Файл: Методические рекомендации по организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях 38 Выводы по 2 главе 44.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;

- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни [23, с.25].

К нему нельзя применить методы и приемы работы, подходящие для воспитания дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, называние по имени, ласковое прикосновение, словом, всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения взрослого.

Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста –неэффективность чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными, так как дети еще плохо понимают их, к тому же до 3–4 лет малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем слова взрослого. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью можно вызвать интерес к ней у маленького ребенка. У воспитателя должна быть повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительность движений и мимики. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями [20, с.225].

Из сказанного следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий, когда взрослый что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать активность детей. Задача же воспитания детей этого возраста состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать у него желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей, создание общего смыслового поля, эмоциональная включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею и таким образом вызвать его собственное желание.


Всё это предъявляет особые требования к специалистам, работающим с маленькими детьми. Эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности – это профессиональные качества специалистов, работающих с детьми раннего возраста. Данные качества педагогам необходимы.
1.3. Методы и приемы в процессе воспитания и обучения детей раннего возраста

Обучение детей раннего возраста отличается неповторимостью и своеобразием: усвоение новых знаний происходит при высочайшей по­знавательной активности ребенка и непроизвольном запоминании в про­цессе ориентировочно-исследовательской деятельности, ребенок раннего возраста обладает высокой обучаемостью, обучение ребенка раннего воз­раста происходит в практической деятельности под непосредственным руководством взрослого.

По мнению Г.В.Пантюхиной, характер педагогических воздействий взрослого изменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста:

- вначале это непосредственное эмоциональное взаимодействие в соче­тании с предоставлением возможности ребенку действовать с игруш­ками и предметами;

- с появлением у ребенка способности подражать взрослый использует в качестве главного приема показ образца действия;

- первоначальное усвоение знаний происходит при непосредственном подражании действиям взрослого;

- с пониманием ребенком речи взрослого используется показ со сло­весными пояснениями [19, с.178].

Обучение детей раннего возраста осуществляется на основе следующих принципов:

- дидактические игры-занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения;

- распределение программного материала по занятиям осуществляете на основе принципа последовательности от простого к сложному;

- принцип активности подразумевает включение ребенка в разнообразную деятельность;

- продуктивность занятия с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения, эмоциональные формы общения вызывают у малыша положительные эмоции;

- успешное усвоение детьми программного материала может быть достигнуто лишь при повторном их предъявлении либо занятия в целом либо с усложнением или изменением;

- принцип наглядности в сочетании со словом обеспечивает связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами;


- при организации занятий важен учет возрастных и индивидуальных осо­бенностей детей, а также соответствующий возрасту объем знаний [14, с.232].

Выделяют следующие виды занятий с детьми раннего возраста.

1.От 1 до 2 лет; развитие речи, чтение художественной литературы, развитие движений, игры-занятия с дидактическим материалом, музыкальные за­нятия, игры и развлечения.

2.От 2 до 3 лет: физкультурные занятия, заня­тия по сенсорному развитию, развитие речи и ознакомление с окружаю­щим, развитие элементарных математических представлений, изобрази­тельная деятельность, конструирование из строительного материала, му­зыкальные занятия.

Все виды занятий требуют от детей определенных усилий и активного внимания, поэтому их проведение строится на основе специфических методов обучения.

Своеобразие использования методов и приемов обучения детей на за­нятиях заключается в том, что все занятия с детьми раннего возраста имеют игровую инструментовку, проводятся в форме дидактических игр-инсценировок с использованием игровых приемов обучения. Активно используется воспитателем наглядно-действенный метод обучения, показ действий с последовательным объяснением, наблюдение, упражнение, метод совместных действий, вопросы к детям.

Таким образом, соблюдение дидактических принципов и продуман­ный подбор педагогом методов и приемов обучения не только обеспечи­вает всестороннее развитие каждого ребенка, но и прочное усвоение зна­ний детьми.

Активные движения ребенка, расширяющие его ориентировку в окружающем, стимулируют развитие психических функций (ощущений, восприятия, памяти, внимания, наглядно-действенного мышления).

По мере того как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Он может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их. К концу второго года ходьба настолько автоматизируется, что ребенок убыстряет шаги, свободно преодолевает препятствия, встречающиеся на его пути, бегает.

Однако автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяются специальными условиями, которые создаются взрослыми. Мебель, пособия расставляются вдоль стен так, чтобы середина групповой комнаты была свободной, при этом ковры, дорожки должны быть убраны. Во избежание травм ряд предметов и мест группового помещения (батареи, шкафы с посудой, туалеты и пр.) должны быть недоступны детям.

Наряду с обеспечением свободного пространства необходимо иметь специальное оборудование для формирования у малышей различных видов двигательной активности (горку с лесенкой, площадкой и скатом, на которую они могли бы входить и спускаться с нее, и др.). Горку целесообразно поставить у окна, чтобы дети, взобравшись на площадку, могли наблюдать происходящее за окном. Кроме того, в группах должны быть столики со стульчиками по их росту; диванчики, предметы для развития движений (ящики, бревно для перелезания, влезания и т. п.).


Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь набор игрушек, которые дети могли бы переносить в руках (крупные мягкие игрушечные животные, куклы, мячи, корзинки, ведра, мешочки и др.), возить за тесьму (машины, коляски и т. п.) возить подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на колесах и пр.) [16, с.27].

Воспитатель, руководя самостоятельной деятельностью детей, обязан следить чтобы все они были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену движений у детей, предупреждая возможное утомление при однообразных манипуляциях. Регуляция двигательной активности, побуждение к тому, чтобы дети не только ходили, но и выполняли другие движения (присаживание, вхождение на горку и т. д.), - важное условие их физического развития. Предупреждая утомление разбегавшихся детей, нужно усаживать некоторых из них за столы для спокойных игр.

Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют большую педагогическую ценность. Эмоции удивления, радости, испытываемые детьми во время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений.

 Так, в играх в прятки дети, отыскивая спрятанные игрушки, выполняют самые разнообразные движения: встают на носочки, чтобы заглянуть на полочку, подвешенную к стене, нагибаются и смотрят под мебель и т. д. При организации подвижных игр не следует обязывать детей ходить парами или строем. Уровень развития произвольных движений у них еще низок, и они не могут двигаться организованно, например, взявшись за руки, идти в одном направлении.

Примерный план игр-занятий на месяц с детьми раннего возраста (приложение 1).

Значительную ценность для общего развития детей имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением: притопывания, приседания и т. п. в такт музыке содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

Важную роль в формировании двигательной активности ребенка второго года жизни играют занятия гимнастикой. Они проводятся с применением специального оборудования (лесенок-стремянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.). Это оборудование применяется только на занятиях и не предоставляется детям для самостоятельного использования.

Гимнастические упражнения ценны тем, что в процессе их выполнения ребенок осваивает такие виды движений и их отдельные элементы, которыми он не может овладеть самостоятельно (ходьба по наклонной доске, перешагивание через веревку, лежащую на полу или приподнятую на высоту 5-15 см, и т. п.).


Большое значение для формирования четких движений и координированной ходьбы имеет методически верная организация прогулки. В холодное осенне-зимнее время и ранней весной прогулка назначается только детям, научившимся устойчиво держаться на ногах и ходить. Не умеющим же хорошо ходить в теплой верхней одежде (валенки, рейтузы, шуба, шапка, шарф), живущим на режиме с двумя дневными снами рекомендуется заменять прогулку сном на свежем воздухе (на веранде или в прогулочной комнате).

В теплое время года, когда дети могут быть вне помещения в легкой одежде, возможно организовать прогулку и для тех, кто только еще начинает ходить. Передвижение по неровностям земли, преодоление препятствий (бугорков, ямок, густой травы и т. п.) содействуют развитию координации движений, укрепляют у детей чувство уверенности при ходьбе. В теплое время на участке возможна организация со всеми детьми подвижных игр и гимнастических упражнений [21, с.67].

Учитывая большую потребность в движениях у детей второго года жизни и организуя для этого специальную обстановку, следует помнить, что двигательная активность не должна мешать формированию сосредоточенности, умения спокойно заниматься игрушками.

Важно следить за правильным чередованием движений и спокойных занятий. Надо удовлетворять потребность детей в движениях, но так, чтобы это не шло в ущерб другим видам их деятельности. Развитие детей на третьем году жизни определяется тем, что они приобрели ранее, а также новыми задачами и условиями воспитания. Этот возраст является как бы переходным от раннего к дошкольному детству, и воспитатель, решая новые задачи с учетом возросших возможностей детей, вместе с тем сохраняет преемственность с работой в группах раннего возраста.

На третьем году жизни у детей продолжает увеличиваться длительность бодрствования. Днем дети спят один раз, примерно 2-2,5 ч. Значительно увеличивается длительность прогулки, потому что дети становятся более самостоятельными. Первая прогулка продолжается около 2 ч, вторая - 1,5 ч. В отличие от предшествующих групп с детьми третьего года жизни проводят утреннюю гимнастику. В круглосуточных группах - сразу после ночного сна, в группах с дневным пребыванием - перед завтраком. Продолжительность – 4-5 мин. Комплексы утренней гимнастики состоят из 3-4 упражнений игрового характера.

При проведении режимных процессов, как и раньше, обязательно соблюдается принцип постепенности. Это значит, что каждый ребенок на кормление, одевание, умывание тратит столько времени, сколько требуется ему одному, но не всей группе. Дети не должны ждать. Например, няня принесла в группу из кухни завтрак. Воспитатель, обращаясь к каждому ребенку по имени, предлагает трем-четырем менее занятым игрой детям пойти мыть руки. Няня наблюдает за ними. Вымыв руки, малыши садятся за стол и получают завтрак. В это время в умывальню приглашается еще несколько детей и т. д. Тот, кто позавтракал, благодарит, задвигает стул и идет играть. При нарушении принципа постепенности эти режимные моменты выглядели бы иначе: если все дети находятся в умывальной, то часть из них вынуждена ждать, и нередко они шалят; если на умывание одному ребенку требуется 2-3 мин, то при такой организации он затратит 15 мин и т. д.