ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тольяттинский

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ i УНИВЕРСИТЕТ



СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Министерство образования и науки Российской Федерации
Тольяттинский государственный университет
Автомеханический институт


Кафедра «Оборудование и технология сварочного
производства и пайки»


Ю.В. Казаков

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Учебное пособие

Тольятти
ТГУ
2010


УДК 378.147

ББК 74.58:72

К14

Рецензенты:

директор Тольяттинского филиала Московского института пищевых
производств, д.п.н., профессор
В.Н. Воронин;

д.п.н., профессор Тольяттинского государственного университета
Ю.А. Кустов.

Научный редактор: д.т.н., профессор В.П. Сидоров.

К14 Казаков, Ю.В. Системный подход к научно-исследовательской работе : учеб. пособие / Ю.В. Казаков. — Тольятти: ТГУ, 2010. — 68 с.

В учебном пособии показана актуальность системного подхода к профессиональной деятельности, рассмотрены сущность и особен­ности системной схемы НИР и диссертационной работы в частности. Раскрыты сущность и значение элементов понятийного аппарата ис­следований и элементов, характеризующих результаты НИР. Пособие содержит теоретический материал и задачи для организации практи­ческих занятий и самостоятельной работы слушателей.

Предназначено для аспирантов и соискателей учёной степени кан­дидата наук, а также для магистрантов всех научных специальностей. Может быть использовано при планировании, выполнении и оформ­лении научно-исследовательских работ.


Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольят­тинского государственного университета

© ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2010

Великая цель образования состоит скорее в дисциплине ума, чем в загро­мождении его различными знаниями, в тренировке ума для решения самосто­ятельных задач, чем в заполнении его тем, что накоплено другими.

Т. Эдвардс

Введение

Обучение в аспирантуре имеет целью повышение квалификации соискателей учёной степени, выполняющих научно-исследователь­скую работу. Квалификация представляет собой сумму знаний и уме­ний, которыми должен обладать специалист. Ступени квалификации — это ступени образования: начальное, среднее, высшее и далее — учёные степени кандидата и доктора наук. Полагалось, что квалификация фор­мируется в результате последовательного усвоения знаний в процессе обучения. Однако бурное развитие науки и техники, характерное для конца ХХ — начала XXI века, поставило перед системой образования в целом и перед профессиональным образованием в частности целый ряд новых задач.

Основные предпосылки, обусловливающие необходимость новых подходов к содержанию и методике профессионального образования, связаны прежде всего с потребностью переработки в учебном процес­се огромного объёма научной и технической информации. Необходи­мость этого вызвана постоянно увеличивающимся количеством новых разработок, всё ускоряющимся развитием техники, возникновением новых научных направлений, новых отраслей науки и техники. Резко возрастает роль информационных технологий.

Налицо противоречие. С одной стороны, постоянно возрастающий объём технических и гуманитарных знаний, необходимых специалис­ту для плодотворной практической деятельности, требует увеличения учебной информации, которую необходимо усвоить за время обучения. С другой стороны, возникает проблема перегрузки обучаемых, что рез­ко снизит качество обучения и даже саму возможность усвоения пре­подаваемого учебного материала. Другими словами, объём учебного материала должен быть увеличен, но его нельзя увеличивать.

Попытки разрешения этого противоречия экстенсивным путём: увеличением сроков обучения, увеличением количества учебных пред­метов, созданием узких специализаций, при осуществлении которых отбрасывается часть учебной информации общетехнического и гу­манитарного профиля, приводят к ухудшению качества подготовки, к снижению эффективности профессиональной деятельности специ­алистов. Это характерно как для России, так и для европейских стран и США. Экстенсивный путь модернизации системы обучения, осно­ванный на узкой специализации, не эффективен ещё и потому, что в современных условиях специализация работы на производстве дина­мично изменяется. Поскольку производственные потребности первич­ны, а удовлетворяющая их система образования, всегда следуя за эти­ми потребностями, является вторичной — она всегда будет объективно отставать от производства, будучи обречённой готовить специалистов, которые требовались вчера. Это обстоятельство, наряду с изменяющи­мися социальными условиями, приводит к тому, что в России в целом по специальности, полученной в вузе, работают менее трети выпуск­ников. Остальные выпускники вузов занимают вакантные места других специализаций или даже специальностей, зачастую меняя профессию и переучиваясь в процессе практической деятельности.



Изменить положение в лучшую сторону пытаются путём ужесточе­ния требований к выпускникам вуза и аспирантуры. Для этого вводят новые квалификационные требования, сертификаты и стандарты, пе­рерабатывают, изменяют и создают новые учебные программы, в том числе и программы компьютерного обучения. Делаются попытки ук­рупнения специальностей. Все эти усилия улучшают качество обучения в отдельных, частных аспектах. Но ситуация в целом меняется слабо.

По этому поводу бывший министр образования И.Ф. Образцов ещё в начале 80-х годов прошлого века отмечал, что уровень подготовки сту­дентов не может быть повышен традиционным экстенсивным путём за счёт дальнейшего увеличения объёмов учебного времени. Ключ к ре­шению задачи — интенсификация учебного процесса.

В последние годы усилия педагогической науки, а следом за ней и практики, сосредотачиваются на исследованиях и разработке кон­цепции, согласно которой основным результатом обучения должно быть умение учиться. Основная идея этой концепции состоит в том, что в обучении должен быть сделан уклон в сторону методологии. Нуж­но учить методам добывания знаний, о чём В.И. Вернадский говорил ещё в начале прошлого века. Тогда во время обучения, наряду с необхо­димым минимумом профессиональных знаний, будет заложена основа самообразования, умения гибко адаптироваться к быстро меняющей­ся социальной и производственной среде, будет выработана самосто­ятельность мышления специалиста. Многочисленные работы в этом направлении привели к пониманию, что основным методологическим инструментом, обеспечивающим возможность обучения самостоятель­ности мышления, является системный подход к обучению.

На первом этапе этих работ системный подход к обучению пони­мался как необходимость организации, изучения и совершенствования учебного процесса в целом как системы с учётом его структуры и свя­зей между его элементами [6]. Затем пришло понимание эффективнос­ти системного подхода к отдельным компонентам учебного процесса. В частности, большое внимание стало уделяться системной компонов­ке учебных дисциплин. И наконец, появились работы, в которых на первое место как цель обучения ставится не улучшение усвоения мате­риала данной дисциплины, а обучение студентов системному подходу к профессиональной деятельности на примере материала данной дис­циплины, обучение системному мышлению как средству повышения качества профессиональной подготовки специалиста. При реализации такой методики обучения каждую из конкретных учебных дисциплин и каждый вид учебных занятий следует рассматривать как модель ре­шения профессиональной задачи. Отмечалось, что освоение студен­тами приёмов системного подхода к профессиональной деятельности существенно повышает качество обучения и способствует формирова­нию умений решения нестандартных практических задач.


Таким образом, можно сделать вывод, что обучение системному подходу к профессиональной деятельности позволит преодолеть сфор­мулированное выше противоречие. В процессе овладения основами системного подхода к учебной работе как к профессиональной деятель­ности обучаемые и преподаватели не затрачивают на это дополнитель­ное время. Освоение умений применять системный подход, формиро­вание системного мышления позволяет обучаемым усваивать больше учебного материала в единицу учебного времени, создаёт возможность повышения эффективности самостоятельной работы обучаемых. Это эквивалентно увеличению количества учебного материала, хотя фак­тически его объём не увеличивают.

Всё сказанное выше даёт основание сделать вывод о том, что ком­плексное освоение системного подхода может существенно повысить качество обучения. В результате применения такой комплексной мето­дики непрерывного изучения логики системного подхода в представле­нии обучаемого будет создаваться целостная картина системных связей в различных видах профессиональной деятельности при решении про­фессиональных задач. Это позволит применять принципы системного подхода и после обучения в практической деятельности. Очень важно отметить, что при этом обучаемому должно быть привито умение пла­нировать и осуществлять свою профессиональную деятельность как систему действий по решению профессиональных задач. Это обеспе­чит повышение качества подготовки специалистов.

Применительно к аспирантуре и магистратуре системный подход к профессиональной деятельности целесообразно использовать как инструмент, позволяющий упорядочить процесс проведения научных исследований, облегчающий планирование подготовительной, испол­нительской (теоретической и экспериментальной) и проверочной час­тей работы, помогающий правильно формулировать цель и задачи ра­боты, обрабатывать получаемые данные и делать грамотные выводы из результатов исследований. Всё это повысит качество диссертационной работы и, соответственно, квалификацию будущего учёного.

Отсюда можно сделать следующие выводы.

1. Изучение аспирантами и магистрантами системного подхода к на­учно-исследовательской работе является актуальным (т. е. нужным и своевременным).

2. Целью учебной дисциплины «Системный подход к научно-иссле­довательской работе» следует считать повышение качества диссер­тационных работ аспирантов и магистрантов путём изучения основ системного подхода к профессиональной деятельности.


  1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
    «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ


РАБОТЕ»

Общий объём дисциплины составляет 30 учебных часов.

Разделы дисциплины

  1. Назначение и цель дисциплины. Лекция — 2 часа.

  2. Система, её структура и свойства. Системный подход и систем­ный анализ. Профессиональная деятельность как совокупность реше­ний профессиональных задач. Лекция — 2 часа, практическое заня­тие — 2 часа (решение задачи 1).

  3. Научно-исследовательская работа как система действий. Диссерта­ционная работа, её назначение, особенности, структура, и системная схе­ма. Лекция — 2 часа, практическое занятие — 2 часа (решение задачи 2).

  4. Анализ состояния вопроса. Назначение, методика, особенности формулировок задач и других элементов понятийного аппарата иссле­дований. Лекция — 2 часа, практическое занятие — 2 часа (решение за­дачи 3).

  5. Решение задач диссертационной работы. Лекция — 2 часа, прак­тическое занятие — 2 часа (решение задачи 4).

  6. Заключение по диссертационной работе. Лекция — 4 часа.

  7. Подготовка диссертации к защите. Доклад соискателя учёной степени: его структура, иллюстрации, терминология. Лекция — 2 часа, практические занятия — 2 часа (решение задачи 5).

  8. Разбор типовых ошибок, допущенных при решении задач. Завер­шение решения задачи 5, доработка решений предыдущих задач, кон­сультации. Практическое занятие — 4 часа.

Методика проведения занятий

Половина планируемого объёма дисциплины отводится лекциям, в ходе которых, кроме изложения теоретического материала, предпо­лагается решение практических задач с применением этого материала. Вторая половина учебного времени посвящена практическим занятиям, на которых каждый из аспирантов выполняет индивидуальные задания. Эти задания будут заключаться в анализе отдельных разделов выполнен­ных раньше диссертационных работ по конкретным специальностям, в поиске обоснований принятых в них решений, в проверке правиль­ности этих обоснований с точки зрения системного подхода. Выпол­ненные задания в письменном виде сдаются на проверку и оценива­ются баллами «1» и «0». При правильном выполнении всех заданий выставляется зачёт.

Контрольные вопросы