Файл: Соотношение правоохранительной, полицейской деятельности и деятельности спецслужб по обеспечению национальной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

57
– развитие осмотрительности, бдительности, разумной осторожности и принятие во внимание психологических факторов при оценке ситуаций;
– вооружение сотрудников педагогическими и психологическими знаниями в объеме, который обеспечивал бы понимание ими возможных проблем их профессиональной деятельности;
– повышение оптимизма и уверенности в себе для успешного преодоления трудностей, встречающихся в профессиональной деятельности;
– развитие профессионально важных психологических личностных качеств и свойств;
– повышение психологической устойчивости к особому типу обстоятельств, которые характерны для определенной категории сотрудников;
– формирование умений и навыков, обеспечивающих успешные действия при попадании в чрезвычайные обстоятельства;
– формирование установок на совместные, согласованные действия, а также умений и навыков совместных действий
79
А.В. Снеговой предлагает рассматривать деятельность полиции при ЧО как основанный на законе вид правоохранительной деятельности, который осуществляется полицией в пределах ее компетенции во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, и направленный на предупреждение и пресечение чрезвычайных обстоятельств социального характера, участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также на минимизацию последствий чрезвычайных обстоятельств
80
В отечественном законодательстве и научной литературе термины и
«чрезвычайные ситуации» и «чрезвычайные обстоятельства» используются в
79
Киселев А.М. Понятие и задачи подготовки сотрудников к действиям при чрезвычайных обстоятельствах
// Международный пенитенциарный журнал. 2016. № 4 (4). С. 73 80
Снеговой А.В. Выполнение задач при чрезвычайных обстоятельствах как одно из направлений деятельности полиции // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1(37). С. 67

58 различных смыслах. Чаще всего они носят довольно-таки противоречивый характер, что в вполне определенным образом сказывается на качестве управленческой деятельности руководителей структурных подразделений органов внутренних дел.
Чрезвычайные обстоятельства выступают в качестве непосредственной угрозы жизни и безопасности населения, конституционному строю страны, и ликвидировать их невозможно без применения мер чрезвычайного характера.
Основными причинами возникновения чрезвычайных обстоятельств являются чрезвычайные происшествия и чрезвычайные ситуации.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате опасного природного явления, катастрофы, аварии, стихийного или иного бедствия, способные повлечь за собой или уже повлекшие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей
81
Проанализировав нормативно-правовые акты, которые обеспечивают деятельность руководителей органов внутренних дел можно сделать вывод, что наиболее распространенными терминами, которые раскрывают суть деятельности органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций являются: а) чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера; б) чрезвычайные ситуации биологического и социального характера; в) чрезвычайные обстоятельства криминального характера; г) особый правовой режим чрезвычайного положения; д) особый правовой режим военного положения.
Успешное решение возложенных на подразделения органов внутренних дел служебно-боевых и оперативно-служебных задач, требует от руководителей всех степеней неуклонного повышения уровня руководства
81
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ // Российская газета. 1994. 24 декабря. № 250


59 подчиненными сотрудниками, а также улучшение качества их профессиональной готовности. Подготовка сил и средств органов внутренних дел к действиям при ЧО включает в себя:
1) подготовку управленческих органов;
2) индивидуальную подготовку сотрудников;
3) подготовку подразделений и элементов группировки сил и средств к выполнению служебно-боевых и оперативно-служебных задач;
4) морально-психологическое и материально-техническое обеспечение действий привлекаемого к мероприятиям личного состава.
Организация подготовки управленческих органов возлагается на штабные подразделения. Все занятия, учения и тренировки чаще всего организуются на местности в целях максимального приближения идеальной обстановки к обстановке реальной. В качестве одной из наиболее распространенных форм обучения управленческих органов выступают штабные тренировки и деловые игры. Их сущность проявляется в том, что сотрудники, проходящие обучение, в соответствии с их функциональными обязанностями, самостоятельно выполняют ту или иную работу по управлению структурным подразделением при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Деловые игры (штабные тренировки) нацелены на приобретение навыков управленческой деятельности, в частности:
– на выработку у руководителей навыков и умений в использовании инновационных средств управления, компьютерных технологий и средств автоматизации при проведении оперативно-тактических расчетов и анализе обстановки, принятии верного решения;
– на проверку уровня подготовки руководителей и практического освоения ими технических приемов, средств и методов деятельности по управлению подразделениями в период возникновения чрезвычайных обстоятельств;
– на формирование оперативности и слаженности в деятельности органов управления.

60
Анализ, обобщение и претворение в жизнь накопленного опыта управления органами внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах имеет важнейшее значение, так как позволяет использовать передовую практику, выявлять современные тенденции и не допускать совершения типичных ошибок. Безусловно, успех всякой операции, в первую очередь, зависит от степени психологической и профессиональной готовности личного состава, когда в результате проведенных специальных мероприятий (деловых игр, тренировок, учений) сотрудники, применяя всевозможные легальные средства и способы, готовы наиболее эффективно решать поставленные государством и обществом задачи.
Для повышения качества подготовки руководителей органов внутренних дел в анализируемом направлении сегодня крайне актуальнымя вляется применение современных компьютерных технологий и технических средств обучения. Такое решение целесообразно реализовывать, используя технический комплекс ситуационного центра, интегрирующий в себе развитые системы информационно-аналитической поддержки, средства мультимедийного видеоотображения информации и средства коллективной работы в режиме реального времени.
3.3 Соотношение деятельности ФСБ и иных правоохранительных
органов по обеспечению национальной безопасности РФ
Как было сказано в предыдущих параграфах работы, государство под безопасностью (согласно закона «О безопасности») понимает состояние о защищенности. В первую очередь рассматривается безопасность личности. общества и государства. Объектами обеспечения национальной безопасности являются личность (как граждане РФ, так и иностранные граждане, и лица без гражданства); общество и государство. По каждому объекту есть совокупность свойств, подлежащих защите. Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство. Государство


61 выполняет свои функции через государственные органы, и функция обеспечения национальной безопасности так же выполняется посредством органов государственной власти, а именно: правоохранительными органами, органами полиции и специальными службами.
В государстве действует механизм обеспечения национальной безопасности: система нормативно-правовых актов; система государственных органов, призванных ее обеспечивать, а так же совокупность мероприятий по обеспечению национальной безопасности.
Среди основных функций органов обеспечения национальной безопасности выделяют: анализ внутренних и внешних угроз; разработка и проведение мероприятий, направленных на их выявление и предотвращение; функционирование специальных органов и служб охраны и защиты; разработка мероприятий по действиям в повседневных условиях и условиях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; ликвидации последствий чрезвычайных бедствий; мероприятия по обеспечению национальной безопасности за рубежом; и т.д.
Анализ практики показывает, что все государственные органы, призванные обеспечивать национальную безопасность находятся под общим руководством Президента РФ, это связано с важностью их основной функции
– охранительной. Помимо Президента РФ контроль и обеспечение указанных органов осуществляет Правительство РФ.
В второй главе работы представлена характеристика каждого органа государственной власти, призванного обеспечивать национальную безопасность, описаны основные функции и виды деятельности.
Одно из самых значительных мест занимает Совет безопасности РФ, который являясь конституционным органом осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам безопасности как от внешних, так и от внутренних угроз.
В рамках
Совета безопасности действуют межведомственные комиссии, в том числе комиссии по видам безопасности:

62 экологической, экономической, конституционной, общественной, военной и прочее.
Помимо Совета безопасности в систему органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности относят: Федеральную службу безопасности; органы внешней разведки; федеральные органы государственной охраны; правоохранительные органы.
Все названные органы взаимодействуют
(на основании законодательства РФ) по вопросам обеспечения национальной безопасности.
Взаимодействие полиции и ФСБ происходит в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, следствия (в некоторых случаях происходит формирование следственной группы из сотрудников ФСБ и полиции). Достаточно часто органы ФСБ могут оказывать помощь в расследовании для органов полиции, особенно по делам о террористических актах и иных преступлениях против государства и государственной службы.
Такое взаимодействие является межведомственным
82
Самый распространенный вид взаимодействия – обмен информацией (взаимное информирование).
Помимо этого, ФСБ взаимодействует с прокуратурой – по вопросам надзора за исполнением законов. В некоторых случаях в результате прокурорских проверок могут быть выявлены нарушения в сфере обеспечения национальной безопасности как со стороны государственных органов, так и иных лиц.
Помимо этого, органы ФСБ взаимодействуют с Федеральной службой охраны РФ – по вопросам координации деятельности отдельных специальных служб
83 82
Инструкция по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России, утвержденной совместным
Приказом Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ГТК РФ от 25 ноября 1997 г. № 69/777/425/700 83Шляпников А.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране». - ООО «Новая правовая культура», 2013.


63
Одним из наиболее развитых направлений взаимодействия всех государственных органов охраны является вопросы в сфере противодействия терроризму, здесь и обмен опытом, и совместные учения
84
Еще один вопрос взаимодействия - миграционная ситуация на территории Российской Федерации
85
. Здесь происходит взаимодействие органов внутренних дел, миграционной службы, Федеральной службы безопасности, пограничной службы ФСБ.
Немаловажным моментом является взаимодействие в сфере обеспечения экономической безопасности (налоги, банки, финансы). По данному вопросу пересекаются деятельность ФСБ и органов МВД России.
Таким образом, под взаимодействием органов ФСБ России и органов
МВД России следует понимать согласованную по месту и времени и закрепленную в законодательстве их совместную деятельность, направленную на создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства.
Взаимодействие осуществляется в важнейших сферах жизни общества: противодействие терроризму и организованной преступности; осуществление совместно оперативно-розыскных мероприятий и обмен информацией по кругу определенных субъектов и объектов; участие совместно с Федеральной службой охраны Российской Федерации в реализации функций государственной охраны; выработка стратегии и контроль за миграционной ситуацией и др.
84
Марлухина Е.О., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 26 февраля 2006 года № 35-
ФЗ «О противодействии терроризму». - ООО «Новая правовая культура», 2013.
85
Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 № 711 (ред. от 31.10.2015) «О вопросах Федеральной миграционной службы» // «Собрание законодательства РФ», 23.07.2012, № 30, ст. 4276

64
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Национальная безопасность является традиционным объектом правовой защиты. Обеспечение национальной безопасности – это основной вид деятельности различных правоохранительных органов, центральное место в данной сфере принадлежит сотрудникам органов внутренних дел, особенно полиции и специальным службам.
Действия субъектов безопасности находят свое воплощение и выражение в определенных формах, под которыми понимается объективная, внешняя сторона их сущности. Воздействие же на объект производится с помощью различных способов, приемов, средств, которые именуются методами. Правоохранительными органами в процессе осуществления деятельности, направленной на обеспечение национальной безопасности, используются методы убеждения и принуждения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность правоохранительных органов и специальных служб, направленная на охрану национальной безопасности, детально урегулирована в действующем законодательстве, однако, имеются некоторые вопросы, нуждающиеся в нормативном закреплении или совершенствовании. В связи с образованием территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии
Российской Федерации, в функции которых также входит обеспечение национальной безопасности, необходимо четко отработать механизм оперативного управления силами частных охранных организаций посредством уже имеющегося потенциала органов внутренних дел, включив в него возможности подразделений Росгвардии;
Общие выводы по работе
1. Сегодня национальная безопасность относится к числу наиболее актуальных и вместе с тем дискуссионных тем современной юридической


65 науки. В целом, проблема безопасности является не новой, но для этой проблемы нужны новые подходы, соответствующие условиям и угрозам современного мира. Понятие «безопасность» будучи сложнейшим, многогранным социально-политическим и правовым явлением объективно обладает конкретно-историческим характером и тесной связью со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе природа – человек – общество.
2. В настоящее время в самом общем виде в качестве безопасности государства как одного из главных условий нормального развития человека и общества понимают защищенность качественного состояния общественных отношений, которыми обеспечивается прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источник которых – это внутренние и внешние противоречия.
3. Обеспечение национальной безопасности по своей сути является одним из видов правоохранительной деятельности. В связи с этим, предлагается закрепить право на безопасность как объекта правоохранительной деятельности в Конституции Российской Федерации, дополнив ее статьей 20.1 следующего содержания: «Каждый имеет право на безопасность. Безопасность гарантируется государством».
Обеспечение государственной безопасности осуществляется всеми государственными органами власти, государством в целом. Однако в отношении некоторых из них такая деятельность основная. Органы государственной безопасности являются видом правоохранительных органов по обеспечению защиты государственного строя от внешних и внутренних угроз, которые осуществляют на основе закона в качестве основных функций разведывательную, контрразведывательную деятельность, выявляют и расследуют преступления, посягающие на безопасность государства, борются с терроризмом и экстремизмом, охраняют государственную границу, высших органов государственной власти и должностных лиц, обеспечивающих безопасность специальных видов связи.

66 4. Основные направления деятельности по обеспечению национальной безопасности состоят из:
- разведывательной деятельности;
- контрразведки;
- предупреждения, выявления, расследования и пресечения преступлений, которые посягают на безопасность государства (преступлений против государственного (конституционного строя), коррупции в органах власти и правоохранительных органах, организованной преступности, незаконного оборота оружия и так далее);
- борьбы с терроризмом и экстремизмом;
- охраны государственной границы;
- охраны высших органов государственной власти и должностных лиц;
- обеспечения безопасности специальных видов связи.
5. В силу особенностей организации обеспечения государственной безопасности на территории различных государств, могут быть выделены четыре основные модели такой организации: децентрализованная; концентрическая; централизованная; смежная.
Модель – это, прежде всего, система. В свою очередь органы государственной безопасности должны иметь системное построение для правильного и эффективного функционирования. При этом выбор той или иной модели построения органов должен зависеть не только от функциональной нагрузки, но и от особенностей развития государства.
6. Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов. Государство, беря на себя ответственность по обеспечению национальных интересов, принимает меры по осуществлению комплексного развития правоохранительных органов и специальных служб, совершенствует структуру и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развивает систему выявления,