Файл: Процесс подготовки и принятия управленческих решений: основные этапы и их содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подготовка вариантов решения

4 этап

Оценка эффективности вариантов решения

5 этап

Принятие решения

Рисунок 1 - Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений

Информация, полученная в процессе отслеживания, необходима для внесения коррективов. Отслеживание и обратная связь занимают много времени в работе менеджера. Информация из первичного источника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или данные из "второй руки". В первом случае замечается больше деталей и нюансов, проводится более правильная оценка и достигается более точное восприятие потенциальных проблем и их решений. Это также позволяет подчиненным проявлять интерес менеджера к выполняемому решению.

Полученная информация о ситуации должна быть достоверной и относительно полной. Ненадежная или неадекватная информация может привести к неэффективным и неправильным решениям.

2 этап - Распознавание ситуации: текущая ситуация отождествляется с ранее необходимой для использования уже проверенного опыта решения задачи управления. Выявлены признаки принципиально новой ситуации, выработки новых подходов к решению проблемы. Дезинформационные действия конкурента выявляются в бизнесе.

Основная задача ситуационного анализа-выявление факторов, определяющих динамику ее развития.

Диагностика ситуации заключается в выявлении наиболее важных проблем, которые необходимо особенно учитывать при конкретном управлении процессом, а также характера его влияния.

На втором этапе разработки управленческого решения в коммерческой организации необходимо:

- Создание альтернативных решений;

- Разработка сценариев развития ситуации.

Процедура разработки альтернативных решений предусматривает специальную организацию и проведение исследований методом "мозгового штурма".

Разработка сценариев развития ситуации осуществляется в основном с помощью технологий экспертной оценки и ситуационного анализа, позволяющих анализировать и учитывать качественную и количественную информацию.

Решение задач второго этапа - специальные аналитические службы организации. Вы определяете проблему, ее "симптомы" и причины, находя соответствующую информацию о конкретной проблеме и обеспечивая 3 этап.

Этап 3: подготовка решений: проекты (Альтернативы) для решения проблемы разрабатываются на основе рассмотрения ограничений и критериев. Сложность проблемы обусловлена средствами, необходимыми для ее решения.


Этап 4: оценка эффективности решений: на этом этапе оценивается альтернатива решению проблемы. Он использует стандарты принятия решений (критерии), которые находятся на информационном этапе 1 и применяются к конкретной организации, принимая во внимание ограничения возможностей и возможностей, которыми обладают как лица, принимающие решения, так и управленческий персонал.

Этап 5-принятие решений: на этом этапе происходит принятие решений. В случае правильного определения проблемы и объективной оценки альтернативных решений принятие решений не особенно сложно; если нет-необходимо на уровне 3 вернуться.

После процесса принятия административного решения не менее важной задачей является его успешное выполнение. С этой целью должен быть разработан план действий. Ход реализации плана должен постоянно контролироваться.

Результатом мониторинга реализации плана должна стать правильная корректировка плана налогового воздействия, которая обеспечит наименьшее отклонение от поставленных целей.

1.3. Основные технологии принятия управленческих решений

Управление организацией как профессиональная деятельность основывается на аргументированном применении технологий разработки управленческих решений. В противоположность технократической технологии (в металлообработке, машиностроении и пр.), технологии разработки управленческих решений не являются детерминированными, так как их объектами являются: бюро, бригада, человек и пр. В состав технологии разработки управленческих решений входят целевые технологии процесса разработки решений и процессорные технологии. Процессорные технологии обслуживают целевые, являясь по отношению к ним инструментарием.

Инициативно-целевые технологии основаны на выдаче заданий для разработки или реализации управленческих решений, без указания методов и средств их реализации. Эти технологии рассчитаны на профессионального и инициативного работника (исполнителя). Инициативно-целевая технология принятия управленческих решений предполагает разработку менеджером только финальной цели в процессе управления и сопутствующих ей задач, а также сроков выполнения без указания механизма ее достижения. Это обусловлено тем, что менеджеру самому не известен конкретный путь достижения конечной цели, и руководитель предоставляет исполнителям право на инициативу. Эта инициативность основывается на полном доверии менеджера исполняющему лицу. Как правило, эта ситуация возникает при инновационной деятельности, а также при недостаточном профессиональном уровне менеджера или другого инициатора управленческого решения.


При этом возможны различные варианты выполнения работ:

  • цель может быть достигнута за пределами установленного срока;
  • цель может быть не реализована по каким-либо причинам.

Инициативно-целевые технологии дают большой простор для инициативных решений исполнителей.

Основные условия использования инициативно-целевой технологии:

  • разработка решения для численности персонала не более 10 человек, чтобы возможная неудача не принесла значительных убытков организации;
  • время исполнения задания не превышает одного месяца со дня его получения, тоже для минимизации убытков;
  • наличие высокого уровня профессионализма персонала или большого доверия к нему со стороны менеджера;
  • производство новых услуг, товаров, знаний или информации;
  • наличие стабильных неформальных взаимоотношений в коллективе, для ускорения получения помощи в процессе выполнения задания.

Инициативно-целевая технология принятия и реализации управленческих решений обычно не гарантирует достижения поставленных целей организации.

Наиболее часто на предприятиях применяется программно-целевая технология, которая состоит в выдаче менеджером заданий (задач, целей) с указанием времени, методов и средств их выполнения.

Использование программно-целевой технологии может привести к трем основным результатам:

  • достижение цели в заданный срок при приемлемых отклонениях от заданных промежуточных значений;
  • достижение цели в заданный срок при существенных отклонениях от заданного промежуточного значения;
  • какое-либо заданное промежуточное значение не достигнуто, то на его выполнение выделяются дополнительные ресурсы, если заданное промежуточное значение превосходит запланированное, то часть ресурсов переводится на другие нужды и при этом цель будет достигнута в предусмотренные сроки; устойчивое достижение цели в заданный срок.

Программно-целевая технология реализации управленческих решений основывается на современных знаниях об эвристических методах и приемах реализации управленческих решений, экономико-математических методах и информационных технологиях. Для этой технологии применяется кольцевая организационных отношений, профессионализм выполнения задания определяется уровнем квалификации менеджера, выдающего задание, а квалификация исполнителя имеет вторичное значение. Технология формирует управленческие решения для управления по упреждению.

Программно-целевая технология процесса реализации управленческих решений как правило даёт гарантию достижения поставленных целей организации.


Регламентная технология основана на теории размытых множеств, статических методах, теории разработки решений в условиях риска и неопределенности, рекомендуемые структуры управления – продуктовая, линейно-функциональная и ориентированная на потребителей.

Регламентная технология процесса реализации управленческих решений как правило гарантирует достижение заданных целей, но в заранее трудно определимые сроки.

Процесс подготовки и реализации управленческих решений зависит от объективной картины ситуации, происходящей в организации. Менеджер обычно формирует модель участков работы, для которых он должен разработать и реализовывать управленческое решение. Эта модель (цех, группа, бригада, компании в целом) складывается из докладов подчиненных, непосредственных наблюдателей, документов, математических описаний. Ее называют моделью объекта управления. Для процесса подготовки и реализации управленческих решений также существуют математические и описательные модели, например, модель организационной подготовки разработки управленческих, модель, составляющая метод «дерева решений» и пр.

Концептуальная модель менее точная, чем имитационная, но более понятная для среднего руководителя. Она может помочь руководителям всех уровней получить совет или информацию при решении конкретных задач, например, как лучше организовать рекламную компанию, приобрести необходимые материалы, какие качества специалистов особенно необходимы для выполнения поставленных задач.

Имитационные модели включают нужную нормативно-справочную информацию, касающуюся конкретной организации, набор логических и аналитических соотношений, воспроизводящих оперативные воздействия в организации в зависимости от сложившейся ситуации. Имитационная модель действует в реальном масштабе времени и с необходимой точностью отображает реальные процессы, происходящие в компании. Принципами построения имитационной модели являются: идентифицируемость явлений и процессов, возможность управлять ресурсами, в том числе и трудовыми, надежность действия самой имитационной модели, работа в реальном масштабе времени. Имитационная модель является программно – аппаратным комплексом, состоящим из компьютеров, информационного и программного обеспечения, датчиков получения информации, средств связи, средств оргтехники и пр.

Таким образом, в процессе принятия и реализации управленческих решений менеджер может руководствоваться либо своими представлениями об управляемом объекте, либо применять концептуальную модель организации. Зачастую представления менеджера могут быть ошибочными.


Обобщая вышеизложенное, можно отметить следующее: принятие решений  - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ООО «ЦОТ «ЭКСПЕРТАЛЬЯНС»

2.1 Общая характеристика ООО «ЦОТ «ЭкспертАльянс»

Общество с ограниченной ответственностью «Центр охраны труда «ЭкспертАльянс» .

Адрес: Российская Федерация, 142000, Московская обл., город Домодедово, микрорайон Южный, улица Курыжова, д. 7 к. 12.

Вид деятельности по ОКВЭД - 70.22

Вид экономической деятельности: Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

ООО «ЦОТ «ЭкспертАльянс» проводит управленческий консалтинг в области стратегического управления, управления маркетингом, управления ВЭД и логистикой, управления продажами, управления персоналом, управления закупками и запасами, управления мотивацией и др.

ООО «ЦОТ «ЭкспертАльянс» является самостоятельным предприятием, собственником которого является его учредитель – физическое лицо, гражданин РФ. ООО обладает статусом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счет в банке, печать, штампы и другие реквизиты со своим наименованием. Предприятие от своего имени заключает договора, приобретаетимущественные права, исполняет обязанности, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Как правило, клиентами ООО «ЦОТ «ЭкспертАльянс» становятся владельцы и руководители заведений сферы обслуживания и продаж: рестораны, салоны красоты, службы доставки, интернет-магазины, цифровые супермаркеты.