ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 433

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако необходимо отметить два основных недостатка решений задач, которые имеют существенное значение для оценки системности выполняемой работы.

1. Наличие в анализируемой работе каких-либо элементов ещё не говорит об их причинно-следственных связях с другими элементами. В решениях неоднократно встречались случаи, когда, например, науч­ная новизна показана во введении, а при составлении системной схемы раздела «Заключение» показана её связь с выводами. Другой пример: в анализируемой работе задачи исследований сформулированы во вве­дении, а при решении задачи 3 (анализ раздела «Состояние вопроса») в скобках написано, что формулировки задач получены при анализе со­стояния вопроса, хотя ни аргументации выбора задач исследований, ни формулировок задач в этом разделе нет. Автор решения делает вид, что он не замечает явного нарушения системности исследований.

В связи с тем, что этот недостаток повторяется в нескольких ре­шениях задач, следует ещё раз напомнить о сущности и значении при­чинно-следственных связей элементов работы как системы. Эти связи обусловливают не только последовательность расположения элементов системы, но и неизбежную необходимость предыдущего элемента для возникновения элемента последующего. Другими словами, предыду­щий элемент всегда должен являться причиной появления, сущности и формы последующего элемента. Если такой зависимости нет или она не показана, то либо один из этих элементов, либо они оба в данной системе лишние. Грубая ошибка возникает также, если элемент, явля­ющийся следствием, показан в данной работе раньше, чем элемент, яв­ляющийся его причиной.

Такая ситуация в диссертационных работах возникает, к сожалению, довольно часто. Это является следствием того, что требования к науч­ной подготовке аспирантов и соискателей оказываются заниженными. А ведь умение анализировать и делать выводы из результатов анализа — это одна из наиболее важных составляющих научной квалификации.

2. Другая существенная ошибка: в решении задачи после анализа соответствующего раздела выбранной диссертации перечислены все элементы анализируемой системы, но не показана системная схема. Составление схемы придаёт результатам анализа наглядность, с помо­щью схемы легче увидеть свои ошибки. Нужно привыкать к системной схематизации и тогда у вас отпадёт необходимость в вопросах «что и как писать?», столь свойственных начинающим исследователям, систем­ная схема, включающая все элементы работы и правильно определён­ные причинно-следственные связи между ними, эти вопросы снимет полностью. И не надо будет списывать содержание, расположение и формулировки элементов работы из диссертаций предшественников, аккуратно копируя все логические ошибки, сделанные ими, и их негра­мотность в области системного анализа.


А теперь рассмотрим формулу успеха, которая наряду с умением пользоваться системным анализом, несомненно, поможет в работе над диссертацией: «Степень успеха прямо пропорциональна количеству целенаправленных шевелений конечностями».

Су = Кг • Кву N, где Кг — коэффициент гениальности; Кву — коэффициент внешних ус­ловий; N — количество целенаправленных шевелений конечностями.

Если у вас не очень высок Кг, совсем плохие внешние условия, то увеличивайте N и успех вам гарантирован!


Контрольные вопросы

  1. В чём заключается экспертиза диссертационной работы перед её представлением в диссертационный совет?

  2. В чём заключается экспертиза диссертационной работы после её представления в диссертационный совет?

  3. Каковы особенности подготовки иллюстраций к докладу по выпол­ненной диссертационной работе?

  4. Какой должна быть структура доклада по диссертационной работе?

  5. Каковы особенности применения в докладе и в тексте диссертаци­онной работы специальных терминов?

  6. Каких типовых ошибок следует остерегаться во время доклада по диссертационной работе?

Заключение

Выводы

  1. Любую научно-исследовательскую, в том числе и диссертацион­ную, работу следует считать системой действий, системообразующим компонентом которой должна выступать цель работы.

  2. Компонентами научно-исследовательской работы как системы должны выступать действия, производимые при её выполнении, и ре­зультаты этих действий. Между ними должны быть обеспечены чётко обозначенные причинно-следственные связи.

  3. Практика преподавания дисциплины «Системный подход к науч­но-исследовательской работе» аспирантам показала, что большинство слушателей с практическими задачами, содержанием которых является системный анализ диссертационных работ, справляются на достаточно хорошем уровне. Это свидетельствует о том, что учебный материал дис­циплины аспирантами в целом усваивается, что не может не сказаться положительно на качестве их будущих диссертаций. Следовательно, цель дисциплины «Системный подход к НИР» достигнута.

Рекомендации

1. Поскольку результат преподавания дисциплины «Системный подход к НИР» можно считать положительным, то эту дисциплину следует включить в планы подготовки аспирантов всех научных специ­альностей аспирантуры.

2. Во избежание противоречий между принципами системного подхода к НИР и сложившимися традициями подготовки диссертаци­онных работ целесообразна проработка принципов системного подхо­да на научно-методических семинарах при диссертационных советах и кафедрах, ведущих подготовку аспирантов.


Библиографический список

  1. Акимова, Т.А. Теория организации : учеб. пособие для вузов / Т.А. Акимова. — М. : Юнити-Дана, 2003. — 367 с.

  2. Андреев, Г.И. В помощь написания диссертации и рефератов: осно­вы научной работы и оформление результатов научной деятельнос­ти : учеб. пособие / Г.И. Андреев, С.А. Смирнов, В.А. Тихомиров. — М. : Финансы и статистика, 2004. — 272 с.

  3. Волков, Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление : практ. пособие / Ю.Г. Волков ; под ред. Н.И. Загузова. — М. : Гардарики, 2002. - 160 с.

  4. Казаков, Ю.В. О формулировке выводов и научной новизны в дис­сертационных работах / Ю.В. Казаков // Alma mater - Вестник вы­сшей школы. - 2003. - № 2. - С. 32-36.

  5. Климов, Е.А. О некоторых нежелательных традициях в работе дис­сертационных советов по педагогическим и психологическим на­укам / Е.А. Климов // Бюллетень ВАК. - 2001. - № 1. - С. 22-28.

  6. Кустов, Ю.А. Системный подход к педагогике / Ю.А. Кустов, В.А. Гу­сев. - Тольятти : ТГУ, 2002. - 90 с.

  7. Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, пра­вила оформления и порядок защиты : практич. пособие для аспиран­тов и соискателей учёной степени / Ф.А. Кузин. - 5-е изд., доп. - М. : Ось-89, 2001. - 224 с.

  8. Кузнецов, И.Н. Диссертационные работы: методика подготовки и оформления : учеб.-метод. пособие / И.Н. Кузнецов. - М. : Даш­ков и Ко, 2003. - 426 с.

  9. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией : пособие для начи­нающего педагога-исследователя / А.М. Новиков. - 3-е изд. - М. : Эгвес, 1999. - 104 с.

  10. Огнев, А.О. Основы системологии : учеб. пособие / А.О. Огнев. - 2-е изд. - Тольятти : ТГУ, 2008. - 196 с.

  11. Пудовкина, Н.Г. Подготовка диссертационного исследования / Н.Г. Пудовкина. - Тольятти : ТГУ, 2008. - Ч. 1, 2, 3.

  12. Райзберг, Б.А. Диссертация и учёная степень : пособие для соиска­телей / Б.А. Райзберг. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 400 с.

  13. Системный анализ и принятие решений : словарь-справочник : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В.Н. Волковой и В.Н. Коз­лова. — М. : Высш. шк., 2004. — 616 с.

  14. Словарь иностранных слов. — М. : Русский язык, 1983.

  15. Фельдштейн, Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссер­тационных исследований по педагогике и психологии / Д.И. Фель­дштейн // Alma mater — Вестник высшей школы. — 2008. — № 1. — С. 17-24.

  16. Философский энциклопедический словарь. — М. : Советская эн­циклопедия, 1983. - 840 с.

  17. Краевский, В.В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. вузов / В.В. Краевский. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2006. - 256 с.


СОДЕРЖАНИЕ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 3

К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ 3

Введение 3

Методика проведения занятий 7

2. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ «СИСТЕМА», «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД», «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ» 9

Задача 1, её содержание и порядок решения 13

3.НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ 16

3.1.Системная схема диссертационной работы 16

3.2.Назначение диссертационной работы, её структура и особенности 18

3.3.Тема диссертационной работы 19

3.4.Доказательства актуальности выбранной темы 19

3.5.Формулировка цели диссертационной работы 21

Задача 2, её содержание и порядок решения 25

4.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА 28

4.1.Назначение раздела «Состояние вопроса» 28

4.2.Методика анализа состояния вопроса 29

4.3.Элементы понятийного аппарата, формулируемые по результатам анализа состояния вопроса 29

4.3.1.Противоречие 30

4.4.Системная схема раздела «Состояние вопроса» 32

Задача 3, её содержание и порядок решения 33

5. РЕШЕНИЕ СФОРМУЛИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ 37

5.1. Методика исследования 37

5.2. Теоретические и экспериментальные исследования, моделирование 38

Задача 4, её содержание и порядок решения 40

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЕ 43

6.1.Выводы 43

6.2.Рекомендации 45

6.3.Научная новизна работы 46

Задача 5, её содержание и порядок решения 52

7.ПОДГОТОВКА ДИССЕРТАЦИИ К ЗАЩИТЕ 56

7.1.Экспертиза диссертации 56

7.2.Иллюстрации к докладу 57

7.3.Доклад, его структура, терминология 58

8. ТИПОВЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ РЕШЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ 61

Заключение 64

Библиографический список 64

СОДЕРЖАНИЕ 67

Учебное издание

Казаков Юрий Васильевич

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Учебное пособие

Технический редактор З.М. Малявина

Корректор Г.В. Данилова
Компьютерная верстка: Л.В. Сызганцева
Дизайн обложки: Г.В. Карасева

Подписано в печать 17.12.2010. Формат 60x84/16.

Печать оперативная. Усл. п. л. 4,3. Уч.-изд. л. 4,0.
Тираж 100 экз. Заказ № 1-57-10.


Тольяттинский государственный университет

445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14