ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 428
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тольяттинский
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ i УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тольяттинский государственный университет
Автомеханический институт
Кафедра «Оборудование и технология сварочного
производства и пайки»
Ю.В. Казаков
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
Учебное пособие
Тольятти
ТГУ
2010
УДК 378.147
ББК 74.58:72
К14
Рецензенты:
директор Тольяттинского филиала Московского института пищевых
производств, д.п.н., профессор В.Н. Воронин;
д.п.н., профессор Тольяттинского государственного университета
Ю.А. Кустов.
Научный редактор: д.т.н., профессор В.П. Сидоров.
К14 Казаков, Ю.В. Системный подход к научно-исследовательской работе : учеб. пособие / Ю.В. Казаков. — Тольятти: ТГУ, 2010. — 68 с.
В учебном пособии показана актуальность системного подхода к профессиональной деятельности, рассмотрены сущность и особенности системной схемы НИР и диссертационной работы в частности. Раскрыты сущность и значение элементов понятийного аппарата исследований и элементов, характеризующих результаты НИР. Пособие содержит теоретический материал и задачи для организации практических занятий и самостоятельной работы слушателей.
Предназначено для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук, а также для магистрантов всех научных специальностей. Может быть использовано при планировании, выполнении и оформлении научно-исследовательских работ.
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета
© ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2010
Великая цель образования состоит скорее в дисциплине ума, чем в загромождении его различными знаниями, в тренировке ума для решения самостоятельных задач, чем в заполнении его тем, что накоплено другими.
Т. Эдвардс
Введение
Обучение в аспирантуре имеет целью повышение квалификации соискателей учёной степени, выполняющих научно-исследовательскую работу. Квалификация представляет собой сумму знаний и умений, которыми должен обладать специалист. Ступени квалификации — это ступени образования: начальное, среднее, высшее и далее — учёные степени кандидата и доктора наук. Полагалось, что квалификация формируется в результате последовательного усвоения знаний в процессе обучения. Однако бурное развитие науки и техники, характерное для конца ХХ — начала XXI века, поставило перед системой образования в целом и перед профессиональным образованием в частности целый ряд новых задач.
Основные предпосылки, обусловливающие необходимость новых подходов к содержанию и методике профессионального образования, связаны прежде всего с потребностью переработки в учебном процессе огромного объёма научной и технической информации. Необходимость этого вызвана постоянно увеличивающимся количеством новых разработок, всё ускоряющимся развитием техники, возникновением новых научных направлений, новых отраслей науки и техники. Резко возрастает роль информационных технологий.
Налицо противоречие. С одной стороны, постоянно возрастающий объём технических и гуманитарных знаний, необходимых специалисту для плодотворной практической деятельности, требует увеличения учебной информации, которую необходимо усвоить за время обучения. С другой стороны, возникает проблема перегрузки обучаемых, что резко снизит качество обучения и даже саму возможность усвоения преподаваемого учебного материала. Другими словами, объём учебного материала должен быть увеличен, но его нельзя увеличивать.
Попытки разрешения этого противоречия экстенсивным путём: увеличением сроков обучения, увеличением количества учебных предметов, созданием узких специализаций, при осуществлении которых отбрасывается часть учебной информации общетехнического и гуманитарного профиля, приводят к ухудшению качества подготовки, к снижению эффективности профессиональной деятельности специалистов. Это характерно как для России, так и для европейских стран и США. Экстенсивный путь модернизации системы обучения, основанный на узкой специализации, не эффективен ещё и потому, что в современных условиях специализация работы на производстве динамично изменяется. Поскольку производственные потребности первичны, а удовлетворяющая их система образования, всегда следуя за этими потребностями, является вторичной — она всегда будет объективно отставать от производства, будучи обречённой готовить специалистов, которые требовались вчера. Это обстоятельство, наряду с изменяющимися социальными условиями, приводит к тому, что в России в целом по специальности, полученной в вузе, работают менее трети выпускников. Остальные выпускники вузов занимают вакантные места других специализаций или даже специальностей, зачастую меняя профессию и переучиваясь в процессе практической деятельности.
Изменить положение в лучшую сторону пытаются путём ужесточения требований к выпускникам вуза и аспирантуры. Для этого вводят новые квалификационные требования, сертификаты и стандарты, перерабатывают, изменяют и создают новые учебные программы, в том числе и программы компьютерного обучения. Делаются попытки укрупнения специальностей. Все эти усилия улучшают качество обучения в отдельных, частных аспектах. Но ситуация в целом меняется слабо.
По этому поводу бывший министр образования И.Ф. Образцов ещё в начале 80-х годов прошлого века отмечал, что уровень подготовки студентов не может быть повышен традиционным экстенсивным путём за счёт дальнейшего увеличения объёмов учебного времени. Ключ к решению задачи — интенсификация учебного процесса.
В последние годы усилия педагогической науки, а следом за ней и практики, сосредотачиваются на исследованиях и разработке концепции, согласно которой основным результатом обучения должно быть умение учиться. Основная идея этой концепции состоит в том, что в обучении должен быть сделан уклон в сторону методологии. Нужно учить методам добывания знаний, о чём В.И. Вернадский говорил ещё в начале прошлого века. Тогда во время обучения, наряду с необходимым минимумом профессиональных знаний, будет заложена основа самообразования, умения гибко адаптироваться к быстро меняющейся социальной и производственной среде, будет выработана самостоятельность мышления специалиста. Многочисленные работы в этом направлении привели к пониманию, что основным методологическим инструментом, обеспечивающим возможность обучения самостоятельности мышления, является системный подход к обучению.
На первом этапе этих работ системный подход к обучению понимался как необходимость организации, изучения и совершенствования учебного процесса в целом как системы с учётом его структуры и связей между его элементами [6]. Затем пришло понимание эффективности системного подхода к отдельным компонентам учебного процесса. В частности, большое внимание стало уделяться системной компоновке учебных дисциплин. И наконец, появились работы, в которых на первое место как цель обучения ставится не улучшение усвоения материала данной дисциплины, а обучение студентов системному подходу к профессиональной деятельности на примере материала данной дисциплины, обучение системному мышлению как средству повышения качества профессиональной подготовки специалиста. При реализации такой методики обучения каждую из конкретных учебных дисциплин и каждый вид учебных занятий следует рассматривать как модель решения профессиональной задачи. Отмечалось, что освоение студентами приёмов системного подхода к профессиональной деятельности существенно повышает качество обучения и способствует формированию умений решения нестандартных практических задач.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение системному подходу к профессиональной деятельности позволит преодолеть сформулированное выше противоречие. В процессе овладения основами системного подхода к учебной работе как к профессиональной деятельности обучаемые и преподаватели не затрачивают на это дополнительное время. Освоение умений применять системный подход, формирование системного мышления позволяет обучаемым усваивать больше учебного материала в единицу учебного времени, создаёт возможность повышения эффективности самостоятельной работы обучаемых. Это эквивалентно увеличению количества учебного материала, хотя фактически его объём не увеличивают.
Всё сказанное выше даёт основание сделать вывод о том, что комплексное освоение системного подхода может существенно повысить качество обучения. В результате применения такой комплексной методики непрерывного изучения логики системного подхода в представлении обучаемого будет создаваться целостная картина системных связей в различных видах профессиональной деятельности при решении профессиональных задач. Это позволит применять принципы системного подхода и после обучения в практической деятельности. Очень важно отметить, что при этом обучаемому должно быть привито умение планировать и осуществлять свою профессиональную деятельность как систему действий по решению профессиональных задач. Это обеспечит повышение качества подготовки специалистов.
Применительно к аспирантуре и магистратуре системный подход к профессиональной деятельности целесообразно использовать как инструмент, позволяющий упорядочить процесс проведения научных исследований, облегчающий планирование подготовительной, исполнительской (теоретической и экспериментальной) и проверочной частей работы, помогающий правильно формулировать цель и задачи работы, обрабатывать получаемые данные и делать грамотные выводы из результатов исследований. Всё это повысит качество диссертационной работы и, соответственно, квалификацию будущего учёного.
Отсюда можно сделать следующие выводы.
1. Изучение аспирантами и магистрантами системного подхода к научно-исследовательской работе является актуальным (т. е. нужным и своевременным).
2. Целью учебной дисциплины «Системный подход к научно-исследовательской работе» следует считать повышение качества диссертационных работ аспирантов и магистрантов путём изучения основ системного подхода к профессиональной деятельности.
-
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЕ»
Общий объём дисциплины составляет 30 учебных часов.
Разделы дисциплины
-
Назначение и цель дисциплины. Лекция — 2 часа. -
Система, её структура и свойства. Системный подход и системный анализ. Профессиональная деятельность как совокупность решений профессиональных задач. Лекция — 2 часа, практическое занятие — 2 часа (решение задачи 1). -
Научно-исследовательская работа как система действий. Диссертационная работа, её назначение, особенности, структура, и системная схема. Лекция — 2 часа, практическое занятие — 2 часа (решение задачи 2). -
Анализ состояния вопроса. Назначение, методика, особенности формулировок задач и других элементов понятийного аппарата исследований. Лекция — 2 часа, практическое занятие — 2 часа (решение задачи 3). -
Решение задач диссертационной работы. Лекция — 2 часа, практическое занятие — 2 часа (решение задачи 4). -
Заключение по диссертационной работе. Лекция — 4 часа. -
Подготовка диссертации к защите. Доклад соискателя учёной степени: его структура, иллюстрации, терминология. Лекция — 2 часа, практические занятия — 2 часа (решение задачи 5). -
Разбор типовых ошибок, допущенных при решении задач. Завершение решения задачи 5, доработка решений предыдущих задач, консультации. Практическое занятие — 4 часа.
Методика проведения занятий
Половина планируемого объёма дисциплины отводится лекциям, в ходе которых, кроме изложения теоретического материала, предполагается решение практических задач с применением этого материала. Вторая половина учебного времени посвящена практическим занятиям, на которых каждый из аспирантов выполняет индивидуальные задания. Эти задания будут заключаться в анализе отдельных разделов выполненных раньше диссертационных работ по конкретным специальностям, в поиске обоснований принятых в них решений, в проверке правильности этих обоснований с точки зрения системного подхода. Выполненные задания в письменном виде сдаются на проверку и оцениваются баллами «1» и «0». При правильном выполнении всех заданий выставляется зачёт.
Контрольные вопросы