Файл: Лечебная физкультура при плоскостопии (тема №23).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 5178

Скачиваний: 86

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Зажав пальцами ноги карандаш, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.

6. Сидя на полу с согнутыми коленями, стопы прижаты к полу. Подогнуть пальцы ног и одновременно подтянуть пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямить и так далее (имитация движения гусеницы). Выполнять упражнение двумя ногами одновременно и до тех пор, пока пальцы еще могут касаться пола.

7. Сидя на полу, ноги согнуты в коленях, колени слегка разведены, подошвы прижаты одна к другой (в форме «кораблика»). Постепенно выпрямлять ноги до тех пор, пока есть возможность держать прижатыми друг к другу и пальцы, и пятки.

8. Сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в двух направлениях – кнаружи.

9. Сидя на полу с согнутыми коленями (расстояние между стоящими на полу стопами около 20 см), склонить» друг к другу согнутые пальцы ног, а заем развести в стороны, при этом пятки должны оставаться на месте. Повторить несколько раз.

10. Сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигать ступнями вверх-вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

11. Сидя па стуле, стопы на полу, расстояние между ними около 20 см. Сводить и разводить пятки, не отрывая пальцев от пола.

12. Захватить обеими стопами мяч и приподнять его.

13. Ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп; стопы держать параллельно.

14. Перекатываться с пятки на носок и обратно.

15. Ходить по ребристой (например, стиральной) доске, массажному коврику, камешкам, гальке и по воде.

Приведем комплекс №3 лечебной гимнастики при плоскостопии.

1. Исходное положение – стоя стопы параллельны, на ширине ступни, руки на поясе. Приподнимание на носки вместе и попеременно, 12-14 раз.

2. Исходное положение – то же, полуприседания на носках, 10-12 раз.

3. Исходное положение – то же, встать на наружный свод стопы, вернуться в исходное положение, 14-16 раз.

4. Исходное положение – стоя, носки вместе, пятки врозь – полуприседания, 12-14 раз.

5. Ходьба на носках по кругу, руки вверху, ладони параллельно друг другу.

6. Ходьба на наружном своде стопы, руки на поясе.

7. Ходьба с разворотом стоп пятками наружу, носками внутрь, руки на поясе.

8. Ходьба на носках в полуприсиде, руки на поясе.

9. Исходное положение – лежа на спине, оттягивание носков стоп с одновременным приподниманием и опусканием их наружного края, 12-14 раз.

10. Исходное положение – то же, сгибание ног в коленях, упор стопами в пол, разведение пяток в стороны и возврат в исходное положение, 12-14 раз.


11. Исходное положение – лежа на спине с согнутыми ногами, опора на стопы, поочередное приподнимание пяток от опоры, 14-16 раз.

12. Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, бедра разведены, стопы касаются друг друга подошвенной поверхностью, отведение и приведение стоп в области пяток с упором в передней части стопы, 10-12 раз.

13. Исходное положение – лежа на спине, круговые движения стоп в одну и другую сторону, 16-18 раз.

14. Исходное положение – то же, скользящие движения стопой по голени другой ноги, 14-16 раз.

15. Исходное положение – лежа на спине с согнутыми ногами, поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и голеностопных суставах, 30 сек.

16. Исходное положение – лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища, одновременное разведение и сведение пальцев кистей и стоп, 14-16 раз.

17. Исходное положение – сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, стопы параллельны, приподнимание пяток вместе и попеременно, 12-14 раз.

18. Исходное положение – то же, разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола, 12-14 раз.

19. Исходное положение – то же, максимальное сгибание и разгибание стоп, 14-16 раз.

20. Исходное положение – то же, захват пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их в сторону другой стопы, то же в обратную сторону, 1 мин [14, С.64].

Приведем гимнастический комплекс специальных упражнений для стоп по С.Е. Никитину у Т.В. Гришину.

Упражнение 1. Сидя на стуле, катать стопами «мячик-ежик».

Упражнение 2. Сидя на стуле, катать стопами деревянную палку:

а) всей плоскостью стопы, оказывая давление на палку с максимальной амплитудой движений от пальцев до пятки и обратно;

б) наружным сводом стопы;

в) внутренним сводом стопы.

Упражнение 3. Ходьба на пятках. Осуществлять мягкую постановку стоп, избегая ударов стопы о пол.

Упражнение 4. Подъем по наклонной плоскости, ставя стопы всей поверхностью на опору и затем поднимаясь на носки за счет силы пальцев. При выполнении упражнения колени не сгибать.

Упражнение 5. «Походка пингвина». Спуск с наклонной плоскости. Осуществляется на всей поверхности стопы с переносом веса тела то на одну, то на другую югу.

Упражнение 6. «Косолапый мишка». Ходьба на наружной стороне стоп.

Упражнение 7. Стоя руки на поясе, левая нога на носке, правая – на пятке. Сменять положения ног.

Упражнение 8. «Ходьба по колючкам». Ходить с поджатыми пальцами, голову не опускать.

Упражнение 9. Ходьба на носках.

Упражнение 10. Мягко попрыгать на носках. Запрыгнуть на лавку или на ступеньку лестницы, мягко спрыгнуть.


Упражнение 11. Ходьба по дорожке с поперечными палочками.

Упражнение 12. «Брэйк-данс». Ходьба с перекатами с пятки на носок по массажному коврику.

Упражнение 13. «Ход лыжника». На роликовой доске выполнять скользящие движения.

Упражнение 14. Выполнять в положении сидя на стуле. Пятка правой ноги находится на носке левой стопы. Пяткой оказывать сопротивление подъему стопы. Менять ноги.

Упражнение 15. Выполнять в положении сидя на стуле, колени сомкнуты, стопы разведены. Поднимать наружные края стоп, постепенно сближать их, увеличивая время напряжения мышц.

Упражнение 16. Выполнять в положении сидя на стуле, колени разведены, стопы сомкнуты. Поднимать внутренние края стоп. Стопы не разъединять, колени фиксировать руками.

Упражнение 17. «Прожорливая гусеница». Сидя на стуле, сгибая пальцы, перемещать лист бумаги под стопу.

Упражнение 18. «Сытая гусеница». Сидя на стуле, разгибая пальцы, перемещать лист бумаги из-под стопы.

Упражнение 19. Учимся «писать ногой», зажав карандаш между первым и вторым пальцами, попеременно одной и другой ногой.

Упражнение 20. «Черепаший ход». Продвигаться вперед и назад, поочередно сгибая и разгибая пальцы ног.

Изображения гимнастического комплекса специальных упражнений для стоп по С.Е. Никитину у Т.В. Гришину приведены в Приложении 2.

Таким образом, эффективным средством профилактики и лечения плоскостопия является выполнение комплекса специальных упражнений лечебной гимнастики.

Можем сформулировать следующие основные выводы по второй главе.

1. Лечебная ходьба – это универсальное физическое упражнение, которое укрепляет свод стопы детей при плоскостопии. Лечебную ходьбу необходимо сочетать с правильным, размеренным дыханием. Физическая нагрузка во время ходьбы в основном дозируется величиной дистанции и скоростью движения.

2. Массаж при плоскостопии – это общеукрепляющая процедура, которая способствует укреплению мышц свода стопы, снятию утомляемости отдельных мышечных групп, уменьшению болевых ощущений и восстановлению всех функциональных способностей стопы. В результате курса массажа восстанавливаются двигательные и рессорные функции стопы.

3. Физические гимнастические упражнения – это элементарные движения, составленные в комплексы, направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата голени и стопы. Физические упражнения, в отличие от обычных движений, заключаются в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для устранения ограничения подвижности, которое часто возникает при плоскостопии.


Заключение

Плоскостопие – это патологическое уплощение стопы, которое приводит к нарушению ее амортизационной функции, к болезненным изменениям в позвоночнике и скелете в целом.

Основной задачей лечебной физкультуры является исправление деформации стоп, укрепление мышц стопы и голени. Под исправлением деформации стоп понимается уменьшение имеющегося уплощения сводов.

Методика ЛФК основана на правильном подборе и определении продолжительности выполнения физических упражнений; оптимальном числе повторений каждого упражнения; физиологическом темпе выполнения движений; адекватности силового напряжения возможностям человека; степени сложности и ритма движения.

Для коррекции уже сформированного плоскостопия применяются различные средства и формы ЛФК. Лечебная гимнастика нормализует двигательную систему, увеличивает силу мышц ног, повышает физическую работоспособность детей. Лечебная гимнастика это специально подобранный комплекс физических упражнений для детей с плоскостопием, направленный на укрепление мышц стопы (подошвенной и тыльной части), голени, улучшения кровообращения и подвижности в голеностопном суставе. Массаж стабилизирует тонус мышц голени и стопы. Дозированная ходьба и терренкур стимулируют обмен веществ, благоприятно влияют на нервно-психическую сферу.

Лечебная физкультура помогает не только в лечении плоскостопия, но и для ее профилактики. Профилактикой развития плоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста. Лучшим средством предупреждения развития деформации стопы являются дозированные физические нагрузки: ходьба и её разновидности, специальные упражнения, способствующие развитию, укреплению мышц голени и стопы.

Список литературы

1. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – №50. – Ст.6242.

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №302 (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №18 (часть I). – Ст.2151.

3. Бедарева, М.С. Профилактика и лечебные физические упражнения при плоскостопии / М.С. Бедарева // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – №33. – С.90-91.


4. Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта / В.М. Гелецкий. – Красноярск: ИПК СФУ, 2018. – 342 с.

5. Гигиена физической культуры и спорта: учебник / Под ред. В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. – М.: СпецЛит, 2013. – 200 с.

6. Денисова, Г.С. Профилактика плоскостопия средствами физической культуры / Г.С. Денисова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2016. – №2. – С.83-86.

7. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура / В.И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608 с.

8. Дьячков, М.П. Лечебная физическая культура как средство восстановления больных / М.П. Дьячков. – М.: ИП Скороходов, 2014. – 134 с.

9. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2003. – 448 с.

10. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура / С.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2014. – 240 с.

11. Зюкин, А.В. Физическая культура и спорт / А.В. Зюкин. – М.: РГПУ им. Герцена, 2019. – 372 с.

12. Коновалова, Н.Г. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Г. Коновалова. – М.: Учитель, 2020. – 63 с.

13. Красикова, И.С. Плоскостопие: профилактика и лечение / И.С. Красикова. – М.: Корова век, 2014. – 128 с.

14. Лечебная физическая культура при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей: учебно-методическое пособие / Сост. Н.И. Шлык, И.И. Шумихина. – Ижевск: Удмуртский университет, 2014. – 168 с.

15. Мелихов, Я.П. Актуальные вопросы развития плоскостопия и методы ее коррекции / Я.П. Мелихов // Universum: психология и образование. – 2017. – №6(36). – С.17-19.

16. Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. С.Н. Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 608 с.

17. Филиппова, Ю.С. Лечебна физическая культура / Ю.С. Филиппова. – М.: Инфра-М, 2020. – 197 с.

18. Чечетин, Д.А. Лечебная физическая культура при плоскостопии у детей: практическое пособие для врачей / Д.А. Чечетин. – Гомель: ГУ «РНПЦ РМиЭЧ», 2017. – 37 с.

19. Юстус, Н.А. Занятия спортом при плоскостопии / Н.А. Юстус // Символ науки. – 2017. – №4. – С.203-205.

20. Ямалетдинова, Г.А. Педагогика физической культуры и спорта / Г.А. Ямалетдинова. – М.: Юрайт, 2020. – 245 с.

Приложение 1

Изображение отпечатка стопы в норме и при плоскостопии

Приложение 2

Изображения гимнастического комплекса специальных упражнений

для стоп по С.Е. Никитину у Т.В. Гришину

Упражнение 1.

Упражнение 2.