Файл: Кафедра философии, истории и иностранных языков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В сельском хозяйстве первые опыты создания фермерских хозяйств показали положительные результаты. Но государство не решилось на передачу крестьянам земли в частную собственность. Была разрешена только 50-летняя аренда земли у колхозов и совхозов, но они не хотели создавать себе конкурентов. Поэтому в 1991 г. на арендных условиях возделывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы. Стало ясно, что без перехода к рыночной экономике проблемы не решить. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку, но большинство мероприятий откладывались на 1991-1995 гг. Таким образом, ни одно из предложенных властями экономических нововведений так не работало.

Несмотря на увеличение заработной платы со 190 рублей в 1985 до 530 рублей в 1991 г. сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. рублей. Началось стремительное падение уровня жизни населения страны с 1989 г., что привело к быстрому росту забастовочного движения. В результате массовых закупок продовольствия за рубежом за шесть лет золотой запас страны сократился в 10 раз. Внешний долг СССР с 10 млрд. долл. в 1985 г. вырос до 52 млрд. долл. к 1991 г.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, правительство РФ, после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1991 г.) поддержало «Программу 500» разработанную группой экономистов во главе С.С. Шаталиным и Г.Я. Явлинским. Эта программа предполагала в короткий срок провести приватизацию государственных предприятий, что означало полный демонтаж экономической системы. Главными причинами краха экономических реформ в годы «перестройки» стали: постоянные корректировки принимаемых решений; промедление в реализации принятых решений; отставание экономических реформ от политических и духовных изменений общества; активная политическая борьба вокруг проблемы реформ; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли центра; утрата доверия населения руководству страны во главе с Горбачевым.

Таким образом, экономика СССР в своем развитии в 1985-1991 гг. прошла сложный путь от планово-директивной модели к рыночной. Однако в результате реформ рыночную экономику создать не удалось. При этом прежние структуры экономики были разрушены, а новые не созданы. В этих условиях экономическая катастрофа была неизбежной.


Процессы перестройки затронули и духовную сферу жизни советского общества. Началась политика гласности, был снят запрет с критических материалов в СМИ, критики прежде закрытых тем (руководства партии, регионов, ведомств и т.д.), что позволило расширить социальную базу проводимых реформ. Политика гласности привела к переосмыслению истории страны. В 1987 г. была создана комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Была приняты декларация о незаконности репрессий против народов, подвергшихся депортации в годы войны (чеченцы, ингуши, крымские татары и др.). В 1990 г. были признаны незаконными репрессии против крестьян в период сплошной коллективизации.

Гласность открыла дорогу культурным, образовательным и научным контактам с Западом. Перестройка кардинально изменила религиозную ситуацию в стране. Переломным стал 1988 г., когда Русская православная церковь официально отметила 1000-летие принятия христианства на Руси. Были сняты запреты на отправление религиозных обрядов, распространение религиозной литературы и религиозного обучения. Свободу обрели все традиционные религии распространенные на территории нашей страны, Началось массовое увлечение религией, которая воспринималась многими людьми как альтернатива коммунистической идеологии.

Гласность привела к снятию запретов на многие художественные произведения, созданные в прошлые годы. С 1988 г. фактически была ликвидирована цензура. Крупнейшим событием в общественной жизни страны стала публикация многотомного труда А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» о репрессивной системе в СССР. Увидели свет произведения А.П. Платонова, М.А. Булгакова и др. Перестройка изменила место СМИ в жизни общества. Особую роль в этом сыграла газеты и журналы печать демократической ориентации – «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Огонек», «Новый мир» и др. С развитием гласности усиливается консервативная оппозиция курсу реформ. Ее центрами стали журналы «Наш современник», «Молодая гвардия» и газеты «Правда» и «Советская Россия». Зарождение свободы слова и независимых средств массовой информации к началу 90-х гг. стали главным достижением в духовной сфере в годы перестройки.

Внешняя политика СССР в период перестройки была направлена на создание благоприятных условий для проведения масштабных экономических и политических реформ. На XXVII съезде КПСС (1986) была провозглашена концепция «нового политического мышления»,

которая предполагала отказ от раскола мира на две системы, признавала целостность взаимосвязанного и взаимозависимого» мира, отвергала использование силы для решения мировых проблем, объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и т.п. В ходе целой серии встреч М.С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом обсуждаются проблемы разоружения. В 1987 г. СССР и США подписали договор об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действий.

Ухудшение экономической ситуации в стране и расчеты на западную помощь заставляли Горбачева идти на серьезные уступки Западу. На встрече с новым президентом США Д. Бушем (1989) Горбачев объявил, что СССР не будет военной силой препятствовать изменениям в странах Восточной Европы.. В 1987-1988 гг. СССР согласился в значительно большей степени, чем страны НАТО сократить военное присутствие в Европе и уничтожить большее количество обычных вооружений. В 1991 г. СССР и США заключили договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. В 1991 г. впервые США выдвинули СССР условия, на которых Запад был согласен сотрудничать, которые касались не только внешней, но и внутренней политики страны: демократизация, рынок, федерация, изменение политики на Ближнем Востоке и в Африке, отказ от модернизации ракетно-ядерных сил.

В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Варшавского договора, что вызвало в них волну антикоммунистических и антисоветских настроений. В ходе выборов и «бархатных революций» произошла смена коммунистического руководства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании, Монголии. В 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии. Наиболее серьезные изменения произошли в ГДР, после отставки Э. Хонеккера (октябрь 1989), пала Берлинская стена и стали нарастать призывы к объединению Германии. В 1990 г. Горбачев дал согласие на объединение Германии и ее пребывание в НАТО. 1 июля 1991 г. было объявлено о ликвидации военной организации стран Варшавского Договора. Социалистическая система перестала существовать.

Политика «нового мышления имела противоречивые последствия. С одной стороны, она способствовала ослаблению угрозы ядерной войны, сокращению и уничтожению целых видов ядерных и обычных вооружений, оздоровлению обстановке в целом ряде регионов, бывших ареной противостояния СССР и США (Ближний Восток, Индокитай, Центральная Америка и др.), демократическим переменам в различных странах. С другой стороны, «новое мышление» привело к распаду биполярной системы международных отношений, на которой долгие годы базировалась стабильность в мире. США превратились в единственную глобальную сверхдержаву, которая стала все меньше считаться с ООН и другими странами. Это таило в себе угрозу нового передела мира на сферы «влияния».



Тема 8. РОССИЯ В 90-х гг. – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.

1. Политическое развитие Российской Федерации.

2. Социально-экономическое развитие России.

3. Внешняя политика России в постсоветский период.

4. Культурное развитие современной России.
1. После распада СССР и обретением РСФСР независимости (12 июня 1990 г. «Декларация о государственном суверенитете России» принята на I съезде народных депутатов РСФСР) начинается процесс формирования новой российской государственности. В 1991 г. Председателем Верховного Совета, а затем и Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, который стал лидером постсоветской России. В сфере государственного строительства главной задачей российского руководства была разработка новой российской Конституции. Важнейшим фактором политического развития России в 1993 г. стало обострение противостояния двух ветвей власти – исполнительной (в лице Президента и его аппарата) и законодательной (в лице руководства Верховного Совета)

Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя и методах осуществления реформ в стране. Президент Б.Н. Ельцин выступал за создание президентской республики. В ней президент является главой государства и гарантом соблюдения Конституции, обладает большими полномочиями. Президент и его команда считали необходимым усилить централизацию власти и ускорить социально-экономические преобразования общества, прежде всего, за счет форсированной приватизации госсобственности. В свою очередь, Верховный Совет РФ выступал за парламентскую республику – сохранение системы полновластия Советов как источника всей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Руководство Верховного Совета настаивало на постепенном переходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирования.

Летом 1993 г. Ельцин созвал Конституционное совещание, но руководство Верховного Совета отказалось в нем участвовать. К осени ситуация стала неразрешимой. 21 сентября 1993 г. Президент издал указ «О поэтапной конституционной реформе», приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти – двухпалатное Федеральное Собрание. Фактически это означало роспуск прежних советских органов законодательной власти. Руководство Верховного Совета во главе с Р.И. Хасбулатовым этому указу не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента и формировании новых органов исполнительной власти. И.о. главы государства был объявлен вице-президент А.В. Руцкой.