Файл: Соотношение правоохранительной, полицейской деятельности и деятельности спецслужб по обеспечению национальной безопасности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

48
3 Организация охраны обеспечения национальной безопасности в
особых условиях
3.1 Обеспечение порядка органами внутренних дел при проведении
массовых мероприятий
В соответствии со статьей 1 федерального закона «О полиции» полиция предназначена для охраны общественного порядка и для обеспечения национальной безопасности. Особое значение охране общественного порядка и обеспечению национальной безопасности следует уделять при проведении массовых мероприятий.
В зависимости от значимости и масштаба массовых мероприятий организация охраны общественного порядка может осуществляться органами внутренних дел различных уровней. Так, обеспечение общественного порядка и национальной безопасности на массовом мероприятии, проходящем в масштабе города или района (например, на ярмарке), организует руководство органа внутренних дел соответствующего района или города.
В проведении мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности задействованы различные службы и подразделения полиции – это подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, подразделения ГИБДД, подразделения по делам несовершеннолетних, служба участковых уполномоченных полиции и другие, однако основной силой является служба охраны общественного порядка, в которую входят собственно подразделения охраны общественного порядка, патрульно-постовой службы, охраны и конвоирования, личный состав изоляторов временного содержания.
Процесс охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия условно можно разделить на три этапа: подготовительный, исполнительный и заключительный.

49
Подготовительный этап заключается в оценке складывающейся обстановки, уяснении целей, постановке задач, выборе способов их выполнения, оформлении выбранного решения в виде плана и доведение этого до исполнителей.
Изначально производится сбор информации о характере проводимого массового мероприятия, программе, месте его проведения, времени, условиях, количестве участников. Часть данной информации получают от организаторов проводимых мероприятий, часть собирается самостоятельно
(так, при проведении концертов, спортивных игр информация получается от администрации зрелищных учреждений; при проведении религиозных праздников, обрядов информация о месте, времени и программе мероприятия получается от организаторов, а информация о количестве участников добывается самостоятельно).
Затем осуществляется изучение местности, на которой будет проводиться массовое мероприятие. Принимается во внимание планировка местности, пути подходов, состояние дорог, наличие и расположение предприятий, учреждений, организаций, жилых домов на территории и поблизости. При проведении мероприятия в закрытом помещении дополнительно изучается расположение помещений, расположение входов и выходов.
Обязательно принимаются во внимание специфические факторы, присущие массовым мероприятиям. Таковыми являются: большое скопление людей; скоротечность протекающих событий; быстрое изменение оперативной обстановки; психологический настрой масс; погодные условия; конструктивные особенности помещений и зданий, в которых проходят массовые мероприятия. После этого полученная информация анализируется, определяется количество сил и средств, которые необходимо задействовать в обеспечении охраны порядка при проведении мероприятия и на основе этого разрабатывается и принимается план обеспечения общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.


50
Планом предусматривается:
– сущность проводимого мероприятия (вид массового мероприятия, организаторы, предполагаемое количество участников);
– характеристика места проведения мероприятия; время начала и его окончания; направления, по которым будет осуществляться движение участников мероприятия; пути эвакуации людей при возникновении экстренных ситуаций;
– меры обеспечения безопасности (ограничение или закрытие дорожного движения в зоне проводимого мероприятия, приостановление работы предприятий, учреждений, организаций);
– состав привлекаемых сил и средств, их расстановка, время прибытия на место проведения мероприятия и время убытия;
– состав оперативного штаба, на который возлагается организация и руководство охраной общественного порядка, место его расположения, порядок и способы связи и взаимодействия нарядами между собой и штабом.
В состав штаба включаются: начальник ОВД, его заместители, группа управления силами и средствами, группа информации и анализа, оперативно- следственная группа, представители ГИБДД, других служб, администрации, медицинской службы.
План согласовывается с заинтересованными организаторами мероприятия и утверждается руководителем органа внутренних дел, в масштабе которого проводится массовое мероприятие. К плану прилагается карта территории, схемы помещений, расчет сил и средств. Далее необходимая информация (число задействованных сотрудников, их расстановка, обязанности) доводится до личного состава. Проводятся инструктажи (при необходимости – тренировки).
Исполнительный этап заключается в непосредственном обеспечении общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массового мероприятия. Начинается он с прибытия на место проведения мероприятия личного состава, задействованного в охране правопорядка.

51
После чего производится проверка наличия и готовности личного состава к несению службы.
Затем осуществляется расстановка постов и нарядов в соответствии с планом и на протяжении всего мероприятия на территории его проведения устанавливается специальный режим. Данный режим подразумевает непрерывный контроль за ходом массового мероприятия, действиями его участников. Контроль осуществляется посредством:
1) поддержания установленных правил проведения мероприятий;
2) предупреждения административных правонарушений и преступлений, их пресечения;
3) выявления лиц, их совершивших, и принятия к ним установленных законом мер.
Заключительный этап состоит в обеспечении выхода участников массового мероприятия после его окончания за пределы территории, где оно проводилось. Начинается он с момента окончания мероприятия и заключается в организации благополучного ухода его участников. Для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности во время ухода участников мероприятия с территории его проведения нарядами осуществляется их сопровождение.
После этого производится осмотр территории, где проводилось массовое мероприятие (особенно внимание этому уделяется, если массовое мероприятие проводилось в помещении), снимаются введенные ограничения работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций. Затем собирается личный состав, и подводятся итоги несения службы.
В зависимости от видов массовых мероприятий действия на различных этапах охраны общественного порядка несколько различны
71
. Так, различна тактика обеспечения правопорядка, методы вывода участников мероприятий после его окончания за пределы территории, где проводилось мероприятие;
71
Организация деятельности дежурных частей органов внутренних дел: учебное пособие / А.К. Дубровин и др.; под ред. Б.Г. Эшмадова, А.К. Дубровина. Иркутск, 2008. С. 283


52 различны и специфические факторы, влияющие на эффективность принимаемых мер по обеспечению охраны порядка и общественной безопасности на массовых мероприятиях.
Учитывая, что Российская Федерация в 2018 году впервые в своей истории принимала мировое первенство по футболу, на органы внутренних дел и войска национальной гвардии возлагались серьезные задачи, от решения которых напрямую зависела не только безопасность зрителей и участников соревнований, но и, в конечном итоге, имидж нашей страны на мировой арене. Кроме того, ряд изменений, внесенных за последние годы в российское законодательство, принципиальным образом изменил функции и задачи правоохранителей во время проведения различных спортивных мероприятий, в том числе и футбольных матчей. В связи с этим, нельзя не согласиться с С.А. Буткевичем, утверждающим, что организация спортивного мероприятия такого масштаба требует не только создания соответствующей инфраструктуры, но и оптимизации способов и приемов охраны общественного порядка, которые должны соответствовать международным стандартам и способны гарантировать надлежащий уровень безопасности в городах, задействованных в ходе турнира
72
В соответствии с представленными судами сведениями, в период с 01 января 2015 года по 31 марта 2017 года судьями судов общей юрисдикции рассмотрено 1381 дело об административных правонарушениях, из которых:
– 1357 дел по факту нарушения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, включая грубые нарушения (ч. 1 ст. 20.31 КоАП);
– 24 дела по фактам повторного нарушения правил поведения зрителей и случаям, когда правонарушение привело к приостановлению либо прекращению официального спортивного соревнования (ч. 2 ст. 20.31КоАП
72
Буткевич С.А. Обеспечение общественной безопасности при проведении футбольных матчей // Вестник
Нижегородской академии МВД России. 2015. № 4 (32). С. 85

53
РФ)
73
. За период прошедшего чемпионата увеличения правонарушений не зафиксировано.
Нарушения выражались в причинении имущественного ущерба собственнику спортивного объекта; бросании различных предметов в сторону игроков, других зрителей; нахождении во время проведения соревнования на лестницах, создании помех движению в зонах мест проведения соревнований, предназначенных для эвакуации; проносе в место проведения официального спортивного соревнования пиротехнических изделий с их последующим использованием или без такового и т. д.
Чаще всего в качестве наказания суды назначали штраф без дополнительного запрета на посещение соревнований в дни их проведения.
На официальном сайте Министерства внутренних дел Российской
Федерации размещен и постоянно обновляется список лиц, подвергнутых административному запрету на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения
74
В ходе обобщения практики применения судьями статьи 20.31 КоАП
РФ выявлено более 280 случаев возвращения протоколов об административных правонарушениях. Среди причин выделяют:
– неполное описание в протоколе события правонарушения;
– отсутствие подписи должностного лица, его составившего, либо лица, в отношении которого составлен протокол;
73
Справка по материалам проведенного в связи с подготовкой к предстоящему чемпионату мира по футболу
FIFA 2018 года обобщения судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
«Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» //
Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ (дата обращения: 30 мая
2019 года)
74
Список лиц, которым запрещено посещение официальных спортивных соревнований в дни их проведения
// Официальный сайт МВД России. URL: https://media.mvd.ru/files/embed/1205113/ (дата обращения: 30 мая
2019)


54
– недоставление в суд лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, влекущем административный арест
75
Следовательно, устранение вышеуказанных причин, приведет к более быстрому и точному расследованию дел данной категории, что в свою очередь положительно скажется на состоянии общественного порядка и обеспечению национальной безопасности.
Сотрудники органов внутренних дел и Росгвардии, задействованные в мероприятиях по охране общественного порядка во время проведения футбольных матчей, обязаны действовать исходя из особенностей ситуации, прогнозируя вероятное поведение фанатов
76
Большую роль в профилактике околофутбольных правонарушений должен сыграть институт споттеров – иностранных полицейских, которые прибывают вместе с командами-гостями чемпионата. Основная их работа состоит в выявлении членов фанатских группировок из числа болельщиков закреплённого футбольного клуба, которые способны на противоправные деяния или уже их совершили. Необходимая информация поступает к споттерам от специалистов по работе с болельщиками, представителей служб безопасности футбольных клубов и стадионов. Работают споттеры в тесном взаимодействии с так называемыми цицеронами – сотрудниками российской полиции, владеющими оперативной обстановкой в местах проведения матчей.
75
В преддверии ЧМ-2018 по футболу обобщена судебная практика, касающаяся правил поведения зрителей на трибунах // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/news/1201275/ (дата обращения: 30 мая 2019 года).
76
Трофимова Н.С. О роли руководителя патрульно-постовой службы полиции в обеспечении эффективности деятельности по охране правопорядка во время массовых мероприятий // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 4(36). С. 117

55
1   2   3   4   5   6

3.2 Обеспечение порядка органами внутренних дел в условиях
стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и техногенных катастроф
Необходимость обеспечения общественной безопасности органами правоохраны вызвана целым комплексом чрезвычайных обстоятельств, которые с ужасающей периодичностью сотрясают нашу страну. Так, в 2017 году в России официально зарегистрировано 176 техногенных чрезвычайных ситуаций, 23 авиационные катастрофы, 42 природные чрезвычайные ситуации, 18 взрывов в зданиях, сооружениях социально-бытового и жилого назначения и ряд других чрезвычайных ситуаций
77
. В среднем чрезвычайные ситуации в стране возникают почти ежедневно. Ежемесячно в них гибнет более полусотни ни в чем не повинных людей.
По прогнозам отечественных ученых, ежегодно число катастроф будет только увеличиваться. Одним из условий успешного достижения целей обеспечения общественной безопасности является проведение на постоянной основе качественного обучения личного состава органов внутренних дел и других правоохранительных органов действиям при чрезвычайных обстоятельствах с последующим его анализом. При этом важным элементом своевременного реагирования органов внутренних дел на чрезвычайные обстоятельства является оперативность передачи соответствующей информации, а также незамедлительное рассредоточение и использование сил и средств, что в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий.
Общая методология обучения сотрудников органов внутренних дел принятию управленческих решений с использованием современных информационных технологий на сегодняшний день еще не разработана. В этой связи актуализируется задача создания частных методик обучения сотрудников ОВД принятию управленческих решений.
77
Сведения о чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации в 2017 году //
Официальный сайт МЧС России. URL: http://politika.snauka.ru/2016/06/3886#/ (дата обращения: 30 мая 2019)

56
В особых случаях, когда чрезвычайная ситуация принимает крайне негативный для страны и общества характер, государство, основываясь на
Конституции России и федеральном законодательстве обеспечивает общественную безопасность введением режимов военного или чрезвычайного положения. Это основные правовые режимы, которые вводятся в качестве временной социально-правовой меры и допускают ограничение прав и законных интересов граждан. Их функционирование оправдывается необходимостью достижения высшей цели – общественной безопасности. С их помощью реализуются меры по защите государства, общества и личности от самых серьезных угроз.
Термин чрезвычайное положение обычно принято понимать в двухаспектах. С одной стороны – это ситуация, которая появляется, складывается и изменяется, а с другой – это режим, которых вводится, продлевается или отменяется.
В соответствии с
Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» как социальные конфликты, так и бедствия, вызванные техногенными, природными и биологическими факторами (эпизоотии, эпидемии и т.п.) объединены единым универсальным термином – «угроза безопасности»
78
Вместе с тем, выглядит очевидным, что природные катаклизмы и социальные конфликты требуют различных подходов для их локализации: в первом случае преобладают меры спасения и экстренной помощи, во втором
– правоохранительные меры (предотвращение, предупреждение и пресечение).
Применительно к обстоятельствам социального характера в ведомственных нормативных документах чаще применяется термин
«чрезвычайные обстоятельства». Общими задачами подготовки к действиям при чрезвычайных обстоятельствах выступают:
78
О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года№ 3-ФКЗ //
Российская газета. 2001. 02 июня. № 105