ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 429

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Какова цель обучения в аспирантуре и магистратуре?

  2. Для чего нужны новые подходы к содержанию и методике професси­онального образования?

  3. Какое противоречие возникает в профессиональном образовании в связи с возрастанием объёма информации?

  4. Зачем нужен системный подход к обучению профессиональной де­ятельности?

  5. Какова цель изучения системного подхода к профессиональной де­ятельности?

2. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ «СИСТЕМА»,
«СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД», «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ»


Система — это совокупность элементов, связанных и взаимо­действующих друг с другом, образующих определённую целостность, единство и обладающих интегративным свойством [1; 10; 13].

Отсюда следует, что основные признаки системы — это наличие элементов и связи между этими элементами.

Пример системы.

Рассмотрим набор слов: небо, в одном, горсти, цветка, видеть, и бесконечность, в чашечке, огромный, песка, в единой, мир, в зерне, мгновенье, вечность.

Каждое из этих слов, взятое в отдельности, понятно, имеет впол­не определённый смысл. Однако весь набор в целом смысла не име­ет. Причина этого в том, что между этими словами отсутствуют связи, между ними нет взаимодействия. Поэтому рассматриваемый набор слов системой не является.

Попытаемся изменить порядок расположения слов в этом наборе, образовав связи и взаимодействия между словами.

В одном мгновенье — видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо в чашечке цветка.

Теперь в этом наборе слов появился смысл, которого не было в пер­воначальном варианте, когда связи между словами, ставшими элемен­тами системы, отсутствовали. Но ведь каждое из этих слов само состоит из отдельных элементов — букв. И если между буквами есть связь, то слово обретает смысл. Следовательно, каждое слово — тоже система, которая в составе полученного нами четверостишия является подсис­темой. В свою очередь, каждая из букв, составляющих любое слово, также состоит из элементов, которые образуют систему, являющуюся подсистемой по отношению к слову, в которое эта буква входит. А всё стихотворение «Прорицание невинности» Вильяма Блейка в переводе С.Я. Маршака — надсистема по отношению к четверостишию, которое мы рассматривали как систему.


Наиболее важное свойство системы (интегративное свойство) — эмерджентность — способность системы приобретать новые свойства, отсутствующие у составляющих её элементов. Попробуйте поломать связи между элементами только что рассмотренной системы — мы по­лучим вновь бессмысленный набор слов, новое свойство этой системы (её смысловое значение) исчезнет. А что будет с диссертационной рабо­той, если не показывать в ней связи между её элементами или хотя бы нарушить связи только между отдельными элементами? На практике это встречается довольно часто. Мы убедимся в этом при анализе со­держания реальных диссертационных работ.

Из рассмотренных данных можно сделать вывод, что наиболее эф­фективно выполнить и оформить любую научно-исследовательскую и, в частности, диссертационную работу можно, если рассматривать её как систему действий, применяя при её выполнении системный подход. Элементами диссертационной работы как системы следует считать дейс­твия, производимые в ходе работы, или закономерности, понятия и фор­мулировки, выявленные и полученные в результате исследований.

Под термином «системный подход» понимают направление мето­дологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способс­твует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработ­ке эффективной стратегии их изучения. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследова­теля на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её меха­низмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. При использовании системного подхода необходимым методологическим инструментом является системный анализ.

Системный анализ — это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в том числе научно-технического характера. Важнейшие принципы системного анализа: 1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и чёткого формулирования конечных целей; 2) необходимо всю проблему рассматривать как единое целое, как еди­ную систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого час­тного решения; 3) необходимы выявление и анализ возможных аль­тернативных путей достижения цели; 4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы.




2.1. Профессиональная деятельность как совокупность
решения профессиональных задач


Под профессиональной деятельностью следует понимать совокуп­ность решения профессиональных задач:

П=t F Р .

t=0 з

Здесь t — начало разумной деятельности человека, а t = & означает, что сама профессиональная деятельность бесконечна в пределах существо­вания человечества. Применительно к деятельности индивидуума t = 0 означает начало его профессиональной деятельности, а t = ^ — её ко­нец, связанный с прекращением возможности его деятельности вооб­ще (смерть, потеря здоровья и т. п.).

Процесс решения профессиональных задач представляет собой совокупность действий специалиста. Если эти действия организованы в систему, то их эффективность резко возрастает, проблема решается быстрее и качественнее.

Анализ профессиональной практической деятельности и литера­турные данные по методике системного подхода [1; 10; 13] позволяют считать, что наиболее эффективна система решения профессиональ­ной проблемы, при которой основным системообразующим фактором является цель данной совокупности действий. При этом цель следует понимать как ожидаемый результат действий, конкретизированный указанием на путь или средство его достижения. Формулировка цели должна вытекать из анализа актуальности данной проблемы (рис. 1).

Типовая ошибка при формулировке цели — за результат выдают одно из средств его достижения.

Далее должен следовать анализ исходных данных и известных реше­ний проблем, близких к рассматриваемой проблеме (анализ состояния вопроса). Этот анализ эффективнее выполнять по схеме, показанной на рис. 1. Назначение анализа — вывод формулировок элементов по­нятийного аппарата исследований, и, в конечном счёте, формулировок задач, решение которых приведёт к достижению цели. После решения этих задач необходимо убедиться, что поставленная цель достигнута.

Профессиональная задача

Г

Анализ актуальности

Г

Формулировка цели

Г



Анализ состояния вопроса

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 3

К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ 3

Введение 3

Методика проведения занятий 7

2. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ «СИСТЕМА», «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД», «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ» 9

Задача 1, её содержание и порядок решения 13

3.НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ 16

3.1.Системная схема диссертационной работы 16

3.2.Назначение диссертационной работы, её структура и особенности 18

3.3.Тема диссертационной работы 19

3.4.Доказательства актуальности выбранной темы 19

3.5.Формулировка цели диссертационной работы 21

Задача 2, её содержание и порядок решения 25

4.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА 28

4.1.Назначение раздела «Состояние вопроса» 28

4.2.Методика анализа состояния вопроса 29

4.3.Элементы понятийного аппарата, формулируемые по результатам анализа состояния вопроса 29

4.3.1.Противоречие 30

4.4.Системная схема раздела «Состояние вопроса» 32

Задача 3, её содержание и порядок решения 33

5. РЕШЕНИЕ СФОРМУЛИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ 37

5.1. Методика исследования 37

5.2. Теоретические и экспериментальные исследования, моделирование 38

Задача 4, её содержание и порядок решения 40

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЕ 43

6.1.Выводы 43

6.2.Рекомендации 45

6.3.Научная новизна работы 46

Задача 5, её содержание и порядок решения 52

7.ПОДГОТОВКА ДИССЕРТАЦИИ К ЗАЩИТЕ 56

7.1.Экспертиза диссертации 56

7.2.Иллюстрации к докладу 57

7.3.Доклад, его структура, терминология 58

8. ТИПОВЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ РЕШЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ 61

Заключение 64

Библиографический список 64

СОДЕРЖАНИЕ 67

| Решение 1-й задачи | | Решение 2-й задачи | | Решение 3-й задачи | | Решение n-й задачи |

и Анализ результатов решения задач м

I

| Доказательства достижения цели

Рис. 1. Системная схема решения профессиональной задачи

Из этой схемы видно, что системный подход к профессиональной деятельности требует специальных знаний и умений анализа объектов этой деятельности, умений формулировать цель и задачи деятельности, делать выводы и оценивать результаты действий.

Задача 1, её содержание и порядок решения

Определить, можно ли заданную диссертационную работу считать системой действий.

Порядок решения задачи

  1. Выделить элементы (действия, методики, результаты), из которых состоит рассматриваемая работа.

  2. Установить связи этих элементов между собой.

  3. Определить, расположены ли эти элементы в тексте работы в соот­ветствии с их связями с другими элементами.

  4. Выявить элементы, которые не имеют системных связей.

  5. Построить системную схему данной диссертационной работы.

  6. Сделать вывод по результату решения задачи.

Пример решения задачи

Для анализа выбрана диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук на тему «Исследование тепловых условий сварки и наплавки алюминиевой шихты жидким присадочным мате­риалом».

Решение

I. Выделяем элементы, из которых состоит выбранная диссертация.

  1. Актуальность.

  2. Цель.

  3. Гипотеза.

  4. Задачи работы.

  5. Научная новизна

  6. Анализ способов получения мелкокристаллической шихты.

  7. Исследования тепловых условий наплавки.

  8. Исследование тепловых условий сварки.

  9. Разработка технологии наплавки.

  10. Разработка технологии сварки гранул.

  11. Общие выводы.

II. Устанавливаем связи между выявленными элементами работы.

  1. Актуальность работы обусловлена тем, что литейные алюмини­евые сплавы имеют хорошие эксплуатационные и технологические свойства, но низкие механические свойства. Эти свойства можно по­высить модифицированием, но известные шихтовые материалы имеют крупнозернистое строение. Этот недостаток снижает эффективность модифицирования.

  2. Из недостатка известных технологий вытекает цель диссертацион­ной работы — повышение качества модифицирующих материалов путём разработки технологии получения мелкокристаллической шихты.

Цель обусловлена актуальностью работы, связь между этими эле­ментами имеется.

  1. Анализ способов получения мелкокристаллической шихты. На­значение анализа явно связано с целью. Из рассмотренных при ана­лизе способов вытекает гипотеза, основанная на противоречии: шихта должна быть в виде мелких гранул, чтобы иметь более мелкую кристал­лическую структуру, но шихта должна быть в виде крупных слитков, чтобы иметь как можно меньшую общую поверхность. Однако про­тиворечие не сформулировано, оно просматривается в формулировке гипотезы.

Задачи работы также явно связаны с целью, они вытекают из ре­зультатов анализа, являются фактически выводами из анализа извест­ных способов получения мелкокристаллической шихты.

Связь между анализом, гипотезой и задачами имеется.

  1. Содержание глав 2, 3, 4 и 5 чётко посвящено теоретическим и экспериментальным решениям задач, связь с формулировками задач имеется.

  2. Общие выводы составлены по результатам решения сформули­рованных задач, связь выводов с содержанием основных глав диссер­тации имеется. Однако нечётко выделены выводы, представляющие научную новизну, их формулировки отличаются от формулировок на­учной новизны, представленных в аннотации. Отсутствует вывод, до­казывающий или констатирующий достижение цели работы. Следова­тельно, связь решений задач с выводами имеется, но слабо показана связь научной новизны с решениями задач и отсутствует связь выводов с целью работы.

  1. Определяем, расположены ли элементы в тексте работы в соот­ветствии с их связями с другими элементами. В основном расположение элементов соответствует их связям. Однако формулировки научной но­визны имеются только в аннотации, в выводах они показаны не явно.

  2. Выявляем элементы, которые не имеют системных связей или имеют только часть необходимых связей.

  3. Не имеет системных связей цель работы с выводами и не явно показана связь научной новизны с результатами работы.

  4. Строим системную схему выбранной для анализа диссертаци­онной работы (рис. 2).

  5. Вывод. Выбранную для анализа работу можно считать систе­мой действий, однако при её оформлении следовало показать отсутс­твующие связи.

Тема работы

Анализ актуальности


Гипотеза"]
Формулировка цели

| Анализ способов получения мелкокристаллической шихты

Формулировка задач





| Решение 1-й задачи

| Решение 2-й задачи


] | Решение 3-й задачи| Решение 4-й задачи]




Выводы

>; Доказательства достижения цели отсутствуют Научная новизна]




■ Отсутствующие связи

Имеющиеся связи



Рис. 2. Системная схема диссертации, полученная при решении задачи 1

Контрольные вопросы

  1. Что называют системой?

  2. Каковы основные признаки системы?

  3. Что такое эмержентность системы?

  4. Может ли совокупность действий представлять собой систему?

  5. Что называют системным подходом?

  6. Что такое системный анализ?

  7. Что даёт системный подход при решении профессиональных задач?

  8. Что является системообразующим фактором при решении профес­сиональной задачи?

  9. Из каких элементов состоит типовая схема решения профессиональ­ной задачи?

  1. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
    КАК СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ


    1. Системная схема диссертационной работы

Наука, на какой бы ступени она ни находилась, представляет со­бой не простую совокупность сведений о мире, набор информации, а определённую систему знаний. Эта система находится в непрерывном развитии. На границах этой системы с непознанными надсистемами постоянно происходят прорывы в область неизвестного, реализуется процесс добывания новых знаний. Если всю область знаний челове­чества условно изобразить в виде поля, то очевидно, что это поле будет состоять из множества взаимосвязанных элементов, представляющих собой отдельные области знаний (рис. 3). Эти области — элементы сис­темы знаний — в свою очередь являются подсистемами и т. д.



Рис. 3. Влияние НИР на систему научных знаний

Любая научно-исследовательская работа (НИР) приносит новые знания, которые становятся новым элементом системы научных зна­ний (подсистемой) и влияют на многие уже существующие элементы этой системы, деформируя и видоизменяя их. Степень этого влияния различна, но она имеется всегда.

Отсюда следует, что результатом любой НИР должна быть систе­ма знаний. Любая НИР становится возможной лишь тогда, когда она основана на системном мышлении, при котором сами исследования должны рассматриваться как система. Другими словами, работа ста­новится научно-исследовательской, если вся совокупность составляю­щих её действий рассматривается как система. А раз это так, то можно