Файл: Соотношение правоохранительной, полицейской деятельности и деятельности спецслужб по обеспечению национальной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

67 предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам и так далее. В связи с этим в современных исследованиях государственной политики в области обеспечения безопасности существенное значение имеет изучение отдельных органов власти и их специфики.
Так в числе правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по обеспечению государственной безопасности России, следует назвать Совет Безопасности Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу охраны
Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации.
7. В российской государственной политике в области обеспечения безопасности одним из ключевых органов управления является Совет безопасности России. Этот институт имеет аналоги в государственном управлении зарубежных стран. Однако, в течение определенного периода его развития сформировались его особые черты. Опыт функционирования
Совета безопасности России представляет интерес для понимания и оценки эффективности политики обеспечения безопасности в современной России.
8.
Федеральная служба безопасности
России осуществляет деятельность по обеспечению безопасности, которая является элементом правоприменительной деятельности. При этом последняя, вместе с нормотворческой деятельностью, являются видами деятельности
Федеральной службы безопасности России по обеспечению государственной безопасности.
В связи со сказанным, предлагается статью 1 Федерального закона от
03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» дополнить словами следующего содержания: «Целью деятельности федеральной службы безопасности является обеспечение государственной (национальной) безопасности Российской Федерации, поддержание и защита прав и свобод человека и гражданина».

68
В свою очередь статью 2 названного Федерального закона «О федеральной службе безопасности» целесообразно также дополнить таким пунктом:
«Органы федеральной службы безопасности являются правоохранительными органами и основной частью сил обеспечения государственной (национальной) безопасности Российской Федерации».
Одной из главных проблем, проявляющейся на сегодня в той или иной мере при осуществлении фактически всех видов деятельности по обеспечению государственной безопасности, является несоответствие элементов правового режима охраны гуманистическим началам и соответствующему им ценностно-правовому ряду правовой системы России.
Данное обстоятельство приводит к нарушению принципов законности, гарантированности прав и свобод личности, а также обоснованности обеспечения государственной безопасности.
Наиболее очевидно проблема несоответствия элементов правового режима обеспечения национальной безопасности гуманистическим началам и соответствующему им ценностно-правовому ряду правовой системы
России заявляет о себе в деятельности Федеральной службы охраны
Российской Федерации и в структуре соответствующих этой деятельности законодательства о государственной безопасности. Режим осуществляемой
Федеральной службой охраны Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности проявляется, прежде всего, в нестандартном правовом регулировании, особом правовом статусе данной службы, беспрецедентном объеме ее полномочий.
К сожалению, как в частном случае с национальной безопасностью, так и вообще в вопросах аксиологических сопоставительных оценок представителями государственного аппарата общественных
(общечеловеческих, нравственных, гуманитарных) и государственных
(политических) ценностей, в настоящее время в России наблюдается явный перекос в сторону последних. А это ведет к системным изъянам в


69 законодательстве, к отсутствию надежных законодательных гарантий реализации правового статуса личности.
Из сказанного следует, что при создании законов, фиксирующих правовой механизм обеспечения государственной безопасности, одной из основных задач законодателя является поиск компромисса между двумя сторонами отношений охраны: с одной стороны – надежностью и эффективностью обеспечения государственной безопасности, обеспечиваемой совокупностью принудительных правовых средств, а с другой – отсутствием нарушения прав и свобод, соблюдением правового статуса правопослушных граждан.
9. Служба внешней разведки Российской Федерации – спецслужба, исполняющая функции основного органа внешней разведки Российской
Федерации. Служба внешней разведки Российской Федерации – один из органов исполнительной власти России. Деятельностью Службы внешней разведки руководит Президент Российской Федерации.
Основные функции Службы внешней разведки России связаны защитой безопасности государства и общества от угроз с внешней стороны.
Методы и средства, при помощи которых Служба внешней разведки осуществляет свою деятельность, определены федеральным законодательством. При этом Служба внешней разведки России является составной частью сил, обеспечивающих безопасность государства, как это определяет федеральное законодательство.
В целом на сегодня, внешняя разведка России стала одной из наиболее эффективно действующих мировых секретных организаций. В послужном списке российских спецслужб много успешно проведенных операций, часть из которых рассекречена, а часть оперативных разработок до сих пор остается государственной тайной. С одной стороны, такой режим секретности оправдан, а с другой – он не позволяет в полной мере оценить эффективность деятельности Службы внешней разведки России по обеспечению государственной безопасности страны.

70
Делая общий вывод, следует сказать о том, что обеспечение национальной безопасности – одно из главных направлений в любом государстве. При этом правоохранительные органы, осуществляющие деятельность по обеспечению национальной безопасности, должны действовать совместно. Именно организованная деятельность будет способствовать достижению целей и задач, поставленных перед обеспечением государственной безопасности в целом.


71
1   2   3   4   5   6

Список используемых источников
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) //
«Собрании законодательства РФ» 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2.
«О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) //
Российская газета. № 245. 23.12.1997.
3. О военном положении Федеральный Конституционный Закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ //
Собрание законодательства РФ. 04.02.2002. № 5. ст. 375.
4.
О прокуратуре Российской Федерации Федеральный закон от
17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с
08.01.2019)
5. О федеральной службе безопасности Федеральный закон от
03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) //
Собрание законодательства РФ,
10.04.1995. №15. ст. 1269.
6.
Об оружии Федеральный закон от 13 ноября 1996 г. № 150-ФЗ
7. О полиции Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Российская газета. № 295. 29.12.2010.
8. Об оперативно-розыскной деятельности Федеральный закон от
12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) //
Собрание законодательства РФ.
14.08.1995. № 33. ст. 3349.
9. О государственной охране Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-
ФЗ (ред. от 07.03.2018) //
Российская газета. № 106. 06.06.1996.
10. О безопасности Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от
05.10.2015) //
Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. ст. 2.
11. О Государственной границе Российской Федерации Закон РФ от
01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с
15.07.2016) // Российская газета. № 84. 04.05.1993.

72 12.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
(ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Собрание законодательства РФ,
17.06.1996 № 25 ст. 2954.
13. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 //
Собрание законодательства РФ. 18.05.2009. № 20. ст. 2444.
14.
О Федеральной службе безопасности Российской Федерации:
Положение, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 960 (ред. от 20.01.2015 г.) // Российская Газета. 2003. - № 161.
15. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел
Российской Федерации Указ Президента РФ от 18.07.1996 № 1039 (ред. от
17.04.2003) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. ст. 2.
16.
О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019)
17.
О Федеральной службе войск национальной гвардии Указ
Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 510.
18. О вопросах Федеральной миграционной службы Постановление
Правительства РФ от 13.07.2012 № 711 (ред. от 31.10.2015) //
Собрание законодательства РФ. 23.07.2012. № 30. ст. 4276.
19. Батыршина З.Р., Шорохова А.А. Формирование кадрового резерва
Государственной и муниципальной службы // Экономика и социум. 2014. № 4-1 – 664 с.
20.
Бекетов О.И., Опарин В.Н. О понятии и системе правоохранительных (полицейских) органов РФ // Полицейское право. 2005.
№ 1 – 49 с.
21. Белов С.В. Национальная безопасность. – М.: Юрайт, 2013. 672 с.
22. Белокрылова Е.А., Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 года. № 390-ФЗ «О безопасности» (постатейный)//
Доступ из СПС «Консультант плюс»


73 23.
Быковский В.К. Понятие экономической безопасности государства: правовой аспект // Журнал Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономка право //Выпуск № 1 (6) / 2016. 20 с.
24.
Вишняков В.Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2017. № 9. С. 27 25. Воронов А.М. Концепция общественной безопасности: вопросы реализации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2017.
- Вып. 4 (26). - С. 35 26.
Г
алков В.А., Шумилин С.Ф. Правоохранительные органы.–
Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2012.
27. Гончаренко Л.П. Куценко Е.С. Управление безопасностью. – М.:
КноРус, 2012. 153 с.
28. Григонис Э.П. Правоохранительные органы. Курс лекций / Э.П.
Григонис. – СПб.: Питер, 2013.
29. Гунич С.В. Конституционно-правовые аспекты определения сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации //
Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 6. - С. 15 30. Джамбулатов, С.И. Рассмотрение прокуратурой обращений граждан как одно из средств защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: / С.И. Джамбулатов // Бизнес в законе. 2008. № 2.
31.
Дронов Р.В. Перспективы развития деятельности ФСБ России в области нейтрализации коррупционной угрозы // Журнал Обществ. среда.
Развитие Выпуск № 2 2010 32. Дугенец А.С., Мельников А.В., Васильев Ф.П., Дашко М.Н.
Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России // Административное право и процесс.
2017. № 3. С. 65 33. Епишин Е.Д. Правоохранительные органы в РФ.– СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. Герцена, 2012. 120 с.

74 34. Жидких, А.А. Новый уровень участия российской прокуратуры в правотворчестве / А.А. Жидких // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - № 5.
35.
Иванова С.И., Микаилов С.М. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и основные направления деятельности полиции //Журнал Юридическая наука и правоохранительная практика 2017
КиберЛенинка: https://cyberleninka.rui
36. Канина Ю.С. Теория прав человека и ее отражение в концепции национальной безопасности: дис. канд. юрид. наук. - Тамбов, 2011. - С. 182 37. Кардашова И.Б. О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности //Административное право и процесс. - 2017. - № 5. - С. 29 38. Кваши Ю. Ф., Правоохранительные органы РФ. Учебное пособие в
2 т. – М.: ЧеРо Контур, 2000. 624 с.
39. Ковылин, Д.П. Правообеспечительная функция российской прокуратуры / Д.П. Ковылин // Информационная безопасность регионов -
2011. - № 1.
40. Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: дис. д-ра юрид. наук. -
СПб., 2016. – 378 с.
41. Клеандров М.И., Чеботарев Г.Н. Правоохранительные органы в
России.– Тюмень: Тюменский государственный университет, 2012. 146 с.
42.
Мамонов В.В.
Конституционные основы национальной безопасности Российской Федерации: автореф. дис. доктора юридических наук. - Саратов, 2014. - С. 50 43. Марлухина Е.О., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 26 февраля 2006 года № 35-ФЗ О противодействии терроризму. –
М.: ООО Новая правовая культура. 2013. 43 с.