Файл: Соотношение правоохранительной, полицейской деятельности и деятельности спецслужб по обеспечению национальной безопасности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20 службе безопасности Российской Федерации и структура органов федеральной службы безопасности
30
Среди обязанностей, возложенных на органы федеральной службы в соответствии со статьей 12 ФЗ «О Федеральной службе безопасности», необходимо выделить:
– информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;
– выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены
КоАП РФ к ведению органов ФСБ;
– выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование готовящихся, совершающихся и совершенных террористических актов, а также добыча информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;
– участие в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что система обеспечения национальной безопасности это в первую очередь «силовые» органы государственной власти, созданные с целью защиты государства, населения, общества (правоохранительные органы, полиция, специальные службы); органы государственной власти и местного самоуправления, в чье ведение входят вопросы обеспечения национальной безопасности и общественного порядка; иные органы публичной власти. В другой стороны – это отношения, в том числе взаимоотношения между всеми перечисленными органами по проведению контрольных и проверочных мероприятий, разработке
30
Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 11 июня 2003 года № 960 // Российская газета. 2003. 18 августа. № 33
21 нормативных актов в сфере обеспечения национальной безопасности. Такое взаимодействие может проходить по двум направлениям: процессуальная форма взаимодействия (в рамках уголовного
31
, административного или гражданского процессов) и организационно-тактическое взаимодействие
(проведение совместных мероприятий, выработка нормативных актов и т.д.).
Таким образом, важнейшими задачами государства являются защита прав и свобод человека и гражданина, охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности. В реализации данных задач участвуют практически все органы публичной власти, однако первостепенная роль принадлежит правоохранительным органам, органам полиции и специальным службам.
1.3 Формы и методы осуществления обеспечения национальной
безопасности
Обеспечение национальной безопасности является административной деятельностью. Многообразие содержания административной деятельности правоохранительных органов обуславливает и многообразие форм ее осуществления. Формы деятельности тесно связаны между собой, и они существенно отличаются друг от друга. Ни одна из форм не имеет универсального назначения, т.е. невозможно посредством применения одной только формы качественно реализовывать все функции.
Успех выполнения задач, стоящих перед правоохранительными органами, зависит от умелого и правильного использования тех или иных форм деятельности в зависимости от ситуации, в которой реализуется конкретная функция. Каждой форме присущи свои специфические особенности.
31
Зуев С.В. Уголовное преследование по делам о преступлениях, совершаемых организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями): монография. Челябинск, 2010. С. 24-27
22
По юридическим последствиям формы административной деятельности правоохранительных органов классифицируются на
32
правовые
(действия, влекущие юридические последствия, т.е. влекущие возникновение, изменение и прекращение юридических фактов) и неправовые (не влекущие юридических последствий). Правовые формы административной деятельности, в свою очередь, делятся на правотворческую и правоприменительную деятельность.
Правотворческая деятельность – это создание нормативных актов управления. Акт управления представляет собой принятое на основе норм права властное предписание, адресованное управляемому субъекту. Создание нормативного акта управления – это разработка, принятие и издание на основе закона норм подзаконного характера, рассчитанных на их многократное исполнение. Нормативными актами управления являются: приказы; инструкции; наставления; уставы; планы действий при чрезвычайных обстоятельствах
33
Правоприменительная деятельность – это издание индивидуальных актов управления (властных предписаний, основанных на законе или подзаконных правовых актах, рассчитанных на разовое исполнение конкретным управляемым субъектом). Правоприменительная деятельность классифицируется на регулятивную и правоохранительную.
Регулятивная деятельность направлена на разрешение конкретных общественных отношений посредством издания индивидуальных актов управления, носящих регулирующий характер. Так, для урегулирования общественных отношений, возникающих в сфере оборота оружия, лицензионно–разрешительное подразделение Росгвардии выдает разрешения гражданам на приобретение, хранение и ношение оружия.
Правоохранительная деятельность направлена на охрану, урегулированных нормами права общественных отношений путем
32
Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: учебник. М., 2009. С. 138 33
Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: учебник. М., 2009. С. 140
23 применения санкций к нарушителям права. Например, к лицу, которое совершило административное правонарушение, применяются меры административного принуждения
34
Неправовые формы деятельности, в отличие от правовых, не связаны с реализацией властных полномочий. Они делятся на организационные действия – направленные на осуществление работы с людьми: совещания, инструктажи, учения, тренировки, профилактические беседы, воспитательная работа, пропаганда правовых актов; и на материально-технические – направленные на манипуляцию c информацией и использование технических средств: сбор информации об оперативной обстановке, ее обработка, подготовка справок, отчетов, ведение делопроизводства, составление ориентировок, размножение документов с использованием копировальной техники, формирование и использование баз данных, применение автоматизированных информационных систем, технических средств и т.д.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности достигается в результате целенаправленного воздействия правоохранительного органа на объект его деятельности. Данное воздействие осуществляется с помощью различных способов, приемов и средств, которые принято именовать методами. Правоохранительными органами в процессе осуществления деятельности, направленной на охрану общественного порядка и общественной безопасности, используются методы убеждения и принуждения.
Убеждение – это активное моральное, психологическое и материальное воздействие на волю и сознание управляемого субъекта с целью обеспечения добровольного исполнения им норм права. Убеждение носит позитивный характер воздействия на субъект и имеет своей целью добровольное соблюдение права. Методы убеждения делятся на меры воспитательного характера и меры воздействия организационного характера.
34
Ходжич М.В. Правоохранительная стратегия – основной элемент стратегического планирования в органах внутренних дел // Российский следователь. 2010. № 3. С. 22-24.
24
Меры воздействия воспитательного характера:
– меры, обеспечивающие нравственное и правовое воспитание граждан
(профилактические беседы, разъяснение и толкование норм права через средства массовой информации);
– поощрения (моральные поощрения, материальные поощрения);
– меры общественного воздействия.
Меры воздействия организационного характера: а) меры, обеспечивающие гласность в деятельности правоохранительных органов (конференции, брифинги, встречи с общественностью, отчеты перед населением); б) меры по организации массовой работы среди населения (обучение способам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности граждан, состоящих в общественных формированиях, имеющих своей целью поддержание правопорядка).
Принуждение – принудительное активное воздействие физического, психологического и материального характера на управляемый субъект с целью недопущения, либо прекращения правонарушений. Принуждение заключается в том, что управляемый субъект подвергается определенным лишениям
35
Методы принуждения делятся на административно- предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административно–процессуального обеспечения и административные наказания.
1. Административно-предупредительные меры – меры, применяемые в целях недопущения совершения правонарушений и других противоправных действий, их предупреждения.
2. Меры административного пресечения – меры, применяемые для непосредственного прекращения правонарушений, они подразделяются на меры пресечения общего и специального назначения
36 35
Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: учебник. М., 2009. С. 138 36
Звоненко Д.П. Административное право: учебник. М., 2012. С. 112
25
Меры пресечения общего назначения: требование прекращения деяния; доставление граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; запрещение деятельности объектов разрешительной системы и т. д. Меры пресечения специального назначения: применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия
37 3. Меры процессуального обеспечения – меры, направленные на создание оптимальных условий для качественного проведения процессуальных действий: доставление (принудительное препровождение лица в целях составления протокола об административном правонарушении); административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов и т.д.
4. Административные наказания – меры ответственности, возлагаемые на лицо, за совершение административных правонарушений: предупреждение – официальное порицание физического или юридического лица, вынесенное в письменной форме; административный штраф – денежное взыскание.
Таким образом, правоохранительные органы обладают набором форм и методов, позволяющих им в должной степени сформировать качество оказываемых правоохранительных услуг с учетом необходимости охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Их реализация зависит от характера выполняемых в конкретный период времени задач. Сама же деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
37
Соловьев И.Н. О некоторых аспектах Закона «О полиции» // Налоговый вестник. 2011. № 4. С. 57
26
27
1 2 3 4 5 6
2 Деятельность правоохранительных органов и специальных
служб по обеспечению национальной безопасности в современных
условиях
2.1
Компетенция
правоохранительных
органов
в
сфере
обеспечения национальной безопасности
Правоохранительные органы играют решающую роль в обеспечении общественного порядка и национальной безопасности современного
Российского государства. Они должны осуществлять надежное обеспечение охраны общественного порядка, прав и законных интересов граждан от преступных и иных антиобщественных действий, быстрое и полное их раскрытие, выявление и всемерное содействие устранению причин и условий, способствующих совершению данных противоправных действий.
Основным правоохранительным органом, в наибольшей степени задействованными в системе обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, как уже было указано ранее, является МВД России.
Основным самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской
Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, лицензионно-разрешительной работы, координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации является Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами
28 исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ГУОООП МВД России)
38
Основными принципами этой деятельности являются использование всех имеющихся в распоряжении органа внутренних дел сил и средств и плановый характер организации их работы
39
. Большой объем работы по обеспечению «внутренней» национальной безопасности осуществляют органы полиции, одной из задач которых является обеспечение правопорядка на улицах и в общественных местах.
Важную роль в защите общественного порядка в общественных местах и на объектах транспортной инфраструктуры играет патрульно-постовая служба полиции (далее ППСП).
Организация и управление ППСП является трудоемким процессом, который состоит из следующих основных элементов:
– анализ преступности и в целом оперативной обстановки, т. е. исследование характеристик, влияющих на правопорядок;
– с учетом анализа, непосредственная расстановка постов и нарядов;
– проведение инструктажа сотрудников, заступающих на охрану общественного порядка, проверка их готовности к несению службы;
– своевременный обмен информацией посредством устойчивой связи;
– взаимодействие с иными службами и подразделениями полиции, общественными объединениями правоохранительной направленности, частными охранными предприятиями;
– контроль за несением службы по охране общественного порядка;
– анализ, учет и оценка результатов служебной деятельности ППСП
40
Для решения поставленных перед патрульно-постовой службой задач, важно понимать, в какой среде будут действовать сотрудники патрульно- постовой службы. Следовательно, лица, организующие работу ППСП,
38
Сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/mvd/structure/ (дата обращения: 16 февраля 2019)
39
Бабин С.В. Направления совершенствования деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД
России в сфере охраны и обеспечения общественного порядка. 2017. С. 95 40
Административная деятельность органов внутренних дел. Части общая и особенная: учебное пособие / под ред. А.К. Дубровина. Иркутск, 2013. С. 168.