Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология направления 44. 03. 01 Педагогическое образование профиля Технология.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому воображение ребенка беднее, чем у взрослых. (Л. С. Выготский).
Воображение активно развивается в возрасте от 5 до 15 лет [13].
Дети школьного возраста осуществляют значительную часть своей активной познавательной деятельности с помощью воображения. Их игры - плод бурного воображения, поэтому они с большим энтузиазмом занимаются творчеством. Психологической основой, которой является творческое воображение. Ведь когда процесс обучения сталкивается с необходимостью осмысления абстрактного материала и ему нужны аналогии с общим недостатком жизненного опыта, именно воображение приходит на помощь ребенку [4].
Воображение у ребенка-школьника развивается так, что создаваемые образ все больше и больше соотносятся с практикой.
1.2. Психолого-педагогические условия развития воображения у учащихся средствами учебного предмета (технологии)
Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения. Именно школьный возраст является сенситивным для развития воображения, причем именно воображения творческого – продуктивного. Ребенком накоплен определенный опыт, развита память, в том числе, эмоционально-образная, что является платформой для появления наряду с репродуктивным, воображения продуктивного [24].
Задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся. Особенно актуальным является развитие детского воображения, которое имеет свои специфические особенности в зависимости от возраста и пола ребенка. Давно известно, что для развития воображения наиболее перспективным является школьный возраст. Именно в этом возрасте начинают активно развиваться большинство психических процессов, которые взаимосвязаны с воображением. Среди них: развитие мышления, памяти, внимания, речи и восприятия.
По мнению многих отечественных психологов, данные психические явления возникают и формируются в процессе разнообразных видов деятельности ребенка, к которым относятся игры, учеба, физический труд и общения с окружающими. Именно поэтому необходимо для нормального развития названных процессов приобщать школьников к активной деятельности, какой и выступает технология [28].
В этом случае перед школой встает немаловажная задача развития творческих возможностей подрастающего поколения, и это требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встает вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной [3].
Главная задача школы - обеспечить развитие личности ребенка. Учителя, обеспечивают реализацию условий развития воображения при обучении учащихся, с одной стороны, способствуют его становлению, а с другой, определяют большую вероятность сохранения творческого воображения и в дальнейшей деятельности взрослого человека.
Многие психологи, педагоги, методисты обращались к теме развития
воображения детей. Без достаточно развитого воображения не может
успешно протекать учебная работа школьника. Основное условие развития
воображения ребёнка включение его в самую разнообразную деятельность.
В процессе развития ребёнка развивается и воображение. Чем больше
ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее
будет активность его воображения – основы всякой творческой деятельности.
У каждого ребёнка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей [27].
В процессе обучения воображение школьника активно включается в целенаправленную деятельность. Ребёнок должен постоянно воссоздавать образы по описательным сведениям, схемам и чертежам. Для полноценной работы воссоздающего воображения необходимо, с одной стороны, качественное описание изучаемых явлений, предметов, правильное построение схем, а с другой стороны, запас представлений, имеющихся у школьника. Этот запас учащимся необходимо постоянно пополнять.
На сегодня существует большое количество программ, методик, приемов, ставящих своей целью развитие воображения. Поэтому, важно именно в начальной школе включать задания на развитие воображения в материал уроков, что помогает развивать и формировать новые виды и элементы воображения учащихся.
Тема развития воображения на уроках технологии актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности учащегося, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного освоения детьми новых знаний, но также является условием творческого преобразования имеющихся у них знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в большой степени обуславливает результативность учебной деятельности в школе [31].
Каждый педагог, который имеет целью развить воображение учащихся, должен подходить к проведению занятий нетрадиционно. Кроме привычных обучающих методов необходимо использовать развивающие. Разнообразные формы работы стимулируют школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений. С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании воображения именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования.
Развитие творческого воображения учащихся на уроках технологии через проектную деятельность воспитывает активного гражданина общества, творчески подходящего к любой проблеме и творчески её разрешающего, что является одной из важнейших задач современной технологической подготовки учащихся [21].
Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Всё это составляющие личности. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Но есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это игра. Использование при изучении технологии игровых ситуаций способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, чувство времени, точность, координацию движений, пространственные представления и т. д. [23].
1.3. Роль уроков технологии на развитии воображения у учащихся
Положительно на развитии воображения у школьников влияют многие учебные дисциплины, а в особенности дисциплины гуманитарно-художественного направления: музыка, изобразительное искусство и т. д. Нас же интересуют именно уроки технологии, на которых развитию воображения способствует возможность школьника создать что-либо своими собственными руками [20].
На уроках технологии происходит творческий поиск идеи, который представляет собой сложный процесс - внутреннюю работу души учащегося, его фантазию, воображение, мечту. Любое интересное впечатление, эмоциональное переживание может дать толчок вдохновению и озарению.
На занятиях ребята учатся внимательно всматриваться в окружающий мир, не только «смотреть», но и, главное, - «видеть». Нужный образ тогда можно найти буквально под ногами: в узоре упавших осенних листьев, в причудливых линиях веток на фоне заката, в форме, рисунке и цвете камня. Не обязательно полностью переносить увиденное в изделие, достаточно, оттолкнувшись от него, развить идею или образ, включить воображение.
Другое средство пробудить интерес к творчеству у детей, проводить с ними экскурсии в музеи декоративно - прикладного искусства, вместе посещать всевозможные выставки, показывать иллюстрации лучших произведений искусства, собранных в музеях мира. Никогда не знаешь заранее, какое из полученных впечатлений явится тем импульсом, который приведёт к возникновению художественного образа [2].
В процессе трудового обучения, могут быть использованы разнообразные материалы, как чисто природные, так и являющиеся продуктом переработки промышленности. Опишем кратко промышленные материалы и их влияние на воображение школьника. Как упоминалось выше, воображение присутствует в любом процессе человеческой деятельности, и, в принципе, любой процесс можно считать творческим. Но здесь нашей целью является не только выявить «наиболее творческий» процесс, но и выявить процесс наиболее продуктивный, с точки зрения развития воображения. Строго говоря, здесь нами исследуется единый процесс создания новых объектов из некоего «сырья». Выясним, какие из используемых материалов в наибольшей степени способствуют развитию воображения [6].
Основной группой промышленных материалов, используемых на уроках технологии, являются бумага, нитки, ткань, спички и т.д. Перечисленные компоненты – прямой продукт природы (деревья, растения, шерсть животных), хотя и после некоторой переработки. Данная группа материалов может «сослужить» большую пользу воображению школьника, так как развивает творческое воображение в более значительной степени.
На уроках технологии обычно используют следующие простые природные материалы: семена, солому, бересту, ветки, шишки, листья,
ракушки, орехи, каштаны, ягоды, овощи и многое другое. Природный материал сам по себе – кладовая фантазии и игры воображения [25].
А если соединить его с ловкостью рук, то все можно «оживить», дать как бы вторую жизнь. Изготовление игрушек и поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования природных материалов в деятельности ребенка обращал внимание еще А. С. Макаренко. Он указывал, что они «...ближе всего к нормальной человеческой деятельности...», что в них «...есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии». Труд с природным материалом оказывает большое влияние не только на воображение, но и на развитие мышления и внимания, на умственное развитие учащихся в целом. Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у учащихся формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Как упоминалось выше, природный материал сам по себе является «кладезем воображения». Следовательно, процесс творения из природного материала стимулирует напряжение и сосредоточение всех умственных и физических возможностей человека, в данном случае школьника. При систематических занятиях данным видом деятельности, происходит неизбежное развитие не только определенных физических навыков и умственных процессов в целом, но и развитие всех видов воображения, в частности. В наибольшей степени это относится именно к творческому (продуктивному) воображению [38].
Основным условием развития творческого воображения является система индивидуально подобранных творческих проектов. В любой сфере человеческой деятельности необходимо творчество. Благодаря нему возможно движение общества к прогрессу. В психологии возрастает интерес к проблемам развития воображения, а через него, как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека [21].