Файл: Соотношение правоохранительной, полицейской деятельности и деятельности спецслужб по обеспечению национальной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 международных, так и в национальных правовых нормах
17
» - В.В.
Данилейко.
«Состояние защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства посредством совместных действий государственных и общественных институтов посредством гибкого использования политических, экономических и других средств, как во внутренней деятельности государства и на международном уровне
18
», именно таким образом определяет А.А. Куковский национальную безопасность.
Одно из наиболее смелых решений предлагает К.С. Нежинская, она говорит необходимости принятия нового закона, «О национальной безопасности».
«Национальная безопасность, означает состояние безопасности для отдельного человека, общества и государства. Также против внутренних и внешних угроз, которое допускает конституционные права, свободу, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и сбалансированное развитие Российской
Федерации, оборона и безопасность государства. По мнению автора, непосредственно национальная безопасность является необходимым условием сохранения суверенитета Российской Федерации, что определение
«национальной безопасности», которое не имеет конституционной и правовой консолидации, является общей конституционной концепцией правовых категорий, таких как государственная безопасность, общественная безопасность и личная безопасность
19
» - это ее предложения.
«В рамках национальной безопасности Российской Федерации следует понимать безопасность всех международных граждан России как носителя
17
Данилейко В.В. Теоретико-правовые проблемы обеспечения национальной безопасности России: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2016. - С. 149 18
Кардашова И.Б. О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности //Административное право и процесс. - 2017. - № 5. - С. 29 19
Нежинская К.С. Национальная и демографическая политика как направления обеспечения национальной безопасности
Российской
Федерации: проблемы нормативноправового регулирования и правоприменительной практики // Юридический мир. - 2016. - № 3. - С. 64

13 суверенитета и единственного источника власти в стране
20
» такое расширенное определение предлагают К.А. Краснова и Э.Т. Сибагатуллина.
Многие ученые защищали разные точки зрения по рассматриваемому вопросу.
Исследователь В.А. Золотарев считает, что национальная безопасность является «определенным уровнем и состоянием защиты жизненно важных интересов страны от негативного воздействия сложных политических, военных, гуманитарных, экологических и других факторов, обеспечения территориальной целостности, стабильности государства и общества, благосостояния и дальнейшего развития страны. Такие внешние и внутренние условия существования и развития России, как федерации, так и каждой из ее субъекта, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса общества и государства».
О. А. Челпаченко в своей докторской диссертации отмечает, что
«национальная безопасность - это система, состоящая из многих элементов: ценности, интересы, угрозы и другие факторы, которые сами разрабатывают системы и правильную дифференциацию, вносят вклад в реализацию стратегии в развитие национальной безопасности
21
».
Подводя итог рассмотренным определениям можно вывести авторское определение национальной безопасности: во-первых, национальная безопасность является правовой категорией; во-вторых, она представляет собой набор государственных инструментов для защиты населения (как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства), общества и государства от внешних и внутренних угроз;
20
Краснова К.А., Сибагатуллина Э.Т. Роль миграционного законодательства в укреплении государственного суверенитета и обеспечении общественной безопасности Российской Федерации // Миграционное право. -
2013. - № 3. - С. 6 21
Челпаченко О.А. Административно-правовые основы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности: автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2011. - С. 31


14 в-третьих, такая защита охватывает различные сферы государственных и общественных отношений: экономические, социальные, политические, экологические и т.п.
Составной частью национальной безопасности и элементом усиленной защиты является общественный порядок (рассмотреть содержание категории нацбезопасность без общественной безопасности недостаточно). Более того, общественная безопасность является составной частью национальной безопасности, она отражает реальную защиту населения со стороны государства и государственных органов, включая правоохранительные органы и специальные силовые службы.
Основа для научных исследований общественного порядка была создана административным законодательством 50-70-х годов ХХ века, в котором понятие «общественный порядок» получает широкое применение в ряде законодательных актов, из которых необходимо выделить
22
:
1) постановление Совета Министров РСФСР от 30 декабря 1958 года № 1433 «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками»
2) указ Президиума Верховного Совета СССР от108 26 июля 1966 года
«Об усилении ответственности за хулиганство»
3) указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года
«Положение об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»
4) постановление Совета Министров РСФСР от 19 июля 1974 года № 423 «Положение о добровольных народных комиссарах»
В составе общественного порядка принято было выделять:
1) отношения, складывающиеся в процессе обеспечения обстановки общественного спокойствия и предотвращении действий, которые могут нарушить покой;
22
Соколова Ю.А. Общественный порядок и общественная безопасность как объекты административно- правовой защиты // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление
. 2016. № 6 (73). С. 8

15 2) отношения по защите чести и достоинству граждан;
3) отношения по охране отдыха и спокойствия граждан.
В 1975 году в свет вышла еще одна работа исследователя, посвященная вопросам укрепления общественного порядка с помощью административно- правовых средств, автором которого стал В.Ф.Захаров. Одним из уточнений этой работы явилось следующее: «общественный порядок представляет систему общественных отношений, урегулированных нормами права и морали, которая в интересах народа способствует созданию нормальных условий для производства, культурного отдыха и общения людей, для функционирования органов государственной власти, а также обеспечивает неприкосновенность граждан и спокойствие в общественных местах
23
».
Категория «общественный порядок» также была предметом научных интересов и Л.Л. Попова, который рассматривал ее сквозь призму общественных отношений.
«Общественный порядок составляет обусловленную интересами всего народа и задачами построения демократического общества и урегулированную нормами права и морали систему общественных отношений, которые протекают, главным образом, в общественных местах, а также общественные отношения, возникающие и развивающиеся за пределами общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану здоровья, чести граждан, общественного спокойствия, нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций»
24
В свою очередь М.И. Еропкин и А.П. Клюшниченко утверждали, что содержание общественного порядка и государственной безопасности охватывает все общественные отношения
25 23
Захаров В.Ф. Актуальные вопросы административной ответственности за нарушения общественного порядка в период коммунистического строительства: автореф. дис. на соискание уч. степ. канд. юрид. наук.
Харьков, 1972. С. 7-8 // [Электронный ресурс] Дата обращения 15.05.2019 24
Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления: учебное пособие. М., 1975. С. 183 25
Еропкин М.И. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л., 1973. С. 10 // [Электронный ресурс] Дата обращения 15.05.2019


16
Таким образом, можно отметить, что в административно-правовой науке советского периода не сложилось общепринятого мнения о содержании общественного порядка, его форме и месте в системе административного права. Указанная тенденция наблюдается также и в современной административно-правовой доктрине, о чем свидетельствует анализ соответствующих научных позиций по рассматриваемой проблематике.

1.2 Система обеспечения национальной безопасности в Российской
Федерации
Систему органов, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение национальной безопасности, составляют: государственные органы, в число которых входят правоохранительные органы; негосударственные структуры (частные охранные и детективные предприятия, общественные объединения правоохранительной направленности, внештатные сотрудники); в силу ч. 1 ст. 132 Конституции
Российской Федерации, охрану общественного порядка осуществляют и органы местного самоуправления.
Основным звеном рассматриваемой системы являются правоохранительные органы. Основной функцией правоохранительных органов является защита населения, а также конституционных прав человека и гражданина, охрана общественного порядка, в том числе в ситуации чрезвычайного положения, либо при чрезвычайных положениях (например, аварии, наводнения и прочее). Правоохранительные органы выполняют свои функции на профессиональной основе, сотрудники правоохранительных органов проходят отбор, к ним законодатель предъявляет определенные требования. Среди правоохранительных органов центральное место занимают полиция и органы внутренних дел. На законодательном уровне их деятельность регулируется законами «О полиции», «Об оперативно-

17 розыскной деятельности»,
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и т.д.
Важнейшим нормативным документом является Положение о
Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное указом
Президента РФ от 21 декабря 2016 года № 699, согласно которому МВД
России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел
26
В единую централизованную систему МВД России входят:
1. ОВД, включающие в себя полицию;
2. Организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Большую роль на развитие системы органов внутренних дел России оказало принятие Закона «О полиции». Основная цель реформы – выведение системы МВД России на новый более качественный рубеж развития. Для этого реализуется комплекс мер по оптимизации структуры управления, реорганизации системы ведомственного образования, кадрового, тылового и материально-технического обеспечения, а также по решению наиболее острых социальных проблем органов внутренних дел. Одним из ключевых звеньев в системе мер по реформированию органов внутренних дел является собственно формирование российской полиции.
Помимо взаимодействия с иными правоохранительными органами, органы внутренних дел осуществляют свою деятельность также во взаимодействии с другими федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями.
Такое взаимодействие определено положениями закона «О полиции», который определяет одним из основных принципов деятельности – принцип
26
Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел


18 взаимодействия и сотрудничества. Согласно этому положению органы полиции с одной стороны обеспечивают защиту прав и свобод граждан (а также иностранных граждан и лиц без гражданства), общества и в целом государства, в рамках такой защиты они содействуют органам государственной власти и местного самоуправления, а с другой государственные и муниципальные органы обязаны оказывать содействие органам полиции, отвечать на запросы, рассматривать ходатайства и т.д.
Исходя из указанного принципа формируются следующие обязанности органов полиции: оказание содействия государственным и муниципальным органам и иным субъектам, указанным в законе, в осуществлении их законной деятельности; в обязательном порядке совместно с представителями органов государственной власти и местного самоуправления и организаторами митингов и иных массовых шествий и публичных мероприятий охранять безопасность граждан и общественный порядок.
В результате реформы исполнительной власти указом Президента
Российской Федерации № 157 от 5 апреля 2016 года «в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина» была создана Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (далее – Росгвардия)
27
. Росгвардия совместно с органами внутренних дел принимает участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Правовой основой деятельности Росгвардии являются Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии
Российской Федерации», указ Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 157.
На войска Росгвардии возлагается выполнение следующих задач:
1) участие в охране общественного порядка и безопасности;
27
О директоре Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующем войсками национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 158 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2077

19 2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными
Правительством Российской Федерации;
3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;
6) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;
7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам
28
Федеральной специальной службой обеспечения национальной безопасности является Федеральная служба безопасности (ФСБ России).
В соответствии с федеральным законом от 03 апреля 1995 года № 40-
ФЗ «О Федеральной службе безопасности» ФСБ России представлена как
«единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации»
29
. Указом Президента
РФ от 11 августа 2003 года № 960 утверждено Положение о Федеральной
28
О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ // Российская газета. 2016. 06 июля. № 146 29
О федеральной службе безопасности: федеральный закон от 3 апреля 1995г. № 40-ФЗ // Российская газета.
1995. 12 апреля. № 72