1985 гг. число лиц, имеющих среднее образование, выросло втрое. В 1983-1984 гг. предпринимается попытка комплексной реформы школы, переориентация ее на нужды экономики. Но в условиях социально-экономического кризиса в 1987 г. она была свернута. Расширилась сеть высших учебных заведений страны (в 1985 г. 69 университетов), которая к началу 80-х гг. выпускала ежегодно свыше 1 млн. специалистов. Тем не менее, проблема дефицита квалифицированных кадров в народном хозяйстве продолжала быть крайне актуальной.
За счет финансирования государства (до 25 млрд. рублей в 1980 г.) быстрыми темпами развивается наука. С целью интеграции науки и производства в 1960-х гг. создаются научно-производственные объединения (НПО), которых в 1985 г. было 250. В этот период были сделаны научные открытия и технические разработки, прежде всего, в областях связанных с военным производством – ядерной физике, ракетостроении, авиационной технике. Происходит активное освоение космического пространства. Была создана орбитальная космическая станция «Салют». В