ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 429
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Какова цель обучения в аспирантуре и магистратуре? -
Для чего нужны новые подходы к содержанию и методике профессионального образования? -
Какое противоречие возникает в профессиональном образовании в связи с возрастанием объёма информации? -
Зачем нужен системный подход к обучению профессиональной деятельности? -
Какова цель изучения системного подхода к профессиональной деятельности?
2. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ «СИСТЕМА»,
«СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД», «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ»
Система — это совокупность элементов, связанных и взаимодействующих друг с другом, образующих определённую целостность, единство и обладающих интегративным свойством [1; 10; 13].
Отсюда следует, что основные признаки системы — это наличие элементов и связи между этими элементами.
Пример системы.
Рассмотрим набор слов: небо, в одном, горсти, цветка, видеть, и бесконечность, в чашечке, огромный, песка, в единой, мир, в зерне, мгновенье, вечность.
Каждое из этих слов, взятое в отдельности, понятно, имеет вполне определённый смысл. Однако весь набор в целом смысла не имеет. Причина этого в том, что между этими словами отсутствуют связи, между ними нет взаимодействия. Поэтому рассматриваемый набор слов системой не является.
Попытаемся изменить порядок расположения слов в этом наборе, образовав связи и взаимодействия между словами.
В одном мгновенье — видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо в чашечке цветка.
Теперь в этом наборе слов появился смысл, которого не было в первоначальном варианте, когда связи между словами, ставшими элементами системы, отсутствовали. Но ведь каждое из этих слов само состоит из отдельных элементов — букв. И если между буквами есть связь, то слово обретает смысл. Следовательно, каждое слово — тоже система, которая в составе полученного нами четверостишия является подсистемой. В свою очередь, каждая из букв, составляющих любое слово, также состоит из элементов, которые образуют систему, являющуюся подсистемой по отношению к слову, в которое эта буква входит. А всё стихотворение «Прорицание невинности» Вильяма Блейка в переводе С.Я. Маршака — надсистема по отношению к четверостишию, которое мы рассматривали как систему.
Наиболее важное свойство системы (интегративное свойство) — эмерджентность — способность системы приобретать новые свойства, отсутствующие у составляющих её элементов. Попробуйте поломать связи между элементами только что рассмотренной системы — мы получим вновь бессмысленный набор слов, новое свойство этой системы (её смысловое значение) исчезнет. А что будет с диссертационной работой, если не показывать в ней связи между её элементами или хотя бы нарушить связи только между отдельными элементами? На практике это встречается довольно часто. Мы убедимся в этом при анализе содержания реальных диссертационных работ.
Из рассмотренных данных можно сделать вывод, что наиболее эффективно выполнить и оформить любую научно-исследовательскую и, в частности, диссертационную работу можно, если рассматривать её как систему действий, применяя при её выполнении системный подход. Элементами диссертационной работы как системы следует считать действия, производимые в ходе работы, или закономерности, понятия и формулировки, выявленные и полученные в результате исследований.
Под термином «системный подход» понимают направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. При использовании системного подхода необходимым методологическим инструментом является системный анализ.
Системный анализ — это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в том числе научно-технического характера. Важнейшие принципы системного анализа: 1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и чёткого формулирования конечных целей; 2) необходимо всю проблему рассматривать как единое целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; 3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы.
2.1. Профессиональная деятельность как совокупность
решения профессиональных задач
Под профессиональной деятельностью следует понимать совокупность решения профессиональных задач:
П=t F Р .
t=0 з
Здесь t — начало разумной деятельности человека, а t = & означает, что сама профессиональная деятельность бесконечна в пределах существования человечества. Применительно к деятельности индивидуума t = 0 означает начало его профессиональной деятельности, а t = ^ — её конец, связанный с прекращением возможности его деятельности вообще (смерть, потеря здоровья и т. п.).
Процесс решения профессиональных задач представляет собой совокупность действий специалиста. Если эти действия организованы в систему, то их эффективность резко возрастает, проблема решается быстрее и качественнее.
Анализ профессиональной практической деятельности и литературные данные по методике системного подхода [1; 10; 13] позволяют считать, что наиболее эффективна система решения профессиональной проблемы, при которой основным системообразующим фактором является цель данной совокупности действий. При этом цель следует понимать как ожидаемый результат действий, конкретизированный указанием на путь или средство его достижения. Формулировка цели должна вытекать из анализа актуальности данной проблемы (рис. 1).
Типовая ошибка при формулировке цели — за результат выдают одно из средств его достижения.
Далее должен следовать анализ исходных данных и известных решений проблем, близких к рассматриваемой проблеме (анализ состояния вопроса). Этот анализ эффективнее выполнять по схеме, показанной на рис. 1. Назначение анализа — вывод формулировок элементов понятийного аппарата исследований, и, в конечном счёте, формулировок задач, решение которых приведёт к достижению цели. После решения этих задач необходимо убедиться, что поставленная цель достигнута.
Профессиональная задача
Г
Анализ актуальности
Г
Формулировка цели
Г
Анализ состояния вопроса
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 3
К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ 3
Введение 3
Методика проведения занятий 7
2. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ «СИСТЕМА», «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД», «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ» 9
Задача 1, её содержание и порядок решения 13
3.НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ 16
3.1.Системная схема диссертационной работы 16
3.2.Назначение диссертационной работы, её структура и особенности 18
3.3.Тема диссертационной работы 19
3.4.Доказательства актуальности выбранной темы 19
3.5.Формулировка цели диссертационной работы 21
Задача 2, её содержание и порядок решения 25
4.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА 28
4.1.Назначение раздела «Состояние вопроса» 28
4.2.Методика анализа состояния вопроса 29
4.3.Элементы понятийного аппарата, формулируемые по результатам анализа состояния вопроса 29
4.3.1.Противоречие 30
4.4.Системная схема раздела «Состояние вопроса» 32
Задача 3, её содержание и порядок решения 33
5. РЕШЕНИЕ СФОРМУЛИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
5.1. Методика исследования 37
5.2. Теоретические и экспериментальные исследования, моделирование 38
Задача 4, её содержание и порядок решения 40
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЕ 43
6.1.Выводы 43
6.2.Рекомендации 45
6.3.Научная новизна работы 46
Задача 5, её содержание и порядок решения 52
7.ПОДГОТОВКА ДИССЕРТАЦИИ К ЗАЩИТЕ 56
7.1.Экспертиза диссертации 56
7.2.Иллюстрации к докладу 57
7.3.Доклад, его структура, терминология 58
8. ТИПОВЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ РЕШЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ 61
Заключение 64
Библиографический список 64
СОДЕРЖАНИЕ 67
| Решение 1-й задачи | | Решение 2-й задачи | | Решение 3-й задачи | | Решение n-й задачи |
и Анализ результатов решения задач м
I
| Доказательства достижения цели
Рис. 1. Системная схема решения профессиональной задачи
Из этой схемы видно, что системный подход к профессиональной деятельности требует специальных знаний и умений анализа объектов этой деятельности, умений формулировать цель и задачи деятельности, делать выводы и оценивать результаты действий.
Задача 1, её содержание и порядок решения
Определить, можно ли заданную диссертационную работу считать системой действий.
Порядок решения задачи
-
Выделить элементы (действия, методики, результаты), из которых состоит рассматриваемая работа.
-
Установить связи этих элементов между собой.
-
Определить, расположены ли эти элементы в тексте работы в соответствии с их связями с другими элементами.
-
Выявить элементы, которые не имеют системных связей.
-
Построить системную схему данной диссертационной работы.
-
Сделать вывод по результату решения задачи.
Пример решения задачи
Для анализа выбрана диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук на тему «Исследование тепловых условий сварки и наплавки алюминиевой шихты жидким присадочным материалом».
Решение
I. Выделяем элементы, из которых состоит выбранная диссертация.
-
Актуальность.
-
Цель.
-
Гипотеза.
-
Задачи работы.
-
Научная новизна
-
Анализ способов получения мелкокристаллической шихты.
-
Исследования тепловых условий наплавки.
-
Исследование тепловых условий сварки.
-
Разработка технологии наплавки.
-
Разработка технологии сварки гранул.
-
Общие выводы.
II. Устанавливаем связи между выявленными элементами работы.
-
Актуальность работы обусловлена тем, что литейные алюминиевые сплавы имеют хорошие эксплуатационные и технологические свойства, но низкие механические свойства. Эти свойства можно повысить модифицированием, но известные шихтовые материалы имеют крупнозернистое строение. Этот недостаток снижает эффективность модифицирования.
-
Из недостатка известных технологий вытекает цель диссертационной работы — повышение качества модифицирующих материалов путём разработки технологии получения мелкокристаллической шихты.
Цель обусловлена актуальностью работы, связь между этими элементами имеется.
-
Анализ способов получения мелкокристаллической шихты. Назначение анализа явно связано с целью. Из рассмотренных при анализе способов вытекает гипотеза, основанная на противоречии: шихта должна быть в виде мелких гранул, чтобы иметь более мелкую кристаллическую структуру, но шихта должна быть в виде крупных слитков, чтобы иметь как можно меньшую общую поверхность. Однако противоречие не сформулировано, оно просматривается в формулировке гипотезы.
Задачи работы также явно связаны с целью, они вытекают из результатов анализа, являются фактически выводами из анализа известных способов получения мелкокристаллической шихты.
Связь между анализом, гипотезой и задачами имеется.
-
Содержание глав 2, 3, 4 и 5 чётко посвящено теоретическим и экспериментальным решениям задач, связь с формулировками задач имеется.
-
Общие выводы составлены по результатам решения сформулированных задач, связь выводов с содержанием основных глав диссертации имеется. Однако нечётко выделены выводы, представляющие научную новизну, их формулировки отличаются от формулировок научной новизны, представленных в аннотации. Отсутствует вывод, доказывающий или констатирующий достижение цели работы. Следовательно, связь решений задач с выводами имеется, но слабо показана связь научной новизны с решениями задач и отсутствует связь выводов с целью работы.
-
Определяем, расположены ли элементы в тексте работы в соответствии с их связями с другими элементами. В основном расположение элементов соответствует их связям. Однако формулировки научной новизны имеются только в аннотации, в выводах они показаны не явно.
-
Выявляем элементы, которые не имеют системных связей или имеют только часть необходимых связей.
-
Не имеет системных связей цель работы с выводами и не явно показана связь научной новизны с результатами работы.
-
Строим системную схему выбранной для анализа диссертационной работы (рис. 2).
-
Вывод. Выбранную для анализа работу можно считать системой действий, однако при её оформлении следовало показать отсутствующие связи.
Тема работы
Анализ актуальности
Гипотеза"]
Формулировка цели
| Анализ способов получения мелкокристаллической шихты
Формулировка задач
| Решение 1-й задачи
| Решение 2-й задачи
2.1. Профессиональная деятельность как совокупность
решения профессиональных задач
Под профессиональной деятельностью следует понимать совокупность решения профессиональных задач:
П=t F Р .
t=0 з
Здесь t — начало разумной деятельности человека, а t = & означает, что сама профессиональная деятельность бесконечна в пределах существования человечества. Применительно к деятельности индивидуума t = 0 означает начало его профессиональной деятельности, а t = ^ — её конец, связанный с прекращением возможности его деятельности вообще (смерть, потеря здоровья и т. п.).
Процесс решения профессиональных задач представляет собой совокупность действий специалиста. Если эти действия организованы в систему, то их эффективность резко возрастает, проблема решается быстрее и качественнее.
Анализ профессиональной практической деятельности и литературные данные по методике системного подхода [1; 10; 13] позволяют считать, что наиболее эффективна система решения профессиональной проблемы, при которой основным системообразующим фактором является цель данной совокупности действий. При этом цель следует понимать как ожидаемый результат действий, конкретизированный указанием на путь или средство его достижения. Формулировка цели должна вытекать из анализа актуальности данной проблемы (рис. 1).
Типовая ошибка при формулировке цели — за результат выдают одно из средств его достижения.
Далее должен следовать анализ исходных данных и известных решений проблем, близких к рассматриваемой проблеме (анализ состояния вопроса). Этот анализ эффективнее выполнять по схеме, показанной на рис. 1. Назначение анализа — вывод формулировок элементов понятийного аппарата исследований, и, в конечном счёте, формулировок задач, решение которых приведёт к достижению цели. После решения этих задач необходимо убедиться, что поставленная цель достигнута.
Профессиональная задача
Г
Анализ актуальности
Г
Формулировка цели
Г
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 3
К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ 3
Введение 3
Методика проведения занятий 7
2. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ «СИСТЕМА», «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД», «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ» 9
Задача 1, её содержание и порядок решения 13
3.НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ 16
3.1.Системная схема диссертационной работы 16
3.2.Назначение диссертационной работы, её структура и особенности 18
3.3.Тема диссертационной работы 19
3.4.Доказательства актуальности выбранной темы 19
3.5.Формулировка цели диссертационной работы 21
Задача 2, её содержание и порядок решения 25
4.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА 28
4.1.Назначение раздела «Состояние вопроса» 28
4.2.Методика анализа состояния вопроса 29
4.3.Элементы понятийного аппарата, формулируемые по результатам анализа состояния вопроса 29
4.3.1.Противоречие 30
4.4.Системная схема раздела «Состояние вопроса» 32
Задача 3, её содержание и порядок решения 33
5. РЕШЕНИЕ СФОРМУЛИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
5.1. Методика исследования 37
5.2. Теоретические и экспериментальные исследования, моделирование 38
Задача 4, её содержание и порядок решения 40
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЕ 43
6.1.Выводы 43
6.2.Рекомендации 45
6.3.Научная новизна работы 46
Задача 5, её содержание и порядок решения 52
7.ПОДГОТОВКА ДИССЕРТАЦИИ К ЗАЩИТЕ 56
7.1.Экспертиза диссертации 56
7.2.Иллюстрации к докладу 57
7.3.Доклад, его структура, терминология 58
8. ТИПОВЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ РЕШЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ 61
Заключение 64
Библиографический список 64
СОДЕРЖАНИЕ 67
Выделить элементы (действия, методики, результаты), из которых состоит рассматриваемая работа.
Установить связи этих элементов между собой.
Определить, расположены ли эти элементы в тексте работы в соответствии с их связями с другими элементами.
Выявить элементы, которые не имеют системных связей.
Построить системную схему данной диссертационной работы.
Сделать вывод по результату решения задачи.
Актуальность.
Цель.
Гипотеза.
Задачи работы.
Научная новизна
Анализ способов получения мелкокристаллической шихты.
Исследования тепловых условий наплавки.
Исследование тепловых условий сварки.
Разработка технологии наплавки.
Разработка технологии сварки гранул.
Общие выводы.
Актуальность работы обусловлена тем, что литейные алюминиевые сплавы имеют хорошие эксплуатационные и технологические свойства, но низкие механические свойства. Эти свойства можно повысить модифицированием, но известные шихтовые материалы имеют крупнозернистое строение. Этот недостаток снижает эффективность модифицирования.
Из недостатка известных технологий вытекает цель диссертационной работы — повышение качества модифицирующих материалов путём разработки технологии получения мелкокристаллической шихты.
Анализ способов получения мелкокристаллической шихты. Назначение анализа явно связано с целью. Из рассмотренных при анализе способов вытекает гипотеза, основанная на противоречии: шихта должна быть в виде мелких гранул, чтобы иметь более мелкую кристаллическую структуру, но шихта должна быть в виде крупных слитков, чтобы иметь как можно меньшую общую поверхность. Однако противоречие не сформулировано, оно просматривается в формулировке гипотезы.
Содержание глав 2, 3, 4 и 5 чётко посвящено теоретическим и экспериментальным решениям задач, связь с формулировками задач имеется.
Общие выводы составлены по результатам решения сформулированных задач, связь выводов с содержанием основных глав диссертации имеется. Однако нечётко выделены выводы, представляющие научную новизну, их формулировки отличаются от формулировок научной новизны, представленных в аннотации. Отсутствует вывод, доказывающий или констатирующий достижение цели работы. Следовательно, связь решений задач с выводами имеется, но слабо показана связь научной новизны с решениями задач и отсутствует связь выводов с целью работы.
Определяем, расположены ли элементы в тексте работы в соответствии с их связями с другими элементами. В основном расположение элементов соответствует их связям. Однако формулировки научной новизны имеются только в аннотации, в выводах они показаны не явно.
Выявляем элементы, которые не имеют системных связей или имеют только часть необходимых связей.
Не имеет системных связей цель работы с выводами и не явно показана связь научной новизны с результатами работы.
Строим системную схему выбранной для анализа диссертационной работы (рис. 2).
Вывод. Выбранную для анализа работу можно считать системой действий, однако при её оформлении следовало показать отсутствующие связи.
] | Решение 3-й задачи| Решение 4-й задачи]
Выводы
>; Доказательства достижения цели отсутствуют Научная новизна]
■ Отсутствующие связи
Имеющиеся связи
Рис. 2. Системная схема диссертации, полученная при решении задачи 1
Контрольные вопросы
-
Что называют системой? -
Каковы основные признаки системы? -
Что такое эмержентность системы? -
Может ли совокупность действий представлять собой систему? -
Что называют системным подходом? -
Что такое системный анализ? -
Что даёт системный подход при решении профессиональных задач? -
Что является системообразующим фактором при решении профессиональной задачи? -
Из каких элементов состоит типовая схема решения профессиональной задачи?
-
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
КАК СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ-
Системная схема диссертационной работы
-
Наука, на какой бы ступени она ни находилась, представляет собой не простую совокупность сведений о мире, набор информации, а определённую систему знаний. Эта система находится в непрерывном развитии. На границах этой системы с непознанными надсистемами постоянно происходят прорывы в область неизвестного, реализуется процесс добывания новых знаний. Если всю область знаний человечества условно изобразить в виде поля, то очевидно, что это поле будет состоять из множества взаимосвязанных элементов, представляющих собой отдельные области знаний (рис. 3). Эти области — элементы системы знаний — в свою очередь являются подсистемами и т. д.
Рис. 3. Влияние НИР на систему научных знаний
Любая научно-исследовательская работа (НИР) приносит новые знания, которые становятся новым элементом системы научных знаний (подсистемой) и влияют на многие уже существующие элементы этой системы, деформируя и видоизменяя их. Степень этого влияния различна, но она имеется всегда.
Отсюда следует, что результатом любой НИР должна быть система знаний. Любая НИР становится возможной лишь тогда, когда она основана на системном мышлении, при котором сами исследования должны рассматриваться как система. Другими словами, работа становится научно-исследовательской, если вся совокупность составляющих её действий рассматривается как система. А раз это так, то можно