ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1966 г. впервые в истории межпланетная станция (АМС) «Луна-9» совершила посадку на Луну. В 1970 г. АМС «Луна-16» доставила образцы лунного грунта на Землю, начал успешно работать на Луне первый автоматический самоходный аппарат «Луноход-1». Советские космические аппараты достигли поверхности Венеры и Марса и начали их изучение. В 1971 г. начала действовать первая в мире долговременная орбитальная космическая станция. В 1975 г. состоялся первый в мире советско-американский полет на кораблях «Союз» и «Аполлон».
В 1975 г. была создана крупнейшая в мире термоядерная установка «Токамак-10», на которой в лабораторных условиях была получена развитая термоядерная реакция. Во второй половине 60-х гг. начала создаваться Единая энергетическая система страны. Больших успехов добились советские конструкторы, инженеры и техники. В области авиации КБ О.А. Антонова был создан крупнейший в мире транспортный самолет «Антей» (1965), КБ А.Н. Туполева – первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет «ТУ-144» (1975), КБ С.В. Ильюшина – первый советский аэробус «ИЛ-86» (1976). В 1974 г. был спущен на воду самый большой в мире атомный ледокол «Арктика». В 1975 г. был создан крупнейший в мире самосвал «БелАЗ» грузоподъемностью 110 т. В то же время достижения науки и техники мало отражались на состоянии механизации и автоматизации производства.
Внешняя политика СССРв 1965-1984 гг. была направлена на решение трех главных задач: устранение угрозы распада социалистического лагеря и его консолидация; нормализация отношений между Востоком и Западом; продолжение политики поддержки прогрессивных движений в мире.
Мировая социалистическая система вступила в эти годы в полосу затяжного кризиса. Вслед за Венгрией в 1968 г. на путь демократических перемен пыталась вступить Чехословакия. Только ввод войск стран Варшавского договора сохранил ее в составе социалистического блока. После «пражской весны» советское руководство предложило изменить характер сотрудничества с социалистическими странами Восточной Европы. В 1971 г. была принята программа экономической интеграции, которая проявилась в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В рамках этой программы осуществлялись строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космический проект «Интеркосмос» и др. Но эти меры не спасли социалистический блок от распада. Показательным в этом отношении стал кризис в Польше в 1981 г., когда правительству в последний момент удалось предотвратить ввод советских войск. О расколе мировой социалистической системы свидетельствовал разрыв отношений с Албанией, жесткая конфронтация с Китаем, отдаление от СССР Югославии, Румынии, Северной Кореи.
С началом «реабилитации» сталинизма в брежневскую эпоху от КПСС отошли коммунисты Франции и Италии. Силовые действия в Чехословакии и различных регионах, особенно война в Афганистане, еще более углубили противоречия между руководством КПСС и лидерами коммунистически партий в Европе, Азии, Латинской Америке.
Отношения в этот период с Западом носили противоречивый характер. В условиях военно-стратегического паритета прямое столкновение СССР и США стало невозможно, поэтому оно было перенесено на региональный уровень. В 70-80-е гг. военная помощь СССР использовалась как главное средство противостояния США во Вьетнаме, Египте, Анголе, Эфиопии, Никарагуа и других странах. Со второй половины 60-х гг. начала реализовываться советская политика «разрядки» международной напряженности.В 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия. Поворотным событием в отношениях Восток – Запад стал визит президента США Р. Никсона в Москву в 1972 г., когда были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Кульминацией эпохи разрядки стала Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое состоялось в Хельсинки в 1975 г. В его работе приняли участие главы 33 европейских стран, а также США и Канады. Итогом встречи стал Заключительный акт Совещания, который зафиксировал и узаконил принципы взаимоотношений стран друг с другом: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силы, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, уважение прав человека и его основных свобод.
Однако к концу 70-х гг. отношения с Западом стали ухудшаться. Яркими примерами этого являются отказ американского сената ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений (ОСВ-2) подписанный в 1979 г., а также решение НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности. Разрушительный удар политике «разрядки» нанес ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. Афганская акция положила начало новому периоду «холодной войны», глубоко недоверия и противостояния двух сверхдержав.
5. В 1985 г. новым лидером страны стал М.С. Горбачев, который взял курс на реформирование общества. В 1988 г. состоялась (после 46-летнего перерыва) XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы и провозгласившая курс на построение в СССР «социалистического правового государства». Предлагалось создать новый высший орган государственной власти – Совет народных депутатов, который формировал из своего состава постоянно действующий Верховный Совет; обновить избирательное законодательство (сделать выборы альтернативными, избирать депутатов не только от партий, но и от общественных организаций); создать Комитет конституционного надзора, обязанного следить за соблюдением Конституции. Ключевым пунктом реформы стало перераспределение властных полномочий от
партийных структур к советским органам, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это было серьезным ударом по номенклатуре, так как подрывало основы ее существования.
Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР. В июне 1989 г. прошел I съезд народных депутатов СССР, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. Теперь инициатива политического реформирования страны перешла к избранному в ходе выборов депутатскому корпусу. Впервые истории страны начала создаваться парламентская демократическая оппозиция, официально претендовавшая на власть. Под ее влиянием политическая реформа дополняется новыми положениями. Приоритетом реформы стала ликвидация властной монополии КПСС (отмена 6-й статьи Конституции об особой роли КПСС) и построение правового государства, в котором реально обеспечено равенство граждан перед законом. В рамках этого процесса на III внеочередном съезде народных депутатов в марте 1990 г. учреждается пост Президента СССР (им стал М.С. Горбачев) и одновременно упраздняется и 6-я статья Конституции о «руководящей и направляющей» роли КПСС.
Кризис коммунистической идеологии привел к возникновению в стране оппозиционных политических партий: «Демократический союз» (В.И. Новодворская), «Демократическую партию России» (И.И. Травкина), «Социалистическая партия», «Социал-демократическая партия России», и др. Демократизация общества привела к взрыву национализма в СССР. Попытки Горбачева ограничить власть национальных элит вызвали активные протесты в ряде республик, возникновение острых межнациональных конфликтов: Казахстан (1986), Нагорный Карабах (1987). На фоне обострения межнациональных отношений и бессилия союзных властей создаются народные фронты в Прибалтике, Молдавии, Украине, Закавказье. В Якутии, Татарстане, Башкирии набирают силу движения, требовавшие предоставления этим автономным республикам прав союзных республик. В среднеазиатских республиках возникает угроза проникновения исламского фундаментализма.
В ходе выборов народных депутатов в союзных республиках (1990 г.) победу одержали лидеры национальных движений, которые открыто заявляли об антисоветском характере своих программ. Начался «парад суверенитетов»: декларацию о суверенитете принимают Верховные Советы – Грузии (9 марта), Литвы (11 марта), Эстонии (30 марта), Латвии (4 мая), РСФСР (12 июня), Узбекистана (20 июня), Молдавии (23 июня), Украины (16 июля), Белоруссии (27 июля). Все это подтолкнули союзное руководство к разработке нового союзного договора. В его основе лежала идея широких прав союзных республик, прежде всего, экономических. Однако на рубеже 80-90-х гг. бывшие союзные республики уже перестали функционировать как единый народнохозяйственный комплекс. Более того, Литва фактически вышла из правого поля СССР. После отказа Верховного Совета Литвы восстановить действие Конституции СССР, Горбачев ввел дополнительные войска, что вызвало столкновения населения с армией в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. Эти события еще больше ослабили позиции союзной власти.
17 марта 1991 г. в 9 союзных республиках из 16 состоялся референдум о судьбе СССР. 76% населения страны высказались за сохранение единого государства. Положительные результаты всенародного голосования ускорили разработку проекта нового договора, по которому СССР должен был превратиться в Союз Суверенных Государств, состоящий из равноправных как бывших союзных, так и автономных республик. Подписание этого договора было назначено на 20 августа 1991 г. Однако 19 августа в Москве произошел государственный переворот и был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом Г.И. Янаевым, который объявил о реформировании структур власти, приостановил деятельность оппозиционных партий, запретил проведение митингов, установил контроль над СМИ, ввел войска в Москву. Руководство РСФСР во главе с Б.И. Ельциным объявило ГКЧП незаконным. Члены ГКЧП были арестованы. Попытка ГКЧП спасти СССР только ускорила распад единой страны. 5 сентября V внеочередной съезд народных депутатов СССР заявил о самороспуске и передаче власти Государственному совету СССР в составе руководителей республик. 6 сентября Госсовет признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии. 8 октября 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) руководители России, Украины, Белоруссии объявили о прекращении существования СССР. Вместо него создавалось Содружество Независимых Государств (СНГ) в составе 11 бывших союзных республик (без Прибалтики и Грузии). 27 декабря 1991 г. Горбачев заявил об отставке с поста Президента и СССР прекратил существование.
К середине 80-х гг. экономика СССР находилась в предкризисном состоянии. Научно-технический потенциал страны был исчерпан. Стремительно увеличивался бюджетный дефицит и неуклонно падало производство. Низким оставалось качество выпускаемой продукции. Была фактически провалена «Продовольственная программа (1982). Так, валовый сбор зерновых за 1978 -1984 гг. упал с 237 до 173 млн. т. Падение рождаемости в 1970-е гг. привело к сокращению доли молодежи в общественном производстве. Острой социальной проблемой был алкоголизм (более 21 млн. алкоголиков). В стране процветала теневая экономика, в которой было занято до 15 млн. чел., а объем неофициальной продукции повышенного спроса составлял до 25% всего товарооборота. Низкая эффективность производства, растущий дефицит потребительский товаров, а главное отсутствие у производителей материальных стимулов к труду привели к стагнации экономики.
На апрельском пленуме ЦК КПСС (1985 г.) М.С. Горбачев объявил о программе экономической реформы, ядром которой стал курс на ускорение социально-экономического развития страны на основе внедрения новых методов хозяйствования и использования достижений научно-технического прогресса. Ставка делалась на активное использование «скрытых резервов» социализма, повышение трудовой дисциплины и развитие социалистического соревнования, усиление администрирования (введение системы госприемки продукции) и др. Однако эти традиционные шаги не принесли серьезных экономических результатов. Необходима была смена кадров управления экономикой и разработка новой стратегии ее развития. Такая работа над проектом реформы началась под руководством нового Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова. К ней привлекаются известные экономисты Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян и др. Она была завершена к лету 1987 г.
Экономическая реформаисходила из идеи сохранения плановой экономики и предусматривала: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; возрождение частного сектора через развитие производственной кооперации; отказ от монополии внешней торговли; более глубокую интеграцию в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; развитие арендных отношений на селе (агрокомплексы, кооперативы, фермерские хозяйства). Ключевым документом реформы стал «Закон «О государственном предприятии» (1987 г.), по которому предприятию разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Но централизованными оставались системы ценообразования и снабжения предприятий, что не давало предприятиям реальной экономической свободы.
Важным шагом в деле формирования частного сектора стал Закон «О кооперации» (1988 г.). Однако частная предпринимательская деятельность разрешалась лишь в 30 видах производства и услуг, что привело к легализации «теневой экономики» (ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. рублей). Особое внимание уделялось социальной ориентации реформ: сокращению в 3 раза применения ручного труда, увеличению на 30% зарплаты в производстве, уравнению доходов жителей города и села, реформам школы и сферы здравоохранения, развитию культурно-просветительских учреждений, в первую очередь, на селе. Однако рост экономических трудностей сделал невозможным реализацию этих планов.
В 1975 г. была создана крупнейшая в мире термоядерная установка «Токамак-10», на которой в лабораторных условиях была получена развитая термоядерная реакция. Во второй половине 60-х гг. начала создаваться Единая энергетическая система страны. Больших успехов добились советские конструкторы, инженеры и техники. В области авиации КБ О.А. Антонова был создан крупнейший в мире транспортный самолет «Антей» (1965), КБ А.Н. Туполева – первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет «ТУ-144» (1975), КБ С.В. Ильюшина – первый советский аэробус «ИЛ-86» (1976). В 1974 г. был спущен на воду самый большой в мире атомный ледокол «Арктика». В 1975 г. был создан крупнейший в мире самосвал «БелАЗ» грузоподъемностью 110 т. В то же время достижения науки и техники мало отражались на состоянии механизации и автоматизации производства.
Внешняя политика СССРв 1965-1984 гг. была направлена на решение трех главных задач: устранение угрозы распада социалистического лагеря и его консолидация; нормализация отношений между Востоком и Западом; продолжение политики поддержки прогрессивных движений в мире.
Мировая социалистическая система вступила в эти годы в полосу затяжного кризиса. Вслед за Венгрией в 1968 г. на путь демократических перемен пыталась вступить Чехословакия. Только ввод войск стран Варшавского договора сохранил ее в составе социалистического блока. После «пражской весны» советское руководство предложило изменить характер сотрудничества с социалистическими странами Восточной Европы. В 1971 г. была принята программа экономической интеграции, которая проявилась в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В рамках этой программы осуществлялись строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космический проект «Интеркосмос» и др. Но эти меры не спасли социалистический блок от распада. Показательным в этом отношении стал кризис в Польше в 1981 г., когда правительству в последний момент удалось предотвратить ввод советских войск. О расколе мировой социалистической системы свидетельствовал разрыв отношений с Албанией, жесткая конфронтация с Китаем, отдаление от СССР Югославии, Румынии, Северной Кореи.
С началом «реабилитации» сталинизма в брежневскую эпоху от КПСС отошли коммунисты Франции и Италии. Силовые действия в Чехословакии и различных регионах, особенно война в Афганистане, еще более углубили противоречия между руководством КПСС и лидерами коммунистически партий в Европе, Азии, Латинской Америке.
Отношения в этот период с Западом носили противоречивый характер. В условиях военно-стратегического паритета прямое столкновение СССР и США стало невозможно, поэтому оно было перенесено на региональный уровень. В 70-80-е гг. военная помощь СССР использовалась как главное средство противостояния США во Вьетнаме, Египте, Анголе, Эфиопии, Никарагуа и других странах. Со второй половины 60-х гг. начала реализовываться советская политика «разрядки» международной напряженности.В 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия. Поворотным событием в отношениях Восток – Запад стал визит президента США Р. Никсона в Москву в 1972 г., когда были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Кульминацией эпохи разрядки стала Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое состоялось в Хельсинки в 1975 г. В его работе приняли участие главы 33 европейских стран, а также США и Канады. Итогом встречи стал Заключительный акт Совещания, который зафиксировал и узаконил принципы взаимоотношений стран друг с другом: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силы, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, уважение прав человека и его основных свобод.
Однако к концу 70-х гг. отношения с Западом стали ухудшаться. Яркими примерами этого являются отказ американского сената ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений (ОСВ-2) подписанный в 1979 г., а также решение НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности. Разрушительный удар политике «разрядки» нанес ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. Афганская акция положила начало новому периоду «холодной войны», глубоко недоверия и противостояния двух сверхдержав.
5. В 1985 г. новым лидером страны стал М.С. Горбачев, который взял курс на реформирование общества. В 1988 г. состоялась (после 46-летнего перерыва) XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы и провозгласившая курс на построение в СССР «социалистического правового государства». Предлагалось создать новый высший орган государственной власти – Совет народных депутатов, который формировал из своего состава постоянно действующий Верховный Совет; обновить избирательное законодательство (сделать выборы альтернативными, избирать депутатов не только от партий, но и от общественных организаций); создать Комитет конституционного надзора, обязанного следить за соблюдением Конституции. Ключевым пунктом реформы стало перераспределение властных полномочий от
партийных структур к советским органам, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это было серьезным ударом по номенклатуре, так как подрывало основы ее существования.
Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР. В июне 1989 г. прошел I съезд народных депутатов СССР, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. Теперь инициатива политического реформирования страны перешла к избранному в ходе выборов депутатскому корпусу. Впервые истории страны начала создаваться парламентская демократическая оппозиция, официально претендовавшая на власть. Под ее влиянием политическая реформа дополняется новыми положениями. Приоритетом реформы стала ликвидация властной монополии КПСС (отмена 6-й статьи Конституции об особой роли КПСС) и построение правового государства, в котором реально обеспечено равенство граждан перед законом. В рамках этого процесса на III внеочередном съезде народных депутатов в марте 1990 г. учреждается пост Президента СССР (им стал М.С. Горбачев) и одновременно упраздняется и 6-я статья Конституции о «руководящей и направляющей» роли КПСС.
Кризис коммунистической идеологии привел к возникновению в стране оппозиционных политических партий: «Демократический союз» (В.И. Новодворская), «Демократическую партию России» (И.И. Травкина), «Социалистическая партия», «Социал-демократическая партия России», и др. Демократизация общества привела к взрыву национализма в СССР. Попытки Горбачева ограничить власть национальных элит вызвали активные протесты в ряде республик, возникновение острых межнациональных конфликтов: Казахстан (1986), Нагорный Карабах (1987). На фоне обострения межнациональных отношений и бессилия союзных властей создаются народные фронты в Прибалтике, Молдавии, Украине, Закавказье. В Якутии, Татарстане, Башкирии набирают силу движения, требовавшие предоставления этим автономным республикам прав союзных республик. В среднеазиатских республиках возникает угроза проникновения исламского фундаментализма.
В ходе выборов народных депутатов в союзных республиках (1990 г.) победу одержали лидеры национальных движений, которые открыто заявляли об антисоветском характере своих программ. Начался «парад суверенитетов»: декларацию о суверенитете принимают Верховные Советы – Грузии (9 марта), Литвы (11 марта), Эстонии (30 марта), Латвии (4 мая), РСФСР (12 июня), Узбекистана (20 июня), Молдавии (23 июня), Украины (16 июля), Белоруссии (27 июля). Все это подтолкнули союзное руководство к разработке нового союзного договора. В его основе лежала идея широких прав союзных республик, прежде всего, экономических. Однако на рубеже 80-90-х гг. бывшие союзные республики уже перестали функционировать как единый народнохозяйственный комплекс. Более того, Литва фактически вышла из правого поля СССР. После отказа Верховного Совета Литвы восстановить действие Конституции СССР, Горбачев ввел дополнительные войска, что вызвало столкновения населения с армией в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. Эти события еще больше ослабили позиции союзной власти.
17 марта 1991 г. в 9 союзных республиках из 16 состоялся референдум о судьбе СССР. 76% населения страны высказались за сохранение единого государства. Положительные результаты всенародного голосования ускорили разработку проекта нового договора, по которому СССР должен был превратиться в Союз Суверенных Государств, состоящий из равноправных как бывших союзных, так и автономных республик. Подписание этого договора было назначено на 20 августа 1991 г. Однако 19 августа в Москве произошел государственный переворот и был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом Г.И. Янаевым, который объявил о реформировании структур власти, приостановил деятельность оппозиционных партий, запретил проведение митингов, установил контроль над СМИ, ввел войска в Москву. Руководство РСФСР во главе с Б.И. Ельциным объявило ГКЧП незаконным. Члены ГКЧП были арестованы. Попытка ГКЧП спасти СССР только ускорила распад единой страны. 5 сентября V внеочередной съезд народных депутатов СССР заявил о самороспуске и передаче власти Государственному совету СССР в составе руководителей республик. 6 сентября Госсовет признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии. 8 октября 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) руководители России, Украины, Белоруссии объявили о прекращении существования СССР. Вместо него создавалось Содружество Независимых Государств (СНГ) в составе 11 бывших союзных республик (без Прибалтики и Грузии). 27 декабря 1991 г. Горбачев заявил об отставке с поста Президента и СССР прекратил существование.
К середине 80-х гг. экономика СССР находилась в предкризисном состоянии. Научно-технический потенциал страны был исчерпан. Стремительно увеличивался бюджетный дефицит и неуклонно падало производство. Низким оставалось качество выпускаемой продукции. Была фактически провалена «Продовольственная программа (1982). Так, валовый сбор зерновых за 1978 -1984 гг. упал с 237 до 173 млн. т. Падение рождаемости в 1970-е гг. привело к сокращению доли молодежи в общественном производстве. Острой социальной проблемой был алкоголизм (более 21 млн. алкоголиков). В стране процветала теневая экономика, в которой было занято до 15 млн. чел., а объем неофициальной продукции повышенного спроса составлял до 25% всего товарооборота. Низкая эффективность производства, растущий дефицит потребительский товаров, а главное отсутствие у производителей материальных стимулов к труду привели к стагнации экономики.
На апрельском пленуме ЦК КПСС (1985 г.) М.С. Горбачев объявил о программе экономической реформы, ядром которой стал курс на ускорение социально-экономического развития страны на основе внедрения новых методов хозяйствования и использования достижений научно-технического прогресса. Ставка делалась на активное использование «скрытых резервов» социализма, повышение трудовой дисциплины и развитие социалистического соревнования, усиление администрирования (введение системы госприемки продукции) и др. Однако эти традиционные шаги не принесли серьезных экономических результатов. Необходима была смена кадров управления экономикой и разработка новой стратегии ее развития. Такая работа над проектом реформы началась под руководством нового Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова. К ней привлекаются известные экономисты Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян и др. Она была завершена к лету 1987 г.
Экономическая реформаисходила из идеи сохранения плановой экономики и предусматривала: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; возрождение частного сектора через развитие производственной кооперации; отказ от монополии внешней торговли; более глубокую интеграцию в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; развитие арендных отношений на селе (агрокомплексы, кооперативы, фермерские хозяйства). Ключевым документом реформы стал «Закон «О государственном предприятии» (1987 г.), по которому предприятию разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Но централизованными оставались системы ценообразования и снабжения предприятий, что не давало предприятиям реальной экономической свободы.
Важным шагом в деле формирования частного сектора стал Закон «О кооперации» (1988 г.). Однако частная предпринимательская деятельность разрешалась лишь в 30 видах производства и услуг, что привело к легализации «теневой экономики» (ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. рублей). Особое внимание уделялось социальной ориентации реформ: сокращению в 3 раза применения ручного труда, увеличению на 30% зарплаты в производстве, уравнению доходов жителей города и села, реформам школы и сферы здравоохранения, развитию культурно-просветительских учреждений, в первую очередь, на селе. Однако рост экономических трудностей сделал невозможным реализацию этих планов.