Файл: Кафедра философии, истории и иностранных языков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 359

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кульминацией противостояния между ветвями власти стали трагические события в Москве 3-4 октября 1993 г. Массовые митинги сторонников Верховного Совета переросли в открытое вооруженное противоборство. Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. ; октября здание Верховного Совета было блокировано, обстреляно и взято штурмом, а руководители Верховного Совета арестованы. Конституционный кризис в России был разрешен силовыми методами.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание: часть депутатов избиралась по округам, а часть – впервые в истории современной России – по партийным спискам. По итогам выборов в Государственную Думу 96 мест получил проправительственный блок «Выбор России» во главе с Е.Т. Гайдаром, 70 мест – Либерально-демократическая партия России В.В. Жириновского, 65 мест – Коммунистическая партия РФ (председатель Г.А. Зюганов), «47 мест – Аграрная партия России (лидер М.И. Лапшин). Другие избирательные блоки и партии – «Яблоко, Партия российского единства и согласия, Демократическая партия России и «Женщины России» получили от 14 до 21 места. Одновременно состоялся Всероссийский референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации, который получил одобрение 58,4% участников.

Пятая в истории России Конституция ликвидировала систему советской власти. Она провозгласила Россию правовым демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Высшей ценностью признавались человек, его права и свободы. Носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России. Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава государства – Президент, который наделен широкими полномочиями (возглавляет исполнительную власть, издает указы, Верховный Главнокомандующий и т.д.), определяет направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности страны.

Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения. Председатель правительства, в случае невозможности Президентом исполнять свои обязанности, становится временным главой государства и назначает новые президентские выборы.


Законодательные функции закрепляются за Федеральным Собранием (парламентом), состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Проекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации. Потом законопроект поступает Президенту, который подписывает и публикует его. Если Президент не отказывается подписать закон, то Дума 2/3 голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие. Судебная власть в России представлена Конституционным Судом (следит за соответствием принимаемых законов и указов Конституции), Верховным Судом (ведет уголовные, гражданские и административные дела), Высшим Арбитражным Судом (разбирает хозяйственные споры предприятий и организаций).

В 90-е гг. происходит становление российской многопартийной системы. После августовского кризиса 1991 г. указом Ельцина была запрещена деятельность КПСС. Но после принятия Конституции в 1993 г. была создана Коммунистическая партия Российской Федерации, которая стала самой массовой политической партией (500 тыс. человек), а ее фракция в Думе в 90-е гг. была одной из самых многочисленных. Кризис коммунистической идеологии способствовал росту авторитета и влияния либеральных партий: Либерально-демократическая партия России, «Демократическая партия России, Объединение радикальных либералов « Выбор России», «Демократический выбор России», «Союз правых сил». Предпринимаются попытки центристских политических партий. В 1995-2000 гг. авторитетным было движение «Наш дом – Россия», а в 2000 гг. – партия «Единая Россия», которые называли «партиями власти». Многопартийность стала ведущим элементом новой политической системы России.

Государственная Дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы, а выборы в нее – центральным событием политической жизни общества. С 1995 г. Дума избирается на 4 года. Дума утверждает председателя правительства, федеральный бюджет, но самое главное разрабатывает законодательство. В 90-е гг. Дума приняла более 1000 законов по всему спектру жизнедеятельности общества. Среди них такие важные, как Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Налоговый кодекс и др. В Думе работают 450 депутатов. Верхней палатой парламента является Федеральное собрание, в которое входят по два представителя от каждого субъекта федерации. С середины 90-х гг. ими стали главы администраций и руководители законодательных органов регионов, что нарушало принцип разделения властей. Таким образом, в 90-е гг. было завершено формирование системы законодательной власти в России.



Строительство обновленной Федерации была одной из главных задач, стоящих перед новым руководством страны. Повышение суверенитета регионов в составе РСФСР в 1990 г. усилило центробежные тенденции и создало для России реальную угрозу распада. Важной вехой в формировании основ новой российской государственности стал подписанный 31 марта 1992 г. 89 субъектами РФ (кроме Татарстана и Чечни) федеративного договора о разграничении предмета ведения и полномочий федеральных органов власти и субъектов Федерации. Но подписание договора не дало ожидаемых результатов, как и утверждение Конституции РФ в 1993 г. Принятые в некоторых республиках (Чечня, Татарстан, Башкорстан, Якутия, Тува) законы противоречили Конституции и федеральным законам. Все это усилило процессы «суверенизации» краев и областей (на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке).

Наибольшее беспокойство вызывала ситуация в Татарстане и Чечне, которые в 1992 г. провозгласили государственную независимость от России. Но, если Татарстан в феврале 1994 г. подписал договор с федеральным центром о признании особого статуса Татарстана в составе РФ и разграничении полномочий, то руководство Чечни отказалось от заключения любых договоренностей. 10 августа 1994 г. президент самопровозглашенной «Чеченской Республики Ичкерия» Д. Дудаев объявил о всеобщей мобилизации и начале войны против России. 10 декабря 1994 г. федеральные силы вошли в Чечню. К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах. Боевики в ответили террором: захват в июне 1995 г. трех тысяч заложников в больнице г. Буденновска (Ставропольский край); захват в январе 1996 г. больницы в г. Кизляр (Дагестан), которые привели к жертвам среди мирных жителей и военнослужащих. Потери среди войск и мирного населения вынудили федеральный центр пойти на переговоры. В сентябре 1996 г. ТВ Хасавьюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск и поведении свободных выборов. Однако, несмотря на все усилия федеральных властей, чеченский кризис не был преодолен. В августе 1999 г. происходит вторжение боевиков Басаева и Хатаба на территорию Дагестана. Федеральные войска начали крупномасштабную армейскую антитеррористическую операцию (с осени 1999 г. до весны 2000 г.), в ходе которой были взяты под контроль важнейшие населенные пункты Чечни.

Были сформированы новые органы управления, созданы отряды местной милиции. Были развернуты работы по восстановлению разрушенных городов и сел, налаживанию мирной жизни. Референдум по принятию Конституции Чечни (23 марта 2003) и выборы президента Чеченской республики (12 октября 2003) должны были способствовать активизации деятельности местных органов власти по наведению порядка.


Лидеры сепаратистов в ответ перешли к партизанским методам борьбы и террористическим актам, приведшим к массовой гибели мирных граждан: захват заложников 23 октября 2002 г. в Театральном центре на Дубровке в Москве; акции шахидок-смертниц в 2002 г.; взрыв 9 мая 2004 г. на стадионе в г. Грозном; захват школы 1 сентября 2004 г. в г. Беслане (Северная Осетия) и др. В результате операций российских спецслужб в 2000 гг. были убиты главные лидеры террористов (Басаев, Хатаб и др.). Чеченский кризис стимулировал подрывную деятельность террористов и в других регионах Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария). Здесь по-прежнему сохраняется политическая напряженность и серьезные социально-экономические проблемы, прежде всего безработица. Фактически от того, насколько эффективной будет политика России на Кавказе, зависит во многом и дальнейшая судьба России как федеративного правового государства.

Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. Впервые в истории России вопрос о смене высшей власти решался путем всенародного волеизъявления. В выборах участвовало 11 кандидатов. Проведенные в два тура (16 и 3 июля) президентские выборы принесли победу Б.И. Ельцину (55% голосов избирателей), переизбранному на второй срок. Финалом политической деятельности Ельцина стало его заявление о добровольной отставке (31 декабря 1999 г.) и возложении исполнения президентских обязанностей на Председателя правительства В.В. Путина. В результате президентских выборов 26 марта 2000 г. В.В.Путин получил почти 53% голосов.

Для повышения эффективности деятельности федеральных органов власти Президент 13 мая 2000 г. учредил семь федеральных округов – Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный и назначил в них своих полномочных представителей. В результате в короткий срок удалось решить проблему приведения местных законов в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел, что позволило усилить роль центра и укрепить Федерацию.

По инициативе Президента летом 2000 г. была проведена реформа Федерального Собрания. Согласно принятому закону, Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных их законодательными органами и назначенных главами администрации. В целях организации постоянного диалога субъектов Федерации и главы государства по основным вопросам развития страны 1 сентября 2000 г. Президент учредил
Государственный Совет РФ, сформированный из глав регионов. Новым механизмом утверждения губернаторов закрепил закон, по которому главы регионов избираются не всенародным голосованием, а депутатами законодательных собраний субъектов РФ. По инициативе Президента в 2005 г. образуется принципиально новый негосударственный орган – Общественная палата. Она формируется из наиболее авторитетных общественных деятелей страны (126 человек) для контроля общества за деятельностью государственной власти. Важным этапом в политическом развитии России стало формирование концепции суверенной демократии в качестве ключевого вектора государственного строительства. Основные положения данной концепции нашли отражение в программе партии «Единая Россия», принятой на VI съезде партии в октябре 2006 г.

Одним из важных направлений деятельности Президента является обеспечения общественного единства и согласия. Символами политической консолидации общества стало утверждение Федеральным собранием в декабре 2000 национальных символов России: гимна, герба и флага. Государственный гимн, положенный на музыку гимна СССР, символизирует единство поколений, неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. Трехцветный бело-сине-красный флаг и двуглавый императорский орел напоминают о тысячелетней истории нашего Отечества

Происходит совершенствование российской многопартийной системы. Закон о политических партия признает в качестве таковых лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения. Была повышена планка прохождения партий в Думу с 5% до 7% барьера. Появляются новые партии общегосударственного масштаба – центристской («Единая Россия») и левоцентристской («Родина», «Справедливая Россия») ориентации. Была проведена судебная реформа, ведущим элементом которой стало введение судов присяжных с 2003 г.

2. Распад СССР и крах экономической политики Горбачева в период перестройки заставил руководство России во главе с Б.Н. Ельциным перейти к радикальным экономическим преобразованиям. 28 октября 1991 г. на V съезде народных депутатов Ельцин выступил с программой перехода России к рынку. Она предусматривала введение свободных цен на товары и услуги (либерализацию цен) и широкую приватизацию государственной собственности, активизацию внешней торговли, проведение жесткой антимонопольной политики, введение национальной валюты (рубль) и обеспечение ее конвертируемости (свободного обмена на иностранную валюту). Ответственным за проведение