ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
радикально-либеральной модели модернизации экономики («шоковой терапии») стал один из ее разработчиков – вице-премьер Е.Т. Гайдар. 1 января 1992 г. правительство объявило о введение свободных цен. Оно полагало, что цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была повышена на 70% зарплата бюджетникам. Однако товарный дефицит был настолько острым, что цены выросли в 10-12 раз, а к декабрю 1992 – в 100-150 раз. Рост цен (инфляция) привел к обесцениванию денежных вкладов и резкому снижению уровня жизни большинства населения. Другой проблемой стал кризис взаимных неплатежей (к 1 июня 1992 г. около 2 трлн. рублей), который привел к значительному спаду производства (35%) и массовой безработице). Рост денежной массы привел к резкому падению курса рубля. Либерализация торговли привела к накоплению огромных денежных средств вне государственного контроля за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере.
Первоочередной задачей экономической реформы являлось формирование слоя собственников, основой которого должны стать мелкие предприниматели и акционеры. Решить эту задачу была призвана приватизация – переход объектов государственной собственности к частным владельцам (отдельным лицам или трудовым коллективам). Приватизация началась 1 октября 1992 г. Чтобы обеспечить население средствами для покупки акций, правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер) номинальной стоимостью 10 тыс. рублей. Ваучер можно было обменять на определенное количество акций. Была осуществлена раздача чеков на общую сумму в 1 трлн. 400 млрд. рублей (стоимость всего имущества госпредприятий). За первый год реформы было приватизировано 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% объектов торговли.
Итоги реформ в экономике в 1992 г. были противоречивы. С одной стороны, произошла постепенная ликвидация дефицита товаров, начались процессы формирования в обществе рыночных отношений и структурной перестройке отраслей экономии. С другой стороны, «шокотерапия» вызвала развал целых отраслей экономики (прежде всего военно-промышленный комплекс) и бюджетной сферы (наука, здравоохранение, культура, образование). Социальная цена радикальных реформ оказалось очень высокой: резкое обнищание основной массы населения, увеличение смертности в 1993 г. на 20% и одновременное снижение рождаемости на 14% по сравнению с предыдущим годом, массовая безработица (1,4 млн. человек). Но самое главное правительству Гайдара не удалось решить центральную задачу – стабилизировать экономику страны. Все это неизбежно требовало корректировки курса экономических реформ.
Новое правительство В.С. Черномырдина сделало основную ставку на усиление государственного регулирования. Важнейшими задачами в реформировании экономики являлись жесткий контроль со стороны государства за состоянием производства и сдерживание инфляции, четкая финансовая дисциплина и сокращение бюджетных расходов. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам, которым выделялись большие финансовые средства. Однако доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности были связаны с продолжающимся падением отечественного производства (55% в 1996 г. по сравнению с 1991 г.) и вывозом капиталов за границу. На высоком уровне оставалась инфляция (в 1994 г. – 250%, а в 1996 г. – 80%). При этом, несмотря на введение осенью 1994 г. фиксированного обменного курса рубля (валютный коридор), внутренние цены на товары массового потребления продолжали расти.
Внутренними источниками пополнения доходов бюджета стали выпуск государственных краткосрочных обязательств (ГКО) в связи с их высокой прибыльностью; средства от реализации программы приватизации (залоговые аукционы – продажа на конкурсной основе государственного пакета акций во временное управление частным кампаниям), привлечение средств населения в банки. Правительство Черномырдина попыталось привлечь и внешние займы, хотя внешний долг России, в этот период составил 130 млрд. долл., включая 100 млрд. долл. долга унаследованного от валютный фон. Кредиты выделили Международный валютный фонд (15 млрд. долл.) и Всемирный банк (800 млн.дол). Все эти меры позволили снизить темпы инфляции (составила около 12,5% в 1997 г.), обеспечить относительную стабильность промышленного производства, цен и курса рубля.
Однако наметившееся улучшение социально-экономической ситуации было непродолжительным. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы, что приводило к стремительному росту внутреннего долга. Нарастала задолженность страны и по внешним займам, которые часто использовались не эффективно – расходовались не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем. Постепенно вызревали предпосылки мощного финансового кризиса. 17 августа 1998
г. правительство С.В. Кириенко объявило о прекращении выплат по ГКО, т.е. банкротстве государства (дефолте) – отказе платить по своим долгам. Одновременно был отменен стабильный курс рубля по отношению к доллару (к осени 1998 г. он снизился в 4 раза). Денежные вклады населения обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. Падение производства за 1998 г. составило 5,2%, среднемесячная инфляция – 8,5%.
Новое правительство во главе с Е.М. Примаковым провозгласило курс «опоры на собственные силы» и достижение консолидации общества. Жесткое финансовое регулирование позволило снизить инфляцию к маю 1999 г. до 2,5 %. Сокращение импорта, снижение в два раза государственных расходов и бюджетного дефицита, ликвидация задолженности по зарплате бюджетникам и пенсионерам, соглашение с западными кредиторами об отсрочке выплат внешних долгов и другие стабилизационные меры способствовали постепенному выходу отечественной экономики из финансового кризиса.
С приходом к руководству правительством в августе 1999 г. В.В. Путина началась разработка новой экономической стратегии правительства. Она строилась с учетом изменений места и роли России в мировой экономике 90-е гг. Основу российской экономики составляли производство и продажа сырья, в первую очередь, энергоносителей (нефти и газа), что определяло ее зависимость от цен на мировом рынке. Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав. К концу 90-х гг. Россия по уровню экономического развития занимала 55-е, а по развитию промышленности – 95-е место в мире. В конце XX века Россия, не завершив индустриализацию, столкнулась с необходимостью ускоренного развития информационного общества.
В 2001 г. реализуется налоговая реформа, согласно которой был введен единый 13% на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий. В результате стала постепенно решаться задача вывода из тени доходов населения и увеличение налоговых поступлений в бюджет. Были подготовлены законы о поддержке малого и среднего бизнеса. Начала реализовываться аграрная реформа. Были одобрены проекты законов купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Это было важным шагом на пути формирования рынка и новой социальной структуры общества. Были приняты меры по ограничению власти естественных монополий и борьбе с олигархами. В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке были увеличены расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В
июле 2001 г. Россия третья в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн. операций в секунду. Были открыты перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникации.
В первой половине 2000-х гг. руководству страны удалось добиться стабилизации экономики и постепенного роста производства. За счет высоких мировых цен на энергоносители удалось существенно увеличить доходы бюджета и сделать его профицитным (доходы превышают расходы), рассчитаться по внешним долгам (154 млрд. долл.), снизить инфляцию, проводить активную социальную политику, повысить уровень жизни населения. Так, прирост внутреннего валового продукта (ВВП) в 2003 г. составил 6,7%, а в 2004 – 7,3%. Золотовалютные резервы страны в 2005 г. составили более 120 млрд. долл., а в 2007 г. выросли до 300 млрд. долл. Объем ресурсов Стабилизационного фонда в 2005 г. составил свыше 1 трлн. рублей, а в 2007 г. – более 4 трлн. 200 млн. рублей. В 2007 г. Инвестиционный фон, выделяемый на стратегические экономические проекты, составил свыше 110 млрд. рублей.
С 2006 г. правительство начинает реализацию в соответствие с планом Президента В.В. Путина, четырех приоритетных общенациональных программ в сфере социального развития: здравоохранения, образования, доступного жилья (ипотечного кредитования) и поддержки сельскохозяйственного производителя (программа развития Аграрно-промышленного комплекса). Для осуществления этих мероприятий из средств Стабилизационного фонда выделено свыше 130 млрд. рублей.
Главными задачами экономического развития России по-прежнему остаются: переход от сырьевой экономики к экономике высоких технологий, рост темпов производства, повышение производительности труда. Вместе с тем, принятый и последовательно реализуемый курс правительства РФ на бездефицитный бюджет (опирающейся на высокие мировые цены на энергоносители), проводимые либеральные рыночные преобразования позволяют надеяться на дальнейший рост индустриального потенциала нашей страны.
3. С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего, окончилась эпоха «холодной войны», противоборства двух сверхдержав – СССР и США. Россия стала правопреемником СССР на международной арене, второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Но ее военные возможности существенно сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, единый военно-промышленный комплекс, военный флот лишился баз в Прибалтике, на Украине, Грузии, Азербайджане. Россия лишилась традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке и Латинской Америке. Из-за нехватки средств резко сократилась численность армии. Так, если к середине 80-х гг. соотношение обычных вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3:1 в пользу СССР, то уже в начале 90-х гг. – 1:3 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. военные расходы европейских стран НАТО превосходили расходы России в 20 раз. Ситуацию осложняло нарастание военных конфликтов в ряде государств постсоветского пространства и вблизи границ стран СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми. Сложившаяся принципиально новая геополитическая обстановка в системе международных отношений потребовала от руководства России разработки внешнеполитической концепции, отвечавшую ее национальным интересам.
Постепенно сформировались два важнейших направления российской внешней политики. Первое направление предусматривало развитие отношений как с ведущими странами Запада (США, Европа), так и с государствами других регионов, в первую очередь, крупнейшими странами Азии (Китай, Индия, Япония). В первой половине 90-х гг. цели внешней политики были продиктованы потребностью в международной финансово-политической помощи реформам в России со стороны Запада. Платой за поддержку рыночных преобразований стало следование России курсу глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение ее международного престижа и ослабление влияние в развивающихся странах. В ходе визита Президента РФ Б.И. Ельцина в 1992 г. в США была подписана Кэмп-Дэвидская декларация о прекращении «холодной войны». В январе 1993 г. заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Были выведены российские войска из Центральной и Восточной Европы, Прибалтики. В 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества. В 1997 г. Россия была принята в состав «большой семерки», объединяющей ведущие западные страны. Происходили регулярные встречи с лидерами США, Франции, Германии, Великобритании. Значительное место в российской внешней политике отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, Китай стал главным торговым партнером и др.
Однако политика уступчивости и готовности к компромиссам часто воспринималась на Западе как признак слабости. Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы и сотрудничества с Россией. Напряжение между Россией и Западом начало возникать по проблеме расширения НАТО на Восток, когда в декабре 1994 г. на сессии ОБСЕ большинство европейских стран, несмотря на возражения России, заявили о готовности принять в состав НАТО бывшие социалистические страны Восточной Европы. В 1999 г. Польша, Чехия, Венгрия стали членами НАТО. Отчуждение между Россией и Западом усилилось, когда ряд международных организаций попытался выступить в роли посредников в урегулировании чеченской проблемы.
Первоочередной задачей экономической реформы являлось формирование слоя собственников, основой которого должны стать мелкие предприниматели и акционеры. Решить эту задачу была призвана приватизация – переход объектов государственной собственности к частным владельцам (отдельным лицам или трудовым коллективам). Приватизация началась 1 октября 1992 г. Чтобы обеспечить население средствами для покупки акций, правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер) номинальной стоимостью 10 тыс. рублей. Ваучер можно было обменять на определенное количество акций. Была осуществлена раздача чеков на общую сумму в 1 трлн. 400 млрд. рублей (стоимость всего имущества госпредприятий). За первый год реформы было приватизировано 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% объектов торговли.
Итоги реформ в экономике в 1992 г. были противоречивы. С одной стороны, произошла постепенная ликвидация дефицита товаров, начались процессы формирования в обществе рыночных отношений и структурной перестройке отраслей экономии. С другой стороны, «шокотерапия» вызвала развал целых отраслей экономики (прежде всего военно-промышленный комплекс) и бюджетной сферы (наука, здравоохранение, культура, образование). Социальная цена радикальных реформ оказалось очень высокой: резкое обнищание основной массы населения, увеличение смертности в 1993 г. на 20% и одновременное снижение рождаемости на 14% по сравнению с предыдущим годом, массовая безработица (1,4 млн. человек). Но самое главное правительству Гайдара не удалось решить центральную задачу – стабилизировать экономику страны. Все это неизбежно требовало корректировки курса экономических реформ.
Новое правительство В.С. Черномырдина сделало основную ставку на усиление государственного регулирования. Важнейшими задачами в реформировании экономики являлись жесткий контроль со стороны государства за состоянием производства и сдерживание инфляции, четкая финансовая дисциплина и сокращение бюджетных расходов. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам, которым выделялись большие финансовые средства. Однако доходы государственного бюджета оставались недостаточными. Трудности были связаны с продолжающимся падением отечественного производства (55% в 1996 г. по сравнению с 1991 г.) и вывозом капиталов за границу. На высоком уровне оставалась инфляция (в 1994 г. – 250%, а в 1996 г. – 80%). При этом, несмотря на введение осенью 1994 г. фиксированного обменного курса рубля (валютный коридор), внутренние цены на товары массового потребления продолжали расти.
Внутренними источниками пополнения доходов бюджета стали выпуск государственных краткосрочных обязательств (ГКО) в связи с их высокой прибыльностью; средства от реализации программы приватизации (залоговые аукционы – продажа на конкурсной основе государственного пакета акций во временное управление частным кампаниям), привлечение средств населения в банки. Правительство Черномырдина попыталось привлечь и внешние займы, хотя внешний долг России, в этот период составил 130 млрд. долл., включая 100 млрд. долл. долга унаследованного от валютный фон. Кредиты выделили Международный валютный фонд (15 млрд. долл.) и Всемирный банк (800 млн.дол). Все эти меры позволили снизить темпы инфляции (составила около 12,5% в 1997 г.), обеспечить относительную стабильность промышленного производства, цен и курса рубля.
Однако наметившееся улучшение социально-экономической ситуации было непродолжительным. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы, что приводило к стремительному росту внутреннего долга. Нарастала задолженность страны и по внешним займам, которые часто использовались не эффективно – расходовались не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем. Постепенно вызревали предпосылки мощного финансового кризиса. 17 августа 1998
г. правительство С.В. Кириенко объявило о прекращении выплат по ГКО, т.е. банкротстве государства (дефолте) – отказе платить по своим долгам. Одновременно был отменен стабильный курс рубля по отношению к доллару (к осени 1998 г. он снизился в 4 раза). Денежные вклады населения обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. Падение производства за 1998 г. составило 5,2%, среднемесячная инфляция – 8,5%.
Новое правительство во главе с Е.М. Примаковым провозгласило курс «опоры на собственные силы» и достижение консолидации общества. Жесткое финансовое регулирование позволило снизить инфляцию к маю 1999 г. до 2,5 %. Сокращение импорта, снижение в два раза государственных расходов и бюджетного дефицита, ликвидация задолженности по зарплате бюджетникам и пенсионерам, соглашение с западными кредиторами об отсрочке выплат внешних долгов и другие стабилизационные меры способствовали постепенному выходу отечественной экономики из финансового кризиса.
С приходом к руководству правительством в августе 1999 г. В.В. Путина началась разработка новой экономической стратегии правительства. Она строилась с учетом изменений места и роли России в мировой экономике 90-е гг. Основу российской экономики составляли производство и продажа сырья, в первую очередь, энергоносителей (нефти и газа), что определяло ее зависимость от цен на мировом рынке. Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав. К концу 90-х гг. Россия по уровню экономического развития занимала 55-е, а по развитию промышленности – 95-е место в мире. В конце XX века Россия, не завершив индустриализацию, столкнулась с необходимостью ускоренного развития информационного общества.
В 2001 г. реализуется налоговая реформа, согласно которой был введен единый 13% на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий. В результате стала постепенно решаться задача вывода из тени доходов населения и увеличение налоговых поступлений в бюджет. Были подготовлены законы о поддержке малого и среднего бизнеса. Начала реализовываться аграрная реформа. Были одобрены проекты законов купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Это было важным шагом на пути формирования рынка и новой социальной структуры общества. Были приняты меры по ограничению власти естественных монополий и борьбе с олигархами. В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке были увеличены расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В
июле 2001 г. Россия третья в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн. операций в секунду. Были открыты перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникации.
В первой половине 2000-х гг. руководству страны удалось добиться стабилизации экономики и постепенного роста производства. За счет высоких мировых цен на энергоносители удалось существенно увеличить доходы бюджета и сделать его профицитным (доходы превышают расходы), рассчитаться по внешним долгам (154 млрд. долл.), снизить инфляцию, проводить активную социальную политику, повысить уровень жизни населения. Так, прирост внутреннего валового продукта (ВВП) в 2003 г. составил 6,7%, а в 2004 – 7,3%. Золотовалютные резервы страны в 2005 г. составили более 120 млрд. долл., а в 2007 г. выросли до 300 млрд. долл. Объем ресурсов Стабилизационного фонда в 2005 г. составил свыше 1 трлн. рублей, а в 2007 г. – более 4 трлн. 200 млн. рублей. В 2007 г. Инвестиционный фон, выделяемый на стратегические экономические проекты, составил свыше 110 млрд. рублей.
С 2006 г. правительство начинает реализацию в соответствие с планом Президента В.В. Путина, четырех приоритетных общенациональных программ в сфере социального развития: здравоохранения, образования, доступного жилья (ипотечного кредитования) и поддержки сельскохозяйственного производителя (программа развития Аграрно-промышленного комплекса). Для осуществления этих мероприятий из средств Стабилизационного фонда выделено свыше 130 млрд. рублей.
Главными задачами экономического развития России по-прежнему остаются: переход от сырьевой экономики к экономике высоких технологий, рост темпов производства, повышение производительности труда. Вместе с тем, принятый и последовательно реализуемый курс правительства РФ на бездефицитный бюджет (опирающейся на высокие мировые цены на энергоносители), проводимые либеральные рыночные преобразования позволяют надеяться на дальнейший рост индустриального потенциала нашей страны.
3. С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего, окончилась эпоха «холодной войны», противоборства двух сверхдержав – СССР и США. Россия стала правопреемником СССР на международной арене, второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Но ее военные возможности существенно сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, единый военно-промышленный комплекс, военный флот лишился баз в Прибалтике, на Украине, Грузии, Азербайджане. Россия лишилась традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке и Латинской Америке. Из-за нехватки средств резко сократилась численность армии. Так, если к середине 80-х гг. соотношение обычных вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3:1 в пользу СССР, то уже в начале 90-х гг. – 1:3 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. военные расходы европейских стран НАТО превосходили расходы России в 20 раз. Ситуацию осложняло нарастание военных конфликтов в ряде государств постсоветского пространства и вблизи границ стран СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми. Сложившаяся принципиально новая геополитическая обстановка в системе международных отношений потребовала от руководства России разработки внешнеполитической концепции, отвечавшую ее национальным интересам.
Постепенно сформировались два важнейших направления российской внешней политики. Первое направление предусматривало развитие отношений как с ведущими странами Запада (США, Европа), так и с государствами других регионов, в первую очередь, крупнейшими странами Азии (Китай, Индия, Япония). В первой половине 90-х гг. цели внешней политики были продиктованы потребностью в международной финансово-политической помощи реформам в России со стороны Запада. Платой за поддержку рыночных преобразований стало следование России курсу глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение ее международного престижа и ослабление влияние в развивающихся странах. В ходе визита Президента РФ Б.И. Ельцина в 1992 г. в США была подписана Кэмп-Дэвидская декларация о прекращении «холодной войны». В январе 1993 г. заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Были выведены российские войска из Центральной и Восточной Европы, Прибалтики. В 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества. В 1997 г. Россия была принята в состав «большой семерки», объединяющей ведущие западные страны. Происходили регулярные встречи с лидерами США, Франции, Германии, Великобритании. Значительное место в российской внешней политике отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, Китай стал главным торговым партнером и др.
Однако политика уступчивости и готовности к компромиссам часто воспринималась на Западе как признак слабости. Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы и сотрудничества с Россией. Напряжение между Россией и Западом начало возникать по проблеме расширения НАТО на Восток, когда в декабре 1994 г. на сессии ОБСЕ большинство европейских стран, несмотря на возражения России, заявили о готовности принять в состав НАТО бывшие социалистические страны Восточной Европы. В 1999 г. Польша, Чехия, Венгрия стали членами НАТО. Отчуждение между Россией и Западом усилилось, когда ряд международных организаций попытался выступить в роли посредников в урегулировании чеченской проблемы.