ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 432

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объектом этой формулировки является понятие «здоровьеформи­рующая компетентность учителя», которое в диссертационной работе уточнено. Приведены существенные признаки этого понятия. Это ин­тегрированная совокупность знаний, умений, способов деятельности, обладание эмотивными свойствами, способностью рефлексировать и комплекс качеств и свойств личности, необходимых для выполне­ния профессиональных функций по реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе.

Пункт 1 сформулирован в основном правильно. По этой формули­ровке можно судить как о новизне объекта формулировки, так и о его научности.

Объектами пунктов 2, 3 и 4 научной новизны являются соответс­твенно модель формирования здоровьеформирующей компетентности, предметная область подготовки специалистов и технология самообра­зовательной деятельности. Признаки этих объектов в формулировках не показаны, что не позволяет судить ни о новизне, ни о научности объектов этих пунктов.

  1. В составе заключения имеются рекомендации по продолжению исследований, которые сформулированы конкретно и достаточно убе­дительно. Показаны задачи, которые следует поставить и решить, ос­новываясь на материалах данной работы.

  2. Поскольку один пункт научной новизны сформулирован в ос­новном правильно, попытаемся разработать правильную формулиров­ку одного из выводов.

Выбираем вывод 3. Из отмеченных выше объектов этого вывода выберем спецкурс. Предположим, что перечисленные в первоначаль­ной редакции этого вывода виды учебных занятий являются призна­ками спецкурса. Тогда вывод 3 можно сформулировать в следующей редакции.

Спецкурс «Здоровьесберегающие технологии как важнейший ком­понент развития здоровьеформирующей компетентности будущих спе­циалистов» должен включать в себя выполнение творческих заданий, защиту проектов, подготовку и проведение пробных уроков и внеклас­сных мероприятий. Такое содержание спецкурса способствует форми­рованию здоровьеформирующей компетенции будущих учителей.

Контрольные вопросы

1. Какой должна быть структура заключения по результатам НИР?

2. Каковы требования к формулировкам выводов по результатам НИР? 3. Назовите типовые ошибки, допускаемые при формулировках выводов. 4. Что должен содержать раздел заключения «Рекомендации»?


  1. Как правильно сформулировать научную новизну законченной НИР?

  2. Где и как должны быть приведены доказательства достижения цели НИР?

  3. ПОДГОТОВКА ДИССЕРТАЦИИ К ЗАЩИТЕ

    1. Экспертиза диссертации

Подготовка диссертации к защите должна начинаться уже после написания введения и формулировки цели работы. Дело в том, что перед защитой диссертация должна пройти экспертизу, цель кото­рой — определение соответствия представляемой работы требованиям к диссертационной работе. Один из наиболее сложных этапов этой эк­спертизы — публикации основных результатов: для кандидатской дис­сертации минимум одна публикация в рецензируемом издании из их общего числа 5—10. Для докторской диссертации — минимум 15 публи­каций в рецензируемых изданиях из общего числа 30—50. Для выхода публикации в свет нужно время, иногда до полутора лет. Поэтому если теоретических и экспериментальных результатов ещё нет, то лучше начать с обзорных публикаций. В них можно показать анализ актуаль­ности работ по совершенствованию выбранных объекта и предмета ис­следований, опубликовать обзор и анализ литературы по данной теме и даже сделать вывод из этого анализа противоречия, гипотезы и задач работы. Затем можно опубликовать разработанную методику решения одной из задач. Таким образом, если публиковать результаты по мере их появления, то к моменту окончания работы (решения всех постав­ленных задач и достижения цели) можно выполнить требование ВАК о полноте публикаций основных результатов работы.

После завершения диссертации начинается второй этап её экс­пертизы. Вначале должна быть проведена предварительная эксперти­за организацией, в которой выполнялась работа. Эта организация со­ставляет своё заключение, в котором отражены личное участие автора в получении результатов работы, степень достоверности исследований, их новизна и практическая значимость, соответствие содержания ра­боты заявленной специальности и полнота изложения материалов дис­сертации в публикациях. Затем диссертация предоставляется в диссер­тационный совет вместе с этим заключением.

Экспертиза диссертации в совете начинается с назначения сове­том комиссии экспертов из числа членов совета, которые знакомятся с диссертацией и предоставляют совету заключение о соответствии диссертации заявленной специальности и отрасли науки, о полноте изложения материалов диссертации в работах, опубликованных ав­тором, а также предложения о назначении оппонирующей ведущей организации, официальных оппонентов и о необходимости введения в состав совета дополнительных членов для защиты этой диссертации. В процессе своей работы комиссия может вносить предложения по со­вершенствованию отдельных разделов, формулировок и выводов дис­сертации. После заключения комиссии диссертация может быть пред­варительно заслушана на заседании научно-методического семинара при диссертационном совете, пройти так называемую предзащиту. Се­минар может направить диссертацию на доработку или рекомендовать совету принять её к защите.



Если диссертационный совет принимает диссертацию к защите, то комиссия готовит проект заключения совета по диссертации. Совет назначает ведущую организацию и официальных оппонентов, дату за­щиты и разрешает печатание и рассылку автореферата. Срок предвари­тельного рассмотрения в совете — два месяца для кандидатской диссер­тации и три месяца для докторской. Диссертационный совет может не принять диссертацию к защите только в двух случаях: если содержание диссертации не соответствует ни одной из специальностей, по которым данный совет уполномочен принимать диссертационные работы к за­щите, и если не выполнены требования к полноте публикаций основ­ных результатов диссертации.

После решения совета о принятии диссертации к защите за один месяц до назначенной даты защиты должен быть разослан авторефе­рат диссертации, извещающий научную общественность о содержании диссертации, месте и времени её защиты. Оппонентам и ведущей орга­низации высылаются по одному экземпляру диссертации, и соискатель начинает подготовку к защите.

    1. Иллюстрации к докладу

Основные элементы этой подготовки — доклад и сопровождаю­щие его иллюстрации. Иллюстрации обычно выполняются на плака­тах или слайдах. Особенно информативны слайды с анимацией, когда можно показывать динамику какого-либо процесса или зависимости.

Однако у плакатов есть своё преимущество — виден сразу весь комп­лекс иллюстраций, можно наглядно показать всю систему действий и их результатов, составляющих диссертацию. Назначение иллюстраций — в дополнение к докладу помочь членам совета и другим участникам засе­дания совета понять сущность диссертационной работы, оценить её как систему, разобраться в полученных результатах. И лишь во вторую оче­редь иллюстрации следует рассматривать как вспомогательные материа­лы для докладчика. Поэтому при планировании и изготовлении иллюст­раций нужно думать прежде всего об удобстве слушателей. Иллюстрации могут быть выполнены в виде фотографий, рисунков, графиков, диа­грамм и т. п. Все табличные данные лучше перерабатывать и представ­лять их в наглядном виде графиками, диаграммами и т. п. Чаще всего это возможно. Текста на плакатах и слайдах должно быть как можно меньше. При выборе содержания, масштаба и оформления иллюстраций нужно также исходить из обеспечения удобства для слушателей доклада — ил­люстрации должны ими легко восприниматься, быть понятными.


    1. Доклад, его структура, терминология

Доклад на защите диссертации должен иметь ту же системную структуру, что и диссертация. В нём должны быть показаны все эле­менты (действия, их результаты, полученные формулировки и т. п.) и причинно-следственные связи между этими элементами. Значит, на­чинать доклад надо с формулировки выбранной темы, показать состав­ляющие формулировку темы объект и предмет исследований, затем доказать актуальность темы (отметив основной недостаток предмета исследований) и чётко сформулировать на этом основании цель рабо­ты. А дальше так же, как и в диссертации, только примерно в 10 раз короче, изложить состояние вопроса, как выводы из него — формули­ровки противоречия, гипотезы (если она необходима) и задач работы, показать ход и результаты решения задач и проверки гипотезы и изло­жить заключение. В выводах обязательно показать, что составляет на­учную новизну работы и привести доказательства того, что цель работы достигнута. Готовя доклад, надо решить, какие подробности из текста диссертации можно в докладе не показывать, следя при этом, чтобы причинно-следственные связи между составляющими работу элемен­тами не исчезли. Текст приходится сокращать в 8—10 раз, чтобы уло­житься в отводимые для доклада на защите диссертации 15—20 минут. И это не так уж и трудно, как кажется вначале. Например, рассказывая в докладе об анализе состояния вопроса, не обязательно цитировать все источники информации, можно кратко охарактеризовать группу сход­ных по тематике источников и к этой группе применить схему анализа «известно — хорошо — однако — следовательно» (см. раздел 4.2), а затем сформулировать вытекающие из результатов этого анализа элементы (или элемент) понятийного аппарата исследований. Сведения об ана­лизе источников, из которых получена не существенная информация, лучше вообще не излагать в докладе. Не обязательно детально излагать в докладе применённую в диссертации известную методику исследова­ний. Можно опустить второстепенные результаты исследований.

Особое внимание нужно уделить в докладе терминологии. Если удастся обойтись вообще без специальных терминов, то это будет поч­ти идеальный доклад. Но поскольку это маловероятно, то постарай­тесь обойтись без излишеств. Так называемый язык науки настолько засорён избыточными терминами, что, по образному выражению быв­шего председателя экспертного совета ВАК по психологии и педаго­гике академика Е.А. Климова [5], резко критиковавшего сложившуюся практику описания результатов диссертационных работ общими, ни­чего не выражающими словосочетаниями, применение «тарабарских» слов требует перевода «с русского на русский». Ну, например, зачем го­ворить «креативность», если это всего лишь способность к творчеству? Или почему надо употреблять мало кому понятный термин «толеран­тность», когда существует всем понятное русское слово «терпимость»? Известный философ Уильям Оккам ещё в
XIV веке сформулировал принцип, названный впоследствии бритвой Оккама: «Не следует умно­жать сущности сверх необходимого». Давайте будем руководствоваться им, а не подчёркивать свою учёность массой псевдонаучных терминов, ибо если она (учёность) есть, то она сама себя покажет, а уж если нет её, то никакая «научная речь» не поможет. Ещё А.С. Пушкин совето­вал: «Избегайте учёных терминов». Оправдано их применение только тогда, когда без них действительно нельзя обойтись. И.Н. Кузнецов [8] советует: «Качествами, определяющими культуру научной речи, явля­ются точность, ясность и краткость». И этот совет следует принять как основу для отработки стиля доклада.

В заключение рассмотрим два правила, которыми следует руководс­твоваться, докладывая результаты диссертационной работы на защите.

1. Никогда не произносите фразу «На этом плакате показано...» и фразы, ей подобные. Слово «плакат» на время доклада лучше забыть. Такие фразы сбивают докладчика с логики доклада. Докладчик чаще всего начинает после них цепляться за плакаты, и впечатление от до­клада портится. Лучше, говоря о результате исследований, который в данный момент излагается в докладе, просто показывать на иллюст­рацию этого результата на плакате или на экране и продолжать доклад, не задерживаясь на этой иллюстрации.

2. Если в ходе доклада вы вдруг вспомнили, что пропустили важ­ную часть доклада, ни в коем случае не возвращайтесь к пропущенно­му, забудьте о нём и продолжайте доклад до конца по системной схеме, эффектно завершив его формулировками научной новизны и доказа­тельствами достижения цели работы. Скорее всего, вашего упущения никто не заметит, а если и заметит, то задаст вопрос — и вот тут у вас будет отличная возможность блеснуть эрудицией и исправить своё упу­щение. Некоторые даже специально упускают частицу информации, которой они отлично владеют, чтобы побудить кого-либо из слушате­лей задать нужный вопрос вместо неожиданного.

8. ТИПОВЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ
ПРИ РЕШЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ


Практика преподавания дисциплины «Системный подход к НИР» показала, что в основном задачи по системному анализу диссертаци­онных работ решаются слушателями правильно. Уже то обстоятельс­тво, что в ходе практических занятий большинство слушателей курса лекций провели последовательный и всесторонний анализ системнос­ти выбранных диссертационных работ, определили ряд их достоинств и недостатков, позволило закрепить рассмотренный на лекциях мате­риал, составить представление о том, что должна собой представлять диссертационная работа. Это, безусловно, будет полезным при плани­ровании и выполнении слушателями своих исследований.