Файл: Методические рекомендации по организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях 38 Выводы по 2 главе 44.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выводы по 2 главе

В данной главе мы провели эмпирическое исследование психологических основ воспитания и обучения детей раннего возраста. В исследовании принимали 10 детей раннего возраста из МБДОУ детский сад № 5 г. Сергач Нижегородской области. Процедура исследования включает в себя следующие три этапа. Для обследования детей раннего возраста мы использовали диагностическую методику для обследования умственного развития детей 2-3 лет (Стребелевой Е.А.). Основными параметрами диагностики является оценка умственного развития детей раннего и дошкольного возраста: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности».

По результатам данных исследований можно сделать вывод, что большинство детей имеют высокий и средний уровень развития. Дети недостаточно хорошо запоминают действия, слова и признаки. Данные результаты позволяют отметить необходимость в развитии психологических основ у детей раннего возраста для эффективности процесса последующего обучения и воспитания.

На основе результатов исследования нами были разработаны методические рекомендации по организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Использования методов и приемов обучения детей на занятиях заключается в том, что все занятия с детьми раннего возраста имеют игровую инструментовку, проводятся в форме дидактических игр-инсценировок с использованием игровых приемов обучения. Активно используется воспитателем наглядно-действенный метод обучения, показ действий с последовательным объяснением, наблюдение, упражнение, метод совместных действий, вопросы к детям.

Заключение

Согласно цели данного исследования нами были изучены психологические основы воспитания и обучения детей раннего возраста. В ходе изучения психолого-педагогической, методической литературы нами были сделаны следующие выводы:

1.Раннее детство - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения. На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет. Задача современной педагогики - реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего развития. В России дети раннего возраста воспитываются и обучаются в государственных образовательных учреждениях, включенных в общую систему образования. Воспитание и развитие детей раннего возраста предусматривает личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми,
создание в детском саду условий, обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие каждому ребенку.

2. Своеобразие использования методов и приемов обучения детей на занятиях заключается в том, что все занятия с детьми раннего возраста имеют игровую инструментовку, проводятся в форме дидактических игр-инсценировок с использованием игровых приемов обучения. Активно используется воспитателем наглядно-действенный метод обучения, показ действий с последовательным объяснением, наблюдение, упражнение, метод совместных действий, вопросы к детям. При организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо: включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга, организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей, обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.

3. Эмпирическое исследование психологических основ воспитания и обучения детей раннего возраста проходило в МБДОУ детский сад № 5 г. Сергач Нижегородской области. В исследовании принимали 10 детей раннего возраста. Процедура исследования включает в себя следующие три этапа. Для обследования детей раннего возраста мы использовали диагностическую методику для обследования умственного развития детей 2-3 лет (Стребелевой Е.А.). Основными параметрами диагностики является оценка умственного развития детей раннего и дошкольного возраста: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности». По результатам данных исследований можно сделать вывод, что большинство детей имеют высокий и средний уровень развития. Дети недостаточно хорошо запоминают действия, слова и признаки. Данные результаты позволяют отметить необходимость в развитии психологических основ у детей раннего возраста для эффективности процесса последующего обучения и воспитания. Главная особенность организованной образовательной деятельности детьми раннего возраста заключается в том, что при организации взаимодействия педагога с детьми должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая стимулирование активности каждого ребенка, формирование определенных знаний, умений и навыков, желание действовать, общаться, играть.

4.Ведущим направлением в ФГОС по развитию и воспитанию детей раннего возраста является комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, способствующего формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.



Список использованной литературы

  1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст]/ М: Просвещение, 2015. – 176 с.

  2. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст]. – М.: Медецина, 2018. – 304 с.

  3. Антропова, М. В. Психолого-педагогические и гигиенические подходы к организации развивающих занятий для детей дошкольного возраста [Текст]// Дошкольное образование. 2018. - № 24 (96). – С.47

  4. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст [Текст]. - М.: Педагогика, 2018. – 321 с.

  5. Буриличева, Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста [Текст]// Молодой ученый. - 2019. - №12. -С. 419-421

  6. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада [Текст]/ - М.: Просвещение, 2019.- № 3. – 104 с.

  7. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст]. - М.: Педобщество, 2019. - 240с.

  8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2015. - 432 с.

  9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2019. – 224 с.

  10. Диагностика в детском саду [Текст]. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2019. – 275 с.

  11. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) [Текст] / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 192 с.

  12. Зерщикова, И. В., Соколова, Г. В. Особенности воспитания детей раннего возраста // Вопросы дошкольной педагогики [Текст]. - 2016. - №3. - С. 89-91.

  13. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]. - М.: Просвешение, 2019. - 112 с.

  14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Владос, 2019. – 416 с.

  15. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2019. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

  16. Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст]/ Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2015. – 530 с.

  17. Особенности обучения детей дошкольного возраста [Текст]// Болотина Л.Р., Комарова Т.С, Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2019. - 240 с.

  18. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в ДОУ [Текст]. – М.: Просвещение, 2020. – 358 с.

  19. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст]. - М.: Владос, 2019. - 176 с.

  20. Смирнова, Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста [Текст]. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 160 с.

  21. Современные подходы к работе с детьми раннего возрастав дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. И.И.Левашова, С.В.Теряева. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2019. — 204 с.

  22. Столяренко, Л.Д. Психология [Текст]/ Ростов-на-Дону: Юнити, 2020. – 382 с.

  23. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]/ Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.– М.: Просвещение, 2018. – 112 с.

  24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2017 г.


Приложение 1

Диагностическая методика для обследования умственного развития детей 2-3 лет (Стребелевой Е.А.)
Возраст: дети раннего возраста с психофизическими нарушениями 2-3 лет.

Источник: Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с.

 Инструкция:

Для проведения обследования необходимо иметь по два детских столика и стульчика, а также:

1) желобок с шариком;

2) три коробочки четырехугольной формы одного цвета, разные по величине, с соответствующими крышками; три разных по величине шарика одного цвета;

3) две матрешки (трехсоставные);

4) две пирамидки — из трех и четырех колец одного цвета;

5) две пары предметных картинок;

6) восемь цветных кубиков — по два красных, синих, желтых (белых), зеленых;

7) разрезные картинки: первая пара — одна из предметных картинок разрезана на две части, вторая пара — одна из картинок разрезана на три части;

8) десять плоских палочек одного цвета;

9) тележка с кольцом, через которое продета тесемка;

10) карандаш, бумага. (Номера пунктов соответствуют номерам заданий.)

При анализе результатов обследования основное внимании надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.

Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности — от наиболее легких к более сложным. Отдельные задания дублируются, т. е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки). Задание предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.